Популяризационный пост, посвященный проблемам технологического развития образования

Елена Смирнова
 Популяризационный пост, который мог бы быть полезен вашим коллегам и был бы посвящен проблемам технологического развития образования
 
     Думая о влиянии технологического прогресса на систему образования в нашей стране, необходимо вспомнить как менялась система образования, какие факторы на нее влияют, какие вызовы перед ней сейчас стоят и какие проблемы она переживает.
      Ведь если я буду  говорить только о положительных моментах: о росте образовательных онлайн - платформ и их качественном преображении, о применении искусственного интеллекта, о персонализированном обучении... это будет просто нечестно - не упомянуть и о слабости материально - технической базы большинства российских школ, и о падении престижа работы учителя, и о низкой заработной плате большинства учителей большинства регионов). Но дело даже не в этом. Начнем с парадигмы - модели, стандарта решения определенных педагогических задач.
          В настоящее время происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
  Основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
·от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное;
·от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
·от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
·от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
       В образовании приходит (и востребован) принцип вариативности, который даст возможность педагогам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.
     Далее мы рассмотрим ключевые области, в которых технологии внесли существенный прогресс образование:
1.Интерактивное обучение: Привлекательное обучение в цифровую эпоху
2.Индивидуализированное обучение: Адаптация образования к индивидуальным потребностям
3.Онлайн-обучение: Расширение доступа к образованию
4.Смешанное обучение. Сочетание традиционного образование и цифры.
    Резонный вопрос: а что нас ждет в ближайшем будущем? Технологический прогресс будет продолжать трансформировать образование, предоставляя новые возможности как для обучающихся, так и для преподавателей. Ожидается, что развитие искусственного интеллекта, виртуальной реальности и расширенной реальности дальше расширят границы традиционного обучения. Виртуальные классы, персонализированные интеллектуальные помощники и гибкие форматы обучения станут все более распространенными. 
      Нам важно найти баланс между технологией и человеческим взаимодействием, чтобы сохранить ценность прямого контакта и менторства/личного общения/коллаборации "Учитель - ученик" в образовании.  Думаю, эти вопросы успешно решает смешанное обучение.
         В завершение хотелось бы отметить, что времена меняются. На смену одним технологиям приходят другие. И лишь одно звено этой цепочки остается неизменным - это учитель. Именно его будут вспоминать наши дети, думая о школе. Именно его. А не абстрактные "педагогические технологии".   Поэтому для меня самый важный вопрос - повышение престижа работы учителя, уважительное отношение со стороны учеников и родителей, и, конечно, непрерывный процесс его образования/самообразования, повышения квалификации.