План - конспект урока. Тема: А.С. Пушкин. Сведения из биографии. Темы лирики поэта

План - конспект урока по литературе на тему"А.С. Пушкин. Сведения из биографии. Темы лирики поэта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План - конспект урока16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А. С. Пушкин.  Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Тип урока: урок усвоения новых знаний 

Вид урока: комбинированный

Технологии: системно – деятельностный подход в обучении (создание личностно значимых ситуаций), стратегии технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), использование ИКТ в предметном обучении.

Межпредметные связи: живопись, музыка, история.

Используемое оборудование: мультимедийный проектор, ПК, программное обеспечение «MSPowerPoint»; учебник; индивидуальные печатные раздаточные материалы; портреты Пушкина,  презентации……..,  сборники стихотворений поэта, компакт диск с записями стихотворений в исполнении профессиональных чтецов (артистов); ……

Опережающее задание: студентам было предложено провести исследовательские работы на темы «Детские годы Пушкина», «Лицейские годы поэта», «Семья Пушкина»; «Экскурсия в село Михайловское», познакомиться со стихами Пушкина, выучить наизусть понравившееся.

Цели урока: актуализировать и закрепить знания студентов о жизни и творчестве А.С. Пушкина; познакомить студентов с лирикой поэта, ее тематикой; развивать разговорную речь; расширить кругозор; учить размышлять над содержанием стихотворений поэта; создание условий для развития самостоятельности мышления учащихся средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо; развивать навыки исследовательской работы; развивать навыки выразительного чтения и чтения наизусть; воспитывать любовь к русскому поэтическому слову, речевую культуру студентов.

Ход занятия:

I. Организационный момент 

Подготовка студентов к занятию – создание благоприятного психологического климата на занятии, рабочей настроенности.

II. Cообщение темы занятия

Запись даты и темы в тетрадь

III. Формулировка цели занятия

IV. Вступительное слово преподавателя

V. Актуализация знаний (беседа)

  • Что вам известно  о Пушкине Александре Сергеевиче?

VI. Новый материал

Жизненный и творческий путь поэта

Хронологическая таблица

Детство поэта

1799 – 1811

Лицейские годы

1811 – 1817

Жизнь в Петербурге

1817 – 1820

Южная ссылка

1820 – 1824

Михайловское

1824 – 1826

Возвращение из ссылки

1826 – 1830

Болдинская осень

1830

Петербург

1831 – 1833

Последние годы, дуэль

1834 – 1837

 

1. Детство поэта.

Сообщения студентов. Презентация. Чтение стихотворения «Няне»

  • Узнали что – нибудь новое?
  • А что было самым интересным?

2. Лицейские годы

Сообщения студентов. Презентация. Чтение отрывка  «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Распорядок дня лицеистов ( распечатка)

  • Что вы думаете о распорядке дня лицеистов?

3. Петербург. 1817 – 1820 гг.

Рассказ о жизни поэта

«Руслан и Людмила», отрывок из поэмы (видеоотрывок)

4. Южная ссылка, 1820 – 1824 гг.

Рассказ о жизни поэта. Произведения

5. Михайловское

Видеоэкскурсия в Михайловское

6. Болдинская осень

Виртуальная экскурсия

7. Семья

Женитьба на Гончаровой

Чтение стихотворения «Мадонна»?

8 . Дуэль. Смерть.

Памятники. Города. Улицы. Парки. Парк в Новомосковске. Фото

Промежуточная рефлексия:

Прием РКМЧП – 3 предложения (составить небольшой рассказ о Пушкине)

9. Лирика поэта. Основные темы.

  • Работа с учебником?
  • По ходу чтения составляем  

Кластер:

1. Вольнолюбивая лирика.

2. Тема поэта и поэзии.

3. Философская лирика

4. Пейзажная лирика (+ тема Родины)

5. Тема дружбы

6. Любовная лирика

  • Читаем наизусть (реализация домашнего задания): «Я вас любил…» (любовь), «Пущину» (дружба), «Зимнее утро» (природа), «К Чаадаеву» (свобода), «Если жизнь тебя обманет…» (философия), «Пророк» (1826 г.).

10. Промежуточная рефлексия:

Используя кластер, закрепляем сведения о темах лирики поэта

VII. Домашнее задание: наизусть стихотворения Пушкина; сочинение на тему «Мой Пушкин»

VIII. Подведение итогов