«Проектная деятельность как средство реализации ФГОС» «Project activity as a means of implementing the Federal State Budget»
Аннотация
В статье рассматриваются аспекты работы над проектированием в рамках внеурочной деятельности.
Ключевые слова: проектная деятельность, компетентность, системно - деятельностный подход.
Annotation
The article discusses aspects of working on design in the framework of extracurricular activities.
Keywords: project activity, competence, system - activity approach.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavlenko_i.v._proekt_deyatelnost_1.docx | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность как средство реализации ФГОС»
«Project activity as a means of implementing the Federal State Budget»
Павленко И.В.,
преподаватель истории
СПБ ГБОУ
«Промышленно-технологический
колледж имени Н.И. Путилова»
г. Санкт-Петербург
Pavlenko I.V., teacher SPB GBOU
"Industrial and Technological
College named
after N.I. Putilov" St. Petersburg
Аннотация
В статье рассматриваются аспекты работы над проектированием в рамках внеурочной деятельности.
Ключевые слова: проектная деятельность, компетентность, системно - деятельностный подход.
Annotation
The article discusses aspects of working on design in the framework of extracurricular activities.
Keywords: project activity, competence, system - activity approach.
Одной из приоритетных задач современной педагогики является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний, обучающихся, развития их познавательных и творческих способностей необходимо направлять деятельность преподавателя на формирование положительной мотивации обучающихся, самостоятельное овладение знаниями, стремлению к творческому подходу в обучении. В этой статье я бы хотела поделиться своим опытом работы над проектированием в рамках внеурочной деятельности.
Совсем недавно педагоги стали работать с обучающимися над проектными работами. В самом начале работы я хотела найти четкую грань между работой-исследованием и работой-проектом. Так что же такое проект? Проект — наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Актуальность проектной деятельности определяется многоцелевой и многофункциональной напрвленностью. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, учет индивидуальных показателей развития и работа на деятельностный результат. Именно в процессе правильного выстроенного алгоритма действий самостоятельной работы обучающихся над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда.
Лейтмотивом проектной деятельности могут служить слова древнего китайского мыслителя и философа Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность обучающихся. По характеру — это эксперимент, по направленности – производственная деятельность, по задачам – обучение и воспитание. Проектная деятельность обучающихся — совместная, возможно групповая, учебно-познавательная, творческая, социальная или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, определенные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата работы. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате деятельности, этапов работы и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Важный аспект, которому стоит уделить внимание – это выбор темы. На этом этапе стоит провести диагностическую беседу, индивидуально выявить актуальное, волнующее направление проектной деятельности для каждого обучающегося. Далее сформировать умение работать по четкому выстроенному алгоритму действий: постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Этой поэтапной деятельностью и необходимо обучать ребят.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Во внеурочной проектной деятельности принципиально отличается характер взаимодействия обучающегося и преподавателя в сравнении с традиционным обучением. Это хорошо просматривается в таблице (Приложение 1).
Каждый проект необходимо довести до логического завершения, оставляя у обучающегося ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом преподаватель помогает ребятам соизмерять свои желания и возможности. Защита проекта показывает, что у них получилось в конечном итоге, дает возможность услышать похвалу или разумную критику в свой адрес, провести самоанализ своей деятельности.
В результате работы учащиеся должны научиться: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
РВ ходе решения системы проектных задач у обучающихся могут быть сформированы следующие способности:
— рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки, уметь предотвращать их);
— целеполагать (осознанно формулировать цели)
— планировать (составлять план своей деятельности согласно предлагаемым требованиям);
— моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
— вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
В заключении хотелось бы отметить, что успешность важна для каждого человека, а особенно для молодежи. Работая над проектом, ребята учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, умение выступать перед аудиторией и мотивированно отстаивать свою точку зрения. На первый план выходит инициативность, творческое мышление, высокая мотивация. На различных стадиях работы над проектами я заметила неподдельный интерес ребят к своей работе, творческий подход для решения проектных задач, я считаю, что смогла зажечь в них интерес к проектной деятельности, стремление познавать и применять полученные знания.
Список литературы:
- Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст]: пособие для учителей общеобр.организ. / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. - М.: Просвещение, 2013. - 175с. - (Работаем по новым стандартам).
- Гостев, А.Г. Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения: монография / А. Г. Гостев, Е. В. Киприянова. - Екатеринбург, 2008. - 290с. - Библиогр. С.246-250.
- Тигров, В.В. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды / В. В. Тигров// Педагогика. - 2013.-№10. - С.43-48.
- Лазарев, В.С. Проекты учащихся: проблема, действия, план, оценка / В. С. Лазарев// Управление образованием. - 2016.-№4. - С.42-53.
- Лучшие практики введения и реализации ФГОС общего образования [Текст]: сборник статей Международной научно-практической конференции / под ред. И.В.Муштавинской, О.Б.Даутовой, О.Н.Крыловой; ГОУ ДПО СПб АППО. - 264с.
- Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Н. В. Матяш. - М. : "Академия", 2011. - 144с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.С.138-140. - 15б.
- Новожилова, М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию / М. М. Новожилова, С.
Приложения
Приложение 1
Этапы работы | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося |
| ||
| Диагностическая беседа, выявление направленности деятельности обучающихся | Обучающиеся обсуждают, высказывают свое мнение и пожелания |
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных ребятами | Исследователи сами формулируют тему и направленность своего проекта | |
| Преподаватель выделяет составляющие части проекта, выносит их на обсуждение | Каждый обучающийся выбирает себе составные части или предлагает свои варианты работы |
| Преподаватель проводит организационную работу по объединению ребят в творческие группы для дальнейшей работы, учитывая тематику проекта и пожелания ребят (этот этап носит рекомендательный, творческий характер) | Обучающиеся распределяют свои роли (на этом этапе отлично помогают индивидуальные таблицы, которые заполняют сами обучающиеся, по принципу, делаю-я, делаешь-ты, делаем вместе) |
материалов к исследовательской деятельности | Помощь в постановке цели, задач, составление примерного плана действий, корректировка объема отдельных частей проекта | Четкое целеполагание, составление самостоятельного плана работы, сбор сведений |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Преподаватель принимает участие в дискуссии | Обучающиеся самостоятельно и в группах, принимают решение о форме представления результата проектной деятельности: видеоролик, альбом, эссе, рассказ, кроссворд, классный час, инфографик и т.д. |
| Преподаватель консультирует, координирует, стимулирует деятельность ребят | Обучающиеся осуществляют поисковую деятельность |
| Заключительные консультации, подведение итогов работы | Окончательное оформление работы, проверка всех требований к конечному продукту проекта, подготовка к самопрезентации выполненной работы |
| Оценочная деятельность | Выступление перед аудиторией (обучающиеся группы, эксперты, руководитель проекта) с рассказом о проделанной работе, ответы на вопросы аудитории |
| Самоанализ педагогического руководства проекта | Осуществляют рефлексию процесса, себя или творческой группы в нем, учитывая оценки других. |
| Работа в комиссии | Обучающиеся узнают итоговый балл проекта. Обсуждают результат своей работы, высказывают предложения и пожелания |