Я - классный руководитель. Колькина пятёрка
Быль.
Чего греха таить. Не любил и не хотел Николай трудиться.
Вот футбол или хоккей - пожалуйста. В школе на своих хороших способностях выезжал. Если интересно, выслушает в одно ухо учителя в промежутке между своими более важными делами. Без особого труда на всякий случай запомнит, если знает, что вот-вот должны его спросить. Решать дома задачи ему просто некогда было, да и неохота. В конце концов, для чего тогда существуют в школе перемены и зубрилы- отличники?
Свою «зарплату» оценки, в основном тройки, - принимал равнодушно, будто не ему вовсе они были нужны, а занудным учителям. Так прошла его пятилетняя в школе жизнь. Без радости, но и без особых печалей. Есть дела поинтересней .
В шестом (по-теперешнему седьмом) классе произошла заминка.
По физике, которую Колька не то что совсем не любил.
Бывало и заинтересовывался. Природная тяга к технике брала свое.
Наступил конец четверти, а оценки в журнале – самые что ни на есть противоположные: только двойки и пятерки.
Ни троек, ни четверок попросту не было. Не было, да и все. Откуда им быть, если пятерки ему ставили за догадливость, природный ум.
Ну, а о двойках что говорить? И так всем ясно.
К примеру, вызовут тебя к доске задачу решать по физике. Шпаргалку не получишь. Подскажут незаметно для учителя формулу. А она не по-нашему пишется. Это все равно что тебя по-китайски иероглифы ни с того, ни с сего заставят читать. Что в них разберешь?
Пока ждешь звонка, тянешь время, делаешь вид, что думаешь. А его, звонка, когда надо, не дождешься. Вот и двойка. Ну и пусть. Все равно за четверть успевать будет. Там уже три пятерки стоят.
Можно было бы и не вызывать человека к доске. Нечего делать этим учителям, вот и мучают они бедных учеников. А тут еще этот конец четверти. Скоро каникулы, вот счастье-то! Ни тебе тетрадей, ни учебников, ни звонков! Спи себе, сколько хочешь. А в оставшееся время гоняй мяч или шайбу.
Да и мультики все без исключения – твои.
Размечтался, а учительница его фамилию называет. С классом совет держит: что ставить Николаю за четверть?
-Тройку, - без колебания ответил единым выдохом класс.
-Нет. - Возразила я. – Троек у него нет ни одной. Будем ставить одну оценку из двух: либо - пять, либо - два.
Класс замер в удивленном молчании. Как же так? Двойку – несправедливо: ведь есть и пятерки. А отлично? Многовато, если честно. Всем известно: учить не хочет, задачи решать не умеет. Какая пятерка? Что-то мудрит учительница.
А я рассуждала про себя иначе. Средняя арифметическая оценка - не для этого смышленого мальчишки.
Как его научить трудиться? Почему он не желает работать систематически? Да потому что уверен: абсолютным двоечником не станет никогда. Выручит память. Убеждения не помогали. Он делал вид. Что оценки его совсем не интересуют. Так ли это?
Разве не розовели его (совсем чуть-чуть) щеки, когда ему ставили отличную оценку, да еще и хвалили: «Молодец!». Разве не бросал он при этом незаметного взгляда на парту, где сидела…?
А что если рискнуть?
Класс напряженно думал над причудами учительницы, совершенно уверенный в том, что только «Тройка» может короновать буйную безмятежную голову одноклассника.
- Поскольку мы с вами не можем найти решения, давайте спросим у Николая. Если он сможет дать слово, что будет готовиться к урокам регулярно, обещаю поставить высшую оценку в кредит.
Ну и вопросик! С растерянным видом смотрит мальчик на учителя. Дать слово? А не трудно ли будет его сдержать? Обмануть невозможно, здесь дело чести. Но и двойка ему тоже ни к чему. С нею, с двойкой, и каникул никаких не будет. Замучают родители и учителя. Что делать?
Пока он размышлял, я не стала торопить с ответом.
Объявила оценки за четверть остальным ученикам. Спросила, не хочет ли кто--нибудь получить более высокую оценку, раздала желающим карточки с заданиями. Перед концом урока только напротив Колькиной фамилии в журнале была пустая клеточка.
- Буду учить, - хоть и тихо, но твердо проговорил, наконец, мальчик. Так в его жизни впервые появилась пятерка за четверть. Пусть не совсем твердая. Но если постараться – что, он не сумеет, что ли?
Я поняла это по глазам мальчика.
Прошли недели, месяцы. Спрашивала его почти на всех уроках физики. Шестой класс Николай закончил с совершенно твердой оценкой «5» по физике.
Ну кто теперь может сомневаться в том, что риск – благородное дело?
Сказать по совести, я рисковала немногим. Знала, ЧТО СЛОВО МАЛЬЧИК УМЕЛ ДЕРЖАТЬ. Оставалось только дело за желанием.
К сожалению, по многим другим предметам, кроме физкультуры и труда, в дневнике его стыдливо гнули головы серенькие «тройки». Такие же, как всеобщее очень среднее образование.
Автор: ИТОГИ КОНКУРСА «РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР. ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ: ВМЕСТЕ ИЛИ РЯДОМ?» ЧХА
Специальные дипломы:
Зоя Соснина
Произведение: "Колькина пятерка. Зарисовка для школьников и учителей"
Ссылка: http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=231209&pid=127&nom_id=336