Слагаемые конкурентоспособности в педагогической среде
Слагаемые конкурентоспособности в педагогической среде.
В начале марта 2010 года на сессии Городского Совета МО город Набережные Челны генеральный директор КамАЗа С.А. Когогин в своем выступлении отметил низкий уровень развития образовательной среды города с точки зрения потребителей услуги – очень затребованный на КамАЗе специалист-иностранец покинул город по достижении ребенком школьного возраста. Город, известный достижениями школьников на олимпиадах, активный и «продвинутый», достаточно современный, оказался неконкурентоспособным в глазах рядовой европейской семьи.
Слагаемые конкурентоспособности педагога, педагогического коллектива: каковы они в современном мире? Три отправных точки конкурентоспособности:
- ответить на запросы потребителя услуги (требования семьи)
- ответить на запросы работодателя (в основном – это государственная, общественная образовательная среда)
- достичь гармонии в собственном внутреннем мире (желать и уметь работать в современном образовательном учреждении).
Каковы запросы семьи, на которые следует ориентироваться педагогу, педагогическому коллективу? Конституция России ориентирует гражданина на равенство прав в получении образования. Однако, уже не одно десятилетие, вопрос уровня образования обсуждается, рассчитывается и до сих пор, пожалуй, утверждать, что существует некий ориентир для педагога, для семьи, нельзя. Сегодня образовательный заказ формируется неконкретно, неточно. Да и возможно ли это сделать, если существует проблема: кто является заказчиком образовательной услуги. Семья? Государство, в лице чиновника разного ранга? В современной образовательной среде затребован тот педагог, который сумеет мобильно ответить на запросы и тех, и этих. Семья заказывает внимательное, профессиональное отношение к своему ребенку. Государство рассчитывает, что педагог, помимо основного предназначения (достижения хороших показателей в работе с большим детским коллективом), безупречно и иные функции исполнит – ремонт в помещении, безупречное ведение документации, выход на дежурство в микрорайоне, участие в разнообразных общественных мероприятиях и т. п.
Все более неоднородным становится состав семьи – социальное расслоение не привело к разделению образовательных учреждений, в дошкольной группе за одним столом будут и ребенок из заботливой семьи, и из семьи социально неблагополучной. Педагог же, отвечая на заказ, (чей?) должен и в этих условиях реализовать программу повышенного уровня (если он желает быть профессионально признанным). Логично было бы разделить образовательные учреждения на категории согласно социального статуса семьи и не требовать от педагога работающего в социальном учреждении наличия победителей олимпиад или работы по программе повышенного уровня в дошкольной группе при попытке заявить о себе как о лидере в образовании.
Статус неудачника, специалиста низкой квалификации – удел значительной части современных педагогов, не сумевших победить в конкурсе, вырастить «звездочку». Вот уже и министерство образования и науки республики ставит задачу избавиться от пассивных, нерезультативных представителей отрасли! Подняться над собственными страхами, доказать самому себе, что ты затребован, интересен, полезен – пожалуй, наиболее сложный компонент борьбы за общественное признание.
Вывод напрашивается неутешительный: нет в современной России конкурентной среды. То, что мы называем конкуренцией на деле выглядит как констатация факта наличия педагогов привлекательных, интересных. Семья, проявляющая интерес к образованию, ищет путь уйти от плохого педагога к более надежному, хорошему. Реальная конкуренция возможна только в среде качественного, сильного образования, а до этого нам ещё далеко. Производство уже активно освободилось от несвойственных функций (например, КамАЗ передал социальную сферу под опеку города), а педагог по-прежнему «и жнец, и швец, и на дуде игрец». Педагоги работают за социальных работников, за коммунальные службы, за общественные организации, оставаясь самой низкооплачиваемой и социально незащищенной категорией работников.
Сегодня конкурентная среда только формируется. Надо учить азбуку конкуренции:
- свобода творческой деятельности;
- обеспечение равных возможностей становления и развития педагога;
- профессионализм высокого качества (способность к достижению конкретно сформулированных целей);
- безупречный профессиональный имидж;
- наличие заказчика, способного стимулировать профессиональный рост;
- овладение культурой отношений между исполнителем и потребителем образовательной услуги;
- мобильность в перемене места жительства, учреждения и т.п. (следование работника за выгодной работой).
Освоим азбуку – и книга напишется. Хотелось бы, чтобы Год Учителя дал старт формированию в обществе особой педагогической среды - высокоинтеллектуальной, достойной общественного признания и уважения, авторитетной, способной служить нравственным ориентиром для подрастающего поколения.