К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ В СПО.

В настоящее время существует укоренившееся понимание равенства возможностей и важности их реализации в автономной жизни. Общественное мнение формирует определённые стереотипы, которые влияют на восприятие лиц с психофизическими недостатками, в то время как государственные структуры обеспечивают создание требуемых условий для получения качественного образования без какой-либо дискриминации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalugina_k.v._tezisy.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ В СПО.

Аннотация: в статье рассматриваются способы интеграции лиц с ОВЗ в системе обучения.

Ключевые слова: толерантность, адаптация, инклюзивное образование.

В современном обществе постоянно менялась идеология принятия людей с ограниченными возможностями (далее - лица с ОВЗ). На сегодняшний день закрепилось мнение о равенстве возможностей и реализация их в независимой жизни. Общественное сознание формирует стереотипы, формирующие восприятие людей с психофизическими недостатками, при этом государство гарантирует создание необходимых условий для получения качественного образования без дискриминации.

Согласно «Конвенции о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года); - Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов»; статья 24 об образовании пункт 1:[2]

Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:

а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;

b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;

с) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества. …».[1] Но как в реальной жизни реализуется данное право?!

В статье мы разбираем способы, с помощью которых можно рассматривать лица с ограниченными возможностями как эпицентр противоречий, поскольку это создает проблематичные понятия сегодняшнего общества: активная гражданская позиция и социальный аспект преодоления. Наша цель состоит в том, чтобы опровергнуть или подтвердить эти общественные разногласия и предположить, что инвалидность предлагает новые способы мышления через гражданское общество.

Исходя из вышесказанного, возникает несколько вопросов.

  1. Толерантно ли общество относится к лицам с ОВЗ и инвалидам?
  2. Подготовлены ли образовательные организации к обучению инвалидов?

Рассматривая вопросы с этической точки зрения, ответы будут взаимосвязаны. В образовательной организации или ином государственном учреждении нормы нравственности и общественное мнение формируем мы, люди, а значит и отношение к людям с ОВЗ. В свою очередь толерантность – не только сочувствие, проявление уважения и сострадания к людям с ОВЗ, но и возможность проявиться как личность, приравнивая себя к здоровому человеку. Важно не путать понятия «толерантность» и «жалость». Осознавая своё отличие от других, самооценка снижается, а принятие себя так и не происходит. Не все инвалиды быстро адаптируются к новым условиям жизни и своим положением в обществе. Существуют различные центры для реабилитации и психологической помощи инвалидам, которые создают благоприятные условия жизни. Но даже самая успешная адаптации не гарантирует преодоление суровых будней.

Особое место на сегодняшний день занимает инклюзивное образование. Написано много статей и диссертаций, проведено немало исследований и экспериментов, но так ли благополучно происходит реализация такого обучения?! Все ли преподаватели СПО подготовлены и компетентны в работе с инвалидами? Достаточно ли прохождение курсов повышения квалификации об инклюзивном образовании дистанционно в тестовом формате или необходима практическая стажировка, чтобы окунуться в атмосферу интегрированного обучения? Правильно ли давать возможность освоить любую выбранную профессию инвалидом или человеку с ОВЗ? Возникает ряд вопросов, на которые однозначного ответа дать, пожалуй, невозможно, но пути решения в этом вопросе необходимо найти.

Не нарушая конвенции о правах инвалидов, нужно давать возможность реализации ими творческого и умственного потенциала, не отделяя от общества. В реальности это похоже на поединок спортсменов в разной весовой категории. Альтернативой в решении вопроса обучения лиц с ОВЗ можно предположить коррекционную группу с программой, учитывающей все особенности здоровья. Естественно, такие изменения должны сопровождаться пополнением преподавательского состава со спецификой работы в специализированных и коррекционных образовательных учреждениях и соответствующей тарификацией.

Особое внимание следует уделить организации образовательного процесса для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в зависимости от заболевания: нарушение зрения, нарушение слуха, нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение интеллекта. Для реализации образовательного процесса необходимы соответствующее оборудование, наглядные материалы и непрерывное взаимодействие с преподавателем, требующее деликатного общения.

Список литературы:

  1. Scandinavian Journal of Disability Research. Volume 17, 2015 - Issue 1.Big Society? Disabled people with the label of learning disabilities and the queer(y)ing of civil society

 

  1. Электронный ресурс. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов": https://base.garant.ru/70170066/