Проектная технология как средство диагностики ключевых компетенций учащихся

Алиева Адила Исмат кызы

 

Проектная технология как средство диагностики ключевых компетенций учащихся

Уча других, мы учимся сами.

                                       Лу́ций А́нней Се́нека

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Под компетенцией мы мыслим результат образования, готовность ученика для достижения поставленной цели. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования.

 Проектная деятельность:

Уже шестой год, в своей педагогической практике, я активно использую проектную деятельность -  как основу формирования ключевых компетенций учащихся.  Суть проектной деятельности состоит в том, чтобы сделать её средой для формирования и развития ключевых компетенций учащихся,  так как она дает возможность:      

·        освоения  новых способов деятельности на интегрированном содержании;

·        появления опыта соорганизации ресурсов для достижения цели;

·        стимулировать практическую деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций;

·        конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.

Задача проектной деятельности

·        Помочь учащимся интегрировать знания по естественнонаучным предметам (химии, биологии, географии, экологии);

·        Формировать навыки работы над презентацией;

·        Помочь учащимся научиться составлять алгоритм деятельности;

·        Развивать навыки работы в группе, дружелюбность, ответственность;

·        Развивать навыки публичного выступления, умение отвечать на вопросы, защищать свою точку зрения;

·        Развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать;

 

Организация проектной деятельности

Работу над проектом можно  вести в урочное  и во внеурочное время. На уроке или во внеурочное время очерчивается общая проблема, происходит актуализация данной проблемы, затем учащиеся разбиваются на несколько групп 3-5 человек, выбирают проблему, над которой будут работать. Как учитель я заранее предлагаю темы проектов, а также инструктирую учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Дети обычно выбирают долгосрочные проекты.

Таким образом, проект  может являться естественнонаучным, практико-орентированным, межпредметным, групповым.

 

 

 

 

Ожидаемый результат:

·        Учащиеся должны уметь работать с информационными источниками по выбранной теме, связанными с естественнонаучным направлением.

·        Уметь составлять алгоритм деятельности;

·        Научиться интегрировать знания по различным естественнонаучным дисциплинам и применять их на практике;

·        Развить навыки работы с дополнительной литературой и Интернетом;

·        Научиться распределять обязанности по силам, работать в группах;

·        Уметь, используя полученные знания, с помощью средств Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point подготовить презентацию.

 

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.   

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразо­вания. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Во первых выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся об­ращаются к учебникам и учебно-методической литературе и интернету. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы  хорошо вписывается в учебный  процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.

Итогом проектной деятельности для меня и учащихся, является не только участие, но и стабильно высокая результативность, которые из года в год становятся победителями, призерами конкурсов и конференций. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что при правильной организации  работы и своевременной обученности учащихся основам проектной деятельности, а также создании системы такой работы в рамках учебной программы в учреждении дополнительного образования детей позволяет школьникам не только овладеть знаниями в различных областях науки, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения.

Проекты предыдущих лет.

·        Моя малая родина - Чертаново;

·        Эти удивительные кактусы;

·        Раздельный сбор мусора;

·        В здоровом теле здоровый дух;

·        Ради жизни на Земле;

·        Энциклопедия комнатных растений;

·        Растения в городской среде;

·        Сезонные изменения в жизни растений.

 

 

Какие ключевые компетенции развивала у учащихся:

 

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, осваивание новой профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др.

2.Общекультурные компетенции, т.е. круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности;

3.Коммуникативные компетенции,умение представить себя, написать письмо, анкету, задать вопрос, брать интервью, вести дискуссию и др

4.Учебно-познавательные компетенции, имеется в виду самостоятельная познавательная деятельность, добыванием знаний непосредственно из реальности;

5.Информационные компетенции, умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее, используя информационные технологии.

 

Каждый человек меня в чем-то превосходит; и в этом смысле мне есть чему у него поучиться.

                             

                                   Ральф  Эмерсон