Как вести нескучные уроки!
Предварительный просмотр:
Совет первый
Порадуйтесь неправильному ответу
___Если задание выполняется неверно из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем верный вариант, запланированный педагогом. Важнее включить в работу активность, пусть не точно направленную, чем заглушить ее страхом ошибки.
___Еще хуже - закрепить у учеников установку: сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а потом я сделаю, если буду уверен, что получится. В таком случае союз детей и учителя распадается на лидерство взрослого и иждивенчество ребенка, равноправие исчезает, игра умирает. Останется один труд, вся радость от которого — «когда же дядя или тетя похвалит».
Совет второй
Будьте готовы к неожиданностям
___Какое бы предложение (сыграть, показать, выполнить, суметь) ни высказал учитель, он должен исходить из реальных возможностей данной группы. Которые, кстати, выясняются не сразу.
___Учителю нужно быть не только готовым к каким-то своим промахам, но и ждать каких-то достижений. И все препятствия, встречающиеся в социо-игровой работе, рассматривать как содержание (!) занятий, видеть в них сущность своих задач. А в их преодолении — сущность развития ребенка и группы.
Совет третий
Не бойтесь отказа
___Самое неприятное — отказ некоторых детей от участия в предложенной игре (задании, упражнении). Чтобы преодолеть отказ, учителю нужно иметь на вооружении специальный набор упражнений — такой, чтобы «отказники» могли найти в себе уверенность для участия в общей работе.
___Педагоги по-разному относятся к отказам детей — в зависимости от симпатий. Симпатичным они доверяют, поэтому их отказы воспринимают как сигнал о том, что ситуация оказалась педагогически непродуманной. В отказах же несимпатичных они видят злой умысел. ___Но столкновение с детским отказом перестает быть страшным, если учитель настроен воспринимать отказ от работы не как личное оскорбление, а как своевременную подсказку, подаренную самим ребенком.
___Поэтому представьте, что отказ исходит от вашего любимого ученика, а еще лучше — от нескольких любимых. Это поможет стряхнуть шоры и увидеть чудесный выход.
Совет четвертый
Не разжевывайте смысл задания
___Часто дети говорят: мы не начинаем выполнять задание, потому что ничего не поняли. Но это совсем не означает необходимости разжевывать задания так, чтобы уж ничего не оставалось отгадать, сообразить, понять самому ребенку.
___В социо-игровых заданиях доля самостоятельности исполнителя обязательно должна расти от раза к разу. Тогда дети могут почувствовать: «не понял» — это, наверное, просто поосторожничал, поленился подумать и попробовать.
___И если они увидят, как кто-то из них пробует, и поймут, что в этом нет ничего страшного, то число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться.
Совет пятый
Умейте порадоваться шуму
___Часто у учителя в классе возникает недовольство посторонним шумом, таким естественным при повышении активности учеников. Хорошо бы, видя конкретную ситуацию и детей, каждый раз давать себе отчет, вреден ли шум, возникающий на местах.
___Если педагог посчитает шум вредным, то нужно или сменить упражнение, или в упражнении дать задание большему числу детей, или еще более конкретизировать задание. Когда же шум является результатом общей активности, направленной на выполнение задания, то лучше начинать показы на «площадке» с тех, кто редко решается выступать, но только что активно работал на месте, не для зрителей.
___Чаще всего шум происходит от стихийно возникшей репетиции-подготовки на местах. И педагогу скорее нужно радоваться, что его задание вызывает у детей желание работать.
___Случается, что когда одна группа показывает другим свои результаты, некоторые (у кого опыт работы в микрогруппах мал) смотрят невнимательно — в результате в классе возникает «звуковой фон». Учителю необходимо либо терпеливо дождаться того времени, когда дети откроют для себя интерес в слушании результата работы других, либо проверить общую организацию задания.
___Скажем, такой пример. Каждая группа сочиняет историю и для запоминания делает на бумаге какие-то рисунки или записи. Когда подойдет время рассказать историю другим, все слушающие будут продолжать вносить в свои листочки поправки и не смогут остановить внутригруппового обсуждения своего рассказа. Отсюда общее невнимание и шум. Этого можно не допустить, улучшив общую организацию: когда время истечет, все группы складывают свои рабочие листочки в одно место (скажем, в ларец) и рассаживаются для слушания в новом углу — в новой мизансцене, которая помогает переключать внимание с подготовки на восприятие работы других. Хозяин ларца (им может быть и учитель, и ученик) не глядя достает любой рабочий листок. Узнавшая свой листок группа и начинает показ…