Методическая разработка воспитательного мероприятия «Молодёжные субкультуры»
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Молодёжные субкультуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Молодёжные субкультуры» | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж им. Н. И. Путилова»
Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Молодёжные субкультуры»
Разработчик:
Павленко И.В., преподаватель
Санкт-Петербург
2021
Тема мероприятия: Молодежные субкультуры.
Согласно ФГОС по специальности 15.02.09 «Аддитивные технологии» дисциплина «Основы философии» участвует в формировании следующих компетенций: ОК 1, 3-9, ПК 1.4, 1.5, 2.2. В частности на текущее занятие участвует в формировании:
Код | Наименование компетенции |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Воспитательные результаты:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приёмов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Следует отметить, что для обучающихся колледжа, которые получают специальность технического профиля, социо -гуманитарные дисциплины являются сложными для восприятия, поскольку требуют оперирования абстрактными понятиями и терминами. Важно, что общие компетенции, касающиеся личностного, социального и гражданского направления развиваются, как на дисциплинах, относящихся к среднему общему образованию, так и к профессиональному образованию. В этой связи развитие гуманитарное образование представляет высокую ценность и требует применения нестандартных и инновационных методов обучения.
Особый интерес представляют современные образовательные технологии использующие имитационное обучение, поскольку позволяют вовлечь обучающихся в интерактивную деятельность и сформировать поле повышенного эмоционального фона, что позволяет существенно повысить качество усвоения материала. Одной из форм имитационных технологий являются игровые технологии, которые с одной стороны позволяют сделать отработку материала более неформальной, а с другой добавить элемент соревнования в учебную деятельность. Важно отметить, что занятие провидится двумя педагогами, позволяя провести взаимосвязь предметов Обществознание и Основы философии, а также значимость проблематики молодежных субкультур, толерантного общения и сохранения культурных особенностей российского общества.
Цель занятия: создание условий для повторения знаний по теме «культура», а также совершенствование навыков анализа особенностей молодежных субкультур в условиях повседневных социальных взаимодействий и толерантного поведения.
Задачи:
1) образовательные:
- проиллюстрировать значимость субкультуры как неотъемлемой части общечеловеческой культуры;
- описать этапы их становления и развития;
- формирование и отработка умений анализа последствии вовлечения в различные молодежные субкультуры;
2) воспитательные:
- создание условий для совместной работы в группах: обсуждения материала, дискуссии;
- формирование навыка публичных выступлений, ответа на вопросы;
- совершенствовать толерантное отношение обучающихся к другим людям, а также сформировать представление о способах взаимодействия с представителями различных молодежных субкультур;
3) развивающие:
- развитие потребностно - мотивационной сферы личности учащихся;
- развитие умений анализа, синтеза, аргументированной защиты собственного мнения.
- формирование критического и ответственного отношения к образу жизни, потребности в духовности, сознательном стремлении к самосовершенствованию;
Тип занятия: комбинированный урок с применением игровых технологий.
Формы организации познавательной деятельности: работа с преподавателем, работа в группе, коллективное обсуждение, участие в командной игре.
Методы обучения: активные, интерактивные.
Средства обучения: групповое и диалоговое общение, задания игры.
Занятию предшествовал теоретические уроки, на которых учащиеся познакомились с теоретическим материалом о культуре, как особой сфере общественной жизни.
План мероприятия.
1. Вводная часть - актуализация темы (5 минуты).
В начале урока на доске расположен слайд 1, приветственный слайд.
Тема нашего занятия – особенности молодежной субкультуры. Мы, преподаватели, обществознания и философии, хотели бы рассмотреть этот вопрос с разных точек зрения, как обществоведческих, так и философских.
Пристальное внимание этой теме мы уделили потому, что ваши увлечения и пристрастия формируют мировоззрение и нравственные принципы будущего поколения.
Сегодня на уроке мы рассмотрим историю, виды и содержание основных молодежных субкультур. Во второй половине урока в игровой форме предложим вам соотнести субкультуры и их основные черты, и особенности.
Для того, чтобы проиллюстрировать динамику современных молодежных течений мы провели онлайн опрос в гр.17,18,27,28. Который показал, что наиболее вам интересны такие субкультуры, как аниме, геймеры, готы, хип-хоп культура.
Прежде чем начать говорить о субкультурах, давайте вспомним какую возрастную группу мы можем назвать молодежью? Дети дают ответ.
Молодежь — социально-демографическая группа людей в возрасте от 14 до 30 лет (возрастные границы могут отличаться в разных странах).
Особенности социального положения молодежи
- Переходность положения.
- Высокий уровень мобильности.
- Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
- Активный поиск своего места в жизни.
- Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Что же обозначает понятие молодежная субкультура? Попробуйте предположить.
Те это время поиска своего внутреннего Я, часто самовыражение проявляется через молодежную субкультуру.
2. Теоретический блок «Несколько слов о молодежных субкультурах» 10-15 мин.
Молодежная субкультура – культура молодого поколения, которую отличает особый язык, стиль жизни, черты поведения, групповые нормы, ценности, средства самовыражения.
- Как считаете, в чем кроются причины включения подростков в молодежные субкультуры? Ответ обучающихся.
Комментарий преподавателя:
- вызов обществу;
- вызов семье;
- стремление выделиться «из серой массы»;
- неразвитая сфера организации досуга для молодежи в городе;
- копирование западных структур, течений, культуры;
- дань моде;
отсутствие цели в жизни;
-влияние криминальных структур
История появление молодежных субкультур
Впервые молодежные субкультуры возникли на Западе (первая половина XX века), а сам термин «субкультура» появился в 30-е годы XX века. В Россию этот феномен пришел в конце 40-х.
Некоторые из существующих сейчас в России субкультур (стиляги, мажоры) берут свое начало в Советском Союзе. В СССР для обозначения молодежных субкультур использовалось определение «Неформальные объединения молодежи». Отсюда и возник жаргонный термин «неформалы».
В 1980 е годы начинается "бум" российских молодежных субкультур приходится на 80-с-начало 90-х гг. До настоящего времени молодежные субкультуры продолжают свое развитие, трансформацию, меняются направления и пристрастия.
Основные направления молодежных субкультур.
Готы
Субкультура готов — это современное течение, которое свойственно многим странам. Зародилось оно в Великобритании в начале восьмидесятых годов прошлого века.
Характеристики этой субкультуры включают в себя ненасилие, пассивность и толерантность. Готы не создают никаких политических лозунгов и не призывают к социальной активности.
Их стиль отличается темными цветами, траурность. В образ типичного гота вписываются крашеные в радикальный черный волосы, глаза, подведенные черным, накрашенные черным лаком ногти, черная, выдержанная в одном стиле, одежда. Пирсинг на теле может быть, а может и не быть. Украшения обычно выполнены из серебра и включают в себя различные символы, например, кресты, анки, пентаграммы.
Хип-хоп
Хип-хоп — это культурное движение, хип-хоп культура включает в себя тех, кто читает рэп), наносит граффити, занимается брейк-дансом и бит-боксингом. Первый уличный танец был изобретен в 1967 году в африканских кварталах Бронкса.
Поэзия рэпа основана на ритмике, причем иногда содержание отходит на второй план. Чаще всего это рассказы в урбанизированном стиле об упадке общества или же о жизни молодежи рабочего класса.
Внешняя атрибутика представителей хип-хоп культуры — это спортивная одежда, использование массивных украшений, которые являются символами капиталистического общества.
Искусство нанесения граффити, заслуживает высокого почета и считается у рэперов талантом, которым наделены совсем не многие. Наносится граффити, как правило, на стенах домов, рисунки свидетельствуют о тех, кто их создал, их увлечениях и мировоззрении.
Русский рэп начинался еще с творчества эпатажного Богдана Титомира в начале девяностых годов. Сейчас его представители – ЮГ, Шефф, Децл, Лигалайз, Серега и многие другие.
Аниме и косплей
Аниме – это, прежде всего название анимационных картин, которые производятся в Японии. Самым широким сегментом стали подростки в возрасте 12-15 лет, то есть в том возрасте, когда психика наиболее восприимчива к внешним картинкам, представители этой субкультуры пытаются воссоздать в реальной жизни то, что увидели на экране.
Способы воссоздания аниме:
- рисование, сочинение текстов и косплей.
Тех, кто занимается подобным творчеством называют еще отаку, в отличие от просто поклонников аниме, они постоянно заняты творчеством.
У анимешников полностью отсутствует какая-либо идеология, зато хорошо представлен характерный слэнг, изобилующий японскими словечками, изредка на русский манер («кавайно», «хентайно» и проч.). Многие представители этой субкультуры не останавливаются на простом копировании – чтобы понять саму философию, они погружаются в историю и практики Японии, понемногу изучают чужой язык.
Геймеры
Субкультура геймеров зародилась недавно. Компьютерные сетевые игры для них — это возможность общаться в действии: вместе с другими, зачастую иностранными, сверстниками проходить задания и побеждать врагов.
Данная субкультура характеризуется наличием специфического языка. Сленг геймеров и другие виды молодежного жаргона.
Важной характеристикой являются жанры игр — они определяют членство в кланах, мировоззрение, внешний вид. Виртуальный мир пропагандирует насилие и может провоцировать вспышки агрессии у молодежи, формируют интернет-зависимость.
Однако игры действуют не только негативно на геймеров — они развивают быстроту реакции и скорость мысли, настойчивость и целеустремленность, даже ловкость. Игры через Интернет помогают подучить английский и расширить круг своих знакомых.
3. Игра Спорт Ум «Молодежные субкультуры» 15-20 мин.
Игра
- 1й тур «Кто такой?»
- 2й тур «Интересные факты»
- 3й тур «Неологизмы»
Итоги игры.
4. Заключительный блок 5-10 мин.
Рефлексия.
- Какую возрастную группу можно отнести к молодежи?
- Как вы считаете, почему молодежь активно включается в молодежные субкультуры?
- Дайте определение понятию молодежная субкультура.
- Назовите виды субкультур
- Дайте им краткую характеристику
Заключение.
Актуализация знаний, обсуждение, дискуссия.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Материалы для игры Спорт-Ум «Молодежные субкультуры»
Бланк для команды
Название команды
_________________________________
№ | Ответ на вопрос |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 |
Бланк эталонных ответов:
1 тур.
1. Анимешники
2. Геймеры
3. Реперы
4. Панки
5. Художники граффити
6. Косплееры
2 тур.
1. Бугры
2. Старкон
3. Dota 2
4. Первый отряд
5. Рэп-батл
6. Готы
3 тур.
1. Заскамить
2. Осуждаю!
3. Кринж
4. Краш
5. Тян
6. Крипово
Итоговая таблица по Игре
№ | Название команды | 1 тур | 2 тур | 3 тур | ИТОГО | Место |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 |