Статья: МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

 

        «Инновации в образовании», «реформирование российской школы»,  «модернизация»  – пестрят заголовки газет, интернет-статей, рубрики форумов. В последние десятилетия изменения затронули не только систему образования,   проводятся  институциональные реформы в   экономической, политической, социальной сферах.  Наряду с позитивными результатами реформ следует отметить, что в стремлении изменить прежний уклад, в погоне за западными идеями, в эпоху американизации культур мы забыли о  собственных национальных традициях, духовности и нравственности нашего общества.  Мы переживаем мучительное время, когда в стране рушатся  идеалы, устои человеческой морали.

            Именно школа отражает и несёт в себе все проблемы нашего общества. Социальный заказ определяет образовательные стандарты, которые школа реализует на практике.

            Мы, учителя, стараемся улучшить образовательный процесс: изучаем авторские программы, педагогические концепции и технологии, экспериментируем, анализируем, снова экспериментируем… Но почему так часто звучат негативные замечания в адрес школы?  Почему наши дети нередко безразличны, бессердечны?  Почему растет подростковая  преступность? Почему ежедневно мы сталкиваемся с детской жестокостью?

             «Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее», - писал Барбюс А.

            Будущее... Какое оно? Сегодня  остро встают вопросы сохранения физического здоровья (менее 22% детей, приходящих в первый класс школы, полностью здоровы; здоровых выпускников в России лишь 2,5% — такие цифры прозвучали на Европейском Конгрессе по вопросам школьной медицины, состоявшемся в Москве в июне 2011 года.) и нравственной культуры детей. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества», - писал Теодор Рузвельт.

            Интеллект или воспитанность?  Что важнее - воспитание или обучение? До сих пор не утихают споры ученых, педагогов, родителей. Посмотрим в глубь веков. «Воспитание и только воспитание — цельшколы» (Песталоцци И.) «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание». (Сент-Экзюпери А.)   

             Поэтому в своей работе на первое место я ставлю воспитательные задачи. Доброта, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине - вот те качества, которые я стараюсь воспитать в своих детях. Я хочу научить своих воспитанников счастью человеческого общения, из которого складывается наша жизнь, взаимопонимания. Моя цель – найти тот «золотой ключик», который откроет внутренний мир ребенка, позволит увидеть  лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию. Моя задача – научить детей верить в себя,  делать правильный выбор, увлечь их процессом познания,  развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. 

             Это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Я стараюсь сделать свои уроки интересными, увлекательными и познавательными. Но уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись современными методиками, новыми технологиями. Нужен ещё и нелёгкий труд души. Главное - понять, что ребёнок - Человек, у которого собственное представление о мире и свои чувства.  Мы часто снисходительно относимся к детским проблемам, считая их незначительными, забываем, что ребенок острее чувствует одиночество, непонимание.  Доброе слово, ласковый взгляд, улыбка – этого бывает достаточно, чтобы появилась уверенность, желание познавать и творить. На это не нужно много времени, которого у учителя катастрофически не хватает. Сегодня и у родителей нет времени (зачастую и желания) поговорить с сыном или дочерью, обсудить прошедший день, события. Родителей волнуют материальные составляющие, что немаловажно в нашей жизни, а ребенку остается раздражение, усталость.  На собраниях спрашиваю родителей: «Знаете, чем живет Ваш ребенок? Какие книги читает?...» Родители стыдливо опускают головы.

            В.А. Сухомлинский когда-то утверждал, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире».   Эти слова стали главным постулатом  в моей работе.

            Содружество и сотрудничество учителя и учащихся, совместное творчество, а главное – любовь к детям. Вот три кита, на которых строится моя педагогическая деятельность.

            Профессия учителя предоставляет огромные возможности творчества, это профессия, в которой необходимо постоянно расти над собой, самосовершенствоваться, искать новые методы и пути, профессия, в которой,  отдавая часть своей души, получаешь в ответ любовь и уважение своих учеников. И как учитель я вижу свое предназначение не только и не столько в том, чтобы научить детей премудростям науки, сколько в том, чтобы помочь им определиться в жизни, направить их по верному пути.

            Учителю литературы и русского языка в этом плане оказывает неоценимую помощь его предмет -  русская литература, обладающая высоким гуманизмом, сеющая в душах учеников  ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ.  Если учитель любит свой предмет,  живет им,  пропуская через сердце и душу, то и учащиеся не останутся равнодушными на уроке. А значит, будут диспуты, споры, в которых рождается ИСТИНА. 

            Учитель - прежде всего друг, которому доверяют. Учитель обязан быть искренним. Любая фальшь  способна разочаровать, ранить юные души.  «Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие» (Писарев Д.И.)

            Я принимаю детей такими, какие они есть, стараюсь быть терпимее к ошибкам. Делаю акцент на успехах, пусть даже небольших, мало заметных, а у ребенка возникает вера в свои возможности и желание учиться. Я пытаюсь поднять  их до своего нравственного уровня, не боясь, что они чего–то не поймут. 

            Я радуюсь, когда после звонка ученики не выбегают из класса, а задерживаются, чтобы получить ответ на волнующий вопрос, продолжить разговор, начатый на уроке, просто постоять рядом. Значит, я все сделала правильно, урок получился.

            Я счастлива, когда дети спрашивают, а будет ли дополнительное занятие, не забыла ли я, что обещала им помочь создать презентацию к уроку, найти  вместе интересный материал об авторе или произведении. Значит, я им нужна, они нуждаются во мне.

            Мне приятно, когда утром ребята встречают меня в фойе школы и провожают до кабинета, веселые и приветливые. Значит, я не напрасно стала учителем, они ждут меня.

            «Сердце отдаю детям»  назвал свою книгу  В.А.Сухомлинский, эти слова стали девизом моей работы.

            Изменяется социальный заказ, совершенствуются образовательные технологии и методики, но незыблемыми остаются нравственные основы бытия. Современному обществу нужны не только образованные люди, но и воспитанные, творческие, способные  анализировать, адекватно оценивать создавшуюся ситуацию и принимать самостоятельные решения.

            Заканчивая урок,  я размышляю, стал ли мой урок проповедью Добра, Чести, Совести. Звенит звонок, и я говорю ребятам: «Урок окончен». Но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться за стенами класса, вне школы. И продолжать его будет сама ЖИЗНЬ.