Я - классный руководитель. Колькина пятёрка

 

Быль.  

     Чего  греха  таить.  Не  любил  и  не  хотел  Николай  трудиться. 
Вот  футбол  или  хоккей -  пожалуйста.  В  школе  на своих  хороших  способностях  выезжал. Если  интересно,  выслушает  в  одно  ухо  учителя   в  промежутке  между  своими  более важными  делами. Без  особого  труда  на всякий  случай  запомнит,  если  знает,  что  вот-вот  должны  его  спросить.  Решать  дома  задачи  ему  просто  некогда  было,  да  и  неохота.  В  конце  концов,  для чего  тогда  существуют  в  школе  перемены  и  зубрилы-  отличники?
Свою  «зарплату» оценки,  в  основном   тройки, - принимал  равнодушно,  будто  не  ему  вовсе  они  были  нужны,  а  занудным  учителям.  Так  прошла  его  пятилетняя  в  школе   жизнь.  Без  радости,  но  и  без  особых  печалей.   Есть  дела  поинтересней .                                                                                          


В  шестом (по-теперешнему  седьмом)  классе произошла  заминка.            image
     По  физике,  которую  Колька  не  то  что  совсем  не  любил.
Бывало и  заинтересовывался.  Природная  тяга  к  технике  брала  свое.
  Наступил  конец  четверти,  а  оценки  в журнале – самые  что  ни на  есть  противоположные:  только  двойки  и пятерки.
Ни  троек,  ни  четверок  попросту  не  было. Не  было,  да  и  все.  Откуда  им  быть, если  пятерки  ему  ставили  за  догадливость,  природный   ум.                                               image  
    Ну, а о  двойках  что  говорить? И  так  всем  ясно. 
К примеру,  вызовут  тебя  к  доске  задачу  решать  по  физике.  Шпаргалку не  получишь. Подскажут  незаметно  для  учителя   формулу.  А  она не  по-нашему  пишется. Это  все  равно  что  тебя  по-китайски иероглифы ни с того,  ни с сего  заставят  читать. Что  в  них  разберешь? 
Пока  ждешь  звонка,  тянешь  время,  делаешь  вид,  что  думаешь.  А его,  звонка,  когда  надо,  не  дождешься.  Вот  и  двойка.  Ну и  пусть. Все равно  за четверть  успевать  будет.  Там  уже  три пятерки  стоят.   
  Можно  было  бы  и не  вызывать  человека  к  доске.  Нечего  делать  этим  учителям,  вот  и  мучают  они  бедных  учеников. А  тут  еще  этот конец  четверти. Скоро  каникулы,  вот  счастье-то!  Ни  тебе  тетрадей, ни  учебников,  ни  звонков! Спи  себе,   сколько  хочешь.  А  в  оставшееся  время  гоняй  мяч  или  шайбу.  
Да  и  мультики  все  без  исключения – твои. 


Размечтался,  а  учительница  его фамилию  называет.  С  классом  совет  держит:  что  ставить  Николаю  за четверть?
  -Тройку, -  без  колебания  ответил  единым  выдохом  класс.
  -Нет. -  Возразила  я.  – Троек   у него  нет  ни  одной.  Будем  ставить  одну  оценку из  двух: либо -  пять,  либо -  два.   
         Класс  замер  в  удивленном  молчании.  Как  же  так? Двойку – несправедливо:  ведь  есть  и  пятерки.  А  отлично?  Многовато,  если  честно. Всем  известно:  учить    не  хочет,  задачи  решать  не  умеет. Какая пятерка?  Что-то  мудрит  учительница.
    А я рассуждала  про  себя  иначе.  Средняя  арифметическая  оценка -  не  для  этого  смышленого  мальчишки.


Как  его  научить  трудиться? Почему он  не  желает  работать  систематически? Да  потому  что  уверен:  абсолютным  двоечником  не  станет  никогда.  Выручит  память. Убеждения  не  помогали.  Он  делал  вид.  Что  оценки  его  совсем  не  интересуют.     Так  ли  это?
Разве  не  розовели  его (совсем  чуть-чуть)  щеки, когда  ему  ставили отличную  оценку, да  еще  и  хвалили: «Молодец!».  Разве не  бросал  он при  этом  незаметного  взгляда  на  парту,  где  сидела…? 
  А  что  если  рискнуть?
  Класс  напряженно  думал  над  причудами  учительницы,  совершенно  уверенный  в  том,  что  только  «Тройка»  может  короновать  буйную  безмятежную  голову   одноклассника.


 - Поскольку  мы  с  вами  не  можем  найти  решения, давайте  спросим  у  Николая.  Если  он  сможет  дать  слово,  что  будет  готовиться   к  урокам  регулярно,  обещаю  поставить  высшую  оценку  в  кредит.
    Ну  и  вопросик!  С  растерянным  видом  смотрит  мальчик  на  учителя.  Дать  слово? А  не трудно  ли  будет  его  сдержать?  Обмануть  невозможно,  здесь  дело  чести.  Но  и  двойка  ему  тоже  ни  к   чему.   С  нею,  с  двойкой,  и  каникул  никаких  не  будет.  Замучают  родители  и  учителя.  Что  делать?   
Пока  он  размышлял, я  не  стала  торопить   с  ответом.
        Объявила оценки  за  четверть  остальным  ученикам.  Спросила,  не  хочет  ли  кто--нибудь   получить  более  высокую  оценку,  раздала  желающим  карточки  с  заданиями.  Перед  концом  урока  только  напротив  Колькиной  фамилии в  журнале  была  пустая  клеточка.


- Буду  учить,  - хоть  и  тихо,  но  твердо  проговорил,  наконец,  мальчик.  Так  в  его  жизни  впервые  появилась  пятерка  за  четверть.  Пусть  не  совсем  твердая. Но  если  постараться – что,  он не  сумеет,  что  ли?
Я поняла  это  по  глазам  мальчика.
   Прошли  недели,  месяцы. Спрашивала  его почти  на  всех  уроках  физики.   Шестой  класс Николай  закончил с  совершенно  твердой  оценкой  «5»   по  физике.                                                           
Ну  кто  теперь  может  сомневаться  в  том,  что риск – благородное  дело?


   Сказать  по совести, я рисковала  немногим. Знала,  ЧТО  СЛОВО  МАЛЬЧИК  УМЕЛ  ДЕРЖАТЬ.  Оставалось  только  дело  за желанием.
К  сожалению, по  многим  другим  предметам,  кроме  физкультуры и  труда,  в дневнике  его  стыдливо  гнули  головы   серенькие   «тройки».  Такие  же,  как  всеобщее очень  среднее образование.

 Автор: ИТОГИ КОНКУРСА «РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР. ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ: ВМЕСТЕ ИЛИ РЯДОМ?» ЧХА
      Специальные дипломы:
Зоя Соснина
    Произведение: "Колькина пятерка. Зарисовка для школьников и учителей"
    Ссылка: http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=231209&pid=127&nom_id=336