Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили : “Как делаются
открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И
вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и
делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно,
Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал в том числе
и на собственное открытие более правильной и точной картины мироздания,
изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, он из
озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том,
чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать
на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не
останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности
людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а
норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление
человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец,
использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о
существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро
в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной
деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
coobshchenie.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили : “Как делаются
открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И
вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и
делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно,
Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал в том числе
и на собственное открытие более правильной и точной картины мироздания,
изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, он из
озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том,
чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать
на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не
останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности
людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а
норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление
человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец,
использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о
существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро
в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной
деятельности.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы
и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется
постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям
. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится
основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит
(поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают
вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом
поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает
эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно
влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание
психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые
под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и
направленность.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения
школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного учебная
работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации
деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной
деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и
оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство
обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех
учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он
доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с
охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной
деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только
трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения
необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный
интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и
как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на
результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией
ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В
интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие
организации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все
важнейшие проявления личности.
Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он
учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый
из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя
ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое
время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе –
важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой
мотив недолго сохраняет свою силу.
К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у
первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит
первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения
ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении
таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе
обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему
хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
II Формирование познавательных интересов в обучении.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности
школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в
учении.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить
по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных
предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной
организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников –
это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания
учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях,
являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Каковы же пути осуществления этой задачи?
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал,
который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение,
заставляет удивляться . Удивление - сильный стимул познания, его первичный
элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он
находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна сова
за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну
зерна, и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все
время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к
удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что
предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а
отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на
фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного
интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.
Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных,
повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о
которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету,
и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого
сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим
изобретением.
Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей
повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно
новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится
стимулом интереса ученика к познанию.
Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его
чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на
уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.
Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки.
Сейчас, больше чем когда либо, необходимо расширять рамки программ,
знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И
тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса
– сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно
развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а
это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить
привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе
положительные заряды интереса.
Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу
учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.
Самостоятельная работа
Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества
знаний, умений и навыков ученика.
Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Дело в том
что к моменту проверки работы всегда находится в классе 8-10 учеников
которые с заданием не успели справиться, а ждать их – значит терять время.
Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельные работу. Те кто
выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически
переписывают решения в тетради. Организуя таким образом проверку, учитель
в какой-то мере помогает ученикам которые не справились с заданием. Но
верный ли это путь? В конечном итоге в классе образуется группа, которая
изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной работой и
привыкает дописывать задания во время проверки. Как научить ученика
работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные
упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную
последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и
наглядность.
Опорные схемы
Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности
содействует углублению познавательных интересов в большей мере тогда, когда
это осознается учащимися. Именно это и является источником радости.
Проблемное обучение
Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания
фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое
обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.
В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема,
содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.
После объяснения даю самостоятельное задание, чтобы вызвать у детей желание еще и еще раз послушать объяснение.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения.
Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка
увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении
школьника к учению.
Для развития познавательных интересов важно усложнение познавательных
задач.
Для этого интересно использовать предварительную подготовку к восприятию
нового.
Занимательный материал
Одним из средств формирования познавательного интереса является
занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное
вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания,
помогают им усвоить любой учебный материал.
В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют
различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять
арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра
ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда –
стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко
выполнять задания, соблюдать правила игры.
В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества
личности. На своих уроках постоянно использую такие игры : ЛЕСЕНКА,
МОЛЧАНКА, ДЕСАНТНИКИ, “ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ”,ТОЧНО ПО КУРСУ, ПОЕЗД, КОМУ
ПОДАЕТСЯ МЯЧ, и многие другие.
Геометрический материал
Развитию познавательных интересов способствует использование
геометрического материала.
Задания, направленные на развитие внимания
Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для
развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение,
сознание собственного роста.
Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени
его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи – эти и многие
другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность, неуклонно
ведут к формированию стойкого познавательного интереса.
Развитие познавательных способностей
В процессе учебной деятельности школьника, большую роль , как отмечают
психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания,
восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и
совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при
целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и
расширение познавательных возможностей детей.
Эта форма организации познавательной деятельности во многом
зависит от степени сформированости такого познавательного процесса как
внимание.
В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные
на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости,
умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его
на различные предметы и виды деятельности.
Задания, направленные на развитие восприятия и воображения.
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения
действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии
на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности
как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в
окружающем мире, в обществе. Психологические исследования показали, что
одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания
наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более
глубоким.
В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в
самостоятельную деятельность, в наблюдение.
Логическое мышление
Интеллект человека . в первую очередь определяется не суммой накопленных им
знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной
школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать
информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только
действительности, но и абстрактного мира.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно
логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и
закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.
1. Задачи на смекалку
2. Задачи шутки
3. Числовые фигуры
4. Задачи с геометрическим содержанием
5. Логические упражнения со словами
6. Математические игры и фокусы
7. Кроссворды и ребусы
8. Комбинаторные задачи
Задания, направленные на развитие памяти.
Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали
богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных
наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть
человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью.
Например, академик А.Ф.Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но
следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует ее
обладателю хороший интеллект. Психолог Т.Рибо описал слабоумного мальчика,
способного легко запомнить ряды чисел. И все-таки память – это одно из
необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая.
Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.
Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене,
поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится
запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к
запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их
мышления.
Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и
заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и
способностей, расширяет математический кругозор школьников,
способствует математическому развитию, повышает качество математической
подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в
простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее
использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у
него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои
способности.
Комментарии
Развитие познавательного интереса на уроках математики