План - конспект урока по литературе. Тема: "Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина"
План - конспект урока по литературе на тему "Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План - конспект урока по творчеству Сергея Есенина | 27.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Тульской области
ГПОУ ТО «Новомосковский строительный колледж»
Занятие по литературе
Тема: «Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина»
Преподаватель: Помочтова Елена Николаевна
Тема: «Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина»
Цель: выявить особенности раскрытия темы Родины и природы в лирике Есенина, особенности поэтического мира автора; развивать навыки исследовательской работы; совершенствовать навыки анализа лирического произведения, развивать навыки выразительного чтения и чтения наизусть; воспитывать любовь к русскому поэтическому слову, речевую культуру студентов.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, программное обеспечение «MSPowerPoint», презентации «Экскурсия в село Константиново», портреты Сергея Есенина, сборники стихотворений поэта, компакт диск с записями стихотворений в авторском исполнении, компакт диск с записями стихотворений в исполнении профессиональных чтецов (артистов); раздаточный материал.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ поэтического текста, применение знаний по теории литературы, написание творческих работ.
Тип урока: комбинированный с использованием информационных технологий.
Технологии: РКМЧП, деятельностного подхода (создание личностно значимых ситуаций), использование ИКТ в предметном обучении.
Межпредметные связи: живопись, музыка, история.
Дома (опережающее задание)студентам было предложено провести исследовательские работы на темы «Экскурсия в село Константиново», «Звукопись в лирике Есенина», «Звукопись в лирике Есенина»; познакомиться со стихами Есенина, выучить наизусть понравившееся.
Моя лирика жива одной большой любовью,
любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моем творчестве.
С. Есенин.
Ход занятия
I. Оргмомент. Подготовка студентов к занятию – создание благоприятного психологического климата на занятии, рабочей настроенности.
II. Cообщение темы занятия. Запись даты и темы в тетрадь.
III. Формулировка цели занятия.
IV. Актуализация знаний.
1. Беседа.
2.Отчет по исследовательской работе студентов
Тема «Экскурсия в село Константиново». (Сообщения студентов. Сообщение сопровождается подготовленной студентами презентацией.)
3. Сообщение. Есенин С.А. «О себе».
4. Письменная работа студентов с последующей проверкой.
Прием РКМЧ «Три предложения».
Итог беседы – письменная работа «Есенин».
V. Изучение нового материала.
Творческая мастерская «Художественный мир поэта».
1. Отчет по исследовательской работе студентов.
А. «Цветопись в лирике Есенина». Сообщение.
Б. «Звукопись в лирике Есенина».Сообщение с презентацией.
2. Теория литературы.
Имажинизм, образ, метафора, персонификация.
3. Практическая работа.Приложение № 1.
4. Лекция.
VI. Реализация домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворений Есенина
VII. Знакомство с лирикой поэта. Анализ поэтического текста.
- Лекция.
- Анализ стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…» (1914)
- Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925)
План анализа стихотворения – приложение № 2.
VIII. Рефлексия.
Приемы технологии РКМЧП – 5-тиминутное эссе.
- Написание 5-тиминутного эссе на тему «Что я узнал сегодня на занятии», «Что особенно было интересным на занятии».
- Заслушать работы студентов.
IX. Подведение итогов. Выставление оценок.
X. Домашнее задание:
Билет № 13.Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина.
Дифференцированное задание:
Анализ стихотворений С.А. Есенина (на выбор):
- «Поет зима – аукает»;
- «О красном вечере задумалась дорога».
Индивидуальное задание:
Подготовить сообщение на тему «Тема памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».
Приложение № 1
«Фамилия Есенина – русская коренная, в ней звучат языческие корни –Овсень, Таусень, Осень, Ясень, – связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками...
А. Толстой
Имажини́зм– литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов –метафора, часто метафорические цепи (развернутая метафора), сопоставляющие различные элементы двух образов – прямого и переносного.
Образом (точнее: словесным образом) называют всякое выражение, придающее речи наглядность, красочность, конкретность.
Словесный образ Есенина отражает нерасторжимую связь природы и человека. Отсюда два любимых художественных приема – метафора и олицетворение, которые нередко совмещаются в одном образе:
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Метафора – скрытое сравнение, употребление существительных и глаголов в переносном значении. В ней всегда отсутствует предмет сравнения, но присутствует то, с чем сравнивают. Бывают краткие и развернутые метафоры.
Персонификация – наделение неодушевленных предметов человеческими свойствами, в том числе психическими (полное уподобление человеку).
Где-то на поляне клен танцует пьяный.
Мы к нему подъедем, спросим– что такое?
Истанцуем вместе под тальянку трое.
Приложение № 2
А. За темной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягненочек кудрявый – месяц
Гуляет в голубой траве.
…………………………..
А степь под пологом зеленым
Кадит черемуховый дым
И за долинами по склонам
Свивает полымя над ним.
Б.Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым, у малиновых сел
Свадьба ворон облегла частокол.
Снова я вижу знакомый обрыв
С красною глиной и сучьями ив,
Грезит над озером рыжий овес,
Пахнет ромашкой и медом от ос.
В.Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил повода.
Снова выплыл из рощи
Синим лебедем мрак.
Г. Прощай, родная пуща,
Прости, златой родник.
Плывут и рвутся тучи
О солнечный сошник.
Д. Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Е. Поет зима –аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
Приложение № 3
План анализа стихотворения
- Определите тему (тематику) стихотворения.
- Какова основная мысль (идея) стихотворения? (Что хотел сказать автор?)
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Время действия. Как оно представлено?
- Место действия. Как оно представлено?
- Герои. Как они представлены?
- Мысли, чувства, вызванные всем строем произведения, особенности его цветовой гаммы, мелодики, ритма.
- Художественные детали.
- Роль и место монолога (диалога).
10. Назовите художественные средства, используемые поэтом.
11. Собственная оценка произведения.