Доклад на тему: «Основные направления работы воспитателя в общежитии в адаптационный период студентов 1 курса»
Процесс адаптации студентов в условиях общежития непосредственно связан с социальными изменениями в современном обществе различных аспектов жизнедеятельности. В этом учебном году в наше общежитие заселились 86 первокурсников. Главным компонентом адаптации являются: новая социальная среда, новый коллектив, система учебных отношений и новая роль, которые оказывают положительное и отрицательное влияние на процесс приспособления студентов. Процесс адаптации студентов имеет свои механизмы и сложности.
Основными направлениями работы воспитателя в общежитии в адаптационный период являются:
· проведение работы по ознакомлению студентов с правилами внутреннего распорядка;
· составление социально - психологического портрета студентов;
· индивидуальная работа с несовершеннолетними студентами по плану и при необходимости, индивидуальная работа с совершеннолетними при необходимости.
· изучение структуры межличностных отношений;
· оказание практической помощи в период адаптации в общежитии;
· формирование самостоятельности.
Основными приоритетными направлениями воспитательной деятельности являются:
· Формирование ЗОЖ;
· Индивидуальная работа со студентами;
· Психолого-педагогическое сопровождение;
· Гражданско-патриотическое воспитание;
· Профилактика правонарушений;
· Работа студенческого самоуправления;
· Культурно-массовые мероприятия;
· Участие в городских и мероприятиях техникума;
· Работа с общественными организациями;
· Работа с кураторами групп.
При заселении в общежитие студент заполняет анкету, которая содержит очень важные сведения: сколько детей в семье, где и кем работают родители, чем в свободное время любит заниматься студент. Воспитатели и актив общежития берут все на заметку, чтобы заинтересовать танцами, спортом, оформлением стендов и т.д. Задача воспитателя заключается в том, чтобы сохранить желание студента заниматься чем-то полезным.
Процессы адаптации происходят постепенно, т.к. непрерывно возникают изменения и в условиях нашего существования, и в нас самих. Наши студенты попадают иногда под несколько вариантов адаптации:
- вживание в иную культурную среду;
-новый коллектив;
-проживание в общежитии;
-любовь.
Мы знаем также, что период адаптации может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, а также возникновение ряда трудностей студентов, таких как:
- отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
- неумение регулировать поведение, усугубляемое отсутствием контроля со стороны родителей;
- отсутствием навыков самостоятельной работы;
- неумение конспектировать, писать лекции, работать с книгой;
- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
- налаживание быта самообслуживания при переходе из домашних условий в условия общежития.
Основной трудностью, возникающей на первых порах пребывания в студенческом коллективе, является неумение общаться и налаживать контакты со сверстниками и взрослыми.
Очень важным элементом является первое поручение для студента. Здесь проявляется целый комплекс воспитательных моментов. Для одних – боязнь плохо справиться с порученным делом. Для других – возможность показать себя, свои способности, выделиться среди остальных. Происходит формирование первых профессиональных умений и навыков, отношения к выполнению, понимание важности и необходимости этого поручения. Отношение к труду у студентов разное. Вот здесь-то и приходится проявлять свои способности воспитателю. Доказывать, что качественное выполнение задания является обязательным для студента, это часть воспитательного процесса. Для многих процесс адаптации вживание в новую среду, особенно тяжел. Некоторые не умеют самых элементарных вещей: заправить постель, помыть посуду, приготовить еду. То есть не имеют навыков самообслуживания. С такими ребятами работает не только воспитатель, но и студенческий актив.
В нашем общежитии сложились свои традиции по улучшению досуга и социально – бытовых условий, возможность проявления творческих, интеллектуальных и спортивных задатков. Так неотъемлемой частью студенческой жизни стали полюбившиеся всем, и помогающие почувствовать себя полноправным членом большой дружной Семьи, мероприятия «Наша дружная Семья» в котором присутствую трогательные и волнующие моменты, как зажжение свечи символизирующей уют и тепло нового дома. На таких мероприятиях, как акция «Общежитие территория без табака» и мы за «Здоровый образ жизни», где проводятся недели «Меняем сигарету на конфету», рейды актива по профилактике курения, соревнования по футболу на кубок общежития, первенство по теннису «Стремительная ракетка»,- новички включаются в непосредственный процесс участия в жизни общежития и приобщения к здоровому образу жизни.
Чтобы общежитие стало самым настоящим Домом, воспитанники приобщаются к порядку, наводя чистоту внутри и облагораживая территорию.
· Каждый из воспитанников может само реализовать себя внутри общежития, участвуя в различных творческих мероприятиях, способствующих приобщению к культуре, удовлетворению эстетических потребностей формированию патриотических, духовных ценностей и гражданской позиции.
· На базе общежития традиционными и полюбившимися стали «Литературно – музыкальные гостиные. В них ребята посредством перевоплощения реализуют свои, поэтические, вокальные, сценические, хореографические и другие таланты, глубже познают литературу и искусство.
· Патриотическое воспитание является одним из главных и приоритетных направлений в воспитательной работе общежития. Традиционным мероприятием стало оформление выставки на военную тематику, с портретами предков студентов, защищавших Родину в годы В.О.В.
· Небольшие театрализованные представления, полюбились ребятам и преподавателям.
· В день Российской Армии студенты знакомятся и поздравляют ребят, которые отслужили в армии, для них выпускается поздравительная стенгазета с их фотографиями, в этот день проводится конкурс «А ну ка парни!»
Студенчество является самой веселой и важной частью в жизни человеку. Это переход от беспечного школьника к самостоятельному человеку, уверенного в себе и отвечающего за свои поступки. Приехавших в наш город учиться студентов ждет очень много соблазнов, то, что раньше запрещали родители, они могут себе позволить и попробовать «запретный плод». И в этот момент самое главное выбрать правильный путь и не свернуть на скользкую тропинку. Во всех ситуациях оставаться твердым, решительным и принимать правильные решения, независимо от обстоятельств.
Студенты старших курсов отмечают, что им помогло в свое время справиться с этими проблемами: занятия спортом, активное участие в жизни общежития.
Воспитание духовной нравственности у студентов общежития проводится по принципам: системности, вариативности, гражданственности и принципа личностного подхода. Целенаправленная, систематическая деятельность позволяет воспитывать компетентного специалиста и социально-активного гражданина.