Роль семьи в развитие детской одаренности: опыт психолого-педагогической поддержки и социального взаимодействия

 

Для нашей страны значимо все, что связано с формированием интеллектуальной элиты. О проблеме одаренности написано очень много, но об организации совместной деятельности школы и с семьей, где растет такой ребенок, информация практически отсутствует.

Согласитесь, такие дети незаурядны и требуют незаурядных форм развития и индивидуального подхода.

Я убеждена, что эффективность воспитания такого ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению одаренного ребенка, и участвуют в ее реа­лизации.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Значительное место в системе моей работы как классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Так на каждом родительском собрании я демонстрирую отчет (это может быть видео, фотоматериалы, отзывы, комментарии, анализы тестирований) о происходящем в классе. Готовлю материал о предстоящих событиях, даю им характеристику, объявляю их значимость для классного коллектива. Наши родители настолько загружены, что им не всегда хватает времени поговорить с ребенком, обсудить, в то же время не все дети сами рассказывают родителям о школьной и внешкольной жизни. Когда родители смотрят такой своеобразный отчет, причем взгляд со стороны (мой взгляд на события), видят своего ребенка во взаимоотношениях с другими – это дает им возможность пережить те чувства и эмоции, если бы они были бы рядом со своим ребенком.

Уже второй год в нашем классе работает пресс-центр и выпускается газета «Пятерочка», закрепленных ребят нет, над каждым номером работает сборная группа, темы статей предлагают либо сами дети, либо я предлагаю необходимые вопросы.

Практика моей работы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися подходят следующие формы:

В меньшей степени, но присутствует форма «Посещение семьи»— эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи я знакомлюсь с условиями жизни ученика. Беседую с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирую родителей об успехах их ре­бенка, даю советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д. Очень редко выхожу в семью, только когда вижу, что это действительно необходимо (когда родители слабо идут на контакт) или  в младших класса дети сами приглашали на дни рождения и по приглашению я посещала семью, не навязывая свое присутствие.

Переписка с родителями— письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. В моей работе уже традиционным стало использование дневника для переписки, электронного почтового ящика, через который я могу общаться с учеником и его родителями, обмениваясь файлами  с информацией (домашняя работа, тесты, дополнительные материал), в большие праздники подписываю и рассылаю поздравительные открытки каждой семье. Моя страничка есть в социальной сети «Одноклассники», «В контакте», «Skyp, есть минусы такого общения (взлома страницы), но для меня это определенный контроль и участие в жизни ребенка. В неформальной обстановке происходит общение с родителями, которым так общаться проще.

Очень популярны Открытые уроки, которыеобычно организую с целью ознакомления родителей с программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Хотя бы один-два раза в полугодие даю возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

В классах одаренные дети встречаются единично, поэтому нужно использовать различные приемы, с помощью которых будет интересно всем учащимся в классе. Например, метод для активизации мыслительных процессов:

Вопросы для обычного ребенка:

Вопросы для одаренного ученика:

назовите, расскажите, перечислите,

опишите, изложите по порядку,

придумайте другой вариант,

что вам больше всего не нравится

сформулируйте, установите, соотнесите, покажите взаимосвязь, суммируйте, объясните смысл,

объясните причины, классифицируйте, разработайте новый вид

 

 

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. Уроки проводятся в нестандартной форме (так в ноябре прошлого года показали родителям интегрированный урок биологии и литературы, где каждый ребенок проявил не только знание предмета, но и творческие способности, для каждого ребенка мне удалось создать ситуацию успеха).  Такой день завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Индивидуальные тематические консультации.Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пре­небрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности.

Хорошей традицией для моего класса стали совместные выезды на природу, походы, экскурсии в другие города (Санкт-Петербург, Золотое кольцо, Казань, Волгоград). Традиционно празднуется День матери (обычно сами дети готовят для мам программу, праздник празднуем в воскресенье в рамках клуба выходного дня), хэллоуин (дети совместно с родителями думают над костюмами), конкурс строевой подготовки (в первый год участвовало 11 человек от класса, на следующий 16 человек, в этом году уже первого сентября дети изъявили желание участвовать).

Как должен вести себя педагогу  в общении с одаренными детьми?

Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе субъектно-объектных отношений: «Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю». Для одаренных детей такой стиль не приемлем. «Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир». А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен быть смелым и энергичным, склонным к экспериментированию, учитель должен обладать творческим стилем деятельности. Я являюсь аспирантом третьего года обучения на кафедре Общая педагогика УлГПУ, активно участвую в инновационной работе гимназии по здоровьюсбережению, провожу открытые уроки для учителей и заместителей директоров на городских и областных семинарах, опыт моей работы обобщен на конференциях различного уровня.

Невольно приходят на память слова А.П. Чехова, сказанные однажды: «Можно лгать в любви, в политике, в медицине, можно обмануть людей, но в искусстве обмануть нельзя». Эти слова непреходящи на все времена и в учительской профессии, ведь каждый урок – искусство общения с детьми, искусство учителя так преподнести учебный материал, чтобы школьникам (пусть не всем!) захотелось узнать больше, прочитать, сходить в библиотеку, посмотреть в интернете. Именно поэтому цель педагога – помочь ребенку раскрыть все заложенные в нем задатки, пройти вместе с ним путь, на котором он не только будет «открывать» для себя новые знания, новые грани мира, но и познавать самого себя, свою уникальность, свою роль и место в окружающем мире. Эта задача кажется достаточно трудной, но ведь и самый легкий, и самый тяжелый путь начинаются с первого шага. Без всего этого невозможна наша работа.