План - конспект урока по литературе. Тема: "Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина"

План - конспект урока по литературе на тему "Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

ГПОУ ТО «Новомосковский строительный колледж»

Занятие по литературе

Тема: «Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина»

Преподаватель: Помочтова Елена Николаевна

Тема: «Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина»

Цель: выявить особенности раскрытия темы Родины и природы в лирике Есенина, особенности поэтического мира автора; развивать навыки исследовательской работы; совершенствовать навыки анализа лирического произведения, развивать навыки выразительного чтения и чтения наизусть; воспитывать любовь к русскому поэтическому слову, речевую культуру студентов.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, программное обеспечение «MSPowerPoint», презентации «Экскурсия в село Константиново», портреты Сергея Есенина, сборники стихотворений поэта, компакт диск с записями стихотворений в авторском исполнении, компакт диск с записями стихотворений в исполнении профессиональных чтецов (артистов); раздаточный материал.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ поэтического текста, применение знаний по теории литературы, написание творческих работ.

Тип урока: комбинированный с использованием информационных технологий.

Технологии: РКМЧП, деятельностного подхода (создание личностно значимых ситуаций), использование ИКТ в предметном обучении.

Межпредметные связи: живопись, музыка, история.

Дома (опережающее задание)студентам было предложено провести исследовательские работы на темы «Экскурсия в село Константиново», «Звукопись в лирике Есенина», «Звукопись в лирике Есенина»; познакомиться со стихами Есенина, выучить наизусть понравившееся.

Моя лирика жива одной большой любовью,

 любовью к Родине.

                               Чувство Родины – основное в моем творчестве.

                                                                                                                   С. Есенин.

Ход занятия

I. Оргмомент. Подготовка студентов к занятию – создание благоприятного психологического климата на занятии, рабочей настроенности.

II. Cообщение темы занятия. Запись даты и темы в тетрадь.

III. Формулировка цели занятия.

IV. Актуализация знаний.

1. Беседа.

2.Отчет по исследовательской работе студентов

Тема «Экскурсия в село Константиново». (Сообщения студентов. Сообщение сопровождается подготовленной студентами презентацией.)

3. Сообщение. Есенин С.А. «О себе».

4. Письменная работа студентов с последующей проверкой.

Прием РКМЧ «Три предложения».

Итог беседы – письменная работа «Есенин».

V. Изучение нового материала.

Творческая мастерская «Художественный мир поэта».

1. Отчет по исследовательской работе студентов.

А. «Цветопись в лирике Есенина». Сообщение.

Б. «Звукопись в лирике Есенина».Сообщение с презентацией.

2. Теория литературы.

Имажинизм, образ, метафора, персонификация.

3. Практическая работа.Приложение № 1.

4. Лекция.

VI. Реализация домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворений Есенина

VII. Знакомство с лирикой поэта. Анализ поэтического текста.

  1. Лекция.
  2. Анализ стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…» (1914)
  3. Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925)

План анализа стихотворения – приложение № 2.

VIII. Рефлексия.

Приемы технологии РКМЧП – 5-тиминутное эссе.

  1. Написание 5-тиминутного эссе на тему «Что я узнал сегодня на занятии», «Что особенно было интересным на занятии».
  2. Заслушать работы студентов.

IX. Подведение итогов. Выставление оценок.

X. Домашнее задание:

Билет № 13.Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина.

Дифференцированное задание:

Анализ стихотворений С.А. Есенина (на выбор):

  1. «Поет зима – аукает»;
  2. «О красном вечере задумалась дорога».

Индивидуальное задание:

Подготовить сообщение на тему «Тема памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».

Приложение № 1

«Фамилия Есенина  русская коренная, в ней звучат языческие корни Овсень, Таусень, Осень, Ясень,  связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками...

А. Толстой

Имажини́зм литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов метафора, часто метафорические цепи (развернутая метафора), сопоставляющие различные элементы двух образов  прямого и переносного.

Образом (точнее: словесным образом) называют всякое выражение, придающее речи наглядность, красочность, конкретность.

Словесный образ Есенина отражает нерасторжимую связь природы и человека. Отсюда два любимых художественных приема – метафора и олицетворение, которые нередко совмещаются в одном образе:

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Метафора – скрытое сравнение, употребление существительных и глаголов в переносном значении. В ней всегда отсутствует предмет сравнения, но присутствует то, с чем сравнивают. Бывают краткие и развернутые метафоры.

Персонификация – наделение неодушевленных предметов человеческими свойствами, в том числе психическими (полное уподобление человеку).

                   Где-то на поляне клен танцует пьяный.

Мы к нему подъедем, спросим– что такое?
И
станцуем вместе под тальянку трое.

Приложение № 2

А. За темной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягненочек кудрявый
 месяц
Гуляет в голубой траве.
…………………………..

А степь под пологом зеленым
Кадит черемуховый дым
И за долинами по склонам
Свивает полымя над ним.

Б.Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым, у малиновых сел
Свадьба ворон облегла частокол.

Снова я вижу знакомый обрыв
С красною глиной и сучьями ив,
Грезит над озером рыжий овес,
Пахнет ромашкой и медом от ос.


В.Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил повода.
Снова выплыл из рощи
Синим лебедем мрак.


Г. Прощай, родная пуща,
Прости, златой родник.
Плывут и рвутся тучи
О солнечный сошник.

Д. Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Е. Поет зима аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

Приложение № 3

План анализа стихотворения

  1. Определите тему (тематику) стихотворения.
  2. Какова основная мысль (идея) стихотворения? (Что хотел сказать автор?)
  3. Каким настроением проникнуто стихотворение?
  4. Время действия. Как оно представлено?
  5. Место действия. Как оно представлено?
  6. Герои. Как они представлены?
  7. Мысли, чувства, вызванные всем строем произведения, особенности его цветовой гаммы, мелодики, ритма.
  8. Художественные детали.
  9.  Роль и место монолога (диалога).

10. Назовите художественные средства, используемые поэтом.

11. Собственная оценка произведения.