Материалы для подготовки к ГИА
Опубликовано 17.11.2011 - 17:43 - Бочкарёва Лидия Александровна
Данный материал я собрала в сети Интернета (спасибо коллегам), что-то переработала, что-то оставила без изменения. Рекомендую своим девятиклассникам и всем желающим при подготовке к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhatoe_izlozhenie._praktikum.rar | 265.96 КБ |
Подписи к слайдам:
Часть 2
Практикум по подготовке к сжатому изложению
2
Цели нашего занятия:
научиться выделять микротемы;
составлять план, собирать рабочие материалы;
использовать различные приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение).
ПОВТОРИМ!
Выделяя микротемы текста, мы тем самым составляем его план, хорошо составленный план – отличное подспорье для написания изложения.
ПОПРОБУЕМ!
(Текст есть у вас на столах)
Микротема. — тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста.
1.Мамы давно уже нет… А
я всё ещё мысленно
говорю: «Прости меня,
Мама…»
2. Мы порой
Чересчур уж бездумно
принимаем жертвы
матерей своих
3. Естественной обязана
Быть наша готовность
противостоять благородной
«неразумности»
материнских щедрот.
4. «В муках мы мать
вспоминаем»,
5. Вовремя, при жизни их,
должны мы сказать всё
доброе и сделать для них
всё доброе
Прости меня, мама
Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.
«Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?»
Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.
«В муках мы мать вспоминаем», - писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт…» - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах, если б навеки так было!»
Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно… Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама… (По А. Алексину)
284 слова
Микротемы
Текст
Памятка:
приемы сокращения текста
исключение дополнительной информации;
замена однородных членов обобщающим словом,
исключение причастных и деепричастных оборотов, средств выразительности;
трансформация сложных предложений в простые;
замена прямой речи косвенной.
КОНКРЕТИЗИРУЕМ:
Исключения
Исключать можно:
-вводные слова,
- однородные члены предложения,
-повторы,
-однотипные примеры,
-риторические вопросы, восклицания,
-цитаты,
-детали, не влияющие на ход мыслей,
-пояснения, описания, рассуждения,
-слова-предложения, которые могут быть удалены без ущерба для
текста.
При исключении необходимо:
Выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли
текста слова.
Убрать подробности и детали.
Объединить полученное, используя основные средства связи между
предложениями
Обобщение или объединение
1.Парцеллированные предложения.
2.Ряд предложений, связанных одной
мыслью.
3. Части сложных предложений.
4.Конкретные единичные факты, события,
явления.
При объединении необходимо:
1.Найти в тексте мелкие единичные факты.
2. Выявить общее.
3. Объединить факты на основе общего.
4. Сформулировать оставшееся в
предложения.
Замена
Заменять можно:
-однородные предложения обобщающим словом;
- сложные предложения простыми;
части предложения или ряд предложений
общим понятием или выражением;
- прямую речь косвенной;
- часть текста одним предложением.
При замене необходимо:
-Найти слова, смысловые части или предложения,
которые можно сократить с помощью замены
обобщающим словом.
- Сформулировать данное предложение.
Попробуем на практике.
Сократим первый абзац
Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. (119 слов)
Используем разные приёмы
А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Это прямая речь. ЗАМЕНЯЕМ:
А я всё еще мысленно прошу у мамы прощения.
Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. – Это предложения с однородными членами.
ИСКЛЮЧАЕМ ИХ, ЗАМЕНЯЯ ДРУГИМИ СЛОВАМИ:
Она всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились, уважали меня. я тоже старался спасти её от житейских невзгод, торопился выполнить её просьбы.
А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Сложное предложение,
ИСКЛЮЧАЕМ ПРИДАТОЧНОЕ: Но нужных слов не нашёл, не высказал.
Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.
ПРОБУЕМ ИСКЛЮЧИТЬ ВВОДНЫЕ СЛОВА (УВЫ, СЛУЧАЛОСЬ),
ЗАМЕНИТЬ РЯД ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОДНИМ ВЫРАЖЕНИЕМ: Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Как часто я забывал позвонить, раздражался по пустякам, А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины.
Сейчас уже не позвонишь, не прибежишь, не выскажешь.
Поздно.
Итак, что же у нас получилось?
Мамы давно уже нет…А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины.
Сейчас уже ничего не исправишь.
Поздно. (80 слов)
Пользуясь разными приёмами сжатия текста, попытайся максимально сократить его.
«Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?»
Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.
«В муках мы мать вспоминаем», - писал Н. А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт…» - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах, если б навеки так было!»
Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно… Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама
Подсказка
Синий цвет – предложения с прямой речью.
Зелёный – сложные предложения.
Фиолетовый парцеллированное предложение.
Чёрный цвет – повторы.
Проверим?...
Какой-то поэт призывал беречь матерей, а я бы добавил: « Надо их беречь, как они нас». Но это призыв красивый, но нереальный. Только мать способна на жертвы, мы же лишь бездумно принимаем жертвы матерей, не задумываясь, не отдаёт ли мать последнее, то, без чего не может выжить на земле человек.
Надо разумно и с благодарностью принимать материнские щедроты.
Некрасов писал: «В муках мы мать вспоминаем». Когда нам трудно, мы обращаемся к ней. И трудности отступают, потому что рядом мама. Но так было только тогда, когда она была жива…
То в реальности, то мысленно склоняюсь я над гранитной плитой. Как жаль, что я вовремя не сказал матери добрых слов, не сделал добрых дел… Прости меня, мама!
(113слов)
113 +80 =193 ( А в исходном тексте было 284 слова).
Таким образом, мы свою задачу выполнили, сумели:
1. Передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.
2. Правильно применить не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее микротем текста.
3. Сохранили смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения
Текст из контрольной работы по русскому языку в 9 классе
(в формате новой формы итоговой аттестации).
АДМИНИСТРАЦИЯ
г. Владимира
Управление образования
ГОРОДСКОЙ
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР
metod@gimc.elcom.ru