Одаренный ребенок в школе

Процесс выявления одаренных учащихся в школе очень многогранен, он требует подробного изучения со всех сторон личности учащегося. Диагностика определяется не только по отношению к ученику, в этом процессе участвуют учителя и родители учащихся. Но часто возникает вопрос: "Кто они, одаренные дети?"

Произнося словосочетание "одаренные дети", мы говорим о детях которые качественно отличаются от сверстников. Но нас мучают некоторые вопросы:

  • Какой он- «одаренный ребенок»?
  •  Как определить  «одаренность» у ребенка?
  •  Одарен он, или нет?
  •  Что за ней скрывается?

Обычно одаренностью называют – генетически обусловленный компонент способностей. Реально она всегда существует лишь в динамике, то есть в постоянном развитии. Вся психика человека – результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения.

Большинство ученых традиционно склоняются к тому, что одаренность – суммарное, общее личностное свойство. Иначе говоря, если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности.

Бытует мнение, что одаренность включает в себя две основные составляющие, Это высокий уровень интеллектуальных и творческих способностей. Попробуем разобраться что они в себя включают:

Креативность – способность  придумывать нечто новое, представляющее определенную ценность, способность преодолевать  традиционные представления и стереотипы и создавать продукты и идеи, опережающие  свое время.

Интеллект – общий термин для обозначения способностей, необходимых для выполнения широкого спектра заданий; способность извлекать пользу из своего прошлого опыта; способность усваивать новую  информацию и приспосабливаться к новым ситуациям

Проявленную, очевидную одаренность, замеченную психологами, педагогами, родителями, принято называть "актуальной".

По виду деятельности одаренность бывает

  • Интеллектуальная
  • Коммуникативная
  • Художественно- эстетическая
  • Духовно-ценностная
  • Практическая

По форме проявления

  • Явная или актуальная
  • Скрытая  или  потенциальная

К одаренным детям в школе мы относим учащихся,  у которых:

  • Интеллектуальные способности выше среднего уровня;
  • Творческие способности;
  • Способность к быстрому усвоению и отличная память;
  • Любопытство и любознательность;
  • Стремление к знаниям;
  • Высокая личностная ответственность;
  • Самостоятельность суждений;
  • Позитивная  Я-концепция

Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.К 8 годам достигается 90% развития интеллекта;   По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов    существенно не отличаются. Эти условия развития одаренности у ребенка мы должны учитывать.

Одаренные дети различаются по степени одаренности:

  • Первая— сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
  • Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %.
  • Третья — собственно одаренные (15‑25 %).
  • Остальные дети входят в пределы нормы (70 %)

А также имеют различия по типу характера:

  • 1-й тип подвижный, веселый, коммуникабель-ный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.
  • 2-й тип  замкнутый, тихий,  размышляющий,  застенчивый пугливый.

Говорят что одаренные дети очень уязвимы, на самом деле это так и  есть. Еще в 1880, изучались  причины уязвимости одаренных детей, в связи с этим  рассматриваются следующие факторы:

Причины уязвимости одаренных детей.

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано.

2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Процесс выявления одаренных учащихся в школе очень многогранен, он требует подробного изучения со всех сторон личности учащегося. Диагностика определяется не только по отношению к ученику, в этом процессе участвуют учителя и родители учащихся

Рекомендации родителям от психолога по воспитанию одаренного ребенка.

  • Помните, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
  • Постарайтесь создать благоприятную атмосферу общения с ребенком.
  • Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
  • Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Любознательность одно из ведущих качеств личности одаренного ребенка.
  • Прислушивайтесь к вопросам ребёнка, отмечайте, чем ребёнок предпочитает заниматься, наблюдайте за его естественными интересами и изучайте их.
  •  Выявлять такие интересы, которые у Вас с ребёнком могут совпадать, для  успешного их развития.
  • Необходимо организовать дополнительные занятия по развитию той или иной сферы интересов , в которой ребенок проявляет себя в большей степени.

Удачи Вам и Вашим детям! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennyy_rebenok-kto_on.pptx1.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Одаренный ребенок»-кто он? Презентацию подготовила педагог-психолог Ныркова Л.Б. МОУ «СОШ№4» с.Сотниковское

Слайд 2

«Одаренный ребенок»-кто он? Какой он- «одаренный ребенок»? Одарен, или нет? Как определить «одаренность»? Что за ней скрывается?

Слайд 3

Одаренность системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми суммарное, общее личностное свойство человека.

Слайд 4

Интеллект + Креативность = Одаренность? Креативность – способность придумывать нечто новое, представляющее определенную ценность, способность преодолевать традиционные представления и стереотипы и создавать продукты и идеи, опережающие свое время. .

Слайд 5

Интеллект + Креативность = Одаренность? Интеллект – общий термин для обозначения способностей, необходимых для выполнения широкого спектра заданий; способность извлекать пользу из своего прошлого опыта; способность усваивать новую информацию и приспосабливаться к новым ситуациям

Слайд 6

Виды одаренности По виду деятельности Интеллектуальная Коммуникативная Художественно- эстетическая Духовно-ценностная Практическая По форме проявления Явная Скрытая

Слайд 7

Одаренные дети Интеллектуальные способности выше среднего уровня; Творческие способности; Способность к быстрому усвоению и отличная память; Любопытство и любознательность; Стремление к знаниям; Высокая личностная ответственность; Самостоятельность суждений; Позитивная Я-концепция

Слайд 8

Условия развития одаренности Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта; По результатам диагностики интеллект 12 -летних подростков и уч-ся 11 -х классов существенно не отличаются.

Слайд 9

Степень одаренности Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч. Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %. Третья — собственно одаренные (15‑25 %). Остальные дети входят в пределы нормы (70 %)

Слайд 10

Типы характеров одаренных детей 1-й тип подвижный, веселый, коммуникабель-ный , открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер. 2-й тип замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый пугливый.

Слайд 11

Причины уязвимости одаренных детей Стремление к совершенству Ощущение неуязвимости Нереалистические цели. Сверхчувствительность. Потребность во внимании взрослых. Нетерпимость.

Слайд 12

Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся Работа с учащимися Работа с педагогами Работа с родителями Педагог-психолог

Слайд 13

Желаем удачи Вам и Вашим детям!!!