Моя педагогическая концепция
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на вопросы: как жить? зачем жить?
На первое место ставлю учителя словесности. Правда, в наши дни это определение несколько устарело, но мне, если честно, оно очень нравится.
В течение нескольких лет я вхожу в класс, и с каждым годом все более убеждаюсь: до чего же это непросто – учить людей. На меня надеются, мне хотят верить, за мной идут! А если так, то я должна соответствовать, отвечать требованиям своего времени, иметь определенные цели, решать трудные задачи.
Я всегда помню: от меня, именно от меня, зависит, какими людьми войдут в жизнь те ребята, чьи тетради изо дня в день громоздятся на моем рабочем столе, кого веду я от темы к теме, из класса в класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_pedagogicheskaya_koncepciya.docx | 14.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
«Моя педагогическая концепция»
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на вопросы: как жить? зачем жить?
На первое место ставлю учителя словесности. Правда, в наши дни это определение несколько устарело, но мне, если честно, оно очень нравится.
В течение нескольких лет я вхожу в класс, и с каждым годом все более убеждаюсь: до чего же это непросто – учить людей. На меня надеются, мне хотят верить, за мной идут! А если так, то я должна соответствовать, отвечать требованиям своего времени, иметь определенные цели, решать трудные задачи.
Я всегда помню: от меня, именно от меня, зависит, какими людьми войдут в жизнь те ребята, чьи тетради изо дня в день громоздятся на моем рабочем столе, кого веду я от темы к теме, из класса в класс.
«Литература – это главный школьный предмет, который должен быть ориентирован, прежде всего, на формирование (или точнее – выращивание) души», - писала Г. Н. Кудина.
Просветление души – вот как я расцениваю влияние учителя литературы на учеников.
Мои уроки литературы – это уроки–диалоги. Не обязательно ученику воспринимать Евгения Онегина так же, как его воспринимаю я. Я боюсь единообразия. Это приводит к отчуждению. Я не боюсь того, что мои ученики выскажут неверные мнения о произведении и его героях, не требую однозначного отношения к искусству. Помогаю разобраться в авторском замысле, в идейно – эстетическом содержании произведения.
Страшно то, что школьники говорят и пишут об изученных в школе книгах и образах одно и совершенно по-другому относятся к ним в душе, думают и чувствуют. Чтобы добиться положительного результата, я иногда за устные ответы не ставлю оценок. Тогда обсуждение произведения получается более откровенным.
Я помогаю своим ученикам максимально раскрыть свои возможности, поощряю поиск нестандартных решений, учу школьников, вдумчиво читая, размышлять над прочитанным.
На своих уроках я развиваю творческие способности учеников. Начиная с 5 класса, я пишу с ними творческие сочинения, учу составлять устный и письменный отзыв о прочитанной книге, вдумываясь в авторское отношение к героям и событиям.
Ребятам хочется говорить. И когда им хорошо и радостно, и когда им грустно, что всё вокруг покрывается тёмными красками. Смотришь на их лица в школе, сердечные и старательные, задиристые и хитроватые. А что кроется там, в душе у каждого? Очень часто за маской веселья, безразличия, независимости скрыт свой мир, неповторимый, полный особых мыслей, желаний, тайн. Именно в творческих работах они раскрывают свой внутренний мир.
«Если бы я был взрослым…» Именно так называлась коротенькая работа, предложенная пятиклассникам. Достойна внимания следующая работа: «Некоторые взрослые люди не щадят природу. Они безжалостно ломают деревья, кусты, загрязняют реки, особенно летом. Когда я смотрю на остатки красоты, прямо плакать хочется. Нет, когда я стану взрослой, такого никогда не сделаю и не разрешу другим варварски обращаться с природой». (Бекренёва Юля).
Часто думаю, по какой шкале оценивать такие работы? Традиционно? Баллами за откровение, порой за крик души? Тут, определённо, нужно что-то другое. Я пишу для каждого что-то своё, чтобы подбодрить, и помочь советом, и пожурить, если только возникает такая необходимость.
В сельской местности нет музея, картинной галереи. Но я люблю наши необъятные степи. Свою любовь передаю ученикам. Но иногда в памяти возникают такие названия, как Тарханы, Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново, Третьяковская галерея и т. п., а в душе – зависть, но только не чёрная…
Но у нас в учебниках есть репродукции картин великих художников. Мои ученики пишут сочинения.
Музыка и литература. И таким содержанием наполнен мой урок.
Звучит классика, и я вижу лица своих учеников. Нет, это не рок, рэп. Это классика! Ребята чувствуют, как сливаются два вида искусства: живое слово поэта и музыка!
«Почему Чайковский и Есенин так образно, нежно писали о Родине, один - музыкой, другой – стихами», - задаю вопросы ребятам. Потому что Родина для них – самое дорогое, сокровенное. Они помогают нам увидеть её неповторимую красоту, её величие, помогают почувствовать глубокую любовь к ней. И за это мы им бесконечно благодарны.
Всё воспитывает: и состояние кабинета, и внешность учителя, и вежливая грамотная речь, и внимательность, доброта к детям и т. д. Буквально всё.
Постоянно произношу своим ученикам слова В. А. Сухомлинского: «Вы живёте среди людей… проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».