Методическая разработка воспитательного занятия «Толерантность»
Методическая разработка воспитательного занятия «Толерантность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка воспитательного занятия «Толерантность» | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж им. Н. И. Путилова»
Методическая разработка воспитательного занятия
«Толерантность»
Разработчик:
Павленко И.В., преподаватель
Санкт-Петербург
2020
Тема внеклассного мероприятия: Толерантность.
Согласно ФГОС по специальности 15.02.09 «Аддитивные технологии» дисциплина «Основы философии» участвует в формировании следующих компетенций: ОК 1, 3-9, ПК 1.4, 1.5, 2.2. В частности на текущее занятие участвует в формировании:
Код | Наименование компетенции |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Воспитательные результаты:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Следует отметить, что для обучающихся колледжа, которые получают специальность технического профиля, социо-гуманитарные дисциплины являются сложными для восприятия, поскольку требуют оперирования абстрактными понятиями и терминами. Важно, что общие компетенции, касающиеся личностного, социального и гражданского направления развиваются, как на дисциплинах, относящихся к среднему общему образованию, так и к профессиональному образованию. В этой связи развитие гуманитарное образование представляет высокую ценность и требует применения нестандартных и инновационных методов обучения.
В частности особый интерес представляют современные образовательные технологии метакогнитивного рефлексивного характера, поскольку становится способом модернизации современного образования, помогают активизировать и другие ресурсы современного урока. Важно отметить, что занятие провидится двумя педагогами, позволяя провести взаимосвязь предметов Обществознание и Основы философии, а также значимость проблематики толерантного поведения.
Цель занятия: создание условий для совершенствования метакогнитивных навыков в контексте решения жизненных ситуаций социальной напряженности и формированием навыков толерантного поведения.
Задачи:
1) образовательные:
- формирование и отработка умений сопоставления позиций рассмотрения понятия «толерантность»;
- закрепление знаний о социальной дифференциации.
2) воспитательные:
- создание условий для совместной работы в группах: обсуждения материала, дискуссии;
- формирование навыка публичных выступлений, ответа на вопросы;
3) развивающие:
- развитие потребностно - мотивационной сферы личности учащихся;
- развитие умений анализа, синтеза, аргументированной защиты собственного мнения.
Тип занятия: практическое занятие с применением технологии метакогнитивного рефлексивного характера.
Формы организации познавательной деятельности: работа с преподавателем, работа в группе, публичные выступление, коллективное обсуждение, решение ситуационных задач.
Методы работы: активные, интерактивные.
Средства обучения: групповое и диалоговое общение, материалы ситуационных задач и видеоролики.
Занятию предшествовал теоретические уроки, на которых учащиеся познакомились с теоретическим материалом о социальной структуре общества и причинах социальной дифференциации.
Домашнее задание:
Написать эссе «Мои шаги по дороге толерантности» по плану.
План мероприятия.
1. Вводная часть - актуализация темы (3 минуты).
В начале занятия на доске расположен слайд 1, приветственный слайд.
Речь преподавателя 1: 16 Ноября отмечается международный день толерантности.(включается слайд 2) Слышали ли Вы это слово? Что оно обозначает?
Ребята отвечают, проводится диалог о значении термина толерантность.
Речь преподавателя 1:
Сегодня мы будем говорить о «толерантности», рассмотрим понятие, его смыслы, а также те жизненные ситуации, в которых оно применяется. Это тема встречается вам в курсе изучения обществознания, но ее нельзя рассматривать в отрыве от философии, эта тема многогранна и требует всестороннего рассмотрения. Мы бы хотели рассказать немного о возникновении этого термина. (включается слайд 3)
Международный день толерантности (терпимости) ежегодно отмечается во всём мире 16 ноября. Это число было выбрано неслучайно, именно в этот день в 1995 году резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Декларация принципов терпимости и Программа действий. В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам — членам ООН ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвящённый терпимости, и приурочивать к нему соответствующие мероприятия.
2. Теоретический блок «Несколько слов о толерантности» 5-7 мин.
План:
- границы и смысл термина «толерантность».
- биологическая толерантность;
- социальная толерантность.
- «стигма» и «дискриминация».
Речь преподавателя 1 (включается слайд 4):
Исторически представление о толерантности появилось, в Малой Азии в 7 в днэ, когда там начали чеканить монету. Допустимое отклонение веса каждой золотой или серебряной монетки от стандарта и составило первое представление о таком допуске – толерантности. Ловкие правители даже научились обращать этот «допуск» в свою пользу и стали нарочно «портить монету», а разницу класть себе в карман.
В Греции технический допуск в кораблестроении, стали называть толерантностью.
Речь преподавателя 2 (включается слайд 5):
В медицине под толерантностью понимают способность организма воспринимать лекарственные вещества. В Новое время из медицины это значение было перенесено в химию и химическое производство, тоже происходит и в других научных дисциплинах. Особое место толерантность занимает в социально-политической сфере.
Речь преподавателя 1:
В период Римской империи словом «толерантность» обозначалось веротерпимость и терпимость к чужому мнению, вообще к кому – либо.
Толерантность вновь проявилась во времена Возрождения. Она понималась уже не только как терпимость к чужой вере, к чужим обычаям в частности, но и как уважительное отношение к человеку вообще, к мнению другого, к чужим обычаям.
(Включается слайд 6):
Великие географические открытия и вовлечение всех континентов в мировую торговлю в новое время сообщили импульс к универсализации понятия толерантности. В общественной мысли Западной и Центральной Европы понятие веротерпимости соединилось с понятием МИРОЛЮБИЕ. Постепенно это понятие входит во все европейские языки. Долгое время слово толерантность существовало как эквивалент существовавшему понятию «терпимость».
В русском языке понятие толерантность - “терпимость” долгое время рассматривалось как эквивалент слова “толерантность”.
Уже словарь Императорской академии 1794 года определил значение слова «терпимость» как «снисхождение к иноверцам не запрещать отправлять им по своему обряду богослужение. Терпимость разных вер».
Речь преподавателя 2 (включается слайд 7):
Существует множество типов толерантности, сегодня мы бы хотели остановиться на личной и общественной толерантности. Сейчас слово толерантность вновь вернулось в наш лексикон, его активно используют. Толерантность – это необходимое в современном мире условие общения. От терпимости каждого из нас зависит культурное и моральное развитие общества. Каждый человек – это личность, индивидуальность, неповторимость, к каждому человеку нужно найти свой подход и быть толерантным в каждой ситуации, которая бы не случилась в нашей жизни.
Существуют различные виды толерантности: межнациональная, возрастная, образовательная, политическая, религиозная, физиологическая итд.
Речь преподавателя 1 (включается слайд 8):
Мы бы хотели более подробно остановиться на формах толерантности. Личная, общественная и государственная. Если говорить о личной толерантности – это социальное взаимодействие отдельных индивидов. А общественная взаимодействие индивида и группы или взаимодействия групп.
Мы обсудили понятие и некоторые формы толерантности. К сожалению, не все люди терпимо относятся к особенностям других. Здесь стоит поговорить о таких понятиях, «дискриминация» и «стигма».
Речь преподавателя 2 (включается слайд 9):
Дискриминация (от лат. discrīminātio — «обособление», «различение») — негативное или предвзятое отношение к человеку, или лишение его определённых прав на основании наличия какого-то признака. К признакам, становящимися основой для дискриминации могут относится: возраст, каста, вес, рост, семейное положение и многое другое.
(Включается слайд 10):
Стигматиза́ция (от греч. στíγμα — «ярлык, клеймо») — клеймение, нанесение стигмы. В отличие от слова клеймение, слово стигматизация может обозначать навешивание социальных ярлыков. В этом смысле стигматизация — увязывание какого-либо качества (как правило, отрицательного) с отдельным человеком или множеством людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана. Стигматизация является составной частью многих стереотипов.
Речь преподавателя 1 (включается слайд 11):
Пределы толерантности:
- Нетерпимость к нетерпимости
- Нетерпимость к злу
- Отношение к безразличию, беспринципности, равнодушию
- Не обязательно согласие и готовность к поддержке
Речь преподавателя 2:
Сейчас, когда вы познакомились с основными терминами по этой теме мы бы хотели поиграть с вами в игру по решению ситуационных задач.
Правила игры.
Листы подписать! По итогам игры выставляется отличная оценка команде, которая будет признана экспертом толерантности и получит максимальное количество баллов.
Вы внимательно слушаете команду, которую оцениваете и сразу, оцениваете.
3. Игра «Решение ситуационных задач» 25 мин
Ситуации не толерантности – поиск оснований социальной дифференциации:
- «богатые и бедные» - «ЧМ по Квиддичу».
- «интеллектуальное неравенство» - «Эмоциональный интеллект как у Зубочистки»
- общение с магглами.
- любовь к представителю другой культуры «Виктор Крам»
Вопрос: «Какие индивидуальные особенности героев легли в основу не толерантного поведения персонажей в данной ситуации? Как его преодолели персонажи».
4. Заключительная часть.
Итоговое выступление по игре, подведение итогов и обсуждение причин выставленных оценок.
Речь преподавателя 2:
Сегодня вы выставляли оценки самостоятельно, оценивая работу других групп, скажите, почему могли получиться разные оценки? Почему оценки совпали? Таким образом, мы можем проиллюстрировать субъективный фактор понимания социальных ситуации и выставления оценок.
Речь преподавателя 1 (включается слайд 12):
Теперь мы предлагаем вспомнить, что такое «стигма» и «дискриминация»?
5. Ролик заключительный «Стихи о толерантности»
Речь преподавателя 2: Для обобщения темы, мы предлагаем посмотреть ролик, снятый вашими коллегами из другого образовательного учреждения.
6. Обратная связь.
Речь преподавателя 1 (включается слайд 12):
Для получения обратной связи от вас мы предлагаем вам подготовить эссе по плану, ответив на несколько вопросов
Написать эссе «Мои шаги по дороге толерантности» по плану.
План:
- Своими словами охарактеризовать толерантность.
- Считаю ли я важной обращение современного общества в проблеме толерантности?
- Может ли воспитанный человек быть не толерантным?
- Какое место занимает толерантность в моей жизни?
- Какие ситуации в моей жизни помогают мне быть толерантным человеком? - В какой жизненной ситуации другие люди проявили к вам толерантность?
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Игра – эксперт толерантности.
Оценка.
Какие индивидуальные особенности героев легли в основу не толерантного поведения персонажей в данной ситуации? Как его преодолели персонажи.
Задания | 3 команда | 4 команда |
1. | ||
2. | ||
Итого | ||
Место |
Критерии ответа:
3 балла – Дан полный ответ, нет ошибок в обосновании своего ответа.
2 балла – Ответ дан неполно, есть неточности в логике повествования.
1 балл – Ответ дан неполно, ошибки существенные, но не искажающие суть ответа.
0 баллов – Ответ неверен.