Проектная технология как средство диагностики ключевых компетенций учащихся
Проектная технология как средство диагностики ключевых компетенций учащихся
Уча других, мы учимся сами.
Лу́ций А́нней Се́нека
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
Под компетенцией мы мыслим результат образования, готовность ученика для достижения поставленной цели. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования.
Проектная деятельность:
Уже шестой год, в своей педагогической практике, я активно использую проектную деятельность - как основу формирования ключевых компетенций учащихся. Суть проектной деятельности состоит в том, чтобы сделать её средой для формирования и развития ключевых компетенций учащихся, так как она дает возможность:
· освоения новых способов деятельности на интегрированном содержании;
· появления опыта соорганизации ресурсов для достижения цели;
· стимулировать практическую деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций;
· конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.
Задача проектной деятельности
· Помочь учащимся интегрировать знания по естественнонаучным предметам (химии, биологии, географии, экологии);
· Формировать навыки работы над презентацией;
· Помочь учащимся научиться составлять алгоритм деятельности;
· Развивать навыки работы в группе, дружелюбность, ответственность;
· Развивать навыки публичного выступления, умение отвечать на вопросы, защищать свою точку зрения;
· Развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать;
Организация проектной деятельности
Работу над проектом можно вести в урочное и во внеурочное время. На уроке или во внеурочное время очерчивается общая проблема, происходит актуализация данной проблемы, затем учащиеся разбиваются на несколько групп 3-5 человек, выбирают проблему, над которой будут работать. Как учитель я заранее предлагаю темы проектов, а также инструктирую учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Дети обычно выбирают долгосрочные проекты.
Таким образом, проект может являться естественнонаучным, практико-орентированным, межпредметным, групповым.
Ожидаемый результат:
· Учащиеся должны уметь работать с информационными источниками по выбранной теме, связанными с естественнонаучным направлением.
· Уметь составлять алгоритм деятельности;
· Научиться интегрировать знания по различным естественнонаучным дисциплинам и применять их на практике;
· Развить навыки работы с дополнительной литературой и Интернетом;
· Научиться распределять обязанности по силам, работать в группах;
· Уметь, используя полученные знания, с помощью средств Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point подготовить презентацию.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Во первых выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам и учебно-методической литературе и интернету. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.
Итогом проектной деятельности для меня и учащихся, является не только участие, но и стабильно высокая результативность, которые из года в год становятся победителями, призерами конкурсов и конференций. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что при правильной организации работы и своевременной обученности учащихся основам проектной деятельности, а также создании системы такой работы в рамках учебной программы в учреждении дополнительного образования детей позволяет школьникам не только овладеть знаниями в различных областях науки, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения.
Проекты предыдущих лет.
· Моя малая родина - Чертаново;
· Эти удивительные кактусы;
· Раздельный сбор мусора;
· В здоровом теле здоровый дух;
· Ради жизни на Земле;
· Энциклопедия комнатных растений;
· Растения в городской среде;
· Сезонные изменения в жизни растений.
Какие ключевые компетенции развивала у учащихся:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, осваивание новой профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др.
2.Общекультурные компетенции, т.е. круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности;
3.Коммуникативные компетенции,умение представить себя, написать письмо, анкету, задать вопрос, брать интервью, вести дискуссию и др
4.Учебно-познавательные компетенции, имеется в виду самостоятельная познавательная деятельность, добыванием знаний непосредственно из реальности;
5.Информационные компетенции, умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее, используя информационные технологии.
Каждый человек меня в чем-то превосходит; и в этом смысле мне есть чему у него поучиться.
Ральф Эмерсон