Статья

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности духовно-нравственного воспитания младших школьников через обращение к образу Богоматери во внеклассной работе

Рожкова Ирина Витальевна

Студентка 3 курса ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1».

Образ Богоматери всегда являлся важной частью любого вида искусства. Обращение к ней сохранялось всегда, несмотря на разные эпохи и направления. Также, под духовностью понимается высшая гармония, лад, высшая правда и любовь. Если музыка помогает человеку раскрываться, проснуться, приобщиться к высокому, она и будет для него духовной.

Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально-экономических, экологических и других проблем. Для их решения требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание, становление которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы. Отсюда вытекает потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Особая роль в духовно-нравственном воспитании ребенка принадлежит музыкальному искусству, которое решает задачи гуманизации образования школьников. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию. [3]

Цель данного исследования - на основе анализа педагогической и музыковедческой литературы выявить возможности приобщения к образу Богоматери в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Задачи исследования:

1. раскрыть роль музыкального искусства в духовно-нравственном воспитании на примере образа Богоматери

2. рассмотреть методику организации внеклассной работы и ее формы в духовно-нравственном воспитании школьников.

3.обобщить результаты исследования

Из множества видов воспитания, наибольший интерес представляет духовно-нравственное воспитание, раскрывает систему вечных ценностей, богатейший и разнообразный опыт нравственной жизни, примеры человеческого подвига во имя высших идеалов, которые ориентированы, прежде всего, на воспитание толерантности, развитие способности к самоопределению, осознанного  выбора мировоззрения. В духовно-нравственном воспитании младших школьников музыка играет не меньшую роль, чем художественная литература и живопись. Общим у музыки с живописью является то, что гармония звуков, как и цветовая гармония, вызывает мгновенную реакцию, сопровождающуюся длительной «игрой» поочередно меняющихся приливов и отливов едва уловимых чувств и настроений. [2]

Проблема преподавания музыки и осознание ее духовно-нравственного потенциала школьника всегда стояла остро перед педагогами.

Некоторые аспекты найденной проблемы решены не полностью.

 В духовно-нравственном воспитании важную роль играет внеклассная музыкально – воспитательная работа в начальной школе, которую дополняют уроки музыки и имеет своей целью: самореализация творческих способностей учащихся посредством включения их в разные виды внеклассной музыкальной деятельности. Проведя анализ музыкальных программ и выявив, что все программы по музыке (Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Г.П. Сергеева и др.) в общеобразовательной школе ориентированы, главным образом, на постижение классической музыки. [1]

Нужно знать, что показать учащимся красоту духовной музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить духовно-нравственное чувство - главная задача учителя музыки.

Также анализ методической литературы показал, что воспитательная ценность внеклассных занятий, их эффективность во многом зависит от соблюдений ряда требований. Одно из важнейших требований к внеклассной работе – это тесная связь с жизнью, мотивация детей к проведению мероприятий. Важно отбирать такой материал для внеклассных мероприятий, который содействовал бы расширению кругозора, нравственному воспитанию, развитию эстетического вкуса.

В результате решения проблемы, можно выявить несколько выводов:

  1. Образу Богоматери в ряду так называемых «вечных» образов принадлежит одно из центральных мест в искусстве.
  2. Духовно-нравственное воспитание-это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно-смысловой сферы
  3. Необходимыми условиями полноценного духовно-нравственного воспитания средствами музыки являются систематическое педагогическое сопровождение, интересная форма подачи и тщательный отбор музыкального материала.

           Трактовка образа Богоматери будет получать новые ракурсы, раскрывать новые грани и дополняться новыми нюансами этой вечной и великой темы мировой культуры человечества.

Список использованной литературы.

  1. Мусагитова А. В. Духовно-нравственное воспитание музыкой [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Международная научная конференция (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1868/ 
  2. Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки как одно из приоритетных направлений становления личности: // 2016. URL: https://pedportal.net/starshie-klassy/muzyka/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-na-urokah-muzyki-kak-odno-iz-prioritetnyh-napravleniy-stanovleniya-lichnosti-287363
  3. Духовная музыка как одна из граней духовного воспитания подрастающего поколения на уроках музыки: // 2019. URL: https://multiurok.ru/files/dukhovnaia-muzyka-1.html