Одаренный ребенок в школе
Процесс выявления одаренных учащихся в школе очень многогранен, он требует подробного изучения со всех сторон личности учащегося. Диагностика определяется не только по отношению к ученику, в этом процессе участвуют учителя и родители учащихся. Но часто возникает вопрос: "Кто они, одаренные дети?"
Произнося словосочетание "одаренные дети", мы говорим о детях которые качественно отличаются от сверстников. Но нас мучают некоторые вопросы:
- Какой он- «одаренный ребенок»?
- Как определить «одаренность» у ребенка?
- Одарен он, или нет?
- Что за ней скрывается?
Обычно одаренностью называют – генетически обусловленный компонент способностей. Реально она всегда существует лишь в динамике, то есть в постоянном развитии. Вся психика человека – результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения.
Большинство ученых традиционно склоняются к тому, что одаренность – суммарное, общее личностное свойство. Иначе говоря, если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности.
Бытует мнение, что одаренность включает в себя две основные составляющие, Это высокий уровень интеллектуальных и творческих способностей. Попробуем разобраться что они в себя включают:
Креативность – способность придумывать нечто новое, представляющее определенную ценность, способность преодолевать традиционные представления и стереотипы и создавать продукты и идеи, опережающие свое время.
Интеллект – общий термин для обозначения способностей, необходимых для выполнения широкого спектра заданий; способность извлекать пользу из своего прошлого опыта; способность усваивать новую информацию и приспосабливаться к новым ситуациям
Проявленную, очевидную одаренность, замеченную психологами, педагогами, родителями, принято называть "актуальной".
По виду деятельности одаренность бывает
- Интеллектуальная
- Коммуникативная
- Художественно- эстетическая
- Духовно-ценностная
- Практическая
По форме проявления
- Явная или актуальная
- Скрытая или потенциальная
К одаренным детям в школе мы относим учащихся, у которых:
- Интеллектуальные способности выше среднего уровня;
- Творческие способности;
- Способность к быстрому усвоению и отличная память;
- Любопытство и любознательность;
- Стремление к знаниям;
- Высокая личностная ответственность;
- Самостоятельность суждений;
- Позитивная Я-концепция
Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.К 8 годам достигается 90% развития интеллекта; По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не отличаются. Эти условия развития одаренности у ребенка мы должны учитывать.
Одаренные дети различаются по степени одаренности:
- Первая— сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
- Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %.
- Третья — собственно одаренные (15‑25 %).
- Остальные дети входят в пределы нормы (70 %)
А также имеют различия по типу характера:
- 1-й тип подвижный, веселый, коммуникабель-ный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.
- 2-й тип замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый пугливый.
Говорят что одаренные дети очень уязвимы, на самом деле это так и есть. Еще в 1880, изучались причины уязвимости одаренных детей, в связи с этим рассматриваются следующие факторы:
Причины уязвимости одаренных детей.
1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано.
2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.
Процесс выявления одаренных учащихся в школе очень многогранен, он требует подробного изучения со всех сторон личности учащегося. Диагностика определяется не только по отношению к ученику, в этом процессе участвуют учителя и родители учащихся
Рекомендации родителям от психолога по воспитанию одаренного ребенка.
- Помните, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
- Постарайтесь создать благоприятную атмосферу общения с ребенком.
- Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
- Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Любознательность одно из ведущих качеств личности одаренного ребенка.
- Прислушивайтесь к вопросам ребёнка, отмечайте, чем ребёнок предпочитает заниматься, наблюдайте за его естественными интересами и изучайте их.
- Выявлять такие интересы, которые у Вас с ребёнком могут совпадать, для успешного их развития.
- Необходимо организовать дополнительные занятия по развитию той или иной сферы интересов , в которой ребенок проявляет себя в большей степени.
Удачи Вам и Вашим детям!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennyy_rebenok-kto_on.pptx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Одаренный ребенок»-кто он? Какой он- «одаренный ребенок»? Одарен, или нет? Как определить «одаренность»? Что за ней скрывается?
Одаренность системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми суммарное, общее личностное свойство человека.
Интеллект + Креативность = Одаренность? Креативность – способность придумывать нечто новое, представляющее определенную ценность, способность преодолевать традиционные представления и стереотипы и создавать продукты и идеи, опережающие свое время. .
Интеллект + Креативность = Одаренность? Интеллект – общий термин для обозначения способностей, необходимых для выполнения широкого спектра заданий; способность извлекать пользу из своего прошлого опыта; способность усваивать новую информацию и приспосабливаться к новым ситуациям
Виды одаренности По виду деятельности Интеллектуальная Коммуникативная Художественно- эстетическая Духовно-ценностная Практическая По форме проявления Явная Скрытая
Одаренные дети Интеллектуальные способности выше среднего уровня; Творческие способности; Способность к быстрому усвоению и отличная память; Любопытство и любознательность; Стремление к знаниям; Высокая личностная ответственность; Самостоятельность суждений; Позитивная Я-концепция
Условия развития одаренности Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта; По результатам диагностики интеллект 12 -летних подростков и уч-ся 11 -х классов существенно не отличаются.
Степень одаренности Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч. Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %. Третья — собственно одаренные (15‑25 %). Остальные дети входят в пределы нормы (70 %)
Типы характеров одаренных детей 1-й тип подвижный, веселый, коммуникабель-ный , открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер. 2-й тип замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый пугливый.
Причины уязвимости одаренных детей Стремление к совершенству Ощущение неуязвимости Нереалистические цели. Сверхчувствительность. Потребность во внимании взрослых. Нетерпимость.
Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся Работа с учащимися Работа с педагогами Работа с родителями Педагог-психолог
Желаем удачи Вам и Вашим детям!!!