Методическая разработка воспитательного занятия «Толерантность»

  Методическая разработка воспитательного занятия  «Толерантность»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж им. Н. И. Путилова»

Методическая разработка воспитательного занятия

«Толерантность»

Разработчик:

Павленко И.В., преподаватель

Санкт-Петербург

2020


Тема внеклассного  мероприятия: Толерантность.

Согласно ФГОС по специальности 15.02.09 «Аддитивные технологии» дисциплина «Основы философии» участвует в формировании следующих компетенций: ОК 1, 3-9, ПК 1.4, 1.5, 2.2. В частности на текущее занятие участвует в формировании:

Код

Наименование компетенции

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Воспитательные результаты:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Следует отметить, что для обучающихся колледжа, которые получают специальность технического профиля, социо-гуманитарные дисциплины являются сложными для восприятия, поскольку требуют оперирования абстрактными понятиями и терминами. Важно, что общие компетенции, касающиеся личностного, социального и гражданского направления развиваются, как на дисциплинах, относящихся к среднему общему образованию, так и к профессиональному образованию. В этой связи развитие гуманитарное образование представляет высокую ценность и требует применения нестандартных и инновационных методов обучения.

В частности особый интерес представляют современные образовательные технологии метакогнитивного рефлексивного характера, поскольку становится способом модернизации современного образования, помогают активизировать и другие ресурсы современного урока. Важно отметить, что занятие провидится двумя педагогами, позволяя провести взаимосвязь предметов Обществознание и Основы философии, а также значимость проблематики толерантного поведения.

Цель занятия: создание условий для совершенствования метакогнитивных навыков в контексте решения жизненных ситуаций социальной напряженности и формированием навыков толерантного поведения.

Задачи:

1) образовательные:

- формирование и отработка умений сопоставления позиций рассмотрения понятия «толерантность»;


- закрепление знаний о социальной дифференциации.

2) воспитательные:

- создание условий для совместной работы в группах: обсуждения материала, дискуссии;

- формирование навыка публичных выступлений, ответа на вопросы;

3) развивающие:

-  развитие  потребностно - мотивационной сферы личности учащихся;

- развитие  умений  анализа, синтеза, аргументированной защиты собственного мнения.

Тип занятия: практическое занятие с применением технологии метакогнитивного рефлексивного характера.

Формы организации познавательной деятельности: работа с преподавателем, работа в группе, публичные выступление, коллективное обсуждение, решение ситуационных задач.

Методы работы: активные, интерактивные.

Средства обучения: групповое и диалоговое общение, материалы ситуационных задач и видеоролики.

Занятию предшествовал теоретические уроки, на которых учащиеся познакомились с теоретическим материалом о социальной структуре общества и причинах социальной дифференциации.

 

Домашнее задание:

Написать эссе «Мои шаги по дороге толерантности» по плану.


План мероприятия.

1. Вводная часть - актуализация темы (3 минуты).

В начале занятия на доске расположен слайд 1, приветственный слайд.

Речь преподавателя 1: 16 Ноября отмечается международный день толерантности.(включается слайд 2) Слышали ли Вы это слово? Что оно обозначает?

Ребята отвечают, проводится диалог о значении термина толерантность.

Речь преподавателя 1:

Сегодня мы будем говорить о «толерантности», рассмотрим понятие, его смыслы, а также те жизненные ситуации, в которых оно применяется. Это тема встречается вам в курсе изучения обществознания, но ее нельзя рассматривать в отрыве от философии, эта тема многогранна и требует всестороннего рассмотрения. Мы бы хотели рассказать немного о возникновении этого термина. (включается слайд 3)

Международный день толерантности (терпимости) ежегодно отмечается во всём мире 16 ноября. Это число было выбрано неслучайно, именно в этот день в 1995 году резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Декларация принципов терпимости и Программа действий. В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам — членам ООН ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвящённый терпимости, и приурочивать к нему соответствующие мероприятия.

2. Теоретический блок «Несколько слов о толерантности» 5-7 мин.

План:

- границы и смысл термина «толерантность».

- биологическая толерантность;

- социальная толерантность.

- «стигма» и «дискриминация».

Речь преподавателя 1 (включается слайд 4):

Исторически представление о толерантности появилось, в Малой Азии в 7 в днэ, когда там начали чеканить монету. Допустимое отклонение веса каждой золотой или серебряной монетки от стандарта и составило первое представление о таком допуске – толерантности.  Ловкие правители даже научились обращать этот «допуск» в свою пользу и стали нарочно «портить монету», а разницу класть себе в карман.  

В Греции технический допуск в кораблестроении, стали называть толерантностью.  


Речь преподавателя 2 (включается слайд 5):

В медицине под толерантностью понимают способность организма воспринимать лекарственные вещества.   В Новое время из медицины это значение было перенесено в химию и химическое производство, тоже происходит и в других научных дисциплинах. Особое место толерантность занимает в социально-политической сфере.

Речь преподавателя 1:

В период Римской империи словом «толерантность» обозначалось веротерпимость и терпимость к чужому мнению, вообще к кому – либо.

Толерантность вновь проявилась во времена Возрождения. Она понималась уже не только как терпимость к чужой вере, к чужим обычаям в частности, но и как уважительное отношение к человеку  вообще, к  мнению  другого,  к  чужим  обычаям.

(Включается слайд 6):

Великие  географические  открытия и  вовлечение  всех  континентов  в мировую  торговлю в новое время сообщили  импульс  к универсализации понятия толерантности.   В  общественной  мысли Западной  и  Центральной Европы  понятие  веротерпимости  соединилось с  понятием МИРОЛЮБИЕ.  Постепенно это понятие входит во  все европейские  языки.  Долгое время слово толерантность существовало как эквивалент существовавшему понятию «терпимость».

В русском  языке  понятие толерантность - “терпимость”  долгое  время  рассматривалось  как эквивалент  слова  “толерантность”.

Уже словарь Императорской академии 1794 года определил значение слова «терпимость»  как  «снисхождение к иноверцам не запрещать отправлять им по своему обряду богослужение.  Терпимость разных вер».   

Речь преподавателя 2 (включается слайд 7):

Существует множество типов толерантности, сегодня мы бы хотели остановиться на личной и общественной толерантности. Сейчас слово толерантность вновь вернулось в наш лексикон, его активно используют. Толерантность – это необходимое в современном мире условие общения. От терпимости каждого из нас зависит культурное и моральное развитие общества. Каждый человек – это личность, индивидуальность, неповторимость, к каждому человеку нужно найти свой подход и быть толерантным в каждой ситуации, которая бы не случилась в нашей жизни.

Существуют различные виды  толерантности: межнациональная, возрастная, образовательная, политическая, религиозная, физиологическая итд.


Речь преподавателя 1 (включается слайд 8):

Мы бы хотели более подробно остановиться на формах толерантности. Личная, общественная и государственная. Если говорить о личной толерантности – это социальное взаимодействие отдельных индивидов. А общественная взаимодействие индивида и группы или взаимодействия групп.

Мы обсудили понятие и некоторые формы толерантности. К сожалению, не все люди терпимо относятся к особенностям других. Здесь стоит поговорить о таких понятиях, «дискриминация» и «стигма».

Речь преподавателя 2 (включается слайд 9):

Дискриминация (от лат. discrīminātio — «обособление», «различение») — негативное или предвзятое отношение к человеку, или лишение его определённых прав на основании наличия какого-то признака.   К признакам, становящимися основой для дискриминации могут относится: возраст, каста, вес, рост, семейное положение и многое другое.

ключается слайд 10):

Стигматиза́ция (от  греч. στíγμα — «ярлык, клеймо») — клеймение, нанесение стигмы. В отличие от слова клеймение, слово стигматизация может обозначать навешивание социальных ярлыков. В этом смысле стигматизация — увязывание какого-либо качества (как правило, отрицательного) с отдельным человеком или множеством людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана. Стигматизация является составной частью многих стереотипов.

Речь преподавателя 1 (включается слайд 11):

Пределы толерантности:

  1. Нетерпимость к нетерпимости
  2. Нетерпимость к злу
  3. Отношение к безразличию, беспринципности, равнодушию
  4. Не обязательно согласие и готовность к поддержке

Речь преподавателя 2:

Сейчас, когда вы познакомились с основными терминами по этой теме мы бы хотели поиграть с вами в игру по решению ситуационных задач.

Правила игры.

Листы подписать! По итогам игры выставляется отличная  оценка  команде, которая будет признана экспертом толерантности и получит максимальное количество баллов.

Вы внимательно слушаете команду, которую оцениваете и   сразу, оцениваете.

3. Игра «Решение ситуационных задач» 25 мин

Ситуации не толерантности – поиск оснований социальной дифференциации:

- «богатые и бедные» - «ЧМ по Квиддичу».

- «интеллектуальное неравенство» - «Эмоциональный интеллект как у Зубочистки»

- общение с магглами.

- любовь к представителю другой культуры «Виктор Крам»

Вопрос: «Какие индивидуальные особенности героев легли в основу не толерантного поведения персонажей в данной ситуации? Как его преодолели персонажи».

4. Заключительная часть.

Итоговое выступление по игре, подведение итогов и обсуждение причин выставленных оценок.

Речь преподавателя 2:

Сегодня вы выставляли оценки самостоятельно, оценивая работу других групп, скажите, почему могли получиться разные оценки? Почему оценки совпали? Таким образом, мы можем проиллюстрировать субъективный фактор понимания социальных ситуации и выставления оценок.

Речь преподавателя 1 (включается слайд 12):

Теперь мы предлагаем вспомнить, что такое «стигма» и «дискриминация»? 

5. Ролик заключительный «Стихи о толерантности»

Речь преподавателя 2: Для обобщения темы, мы предлагаем посмотреть ролик, снятый вашими коллегами из другого образовательного учреждения.


6. Обратная связь.

Речь преподавателя 1 (включается слайд 12):

Для получения обратной связи от вас мы предлагаем вам подготовить эссе по плану, ответив на несколько вопросов

Написать эссе «Мои шаги по дороге толерантности» по плану.

План:

- Своими словами охарактеризовать толерантность.

- Считаю ли я важной обращение современного общества в проблеме толерантности?

- Может ли воспитанный человек быть не толерантным?

- Какое место занимает толерантность в моей жизни?

- Какие ситуации в моей жизни помогают мне быть толерантным человеком? - В какой жизненной ситуации другие люди проявили к вам толерантность?


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Игра – эксперт толерантности.

Оценка.

Какие индивидуальные особенности героев легли в основу не толерантного поведения персонажей в данной ситуации? Как его преодолели персонажи.

Задания

3 команда

4 команда

1.

2.

Итого

Место

Критерии ответа:

3 балла – Дан полный ответ, нет ошибок в обосновании своего ответа.

2 балла – Ответ дан неполно, есть неточности в логике повествования.

1 балл – Ответ дан неполно, ошибки существенные, но не искажающие суть ответа.

0 баллов – Ответ неверен.