Работа в группе на уроке информатике и ИКТ в колледже
Работа в группе на уроке информатике и ИКТ в колледже
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, и в частности:
• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
• умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
В соответствии с п. 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N196 (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N617), наполняемость классов общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся. Согласно п. 31 Типового положения, при проведении занятий по информатике допускается деление класса на две группы: в городских общеобразовательных учреждениях при наполняемости класса 25 человек и в сельских - не менее 20 человек. В соответствии с п. 2.9.12. СанПиН 2.4.2.1178-02 (утв. Постановлением от 28 ноября 2002 г. N44,(в ред. Постановления от 23.07.2008 N45)), при использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) утверждены Постановлением от 3 июня 2003 г. N118 (в ред. от 25.04.2007 N22). А в соответствии с п. 4.16. в Приложении 7,не допускается одновременное использование одного ВДТ для двух и более детей независимо от их возраста. При проведении занятий по информатике в общеобразовательном учреждении должны быть учтены вышеприведенные нормы. Возникает вопрос: как организовать урок, если в классе 20-24 человека, а рабочих мест ученика с компьютером – 12, а то и меньше?
На помощь приходят технологии группового обучения. Они способны оптимизировать учебный процесс, сделать его более эффективным и личностно-ориентированным.
Групповая работа позволяет каждому проявить свою индивидуальность, разобраться в неясных вопросах и, таким образом, каждый имеет возможность реализовать свои знания на практике.
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
- класс на данном уроке делится на группы по 3-5 человека для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания.
- Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
- Инструктаж о последовательности работы.
- Раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа.
- Знакомство с материалом, планирование работы в группе
- Распределение заданий внутри группы.
- Индивидуальное выполнение задания.
- Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
3. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения). Подведение итогов группового задания.
- Заключительная часть.
- Сообщение о результатах работы в группах.
- Анализ познавательной задачи, рефлексия.
- Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Каждой группе предлагается выполнить 2-3 разных задания из одной темы за определенное время. Причем задания в группе различны по содержанию и по уровню сложности. Студенты должны самостоятельно определить, кто какое задание выполняет, договариваясь между собой в группе, учитывая индивидуальные способности каждого члена команды. После выполнения учащимися первого блока задания на экране выводится правильный ответ и ученики проверяют правильность своего решения (по эталону), при наличии ошибок происходит пояснение и разбор задания. Проверку может осуществлять учитель, или другие команды. Так можно провести несколько блоков различных заданий, что позволяет преподавателю за короткое время повторить или разобрать большое количество различных заданий теоретического и практического характера. При этом учащиеся выступают не в роли пассивных слушателей, а принимают активное участие в ходе всего урока.
Элемент соревнования мотивирует учащихся к познавательной деятельности, повышает заинтересованность студентов к предмету, т.к никто не хочет подводить свою команду, и исключает возможность списывания, но слабые студенты всегда могут обратиться за помощью к более сильным, что позволяет улучшить их знания и усвоение материала, а для сильных студентов представляется возможность помочь своим сокурсникам.
При выполнении работы у ребят есть возможность двигаться, перемещаться по классу (когда подходят к преподавателю или выполняют работу за компьютером), смена позы позволяет отдохнуть спине, рукам, снять напряжение с глаз. Рабочая обстановка при этом не нарушается, нет усталости, и результаты при такой форме работы достаточно высокие.
При организации работы в группах возникает вопрос, как же оценить работу учащихся. Можно применять несколько вариантов:
- после выполнения групповой работы, предложить учащимся пройти независимое тестирование на компьютерах, что позволяет определить индивидуальные знания каждого студента;
- предложить каждому студенту самостоятельно оценить свою работу;
- можно всем учащимся группы победителей поставить оценки отлично, а другим - хорошо или удовлетворительно;
- можно предложить капитану команды выставить оценки каждому члену группы, в зависимости от его личного вклада в общий результат.
Проведение подобных занятий позволяет каждому студенту проявить свои способности, продемонстрировать знания предмета и развивать коммуникативные навыки.
Проведение уроков с использованием методов группового обучения позволяет мотивировать учащихся к дальнейшему, самостоятельному изучению предмета. Знания и навыки, полученные на уроках, ребята с удовольствием используют при участии в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Литература:
- Клюева Н.В. Успешность обучения при групповой форме его организации Ленинград 1987.
- Золотова А.В. Коллективная работа на уроках М., 1989.
- Абасов З.В. Форма обучения – групповая работа. М.: Просвещение, 1998. 340 с.