Заметка на тему: «Реализация программы наставничества педагогом-наставником»

В стремительно меняющемся современном мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим студентам , становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

В стенах нашего учебного заведения  выпускники получают минимальные практические навыки, которые так жизненно необходимы в первые дни работы. В тоже время система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, преподавателе с готовыми качествами и умениями, которого трудно найти среди выпускников учебных заведений. В этот момент начинающему педагогу необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

  В 2022- 2023 учебном году в нашем колледже появился молодой специалист, мастер п/о Сурин Александр Викторович. Так как у меня за плечами опыт педагога-предметника, что именно я буду наставником молодого педагога, приказом по колледжу я была назначена наставником молодого специалиста. Для меня это стало новым этапом в моей профессиональной деятельности после того мои знания и умения стали востребованы в новой плоскости. Для молодого педагога это дало возможность получить опытного наставника.

   Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего педагога с колледжем, студентами, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к педагогу, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста, его отношения к окружающим, увлечения, наклонности, круга досугового общения. Кроме того, необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение Суриным А.В  учебных занятий и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

Целью наставничества в колледже является обеспечение условий для успешной адаптации молодого педагога; содействие его профессиональному развитию и карьерному росту.  Программа адаптации молодого специалиста предполагает выявление профессиональных затруднений, планирование совместной деятельности, намеченных планов и рефлексию. Именно с этой целью мною был разработан пакет диагностических и дидактических материалов. В дальнейшем я столкнулась с необходимостью разработки новых способов диагностики, рассчитанных на один учебный год и имеющих цикличную структуру: входная диагностика - обучающие мероприятия; промежуточная диагностика - обучающие мероприятия; итоговая диагностика. Хотелось бы отметить, что любая диагностика не принесет никакого результата, если после ее проведения не будет составлен конкретный план работы по устранению выявленных проблем. По истечении времени и проведении запланированных работ, необходимо провести повторную диагностику, проверить уровень достигнутых результатов, при необходимости внести корректировки в план работы. Все это индивидуально, готовых рецептов и шаблонов нет, именно это и является одной из особенностей работы педагога-наставника.

Несмотря на то, что в процессе адаптации обнаружилось много проблем психологического, методического и организационного характера, акцент был сделан на самые важные затруднения. Совместно с молодым педагогом были выявлены ключевые мелкие затруднения, решение который ведет к интенсификации учебного процесса и ликвидации серьезных профессиональных потребностей. Например, «Планирование учебного занятия», «Организация самостоятельной работы студентов», «Использование кейс-метода», « Роль внеаудиторной деятельности в творческом совершенствовании студентов».

Целью диагностики являлось психолого-педагогическое изучение уровня профессиональной компетентности и профессиональных затруднений молодого педагога. Ожидаемый результат: определение уровня профессиональной компетентности и профессиональных затруднений молодого педагога.

Так как  наставничество еще только развивается, мною было изучены и проанализированы имеющиеся методические материалы по этой теме, после чего, с целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего педагога был разработан ряд мероприятий, который включал:

  • составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;
  • индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста;
  • подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
  • разработка методических рекомендаций для организации работы;
  • осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
  • анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.

При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в колледже, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.

Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе.

К таким проблемам относятся:

  • проблемы в отношениях с обучающимися;
  • проблемы в отношениях с коллегами;
  • проблемы в организации учебного процесса.

Диагностика была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям:

  • планирование работы;
  • организация деятельности педагога;
  • контроль деятельности самого педагоа и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков).

Проанализировав анкеты, побеседовав с молодым педагогом, и, посетив его уроки, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:

  • недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе, недостаток методики преподавания;
  • сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.
  • недостаток практических навыков в составлении рабочих программ, КТП
  • недостаток практических навыков в планировании урока.

Одним из первых затруднений, с которым столкнулся молодой специалист, стало составление рабочих программ по предметам, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

С этой целью совместно были подробно изучены программы по учебным предметам, даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы. Упор в процессе работы делался на соблюдение требований к рабочей программе, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретной учебной дисциплины и на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Здесь моей целью было донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для своей группы содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего современным требованиям.

Следующим этапом стал сам процесс обучения, который начинается с проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС СПО.

С целью решения данной проблемы были проведены консультации, в ходе которых молодой специалист был ознакомлен с особенностями современного урока, акцент был сделан на то, чтобы необходимый образовательный результат получить, необходимо занятие  направить на развитие личности обучающегося. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного занятия педагог – соавтор образовательного продукта, а студент – активный участник образовательного процесса, деятель. Именно поэтому упор был сделан на такие этапы урока как:

  1. Создание проблемной ситуации педагогом  и формулирование проблемы обучающимися
  2. Актуализация студентов своих знаний
  3. Поиск решения проблемы студентами
  4. Выражение решения
  5. Применение знаний студентами

Кроме того, нами были рассмотрены

  • современные образовательные технологии, методики и результаты их применения;
  • формы работы с обучающимися на уроке;
  • система оценивания полученных результатов, а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.

  В процессе работы было организовано взаимопосещение занятий, внеклассных мероприятий, которые потом подробно анализировались Сурину А.В.  были предложены опорные таблицы, позволяющие правильно спроектировать урок. Совместно с молодым педагогом были разработаны отдельные уроки.

 Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже 17.10 2023г Сурин А.В провел под руководством наставника открытый урок по теме « Практические расчеты на срез и смятие». Показал свой стиль ведения занятия, способствующий формированию у студентов умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения. Использование современных технологий позволило Александру Викторовичу сделать свои занятия эмоционально насыщенными, запоминающимися.

 Составление технологических карт к уроку, стало следующей проблемой. Решению этой проблемы было уделено особое внимание, ведь обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Более того, правильно составленная технологическая карта позволяет существенно сократить время на подготовку педагога к занятию.

Проанализировав то, в чем нужна помощь молодому специалисту, мы совместно составили план и карту индивидуального образовательного маршрута куда были включены следующие вопросы:

  • изучение вопросов организации и проведения образовательного процесса;
  • работа по освоению учебной дисциплины;
  • самостоятельная работа по теме самообразования;
  • работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;
  • общественная работа, участие в заседаниях предметной цикловой комиссии

Вывод: правильно спланированная работа педагога-наставника Стародубцевой М.А. помогает молодому специалисту Сурину А.В. достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.

#УчитьВдохновлятьРазвивать
#вместемыможембольше