Опыт работы, проблемы и задачи Каменского филиала по реализации программ профессионального обучения лиц с ОВЗ
Мухтарулина А.К – преподаватель Каменского филиала
ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»
Опыт работы, проблемы и задачи Каменского филиала по реализации программ профессионального обучения лиц с ОВЗ
Возможность получения образования, независимо от ограничений возможностей здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ".
Одним из его приоритетных направлений является образование детей с умственной отсталостью, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее уязвимыми в плане обеспечения им общего образования, получения профессии и особенно трудоустройства.
С 2014 года Каменский филиал ГАПОУ РБ «Политехнический техникум», одно из немногих профессиональных образовательных организаций Республики Бурятия, осуществляет профессиональную подготовку по двум профессиям «Повар», «Столяр» для лиц с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями.
В 2022 году состоится четвертый выпуск обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Поступая к нам из специальных (коррекционных) школ VIII вида, обучающиеся с нарушениями интеллектуального развития испытывают затруднения и проблемы в межличностном взаимодействии, в профессиональной деятельности, в устройстве личной жизни. И именно обучение в техникуме, обучение в среде нормально развивающихся людей предоставляет возможность молодым людям с нарушенным интеллектом не только получить профессию, но и пройти адаптацию к жизни и труду.
Достижение цели – создание для них безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке связано с особенностями организации учебно-воспитательного процесса, а именно, решением следующих задач:
- адаптация учебных программ и методов обучения;
- внедрение современных образовательных, в том числе коррекционных технологий;
- разработка адаптированных учебных материалов и пособий;
- психолого-педагогическая диагностика;
- контроль состояния здоровья обучающихся;
- социальное сопровождение;
- обеспечение педагогическими кадрами, ознакомленных с психолого-физиологическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Решая данные задачи реализации интегрированного обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья мы столкнулись с определенными трудностями.
Начиная набор данных обучающихся, педагоги прошли курсы повышения квалификации по программе «Организация профессионального обучения молодежи с ограниченными возможностями здоровья». Для обучения мы использовали готовый комплект учебно-программной документации для профессиональной подготовки рабочих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по профессии. Обучение подразделялось на два вида: обязательное обучение и факультативные предметы.
Как показал опыт работы, были необходимы изменения в учебно-программной документации, а именно введение адаптационно – реабилитационного курса, который будет направлен на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время нами разработана адаптированная образовательная программа профессионального обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, с использованием наиболее эффективных форм, методов и средств обучения, новых образовательных технологий и содействующая развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании.
При разработке адаптированной образовательной программы возникли определенные сложности, связанные с отсутствием на федеральном уровне комплектов учебной документации для профессиональной подготовки рабочих по различным профессиям из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, и особенно остро отмечается нехватка программ для обучающихся со средней и умеренной умственной отсталостью.
Формирование основной программы профессионального обучения по профессии «Повар», мы осуществляли на основе анализа действующих нормативных документов, в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития. Методическую основу разработки адаптированной программы составили Требования к организации образовательного процесса для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях.
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам, которые мы применяли для их обучения, привел к выводу о необходимости введения в адаптированную программу компонента социального, психологического и медицинского сопровождения, с учетом психофизических особенностей обучающихся и перечня реабилитационных мероприятий.
Поэтому в учебный план данной программы введен адаптационный цикл, включающий в себя предметы социальной адаптации и основ социально-правовых знаний, а так же коммуникативный практикум, позволяющие подготовить обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к вхождению в реальную жизнь; сформировать у них умение строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе, а также помогают сориентироваться в условиях современной правовой реальности.
Выпускник, освоивший программу профессионального обучения, должен обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками соответствующего уровня квалификации, уметь самостоятельно выполнять работы, предусмотренные квалификационной характеристикой, техническими условиями и нормами, установленными на производстве в сфере выполнения работ соответствующего вида профессиональной деятельности.
Однако мы должны понимать, что интеллектуальная недостаточность наших обучающихся обуславливает ряд важнейших препятствий в их профессиональном становлении. Это снижение возможностей в овладении новыми понятиями, трудности в установлении причинно-следственных связей, зависимостей, обобщении, переносе полученных знаний в новые условия, проблема адаптации.
Преодоление этих препятствий осуществляется за счет широкого использования наглядности и практической деятельности, структурной простоты учебного материала, пооперационного характера обучения, дифференцированной помощи обучающимся, взаимосвязи обучения и воспитания, создание адекватной среды жизнедеятельности.
В этой связи хотелось бы отметить, что если проблему организационно-педагогического и социального сопровождения нам удается решать комплексно, то осуществление непрерывного медицинского и психологического сопровождения вызывает затруднение.
И, наверное, самая большая проблема – это проблема трудоустройства наших выпускников. Исходя из реальных экономических условий, работодателю невыгодно принимать данных выпускников, так как скорость выполнения работы ими ниже, чем у сотрудников организации, нет возможности поставить их на более сложные операции и другие причины, по которым работодатели отказываются от таких выпускников, или по прошествии небольшого периода работы увольняют их.
Анализируя процент трудоустройства наших выпускников, а это около 10%, в основном на временную (сезонную) работу, из 50 выпускников – пятеро трудоустроены. Остальные выпускники живут на пенсию, если она имеется, другие перебиваются случайными заработками, либо оказываются в сложной жизненной ситуации.
В заключение хотелось бы отметить, что для успешного освоения программы профессионального обучения, получения профессии и трудоустройства необходимы меры по стимулированию профессиональных образовательных организаций к развитию инклюзивного образования, наличие полного штата специалистов, разработка программ содействия трудоустройству выпускников с ОВЗ, в том числе и с нарушением интеллекта.
PS. Буду рада если вы поделитесь вашим опытом, решения данных проблем
Спасибо за внимание!
- Мне нравится (1)