Некоторые пути решения проблемы мотивирования изучения общеобразовательных дисциплин в СПО
Докладчик: преподаватель СФ ВолгГТУ Михайлова Светлана Алексеевна
Доклад:
«Пряник, кнут и мотивация…или некоторые пути решения проблемы мотивирования изучения общеобразовательных дисциплин в СПО.»
Во время преподавания общеобразовательных дисциплин, нередко мы можем слышать от студентов вопрос: зачем мне нужна философия (астрономия, история, обществознание и т.д.), как она пригодится в жизни? И вот этот вопрос «зачем?» отнюдь не побуждает к изучению данной дисциплины будущим специалистом. Ведь тот, кто пришёл учиться на бухгалтера, электрика, повара и т.д, не может понять для чего нужна ему данная дисциплина. И здесь, ответ преподавателя является принципиально важным!
Но вернёмся к вопросу. Новоиспеченный студент, только что закончивший школу и поступившей на определённую специальность, вполне правомерно считает, что его должны научить всем профессиональным навыкам работы по специальности, и у него возникает некоторое непонимание: а зачем ему дисциплина, которая никак не относится напрямую к его будущей профессии.
Что делать?
Ответ из разряда: «надо — значит надо» или «по программе предусмотрено» — это для студента не ответ.
Это, вроде как доказательство от противного, что точно он прав, дисциплина в жизни не пригодится. Кстати сказать, что как правило этот вопрос задают студенты, кто в будущем, действительно может быть очень неплохим специалистом.
Поэтому решение проблемы мотивации — это принципиальное решение данной проблемы преподавателем дисциплины.
Можно, конечно, заставить учиться методом кнута и пряника, но это действует условно. Студент будет заинтересован только в оценках и достижениях, либо в отсутствии двоек и нареканий, но желание изучить дисциплину, заинтересоваться сутью дисциплины таким методом не достигается.
Задача не из легких.
Предлагаю некоторые варианты решения этой задачи учитывая свой опыт ответов на такие вопросы.
Сразу отмечу, что последовательность вариантов ответов зависит от их результативности. Если, ответив первый раз не получилось убедить студентов в необходимости изучать предмет, то в ход идут следующие варианты.
1. Объяснение важности или убеждение в необходимости изучать данный предмет.
Все мы люди разумные и для некоторых студентов достаточно простого объяснения, что, например дисциплина история не просто так стоит в программе, что человек не знающий своей истории, не способен оценить происходящие события. Что будущий специалист должен быть образован во всех направлениях. Знающего человека трудно обмануть, и вообще, стыдно не знать элементарных вещей.
Такие объяснения имеют общий характер, но действуют не на всех студентов. И вот дальше приходиться потрудиться.
2. Показ важности знаний данной дисциплины через бытовые ситуации.
Данный вариант ответа на ключевой вопрос «Зачем?» потребует от преподавателя некоторых стараний. Можно приводить примеры и из личного опыта и примеры из бытовых ситуаций людей близких из вашего окружения, это наиболее убедительные факторы. Так же можно привести известные и малоизвестные примеры из жизни некоторых людей в т.ч. героических или исторических персонажей.
3. Вовлечение в творчество.
Этот вариант тоже способен заставить студента взглянуть по-новому на дисциплину. Ведь если человек что-то делает своими руками, то в первую очередь у него проявляется интерес к достижению своим творчеством некоторых результатов. И, как следствие, интерес к изучению чего-то нового.
В таблице приведены некоторые примеры взаимодействия со студентами в данном направлении.
Дисциплина | Бытовые ситуации | Вовлечение в творчество |
Обществознание | знания о девиантном поведении помогли избежать конфликтной ситуации; |
создание видеороликов; исследовательская работа по выбранной теме; инсценировка ситуации; макет объекта культурного наследия и многое другое. |
Знания о различных субкультурах помогли в решении вопроса с неформалом; | ||
знания о религиях и культуре помогли в общении с буддистами, избавили от угрозы вовлечения в секту; | ||
знания о политических выборах позволили стать участником избирательной комиссии (волонтером), позволили избежать вовлечение в противозаконные акции; | ||
История | знание истории нашей страны позволили иметь свою точку зрения на происходящие события; | создание видеороликов; исследовательская работа по выбранной теме; реконструкция сражений; макет исторических событий; исполнение песен разных эпох; изучение биографии героев и многое другое |
знания истории позволили поддержать беседу в поезде; | ||
Знание исторических фактов позволили выиграть в конкурсе; | ||
знание истории определили приоритеты посещения мест боевой славы. |
Подводя итоги хочется прокомментировать одну ситуацию, сложившуюся на уроке обществознания. Студенты показывали свои работы (презентации) о великих людях разных культурных направлений. Студентка Полина подготовила доклад о великих балеринах. На нескольких слайдах была показана красота данного культурного направления и названа наиболее яркая личность русского балета, это была Волочкова, а фамилии Уланова, Плисецкая, Павлова в работе не звучали. Мы долго разговаривали с группой по поводу того, что стыдно быть невежественным в тех вопросах, которыми гордится наша страна, даже если непосредственно это не пригодиться в работе по профессии. Как результат - два студента заинтересовались данной темой гораздо глубже, провели интересное исследование.
В заключении позвольте привести известные цитаты:
«Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни ненавидеть, если сначала ее не познать»
/ Леонардо да Винчи /
«Овладевай всей широтой человеческих знаний, не замыкаясь в одной узкой специальности - вот первое, что я хочу тебе посоветовать…»
/Николай Зелинский/
Доклад окончен