Применение систем линейных уравнений при решении задач экономического характера

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

 

Применение систем линейных уравнений при решении задач экономического характера

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнил: Патракова Жанна,

Группа А196э, специальность 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

Руководитель: Янченко Н.А.,

                                                                                 преподаватель математики 

 

 

 

 

 

Ачинск, 2021г.

 

Введение……………………………………………………………………………

3

1. Системы n  линейных уравнений с n переменными…………….……………

3

1.1. Постановка задачи …………………………………………………..……….

3

1.2.  Метод Крамера  ………………………………………………………….…..

4

1.3.  Метод обратной матрицы……………………………………………………

5

1.4.  Метод Гаусса…………………………………………………………....……

5

1.5.  Применение средств Excel  к решению систем линейных уравнений……

6

2.Решение задач с практическим содержанием…………………………….…...

6

Заключение………………………………………………………………...……….

9

Список используемой литературы…………………………………………….….

11

Приложения …………………………………………………………….…………

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Большой объем расчетных математических задач приходится на решение систем линейных алгебраических уравнений. Многие задач управленческого и экономического, технологического характера строятся как линейные алгебраические, либо сводятся к ним.

  Актуальность темы заключается в том, что известные приемы и методы решения систем линейных уравнений применимы для решения задач с практическим содержанием, в частности связанных  со специальностью.

Цель работы: рассмотреть различные способы решения систем линейных уравнений, показать примеры их практического применения.

Задачи работы

  • анализ методической и научной литературы по теме.
  • изучение математических методы решения систем уравнений;
  • изучение возможностей электронных таблиц MS EXCEL при решении систем линейных уравнений
  • решение задач с практическим содержанием разными способами.

Объект исследования: задачи с практическим содержанием, сводящиеся к линейным системам.

Предмет исследования: способы и методы решения систем линейных уравнений.

Методы исследования: анализ и синтез.

Практическая значимость состоит в формировании  компетентности  прикладного использовании знаний, умений и навыков,  знакомство с возможностями применения информационных технологий.

 

1.  Системы n  линейных уравнений с n переменными

1.1 Постановка задачи

 

Пусть дана система линейных уравнений. Если число уравнений системы  равно числу неизвестных (m = n)  называется квадратной.

     image      

Решением системы называется такой набор , который обращает все уравнения системы в тождества. Рассмотрим некоторые примеры.

Система  называется совместной, если она имеет хотя бы одно решение, и называется несовместной, если у нее нет ни одного решения.
Совместная система вида  называется определенной, если она имеет единственное решение; если у нее есть хотя бы два различных решения, то она называется неопределенной.[3, с.99]

В работе рассматриваются наиболее известные и простые в вычислительном плане методы решения квадратных систем линейных уравнений: метод Крамера, матричный способ, метод Гаусса.

 

1.2. Метод Крамера

 

Из коэффициентов при неизвестных составим матрицу А, а из свободных членов матрицу столбец В, т.е.   А=   image              В=image

Определитель матрицы А обозначим Δ и назовем определителем системы.

 Δ =image   

      Если в определителе системы заменить поочередно столбцы коэффициентов при на столбец свободных членов, то получим n - определителей  (для n -неизвестных)

Δ х1 = image    Δ х2=    image      Δ хn=    image   

  Тогда формулы Крамера запишутся так:    

  x1= Δх1 / Δ,   x2= Δх2/ Δ,  ……    xn= Δхn /Δ.

Если определитель системы  Δ = 0, то возможны два варианта:

1) Δ = 0 и каждый определитель Δxi = 0. В этом случае система имеет бесконечно много решений.

2)  Δ = 0 и хотя бы один из определителей Δхi отличен от нуля. Это имеет место тогда, когда коэффициенты при всех неизвестных, кроме xi, пропорциональны. [1, с.87].

 

1.3 Матричный способ

 

В матричной  форме систему линейных уравнений можно записать так: АХ=В, где А– матрица коэффициентов системы; Х – матрица-столбец неизвестных; В – матрица-столбец свободных членов. Если А - квадратная матрица, то обратной по отношению к А называется матрица, которая, будучи умноженной  на А дает единичную матрицу. А-1А=А А-1=Е. [1, с.78].  Обратная матрица находится по формуле    А-1image image         

Чтобы решить систему линейных уравнений с помощью обратной матрицы нужно:

1) найти обратную матрицу А-1; 2) найти произведение обратной матрицы на матрицу свободных членов, т.е. А-1В; 3) пользуясь определением обратных матриц, записать ответ

Х= А-1В. [1, с.82].

 

1.4. Метод Гаусса

 

Систему уравнений приводят к эквивалентной ей системе с треугольной матрицей. Эти действия называют прямым ходом. Из полученной треугольной системы переменные находят с помощью последовательных подстановок (обратный ход).

При выполнении прямого хода используют следующие преобразования:

1) умножение или деление коэффициентов и свободных членов на одно и тоже число;

2) сложение и вычитание уравнений;

3) перестановку уравнений системы;

4) исключение из системы уравнений строк, в которых все коэффициенты при неизвестных и свободные члены равны нулю. [1, с.89].

 

1.5. Применение средств Excel  к решению систем линейных уравнений

 

С ростом числа переменных в системе, её решение усложняется и становится почти невозможным для вычислений «вручную».  В таких случаях все вычисления производят с помощью современных вычислительных средств и компьютерных программ.

 Одним из таких средств является Microsoft Excel. В библиотеке Excel в разделе математических функций есть функции для работы с матрицами: МОБР (параметр) - обращение матрицы; МОПР (параметр) - вычисление определителя; МУМНОЖ ( список параметров) - умножение матриц. [3,с. 306]

Для решения систем линейных уравнений по формулам Крамера нужно:

  1. разместим на рабочем листе матрицу А системы и вспомогательные матрицы;
  2.  применим функцию МОПРЕД (матрица), вычислим определители всех

           матриц. ( Приложение 1)     

  1. по формулам Крамера найдем решение системы, введя в ячейки формулы.

    (Приложение 2)

Для решения системы с помощью обратной матрицы нужно:

в диапазон ячеек таблицы ввести матрицу А коэффициенты системы и матрицу  В свободных членов;  выделить в свободном столбце диапазон ячеек, равный числу переменных в системе и ввести в него формулу    = МУМНОЖ (МОБР(А);В); нажать сочетание клавиш      < Ctrl>+ <Shift > + <Enter>; в выделенном  диапазоне появятся ответы. ( Приложение 3).

 

2. Решение задач с практическим содержанием

 

  Системы линейных уравнений широко используются в задачах экономики, физики, химии и других науках. Умение решать системы линейных уравнений - это лишь метод для решения более сложных практических задач. Одна из них -  задача планирования выпуска продукции, сводятся к решению систем линейных уравнений.

Задача 1. Швейная фабрика в течении трех дней производила костюмы, плащи и куртки. Известны объемы выпуска продукции за три дня и денежные затраты на производство за эти три дня. Найти себестоимость единицы продукции каждого вида.

День

Объем выпуска продукции( единиц)

Затраты

(тыс.усл.ед)

Костюмы

Плащи

Куртки

I

50

10

30

176

II

35

25

20

168

III

40

20

30

184

Как известно, решение прикладной задачи ведётся по известной трехэтапной  схеме: формализация; математизация; интерпретация. [6]

Решение: 1 этап (формализация). Пусть  х (тыс.усл.ед)-затрат на производство  одного костюма, у-затраты на производство одного плаща, z- затрат на производство  одной куртки.

 Зная затраты на каждый день и количество произведенной продукции за день, составим систему линейных уравнений:

image   

 2 этап (математизация).    1) Метод Крамера

Δ= image  = 50*25*30+35*20*30+10*20*40-30*25*40-50*20*20-5*10*30=6000.

      Так как определитель не равен нулю, то система совместна и имеет решение.

Δx=image=176*25*30+168*20*30+10*20*184-30*25*184-176*20*20-         168*10*30=10800     

Δy=image=50*168*30+35*184*30+176*20*40-30*168*40-50*20*184- 35*176*30=15600

Δz=image=50*25*184+35*20*176+10*168*40-176*25*40-50*20*168-35*10*184=12000

        x = Δx/ Δ=10800/6000=1,8;     y= Δy/ Δ=15600/6000=2,6;      z=  Δz/ Δ=12000/6000=2.

2) Решим систему с помощью обратной матрицы.

Значение определителя матрицы  А мы уже подсчитали в предыдущем способе.

Δ= 6000.   Для вычисления обратной матрицы найдем алгебраические дополнения.

A11=image = 350       A12 = -image = -250      A13=image = -300   

 A21= - image = 300   A22=image = 300      A23 = - image = -600  

A31=image = -550       A32 = - image =50       A33=image = 900

A-1=image     - обратная матрица.

Найдем произведение обратной матрицы на матрицу свободных членов

X=A-1B=image

3) Решим систему методом Гаусса      image

Запишем расширенную матрицу image

Поменяем местами 1 и 2 столбцы матрицы местами image

 imageРазделим первую строчку системы на 10: image

Умножим первую строчку на (-25) и прибавим ко второй: image

Умножим первую строчку на (-20) и прибавим к третьей: image

Умножим вторую строчку на (-2),а третью – на 3. Результат их сложения запишем в третьей строке: image. Прямой ход завершен.

Выполним обратный ход с помощью последовательных подстановок.

Из третьей строки:   20z=40; z=40/20; z=2.

Из второй:  -90x -55z =-272; -90x-55*2=-272;  -90x=-272+110;  -90x=-162;   x=162/90;    x=1,8.

Из первой строки:     y+5x+3z=17,6;  y+5*1,8+3*2=17,6;  y+9+6=17,6; y=2,6.

  III этап (интерпретация). Себестоимость 1,8 тыс.усл.ед для производства  одного костюма, 2,6 тыс.усл.ед - для производства  одного плаща и  2 тысячи усл.ед. - для производства  одной куртки.

 

Заключение

В работе рассмотрены три наиболее часто применяемых метода решения систем линейных уравнений.  При оценке методов решения задач значение имеют такие свойства, как универсальность и простота применения для вычислений.

  Изучив основные методы решения систем линейных уравнений, проанализировав их преимущества и недостатки можно сделать следующие выводы:

    Метод Крамера является наиболее простым, позволяет найти решение по формулам, через известные коэффициенты. Недостатком метода является трудоемкость вычисления определителей, когда число уравнений системы больше трех, но с применением вычислительных средств (таблиц Excel) эта проблема исчезает. 

   Матричный метод так же дает четкий алгоритм решения, метод подходит для систем у которых определитель основной матрицы  отличен от нуля. Если система содержит больше трех уравнений, то нахождение обратной матрицы достаточно сложно. Упростить вычислительную работу помогут электронные таблицы.

  Метод Гаусса является менее трудоемким в плане вычислений т.к. не нужно вычислять определители и обратные матрицы. К недостаткам метода можно отнести то, что метод не дает четкой последовательности вычислительных действий.

 При выборе способа решения практических задач, нужно оценить ее сложность и применить наиболее простой в применении. Большое упрощение вычислений дает применение информационных технологий.

 

Список использованной литературы

  1. Высшая математика для экономистов: [Учебник для вузов]/ Н.Ш. Кремер
  2. http://zaz.gendocs.ru/docs/2900/index-156314.html
  3. http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_5/a12.html
  4.  http://vtit.kuzstu.ru/books/shelf/193/sod/sod.html

 

Приложения

imageПриложение 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

imageПриложение 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

imageПриложение 3.

 

 

imageПриложение 4.

 

Приложение 5.

image

Скачать:

Предварительный просмотр: