ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

Губина Людмила Анатольевна

Как правило, дети попадают в чужую семью по разным причинам и иногда не по собственной воле. У них может быть разный жизненный опыт и свои индивидуальные потребности. Каждый ребенок переживает психологическую травму, нанесенную расставанием с родной семьей. Когда детей отдают на воспитание в приемную семью, их помещают в совершенно иную, чужую для них обстановку. Привыкание к новому окружению и новым условиям жизни связано с целым рядом трудностей, справиться с которыми ребенку без помощи взрослых практически не по силам.В возрасте от шести месяцев до двух лет у ребенка формируется привязанность к тому человеку, который максимально реагирует на все его потребности. Обычно таким человеком является мать, поскольку она чаще всего кормит, одевает и ухаживает за ребенком. Если к двум годам у ребенка не сформированы привязанности, снижается вероятность их успешного формирования в более старшем возрасте. Если ребенок никогда не испытывал никаких привязанностей, он, как правило, никак не реагирует на расставание с родными родителями. И напротив, если у него была сформирована естественная привязанность к членам своей семьи или людям, их заменяющих, он, скорее всего, будет бурно реагировать на то, что его забирают из семьи. Ребенок некоторое время может испытывать настоящее горе, причем каждый переживает его по-своему. Находясь в состоянии затяжного эмоционального стресса, такие дети могут агрессивно воспринимать попытки приемных родителей сблизиться с ними. Поэтому приемным родителям необходимо предусмотреть появление подобных реакций со стороны усыновленных детей и попытаться помочь им как можно быстрее избавиться от своих негативных переживаний и адаптироваться в новой семье. Процесс адаптации ребенка в приемной семье проходит через ряд периодов, на каждом из которых возникают социальные, психологические, эмоциональные и педагогические барьеры.

Первый период адаптации ознакомительный. Наиболее ярко в этот период проявляются социальный и эмоциональный барьеры. Особое внимание следует уделить первой встрече потенциальных родителей с ребенком. Здесь важна предварительная подготовка к встрече и той и другой стороны. Даже маленькие дети волнуются перед этим событием. В момент встречи эмоционально отзывчивые дети охотно идут навстречу будущим родителям, другие, наоборот, становятся чрезмерно скованными, жмутся к сопровождающему их взрослому, боясь, что они их не полюбят. Устанавливать контакт с такими детьми нужно с учетом их возрастных особенностей, пола, интересов и уровня развития. Приучать ребенка к новым условиям нужно тактично, не следует перегружать различными правилами и инструкциями, но и от своих требований отступать, тоже не следует. Задача взрослого на доступном уровне терпеливо разъяснять все, что интересует и волнует ребенка. Так же следует учитывать возможность появления трудностей во взаимоадаптации и заранее подготовиться к тому, чтобы изыскать необходимые средства к их быстрейшему устранению.

Второй период адаптации приспособительный. Освоившись в новых условиях, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Вначале он почти беспрекословно подчиняется правилам, но, постепенно привыкнув, пробует вести себя как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Проходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. Приемным родителям следует иметь в виду, что у ребенка может ярко проявиться отсутствие навыков и привычек, необходимых для жизни в семье. Большую роль в этот период начинает играть личность родителей, их способность к контакту, умению устанавливать доверительные отношения с ребенком.

Третий этап привыкание. Дети все реже и реже вспоминают прошлое. Если ребенку хорошо в семье, он почти не вспоминает о своей прежней жизни, по достоинству оценив преимущества пребывания в новой семье, появляется привязанность к приемным родителям, возникают ответные чувства. Если же родители не смогли найти подход к ребенку, у него начинают ярко проявляться все прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству), т.е. каждый ребенок ищет свой путь психологической защиты от всего того, что не устраивает его в приемной семье. Специалисты утверждают, что чем старше возраст ребенка, тем опаснее для его психического развития усыновление. Предполагается, что большую роль в этом играет стремление ребенка найти своих истинных (биологических) родителей. Поэтому семьи, берущие на воспитание детей-подростков, должны знать о специфических навыках, которые им предстоит усвоить в первую очередь. Очень важно, чтобы приемные родители понимали, что нельзя переделать ребенка под себя не делать из него новую личность, а помочь ему почувствовать жизнь в семье, быть готовыми поддерживать его на протяжении жизни, при этом принимая его прошлое. А главное - захотеть отдать ребенку свою любовь и готовиться к этому шагу нужно заблаговременно.