Активизация деятельности обучающихся на уроках русского языка
Активизация учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Преподаватель ГАПОУ СО «Перелюбский Аграрный техникум»
Фофонова Наталья Николаевна
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения.
Главная задача каждого учителя – не только дать обучающимся определенную сумму знаний, но и развивать у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. А этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Они строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению и рефлексиии.
В учебном процессе необходимо применять такие формы, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают интерес к знаниям и индивидуальную ответственность учащихся за результаты своего труда. Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении.
К активным методам обучения можно отнести:
-нетрадиционное начало урока;
-постановку и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций;
-презентацию учебного материала;
-использование индуктивных и дедуктивных логических схем;
-использование форм интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирование различных персонажей;
-нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность;
-игры, ролевые игры, имитационные, дидактические и другие.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у обучающихся благоприятного эмоционального настроя, рабочей ситуации и требует от учителя творческого подхода.
Такие методы, как «Светская беседа», «Новые имена», «Комплименты», «Поздоровайся глазами» помогают наладить контакт в классе, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу, а также динамично начать урок, задать нужный ритм.
Нетрадиционное начало урока предполагает быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления и внимания. Это может быть:
а) рифмованное начало урока;
б) начало урока с элементами театрализации, которое также активирует внимание учеников и вызывает интерес к изучаемому материалу.
Например, урок литературы по теме «Обрядовая поэзия», связанный с приобщением детей к истокам народной культуры, можно начать с выхода детей в национальных костюмах, которые исполнят песни – колядки.
.1. Упражнение «Додумай историю»
1) История про Мишу
Миша был единственным и долгожданным ребёнком в семье. В детстве ему прощалось всё. Учился Миша в школе средне, но друзей у него было много. Миша был весёлым и компанейским парнем, родители постоянно давали ему деньги, которые он с удовольствием тратил с друзьями на пиво.
После школы Миша поступил на коммерческое отделение престижного ВУЗа, и родители купили ему машину. Миша водил плохо, но очень любил одну рискованную игру, резко тормозить перед зазевавшимися прохожими.
Однажды со своими друзьями, напишись пива, они бесцельно катались по городу. Дорогу переходила молодая женщина с девочкой. Миша, как всегда, решил пошутить…
2) История про Диму
Однажды Дима позвал одноклассников к себе на день рождения. Когда родители оставили подростков, Дима предложил всем выпить вина. Выпили. Потом ребята прихватили пачку сигарет, купили пива и пошли гулять.
Погода была тёплая, все сели около воды на железобетонные плиты, стали выпивать и болтать ни о чём. Вдруг Ире стало плохо. Она потеряла сознание. Все испугались. Дима вскочил, чтобы принести воды, но не удержался, упал на плиты и скатился в воду. Ребята запаниковали, они не знали, что делать, кому помочь…
В учебном процессе необходимо применять такие формы, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают интерес к знаниям и индивидуальную ответственность обучающихся за результаты своего труда.Цель метода «Светская беседа» - коммуникативная настроенность, привитие речевого этикета, стремление доставить эстетическое удовольствие партнерам и выразить себя в слове. Метод включает в себя совместное обсуждение этикетно приемлемых тем: погода, музыка, спорт, новости дня. Можно сделать комплимент собеседнику. В каждом есть нечто, что можно искренне похвалить.
Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения детей в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений, служат развитию эмоциональной сферы: вопроса, удивления. Такие, как метод «Ассоциаций», «Мозаика», «Инфознайка», «Кластер», «Мозговой штурм», «Золотой ключик», позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Метод «Ассоциаций» позволяет задействовать образное мышление, память учащихся. Необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке. Первый учащийся получает карточку от учителя и называет ассоциации, которые возникли с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется к учителю. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли. Цели метода «Золотой ключик»: привлечение внимания и мотивация учащихся, активизация мыслительной деятельности, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Учитель говорит, что информация на уроке будет ценной. Чтобы получить к ней доступ, надо найти ключ. Учитель загадывает детям загадку. Записывает на ватмане ассоциации детей, связанные с отгадкой. Отгадка – ключ к двери с важной информации. Учитель открывает 1-ю дверь, раскрывает первую часть темы, подчёркивая совпадения с ассоциациями, названными ребятами. По завершению 1-го раздела требуется найти ключ к комнате со следующей важной информацией и т.д.
Метод «Инфознайка». Цель этого метода - заинтересовать учащихся необычными, удивительными сведениями о родном языке, его истории, о происхождении многих слов и выражений, о пунктуации. Например, о знаках препинания. Роль их настолько велика, что иногда они употребляются даже вместо слов.
Известен факт, что В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней письмо, в котором не было ни одного слова. Письмо состояло из знака препинания «?». Издатель незамедлительно ответил бессловесным письмом: «!»
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестает быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. Один из таких методов «Составление кластера». Кластер (англ. скопление) – это объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. Метод может быть использован на разных этапах урока, а также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие , а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, соединяющие это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Например, составление кластера по теме «Прилагательное».
Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения.
В работе над темой интересно применять ролевые игры, например, тема урока «Язык и речь. Речь устная и письменная». Ролевая игра: «Вы пришли в библиотеку (театр). Охарактеризуйте условия общения. С кем вы будете говорить? Зачем вы пришли? О чем будете говорить? На каком языке? Какое отношение будет в этой ситуации?»
Проведем лингвистический эксперимент. «Как вы произнесете фразу : «Ваш билет» в разных речевых ситуациях: кто-то уронил, а вы подняли и спрашиваете; вы – контролер и просите предоставить билет; проводник раздает билеты по прибытии поезда в конечный пункт».
Тема урока «Части речи».
-Какое значение имеет слово есть в шутливом диалоге? Какой частью речи оно является в каждом предложении?-Мы хотим есть . У вас есть белуга?
-Нет, сэр. Есть бельдюга!-Тоже рыба, сэр!-Ладно, несите.-Есть.
Элементы занимательности используются для привлечения внимания к теме урока, они развивают мышление, поднимают активность обучающихся, помогают создать ситуацию успеха на уроке, помогают осознанию того, что русский язык – не мертвая наука, что язык – живое явление, он развивается, имеет интересные факты в своей истории. Чтобы побольше узнать о своем родном языке, приблизиться к разгадкам его тайн и секретов, понять, почему он считается одним из самых красивых, богатых языков мира.
Схематично-рисуночный прием. Изучая сложноподчиненное предложение, место придаточного по отношению к главному, можно схематично изобразить «медаль» (прямоугольник, а под ним кружок), если придаточное предложение стоит после главного, и «памятник» (кружок, а под ним прямоугольник), если придаточное находится перед главным предложением в СПП.
Эти методы помогают эффективно грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. Приведенные здесь активные методы – лишь малая часть известных на сегодняшний день методов. Их применение обеспечивает активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Активные методы обучения | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Преподаватель ГАПОУ СО «Перелюбский Аграрный техникум»
Фофонова Наталья Николаевна
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения.
Главная задача каждого учителя – не только дать обучающимся определенную сумму знаний, но и развивать у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. А этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Они строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению и рефлексиии.
В учебном процессе необходимо применять такие формы, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают интерес к знаниям и индивидуальную ответственность учащихся за результаты своего труда. Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении.
К активным методам обучения можно отнести:
-нетрадиционное начало урока;
-постановку и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций;
-презентацию учебного материала;
-использование индуктивных и дедуктивных логических схем;
-использование форм интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирование различных персонажей;
-нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность;
-игры, ролевые игры, имитационные, дидактические и другие.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у обучающихся благоприятного эмоционального настроя, рабочей ситуации и требует от учителя творческого подхода.
Такие методы, как «Светская беседа», «Новые имена», «Комплименты», «Поздоровайся глазами» помогают наладить контакт в классе, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу, а также динамично начать урок, задать нужный ритм.
Нетрадиционное начало урока предполагает быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления и внимания. Это может быть:
а) рифмованное начало урока;
б) начало урока с элементами театрализации, которое также активирует внимание учеников и вызывает интерес к изучаемому материалу.
Например, урок литературы по теме «Обрядовая поэзия», связанный с приобщением детей к истокам народной культуры, можно начать с выхода детей в национальных костюмах, которые исполнят песни – колядки.
.1. Упражнение «Додумай историю»
1) История про Мишу
Миша был единственным и долгожданным ребёнком в семье. В детстве ему прощалось всё. Учился Миша в школе средне, но друзей у него было много. Миша был весёлым и компанейским парнем, родители постоянно давали ему деньги, которые он с удовольствием тратил с друзьями на пиво.
После школы Миша поступил на коммерческое отделение престижного ВУЗа, и родители купили ему машину. Миша водил плохо, но очень любил одну рискованную игру, резко тормозить перед зазевавшимися прохожими.
Однажды со своими друзьями, напишись пива, они бесцельно катались по городу. Дорогу переходила молодая женщина с девочкой. Миша, как всегда, решил пошутить…
2) История про Диму
Однажды Дима позвал одноклассников к себе на день рождения. Когда родители оставили подростков, Дима предложил всем выпить вина. Выпили. Потом ребята прихватили пачку сигарет, купили пива и пошли гулять.
Погода была тёплая, все сели около воды на железобетонные плиты, стали выпивать и болтать ни о чём. Вдруг Ире стало плохо. Она потеряла сознание. Все испугались. Дима вскочил, чтобы принести воды, но не удержался, упал на плиты и скатился в воду. Ребята запаниковали, они не знали, что делать, кому помочь…
В учебном процессе необходимо применять такие формы, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают интерес к знаниям и индивидуальную ответственность обучающихся за результаты своего труда.Цель метода «Светская беседа» - коммуникативная настроенность, привитие речевого этикета, стремление доставить эстетическое удовольствие партнерам и выразить себя в слове. Метод включает в себя совместное обсуждение этикетно приемлемых тем: погода, музыка, спорт, новости дня. Можно сделать комплимент собеседнику. В каждом есть нечто, что можно искренне похвалить.
Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения детей в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений, служат развитию эмоциональной сферы: вопроса, удивления. Такие, как метод «Ассоциаций», «Мозаика», «Инфознайка», «Кластер», «Мозговой штурм», «Золотой ключик», позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Метод «Ассоциаций» позволяет задействовать образное мышление, память учащихся. Необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке. Первый учащийся получает карточку от учителя и называет ассоциации, которые возникли с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется к учителю. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли. Цели метода «Золотой ключик»: привлечение внимания и мотивация учащихся, активизация мыслительной деятельности, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Учитель говорит, что информация на уроке будет ценной. Чтобы получить к ней доступ, надо найти ключ. Учитель загадывает детям загадку. Записывает на ватмане ассоциации детей, связанные с отгадкой. Отгадка – ключ к двери с важной информации. Учитель открывает 1-ю дверь, раскрывает первую часть темы, подчёркивая совпадения с ассоциациями, названными ребятами. По завершению 1-го раздела требуется найти ключ к комнате со следующей важной информацией и т.д.
Метод «Инфознайка». Цель этого метода - заинтересовать учащихся необычными, удивительными сведениями о родном языке, его истории, о происхождении многих слов и выражений, о пунктуации. Например, о знаках препинания. Роль их настолько велика, что иногда они употребляются даже вместо слов.
Известен факт, что В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней письмо, в котором не было ни одного слова. Письмо состояло из знака препинания «?». Издатель незамедлительно ответил бессловесным письмом: «!»
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестает быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. Один из таких методов «Составление кластера». Кластер (англ. скопление) – это объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. Метод может быть использован на разных этапах урока, а также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие , а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, соединяющие это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Например, составление кластера по теме «Прилагательное».
Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения.
В работе над темой интересно применять ролевые игры, например, тема урока «Язык и речь. Речь устная и письменная». Ролевая игра: «Вы пришли в библиотеку (театр). Охарактеризуйте условия общения. С кем вы будете говорить? Зачем вы пришли? О чем будете говорить? На каком языке? Какое отношение будет в этой ситуации?»
Проведем лингвистический эксперимент. «Как вы произнесете фразу : «Ваш билет» в разных речевых ситуациях: кто-то уронил, а вы подняли и спрашиваете; вы – контролер и просите предоставить билет; проводник раздает билеты по прибытии поезда в конечный пункт».
Тема урока «Части речи».
-Какое значение имеет слово есть в шутливом диалоге? Какой частью речи оно является в каждом предложении?-Мы хотим есть . У вас есть белуга?
-Нет, сэр. Есть бельдюга!-Тоже рыба, сэр!-Ладно, несите.-Есть.
Элементы занимательности используются для привлечения внимания к теме урока, они развивают мышление, поднимают активность обучающихся, помогают создать ситуацию успеха на уроке, помогают осознанию того, что русский язык – не мертвая наука, что язык – живое явление, он развивается, имеет интересные факты в своей истории. Чтобы побольше узнать о своем родном языке, приблизиться к разгадкам его тайн и секретов, понять, почему он считается одним из самых красивых, богатых языков мира.
Схематично-рисуночный прием. Изучая сложноподчиненное предложение, место придаточного по отношению к главному, можно схематично изобразить «медаль» (прямоугольник, а под ним кружок), если придаточное предложение стоит после главного, и «памятник» (кружок, а под ним прямоугольник), если придаточное находится перед главным предложением в СПП.
Эти методы помогают эффективно грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. Приведенные здесь активные методы – лишь малая часть известных на сегодняшний день методов. Их применение обеспечивает активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.