Письмо лингвиста об Олимпиадах
На сайте «gramma.ru» вышла статья о Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку.
http://www.gramma.ru/KOL/?id=1.65 ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ЛИНГВИСТА
о Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку
(Москва, окружной этап, 11 класс, 10.12.2011)
Больная тема, поскольку у нас было вот такое:
8 класс.
(Из текста)
Задание:расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки (до 10 баллов).
Гиган…ские кроны д…ревьев позволяют рас…мореть только клочья з…ри.
В течении… вечера изредк… раздаст…ся клич… какой(то) птицы. Так проходили вечера а дни я посв…щал усадьб… которая была (по)истн…е пр…красна.
В тексте необходимо раскрыть скобки и вставить буквы более чем в 50 случаях. Проверяющие должны дополнительно просчитать цену каждой орфограммы.
Описки и опечатки – полбеды. Пришлось сказать детям, выдержав их иронично-снисходительные улыбки, что они грамотные и разберутся.
Но как быть с некорректными формулировками заданий, несоответствием заданий и ответов, отсутствием критериев и их размытости по оцениванию творческой части олимпиадных заданий?
9 класс.
Задание 2.
Какие древние названия букв славянской азбуки встречаются в приведённом ниже тексте? Напишите эти буквы. Какие из них сохранились в современном алфавите и что они теперь обозначают? (по 0,5 балла за их современное значение, 2 балла за слова с буквами ЕРЫ и ЯТЬ) (УЖЕ всё сказано и названо! Для чего задание?)
Еръ да еры упали с горы,
Ерь да ять – некому поднять.
На мой взгляд, бессмысленнее задания, его формулировки и условий оценивания быть не может.
В ответах для экспертов читаем:
Ъ – ер (твёрдый знак), Ь – ерь (мягкий знак), ЪI– еры (Ы), □ – ять (отсутствует).
Ни разу не видела, чтобы «ять» изображался квадратиком. К тому же в задании просят написать буквы, а в критериях оценивания про это уже забыли.
Задание 10.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Каков человек, такова и его речь» (Сократ). (до 10 баллов).
Для проверяющих:
При проверке письменных ответов (без сочинения) учитывается грамотность. При наличии грубых ошибок снижаются баллы: за орфографическую ошибку – 0,3 балла; за пунктуационную ошибку – 0,2 балла.