календарно-таматическое планирование по биологии 11 класс
календарно- тематическое планирование по биологии 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_biologiya_11_kl..doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа №2»
Хангаласского улуса РС (Я)
«Принято» «Утверждаю»
_________________ _________________
Зав. кафедрой предметов Директор школы
естественных наук Аргунов П.М.
Мордвинова Л.С.
«Согласовано»
______________________
Зам. директора по УР
Елфимова М.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к учебнику: Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. «Общая биология»
учителя географии и биологии, к.б.н.: Соромотина Владимира Алексеевича
Класс: 11
Предмет: биология
Профиль: общеобразовательный
Образовательная область: биология
Учебный год: 2009-2010 учебный год.
г. Покровск
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню подготовки выпускников по биологии.
Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (основное общее образование). Требования к уровню подготовки выпускников по биологии. - М.: Дрофа, 2007. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Базовый курс предполагает:
- Создание у школьников представления о биологии как о вполне сложившемся комплексе научных дисциплин, каждая из которых не только решает собственные специфические проблемы, но вносила и вносит вклад в создание единого научного здания биологии, скрепленного рядом устоявшихся принципов.
- Ознакомление учащихся с основами биологической терминологии, систематики, ведущими биологическими школами и течениями, обучение свободному владению «биологическим языком» и специфике "биологического мышления", работе в научных библиотеках.
- Демонстрацию необходимости обращения к смежным дисциплинам, что позволит осознать теснейшие связи биологии с другими областями науки, получить навыки мышления в пограничных областях знаний.
Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность.
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
В 11 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований.
Цели:
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые полностью соответствуют стандарту.
Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, устанавливать взаимосвязи, решать задачи, составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса:
Биология как наука;
Методы научного познания;
Клетка;
Организм;
Вид;
Экосистемы.
Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета. Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь с другими образовательными областями позволяют успешно решать задачи общего среднего образования.
При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Сведения об уровнях организации жизни, эволюции обобщаются, углубляются и расширяются. При этом учитываются возрастные особенности учащихся.
Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения.
Важным структурным компонентом урока является анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью запланировано систематически подводить итоги урока, комментировать работу учащихся по усвоению знаний и овладению умениями.
В программе указано время, отведенное на изучение тем. Оно включает в себя и часы на обобщающие уроки.
Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности, при организации экскурсий учащиеся знакомятся с правилами поведения в природе.
Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником, готовить сообщения. Измерители уровня учебных достижений школьников построены с учетом материалов предлагаемых при сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
На уроках материал курса излагается в эволюционной последовательности, используются различные методы, активизирующие деятельность учащихся. При распределении заданий используется индивидуальный подход к учащимся, учитывается общая учебная нагрузка и интерес учащихся к той или иной проблеме.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информации. Внедрение современных технологий в образовательный процесс является дополнительной возможностью повышения качества обучения учащихся. Новые информационные технологии и программные средства способны помочь более эффективно решать следующие задачи:
- стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности;
- организация индивидуального обучения школьников;
- наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.
Для решения этих задач в программу включены занятия предусматривающие использование мультимедийного оборудования, при объяснении материала применяются мультимедийные презентации, flesh- анимации, видеоматериалы, Интернет-ресурсы.
В 11 классе по программе отводится 35 часов (1 часа в неделю).
Основные требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.
В результате изучения биологии на базовом уровне в 11 классе ученик должен
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная,); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
- выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Учебно-методический комплект:
Учебник: Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006. – 303 с.: ил.
- Дополнительная литература: 1. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г. 2. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г. 3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г. 4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г. 5. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2007
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ БИОЛОГИИ
Класс: 11
Учитель географии и биологии, к.б.н.: Соромотин Владимир Алексеевич
Количество часов: Всего: 35 часов; в неделю: 1 час; резерв: 1 час.
Учебник: Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006. – 303 с.: ил.
- Дополнительная литература: 1. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г. 2. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г. 3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г. 4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г. 5. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2007
№п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | ИКТ | Дом. задание | Примечание | |||
1. Введение – 1 час | |||||||||
1. | Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии. | 1 | |||||||
2. Клетка – единица живого – 16 часов. | |||||||||
Тема № 1 Химический состав клетки – 5 часов. | |||||||||
1(2) | Биологически важные химические элементы. Неорганические соединения. | 1 | |||||||
2(3) | Биополимеры. Углеводы. Липиды. | 1 | |||||||
3(4) | Биополимеры. Белки, строение, функции | 1 | |||||||
4(5) | Нуклеиновые кислоты | 1 | |||||||
5(6) | АТФ и другие органические соединения клетки. Обобщение. | 1 | |||||||
Тема № 2. Структура и функции клетки – 4 часа. | |||||||||
1(7) | Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Лабораторная работа 1. | 1 | |||||||
2(8) | Цитоплазма. Плазматическая мембрана. ЭПС. Комплекс Гольджи, лизосомы. Лабораторная работа 2. | ||||||||
3(9) | Цитоплазма. Митохондрии, пластиды, органоиды движения и включения. | 1 | |||||||
4(10) | Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты. Лабораторная работа3, 4 | ||||||||
Тема № 3. Обеспечение клеток энергией – 3 часа. | |||||||||
1(11) | Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. | 1 | |||||||
2(12) | Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ без участия кислорода. | 1 | |||||||
2(13) | Биологическое окисление при участии кислорода. Обобщение. Лабораторная работа5. | 1 | |||||||
Тема № 4. Наследственная информация и реализация её в клетке – 4 часа. | |||||||||
1(14) | Генетическая информация. Ген. Генотип. Геном. Удвоение ДНК. | 1 | |||||||
2(15) | Образование и-РНК по матрице ДНК. Генетический код. | 1 | |||||||
3(16) | Биосинтез белка. | 1 | |||||||
4(17) | Вирусы. Профилактика СПИДа. Генная и клеточная инженерия. Обобщение по теме. Тестирование. | 1 | |||||||
3. Размножение и развитие организмов – 6 часов. | |||||||||
Тема № 5. размножение организмов – 4 часа. | |||||||||
1(18) | Деление клетки. Митоз. | 1 | |||||||
2(19) | Бесполое и половое размножение. | 1 | |||||||
3(20) | Мейоз. | 1 | |||||||
4(21) | Образование половых клеток. Оплодотворение. | 1 | |||||||
Тема № 6. Индивидуальное развитие организмов – 2 часа. | |||||||||
1(22) | Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. | 1 | |||||||
2(23) | Организм как единое целое. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. | 1 | |||||||
4. Основы генетики и селекции – 12 часов. | |||||||||
Тема № 7. Основные закономерности явлений наследственности – 5 часов. | |||||||||
1(24) | генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. 1 м 2 Законы Менделя. Генетическая символика. | 1 | |||||||
2(25) | Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. 3 Закон Менделя. Решение генетических задач. | 1 | |||||||
3(26) | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Половые хромосомы. | 1 | |||||||
4(27) | Наследование сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генетические задачи. | 1 | |||||||
5(28) | Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Решение генетических задач. Лабораторная работа 2. | 1 | |||||||
Тема № 8. Закономерности изменчивости – 3 – 4 часа. | |||||||||
1(29) | Модификационна и наследственная изменчивость. Комбинации. Лабораторная работа 3, 4. | 1 | |||||||
2(30) | Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова. | 1 | |||||||
3(31) | Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение наследственных болезней человека. Медицинская генетика. | 1 | |||||||
Тема № 9. Генетика и селекция – 4 часа. | |||||||||
1(32) | Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. | 1 | |||||||
2,3(33, 34) | Методы современной селекции. | 2 | |||||||
4(35) | Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование. | 1 |
Учитель географии и биологии, к.б.н.: /Соромотин В.А. /