Курсовая работа на тему "Возможности духовно-нравственного воспитания младших школьников через обращение к образу Богоматери во внеклассной работе"
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра музыкального образования
Рожкова Ирина Витальевна
ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБРАЩЕНИЕ К ОБРАЗУ БОГОМАТЕРИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Курсовая работа защищенаСпециальность: 53.02.01с оценкой______________________Музыкальное образование« » _______________ 2019 годаКурс: 3 , группа: 30Руководитель: Арсентьева И.Н.,
преподаватель МДК 03.03 музыкально-инструментальный класс высшей квалификационной категории
Челябинск, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ1.1. Духовно-нравственное воспитание школьников61.2. Роль музыки в духовно-нравственном воспитании младших школьников9Выводы по 1 главе14ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБРАЗУ БОГОМАТЕРИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ 2.1. Особенности осуществления внеклассной работы с младшими школьниками162.2. Методика организации внеклассной работы по духовно-нравственному воспитанию с младшими школьниками182.3. Образ Богоматери как вечный образ искусства212.3.1. Богоматерь в европейскому музыкальном искусстве212.3.2. Образ Богоматери в изобразительном искусстве26Выводы по 2 главе28ЗАКЛЮЧЕНИЕ30БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК32ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально-экономических, экологических и других проблем. Для их решения требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание, становление которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы. Отсюда вытекает потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы.
Понятие «духовно-нравственное воспитание» достаточно прочно укрепилось в педагогической науке и нашло отражение в концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина Российской Федерации. Кроме этого, она является методологической основой ФГОС и определяет:
- характер современного национального воспитательного идеала;
- цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» [16, c. 7].
В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности школьника.
Особая роль в духовно-нравственном воспитании ребенка принадлежит музыкальному искусству, которое решает задачи гуманизации образования школьников. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.
Важнейшим аспектом в духовно-нравственном воспитании является изучение духовной музыки. Духовность - это то, что даёт ощущение полноты жизни, наличие её цели и смысла, понимания счастья и того, что жизнь есть важнейшая тайна.
Духовность – это наше личное понимание, интимное ощущение своей глубины природы, осознание того, что позволяет раскрываться тем глубинным потенциалам, которые находятся внутри нас. Мы живём, чтобы познать мир как внешний, так и внутренний, чтобы совершить нечто полезное, чтобы совершенствоваться.
Новые возможности духовно-нравственного развития в области музыкального образования содержатся в таком огромном пласте музыкальной культуры, как духовная музыка.
Духовная музыка – одно из средств, которое способно воздействовать на тот потенциал духовных и творческих способностей, возможностей, которые заключены в эмоциональной сфере человека. Необходимо содержанием такой музыки пробудить ту устремлённость к Добру и Свету, которая заложена в каждой душе ребёнка и может стать источником нравственности и гармоничности личности. [14]
Проблемой исследования занимались: Н.М Ковин; Я.А. Коменский; В.А. Сухомлинский; К.Д. Ушинский; В.А. Фролкин.
К теме Богородицы обращались кандидаты искусствоведения Немкова О.В., Кошмина И.В, Давыдова Н.В. Вместе с тем, исследовательская литература, раскрывающая самую разноплановую проблематику в области духовной музыки, на сегодняшний день не дает целостного охвата картины эволюции в музыкальных произведениях «вечного» образа Богоматери. Научных трудов по данному вопросу крайне мало, хотя безусловно, он заслуживает более глубокого изучения. Этим определяется актуальность предлагаемого исследования и тема: «Возможности духовно-нравственного воспитания младших школьников через обращение к образу Богоматери во внеклассной работе».
Цель исследования: на основе анализа педагогической и музыковедческой литературы выявить возможности приобщения к образу Богоматери в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Объект исследования: внеклассная работа в образовательном процессе.
Предмет исследования: образ Богоматери для осуществления духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать педагогическую литературу по духовно-нравственному воспитанию для выявления ее сущности и задач;
- раскрыть роль музыкального искусства в духовно-нравственном воспитании на примере образа Богоматери;
- охарактеризовать музыкальные произведения, в которых отражается образ Богоматери и рассмотреть образ Богоматери в изобразительном искусстве;
- обобщить результаты исследования и представить дальнейшие
его перспективы.
- рассмотреть методику организации внеклассной работы и ее формы в духовно-нравственном воспитании школьников;
При выполнении курсовой работы мы использовали следующие методы теоретического исследования:
- отбор, изучение и анализ литературы;
- систематизация изученного материала;
- обобщение изученного материала.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Прежде чем обратиться в нашем исследовании к духовно-нравственному воспитанию, мы сначала разобрались в общем понятии «воспитание». И выявили несколько его трактовок.
По мнению Коноваловой Н.В, воспитание — целесообразное, произвольно направляемое взросление ребенка в социокультурном (духовно-практическом) пространстве человеческого общения. В более широком смысле воспитание понимается как любое сознательно планируемое интеллектуальное, эстетическое и нравственное влияние на индивида или группу людей любого возраста. [11]
Профессор Н.Е. Щуркова несколько иначе определяет данный процесс. В ее определение воспитание понимается как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Автор концепции - казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук утверждает, что воспитание-формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей (истины, добытые опытом предшествующими поколениями, существующие в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека). [13]
В концепции А.Я Данилюка, А.М Конадкова и В.А. Тишкова отмечается важность воспитания у обучающихся: уважения к родителям, заботы о младших и старших; духовной, культурной и социальной преемственности поколений [14].
Воспитание в образовательном смысле — это специально организованная целенаправленная деятельность по формированию нравственной позиции и закреплению ()
Таким образом, в перечисленных определениях можно выявить общие признаки в поведении. Содержание воспитания выстраивается на основе базовых духовных ценностей нравственности: истины, норм поведения, отношения между людьми и отношения с самим собой.
Социальная направленность этих воздействий заключается в создании условий для усвоения ребенком определенных социальных норм отношений, освоении человеком определенного комплекса социальных ролей.
Анализ педагогической литературы показал, что ученые определяют следующие основные виды воспитания: умственное, трудовое, эстетическое, физическое, гражданское, экономическое, правовое, свободное, семейное, религиозное, социальное, нравственное, школьное, внешкольное.
Для темы нашего исследования наибольший интерес представляют: духовное и нравственное воспитание.
По мнению учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирование становления человека, формирование у него нравственных чувств — совести, долга, ответственности, гражданственности; нравственного облика — терпимости, терпения, милосердия; нравственной позиции — готовности к преодолению жизненных испытаний, способности различать добро и зло; нравственного поведения — готовности служения людям.
Кроме этого, духовно-нравственное воспитание раскрывает систему вечных ценностей, богатейший и разнообразный опыт нравственной жизни, примеры человеческого подвига во имя высших идеалов, которые ориентированы, прежде всего, на воспитание толерантности, развитие способности к самоопределению, осознанного выбора мировоззрения.
Формирование основ нравственности необходимо осуществлять на всех уроках. Что представляет собой человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет насыщенной внутренней жизнью, а безнравственная разрушает и умирает в духовном смысле? Над этими вопросами можно поразмышлять и на уроках музыки и во внеклассной работе.
Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Стремительность времени и объем ежедневно решаемых проблем оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и понять. К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле — остается слишком мало времени [6, с. 15].
Поэтому одной из основных задач учителя по-прежнему является нравственное воспитание ребенка в единстве с родителями, с семьей. В младшем школьном возрасте особенно важно воодушевлять ребенка, принимать активное, деятельное участие в его жизни, не подменяя при этом искренний, доверительный разговор родительским морализаторством, прямым навязыванием собственных планов и принципов.
Воспитание детей было и остается самым трудным видом деятельности. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека? В современных условиях воспитать доброго, внимательного человека очень сложно. Современные дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нем. Особенность современной эпохи в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь —диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание-это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ее духовно-нравственных ценностей, которое является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент для образования.
1.2. Роль музыки в духовно-нравственном воспитании младших школьников
Музыка выражает огромную гамму чувств, переживаний, состояний, окрашенных глубиной переживания автора — композитора, или народа. Музыка рисует в ярких образах окружающую действительность, быт людей, явления и объекты природы. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, называя музыку могучим средством нравственного воспитания, писал: «Умение слушать и понимать музыку — одно из признаков культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания» [14].
Младший школьный возраст — это особенный возраст. Ребенок в этом возрасте оптимистичен, любознателен. Еще весьма подвижен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Ему присуща быстрая смена настроения. Вместе с тем, это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Мастерство педагога проявляется в том, насколько он способен увлечь своих воспитанников искусством.
В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребенок видит собственную значимость. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, "открыть" себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к "миру взрослых", а также формирует его духовно-нравственную культуру.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия:
музыкальные образы пробуждают чувства ребенка;
пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях;
правильный подбор музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор[].
Выдающийся детский психолог Л.С. Выготский писал:. «Самое существенное содержание развития в критическом возрасте заключается в возникновении новообразований».
Целенаправленное духовно-нравственное формирование личности начинается в младших классах образовательных учреждений. Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Далее изучаются патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические и спокойные произведения и песни. Это означает, что у младших школьников необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему. Слушая народную и классическую музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. В процессе знакомства с русским народным творчеством дети осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, восхищения природой [19].
Когда мы говорим о нравственном воспитании школьников, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Мир школьника наполняется в первую очередь образами того народа, наследником традиций которого ребёнок является. Восстановление преемственности поколений в восприятии и освоения традиционной культуры своего Отечества содействует формированию основ самосознания, любви к Родине, а также мировоззрения, основанного на традиционном понимании связи человека со своей семьёй, другими людьми и Богом – Творцом.
В основе новой концепции, исследователь проблем духовно – нравственного воспитания детей, русский педагог В.В.Зеньковский отмечал, что сфера человека включает в себя три составляющих: моральную, эстетическую и религиозную. Все эти составляющие духовной жизни находят свое выражение «в детстве, в чувствах, работе ума и активности». Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у дошкольника, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Для работы с учащимися включаются доступные детям явления, выражаются разнообразные эмоции, используются различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ произведений, влияющие на духовно-нравственное развитие. Это могут быть произведения П.И. Чайковского «Детский альбом», И.С. Баха «Страсти по Матфею», В.А. Моцарта «Лакримоза», Ф. Листа Фортепианный цикл «Рождественская елка», Ф. Шуберта «Stabat Mater», Колокольные церковные звоны, М. Мусоргского «Богатырские ворота», Д. Бортнянского «Херувимская» №7, Р. Щедрин «Знаменный распев» из «Фортепианной тетради», Р. Шумана «Хорал» из «Альбома для юношества» и т.д.
В духовно-нравственном воспитании младших школьников музыка играет не меньшую роль, чем художественная литература и живопись. Общим у музыки с живописью является то, что гармония звуков, как и цветовая гармония, вызывает мгновенную реакцию, сопровождающуюся длительной «игрой» поочередно меняющихся приливов и отливов едва уловимых чувств и настроений. Подобно, искусству слова, музыка захватывает своим стремительным движением, увлекая динамикой мысли и чувства. Однако музыка во многом и отлична от других видов искусства: у нее есть свой мир, своя предметная действительность, свои способы отражения жизни [11, с 65].
Влияние музыки на духовно-нравственное воспитание человека было подтверждено многочисленными фактами исследователей и ученых различных стран мира. Музыка является одним из сильнейших средств, способных воздействовать на духовно — нравственную сферу личности человека, его чувственную и эмоциональную сферы. Музыка, особенно классическая, «воспитывает» душу человека, пробуждает в нем возвышенные чувства, способствует формированию системы ценностей, на основе которой человек строит свою дальнейшую жизнь.
Важную роль духовной музыке уделял в педагогических трудах Я.А. Коменский, который создал единую целостную теорию воспитания и обучения, значимую роль в которой отводил музыкально-эстетическому воспитанию, как средству формирования духовной культуры подрастающего поколения. В книге В.А. Фролкина «Система музыкального воспитания» описывается система Я.А. Коменского как эффективное средство формирования духовности личности, подчеркивается необходимость приобщения к национальной музыке уже в «Материнской школе» . Его идеи всеобщего музыкального воспитания учащихся тесно связаны с развитием духовности.
Исследователь творчества выдающегося педагога В.А. Фролкин отмечает, что Я.А. Коменский музыку не выделяет как какую-то особую, совершенно отдельную область воспитания, а рассматривает ее как одно из средств воспитания вообще. При этом, наряду с другими средствами музыка, считает автор, должна органично входить в жизнь и быт человека: «Музыкальное воспитание должно начинаться с момента рождения ребенка». Я.А. Коменский настаивал на том, чтобы занятия музыкой в начальной школе проводились для всех учащихся. Именно ежедневное пение духовных песен важно для воспитания ребенка, и от этого не должен быть освобожден ни один ученик [16, с 54].
Опираясь на мнение Головушкина М.В., представление о роли музыки в духовно-нравственном воспитании человека можно рассмотреть, как трехкомпонентную структуру, включающую когнитивный, ориентационный (рефлексивный) и операциональный (деятельностный) компоненты.
Первый из них дает фактические знания о возможностях музыкального искусства воздействовать на эмоциональную сферу человека. Второй компонент дает возможность выработать вербализированное оценочное суждение о духовно-нравственном воздействии музыки на человека. Третий компонент подразумевает способность к продуктивной интерпретации музыкальных произведений в целях воздействия на духовно-нравственную сферу человека. В работе учителя музыки в младшей школе задействованы первые два компонента (на уровне слушания, понимания и формирования образного представления о прослушивании).
Проблема преподавания музыки и осознание ее духовно-нравственного потенциала школьника всегда стояла остро перед педагогами. Несмотря на общие тенденции, каждый преподаватель решал ее в большинстве индивидуально. Например, учитель музыки и автор пособий по методике развития певческого голоса Н.М. Ковин считает, что для того чтобы музыкальное образование было полным и отражалось на духовно-нравственном развитии детей, необходимы:
1) развитие способности воспринимать музыку и возможно интенсивнее переживать возбуждаемые ею эмоции;
2) развитие необходимых как для этого так и для воспроизведения в той или иной форме музыкальных произведений способностей и умения;
3) усвоение нужных для этого знаний [20].
На наш взгляд, эти три стороны музыкального образования неразрывно связаны между собой. Исполнение или преобладание какой-либо из них делают само музыкальное образование неполным, односторонним [17].
При анализе ФГОС начального школьного образования, учебного плана и рабочих программ по предмету «Музыка» можно сделать заключение о формировании целостного представления о роли музыки в духовно-нравственном воспитании младшего школьника, поскольку данная тематика является существенным компонентом содержания федеральной учебной дисциплины. В ее состав включены такие темы, как «Звучащий образ родины», «Многоцветье музыкальной картины мира», «Музыка мира сквозь призму русской классики», «Музыкальное ощущение без границ», предполагающих изучение лучших образцов мирового классического наследия.
В процессе учебного предмета «Музыка» младшие школьники должны приобрести следующие духовно-нравственные установки на основе изучения лучших образцов фольклора мировой классике: чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; целостный и социально-ориентированный взгляд на мир в органичном единстве его культур, народов и религий; уважительное и доброжелательное отношение культур других народов; нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.[]
Подытоживая вышесказанное, отметим, что необходимыми условиями полноценного духовно-нравственного воспитания средствами музыки являются систематическое педагогическое сопровождение, интересная форма подачи и тщательный отбор музыкального материала. Таким образом, процесс развития духовно-нравственного воспитания средствами музыки тесно связан с пониманием предполагаемых результатов освоения курса «Музыка» и дальнейшего продолжения во внеклассной работе.
Выводы по 1 главе
Вышеизложенное помогает сформулировать нам ряд выводов:
1. Рассмотрев определения «воспитания» в разных трактовках, мы выявили, что процесс воспитания – это целенаправленное восхождение ребенка к культуре.
2. Так же выявили, что духовно-нравственное воспитание-это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ее духовно-нравственных ценностей, которое является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент для образования.
3. Отмечая все вышесказанное, отметим, что необходимыми условиями полноценного духовно-нравственного воспитания средствами музыки являются систематическое педагогическое сопровождение, интересная форма подачи и тщательный отбор музыкального материала. Таким образом, процесс развития духовно-нравственного воспитания средствами музыки тесно связан с пониманием предполагаемых результатов освоения курса «Музыка» и дальнейшего продолжения во внеклассной работе.
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Особенности внеклассной работы с младшими школьниками
В духовно-нравственном воспитании важную роль играет внеклассная музыкально – воспитательная работа в начальной школе, которую дополняют уроки музыки и имеет своей целью: самореализация творческих способностей учащихся посредством включения их в разные виды внеклассной музыкальной деятельности.
К внеклассной работе относятся организационные и целенаправленные занятия с учащимися воспитательного и образовательного характера, проводимые школой во внеурочное время. Эти занятия составляют неотъемлемую часть общей системы воспитания. Они содействуют всестороннему развитию, разумной организации досуга.
Представим особенности осуществления : добровольность, многообразие, массовость.
В отличии от учебных занятий внеклассная музыкально-воспитательная работа организуется и проводится на добровольных началах. В этом заключается ее первая особенность. Учащиеся в зависимости от интересов и склонностей самостоятельно записываются в кружки, по своему желанию принимают участие в массовой и индивидуальной работе во внеурочное время.
Первая особенность организации внеклассной работы заключается в том, что ее содержание и формы зависят главным образом от интересов и запросов учащихся, от местных условий.
Вторая ее особенность – многообразие форм и методов. Очень трудно и, пожалуй, невозможно перечислить все формы и методы внеклассных занятий.
Третья особенность внеклассной работы – ее массовость. Она охватывает не только отдельных любителей природы, техники, искусства, а всех учащихся. Массовые ее формы дополняются групповыми и индивидуальными занятиями [2, с. 34].
Внеклассная музыкально – воспитательная работа в начальной школе дополняет уроки музыки и имеет своей целью: самореализацию творческих способностей учащихся посредством включения их в разные виды внеклассной музыкальной деятельности.
Организация внеклассных музыкальных мероприятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям:
1. Соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность.
2. Разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями.
3. Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение как учителем, так и школьниками.
4. Повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов.
5. Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.
6. Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображения и инициативы.
7. Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей [14].
Анализ программного содержания по музыке
Таблица 2.1
Программа, авторРаздел, темаПроизведения. «Музыка» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева«О России петь, что стремится в храм» (2 класс)«Радуйся, Мария» Ф. Шуберт
«Богородице Дево, Радуйся», №6 из «Всенощной» С. Рахманинов.
«Древнейшая песнь материнства».
«Богоматерь Владимирская».Л.В. Школяр, В. О. Усачева«Композиторская музыка для церкви» (3 класс)
«Искусство слушать музыку» (4 класс)«Заступница усердная» П. Чесноков
«Аве Мария» КачинниИ.В..Кошмина «Духовная музыка»«Православная Вера на Руси» (1 класс)
«Библейские повествования и всенощная» (3 класс)«Богородице Дева, радуйся!»
Проведя анализ музыкальных программ, мы выявили, что все программы по музыке (Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Г.П. Сергеева и др.) в общеобразовательной школе ориентированы, главным образом, на постижение классической музыки. Эти программы не учитывают того, что в повседневной жизни ребенок дома и на улице слышит другую музыку, это далеко не лучшие образцы поп-музыки.
Считаем, что показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить духовно-нравственное чувство - главная задача учителя музыки.
2.2. Методика организации внеклассной работы по духовно-нравственному воспитанию с младшими школьниками
Анализ методической литературы показал, что воспитательная ценность внеклассных занятий, их эффективность во многом зависит от соблюдений ряда требований.
Одно из важнейших требований к внеклассной работе – это тесная связь с жизнью, мотивация детей к проведению мероприятий. Важно отбирать такой материал для внеклассных мероприятий, который содействовал бы расширению кругозора, нравственному и трудовому воспитанию, развитию эстетического вкуса и физических сил [20].
Эффективность внеклассных мероприятий в рамках духовно-нравственного воспитания значительно повышается при условии, если они проводятся систематически и регулярно, а не от случая к случаю. Оно достигается при условии четкого планирования и учета результата.
Важное требование к организации внеклассных мероприятий – их доступность, посильность. Непосильные мероприятия не дают нужных результатов. Они не интересны для учащихся, не увлекают их. Соответствие содержания, форм и методов внеклассной работы уровню развития школьников – это одно из педагогических требований.
Наконец, одно из требований к организации внеклассных мероприятий – это их разнообразие и новизна. Известно, что учащиеся не терпят однообразия и скуки, они не проявляют интереса к однообразным занятиям, не посещают их, нарушают дисциплину во время их проведения. Чтобы школьники охотно шли на мероприятие, нужно чтобы там было увлекательно, разнообразно, ново.
Чтобы внимание в классе в первые минуты общения не рассеивалось, соберите его по «кругам внимания! (К.С. Станиславский):
- Сосредоточьтесь сначала на одном ученике («малый круг внимания»)
- Постепенно расширяйте до группы учащихся («средний круг»)
- Теперь можно организовывать «большой круг» внимания – видеть весь класс. Как только чувствуйте, что внимание рассеивается, начните все сначала. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении. Ясно определите, что вы хотите от детей, а также узнайте, что они думают по данному поводу.
Что необходимо учесть при подготовке к делу?
Определить, кто участвует в это деле: только ваш класс или вы хотите провести его совместно с другими классами. Продумайте, кому целесообразнее в соответствии с этим быть в совете дела. Нужен обязательно «боевой штаб», в котором окажутся люди, которым интересна эта идея, который смогут организовывать всех участников. У совета много дел, поэтому его работу надо организовывать четко, поддерживать инициативу, увлекать идеей предстоящего дела, хвалить пусть за самые маленькие удачи [16].
Организуя коллективную деятельность детей, педагог все время должен видеть в ней особенности самопроявления, состояние каждого отдельного воспитанника, его сильные стороны, уверенность в себе, напористость, способность убедить в своей правоте, повести за собой или, напротив, комплексы и «защиты»: обидчивость, вспыльчивость, ненаходчивость, неспособность доказать даже конструктивно идею. Безусловно, во вторых нужно взять под свою защиту и оказать в нужный момент поддержку: «Действуй, а я тебе помогу».
Формы внеклассной работы по духовно-нравственному воспитанию со школьниками:
– Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
– Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения, просмотр и создание собственного мультфильмы о Богоматери.
– Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей для знакомства с живописными картинами с образом Богоматери, создание презентаций, просмотр и создание собственного мультфильма о Богоматери).
– Проектная деятельность учащихся (Легенда о Богоматери, История создания песни Ф. Шуберта «Аве Мария»).
– Экскурсии (в картинную галерею, в музей изобразительного искусства).
– Организация выставок в классе после прослушивания музыки [13].
2.3. Образ Богоматери как вечный образ искусства
2.3.1 Богоматерь в европейском музыкальном искусстве
В нашем исследовании представим текст молитвы в соответствии с лингвистическими особенностями.
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающих. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, пред-стоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Обобщая краткий анализ отражения богоматери необходимо подчерк-нуть, что образ Богоматери отражен в легенде рассказывающей о всей жизни Аве Марии
В византийском обряде молитве Ave Maria соответствует Песнь Пресвятой Богородице.
Текст на латыни
Áve, María, grátia pléna; Dóminus técum:
benedícta tu in muliéribus, et benedíctus
frúctus véntris túi, Iésus.
Sáncta María, Máter Déi, óra pro nóbis peccatóribus,
nunc et in hóra mórtis nóstrae. Ámen
Текст на русском
Радуйся, Мария, благодати полная!
Господь с Тобою;
благословенна Ты между женами,
и благословен плод чрева Твоего Иисус.
Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных,
ныне и в час смерти нашей. Аминь
Молитва Аве Мария вошла в частое употребление с XI века.
На текст молитвы написано множество музыкальных произведений. Среди авторов музыки Иоганн Бах, Шарль Гуно, Джузеппе Верди, Гаэтано Доницетти, Антонин Дворжак, Ференц Лист, Камиль Сен-Санс, Джоаккино Россини, Иоганнес Брамс. Одни композиторы использовали текст молитвы целиком, другие – фрагментами, третьи – только первые два слова.
Знаменитая «Ave Maria» Франца Шуберта вообще не имеет никакого отношения к канонической молитве. Шуберт написал несколько песен на стихи Вальтера Скотта из поэмы «Дева озера». Среди них была и третья песня Эллен, которая, совершенно неожиданно для Шуберта, приобрела популярность. Первое издание песен из «Девы озера» было у Шуберта с текстами как на немецком, так и на английском языках.
Еще более интригующей, по мнению Владимира Янке, является история не менее знаменитой «Ave Maria» Джулио Каччини (1546 – 1618) дело в том, что это не его произведение.
Сочинение создал советский композитор Владимир Федорович Вавилов (1925 – 1973). Вавилов известен в кругу профессионалов как великолепный мистификатор. Так, например, на одной из пластинок он записал сочинение «Канцона и танец» и приписал его композитору Франческо ди Милано. Через тридцать лет исследователь Зеэв Гейзель доказал, что это произведение не имеет никакого отношения к итальянцу и принадлежит Владимиру Вавилову. Поэт Анри Волохонский написал на музыку «Канцоны» текст «Над небом голубым». Впоследствии эта песня стала своего рода визиткой Бориса Гребенщикова в версии «Под небом голубым» [5, с. 83].
Приблизительно такая же история произошла и с «Ave Maria», которая на пластинке шла под обозначением «Неизвестный автор 16 века». Через какое-то время это произведение стало появляться в мире под авторством Джулио Каччини. То ли сам Вавилов, то ли Ирина Архипова (одна из первых исполнительниц этого сочинения), то ли еще кто-то подставил имя итальянца к гениально стилизованному под старину сочинению. Так или иначе, но произведение обрело ложное авторство. Через какое-то время у исследователей и исполнителей возникли сомнения. Некоторые исполнители в концертах стали объявлять уже двойное авторство: Каччини-Вавилов. В настоящее время профессионалы однозначно приписывают данное сочинение Владимиру Вавилову, хотя со сцены все равно порой приходится слышать: «А сейчас прозвучит сочинение автора шестнадцатого столетия Джулио Каччини «Ave Maria».
По утверждению дочери Вавилова, он мистифицировал потому, что опасался, что сочинения никому неизвестного советского композитора просто-напросто не издадут.
Очень своеобразный росчерк судьбы. Сочинения еще при жизни Вавилова набирали силу, становились популярными, а он оставался в тени, практически безвестным. И конечно, крайне интересно, какие чувства он испытывал, узнавая об очередной победе «Ave Maria» Джулио Каччини?
К образу Богоматери обращались ряд советских композиторов. Такие как Г. Свиридов, Э. Денисов и другие
Творчество Г. Свиридова - выдающееся явление духовной культуры нашего народа. Его музыка, простая и мудрая, как народная песня, призывная и возвышенная, сердечная, как слово друга занимает особое, приметное место в русском искусстве советской эпохи
"Песнопения и молитвы" занимают особое место в творчестве Георгия Свиридова. Это сочинение стало не только фактическим завершением творческого пути композитора - он работал над ним почти до самой своей кончины 6 января 1998 года, но и логическим итогом целого направления, вызревавшего в течение последних трёх десятилетий его жизни. Условно, очень обобщённо это направление можно назвать духовно-музыкальным. Условно, потому что трудно отделить у Свиридова собственно духовные сочинения, в традиционном смысле этого слова, от светских
Сам композитор, говоря о влиянии церковного пения на его музыкальный язык, часто вспоминал свои детские впечатления от посещения храма. Он писал: «В церковь маленьким я ходил вместе с бабушкой, которая была очень религиозна. Помню, что особенно любил службу Чистого Четверга. А ходили мы в церковь Флора и Лавра — в маленькую, уютную, с хорошим хором. Почему-то вспоминается множество детей с фонариками. При помощи этого фонарика бабушка делала копотью от свечи кресты на всех дверях (на притолоках сверху), чтобы в дом не проникла нечистая сила». Друзьям композитор признавался, что отголоски всех своих будущих сочинений впервые услышал в раннем детстве в церкви. В страшные1930-е гг. он продолжал, не снимая, носить крест.
Свиридов, при использовании богослужебных текстов, практически не заимствует церковных напевов. Исключение составляет «Рождественская песнь», в основу которой положен обиходный напев 4-го гласа Киевского роспева. Однако он получает авторское решение и перегармонизирован, звучит в миноре. В остальных случаях композитор создает свои напевы, близкие по стилистике к знаменным. Это выражается в опоре на попевочную структуру.
Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» — произведение, в котором суммируются и гармонично сочетаются традиции разных эпох — от древнерусского пения до так называемого «тонального направления» музыки XX в., в котором работал Свиридов на протяжении всей творческой деятельности. Эта область еще остается открытой для современного музыкального исследователя, так как является обширной и тесно связанной с традициями древности.
Явлением, значимость которого для эволюции и перспектив развития в музыке богородичной темы нельзя переоценить, явилась заметная активизация упоминавшихся выше процессов жанрового обновления концертной духовной музыки — например, к одному из таких специфических жанров Ю.Паисов относит «музыкальные жития» святых [3, с. 66].
Так, обиходный литургический богородичный гимн «Достойно есть» приобретает новый смысловой ракурс, когда становится составной частью монументальной концепции духовной оратории Эдисона Денисова (р. 1929) «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» (1997). Названное произведение — одно из первых среди музыкальных сочинений, формирующих в русской духовной музыке русло нетрадиционных подходов к способам художественного осмысления сакральных тематических мотивов и образов.
Обосновывая свой тезис об уникальности жанра оратории Э. Денисова, В.Ценова пишет: «Необычность ее состоит именно в соединении в одном произведении трех событий, являющихся содержанием трех различных духовных жанров — рождественской оратории, пассиона и мессы. Сложное переплетение жанров, врастание в ораторию литургии и пассиона, придает концепции произведения необычайную цельность и позволяет назвать Денисова создателем нового смешанного жанра в русской музыке» (109; 107). Добавим, что гимн «Достойно есть» (звучащий в православной литургии после той великой и святой минуты, когда хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христову) встроен в композицию второй части оратории — «Поклонение волхвов».
Итак, тот мощный жанрово-стилистический пласт русской духовной музыки, который был сформирован из произведений локально богородичной тематики, к концу XX столетия еще более расширяется за счет активного включения композиторами образа Богоматери в новые для него сюжетно-тематические сферы. Думается, что эта мысль подтверждается в частности и особенностями трактовки традиционного жанра покаянных псалмов в произведении Рубина В.А. «Песнь Восхождения» (1999) [1, с. 54].
В «Песни Восхождения» художник обращается к Пресвятой Богородице. Так, о второй части произведения (псалом 68 «Спаси меня, Боже») А.Тевосян пишет: «Хотя слова 68 псалма обращены к Господу, но в рубиновском его прочтении с самого начала присутствуют образ Богоматери и обращение к ней ("Пресвятая Мати Богородица") — молитва к Господу творится с постоянной мыслью о Богоматери, ибо только Она может вымолить прощение» (173; 16). То же незримое присутствие Заступницы, «обращение к Господу, столь органично окутанное самим именем и музыкально-словесным Покровом Богородицы» (А.Тевосян) присутствует и в проникновенных словах псалма 6 (IV часть, «Помилуй меня, Господи»), Сам композитор, говоря об особенностях своего восприятия и музыкального претворения покаянной темы, подчеркивает следующее: «Для меня чувство освобождения от греха очень естественно связанно с Богоматерью, ибо Она должна помочь. Господь всевидящ, тверд, подчас гневен и просто так грехи не отпускает. А в Богоматери воплощено женское начало, и Она может как бы и походатайствовать. Это традиция православного религиозного сознания»
Таким образом, образ Богоматери разнообразно представлен многочисленными произведениями зарубежных и русских композиторов.
2.3.2 Образ Богоматери в изобразительном искусстве
В первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым ореолом надежд и идеальных помыслов. В обществе существовал культ женщины, воплощавшей в себе идею материнства и продолжения рода. С женщиной также были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага.
Во время археологических раскопок в разных странах мира было найдено более 150 маленьких женских статуэток – так называемых «палеолитических Венер»1. Одними из наиболее известных являются изображения «Венеры Лоссельской», называемой еще «Дамой с рогом», и «Леспугской Венеры». Также были обнаружены и другие фигурки, вырезанные из мягкого камня или слоновой кости. К ним же можем отнести глиняное изваяние фигурки прародительницы, найденное в Турции и относящееся к началу VI тысячелетия до н.э. В эпоху первобытного общества появляются и скульптурки, изображающие женщину, которая кормит грудью своего ребенка. Именно образ кормящей матери станет одним из часто используемых в скульптуре и живописи последующих столетий.
Провозвестницей образа мадонны, кормящей своего сына, искусствоведы по праву могут считать древнеегипетскую статую, изображающую богиню Исиду (Изиду), кормящую грудью Гора [9, с. 84-82].
Древнерусская иконопись насчитывает множество изображений Богоматери, которые условно можно поделить на четыре типа: 1) Знамение (знаменующая рождение Спасителя, воплощение новой жизни); 2) Богоматерь Оранта («молящаяся» с воздетыми к небу руками);3) Одигитрия («путеводительница», указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках); 4) Елесуа («умиление», ласкающая и обнимающая своего сына).
Более подробно рассмотрим третий и четвертый типы изображения Богоматери с сыном на руках.
Наибольшей популярностью в народе пользовалась «Одигитрия». Богоматерь изображена фронтально, в торжественной позе. Правая рука Девы Марии невысоко поднята в жесте моления, обращенном к сыну. Иногда «Богоматерь Одигитрию» называют «Богоматерью Смоленской», так как, согласно летописному преданию, древнейший из привезенных на Русь списков «Одигитрии» находился в Смоленске.
К четвертому типу можно отнести следующие иконы: «Владимирская Богоматерь», «Богоматерь Донская», «Толгская Богоматерь» и «Богоматерь Елеус-Киккская» Симона Ушакова. «Владимирская Богоматерь» - одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Э. Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».
Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». Эти слова очень точно передают ее главный смысл.
Свершится то, что предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у нее защиты. Левой рукой Мария придерживает ребенка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На ее строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.
Мадонна с младенцем на руках – неотъемлемый образ в живописи и скульптуре эпохи Возрождения. Нидерландский живописец Робер одним из первых воплотил в своих полотнах художественные принципы Раннего Возрождения. Его «Мадонна с младенцем» выделяется демократической простотой образов, склонностью к бытовой интерпретации сюжетов. Молодая мать с ребенком помещены в уютный городской интерьер с воспроизведенными деталями обстановки.
Таким образом, мы видим, что первые художники Земли воспевали не грацию и статность женского тела, а уделяли особое внимание изображению всего, что подчеркивает женское начало: непомерно большие груди и бедра, огромный выпуклый живот, в котором зреет новая жизнь.
Выводы по 2 главе
Все вышеизложенное позволяет сформулировать ряд выводов:
1. Проведя анализ музыкальных программ, мы выявили, что все программы по музыке (Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Г.П. Сергеева и др.) в общеобразовательной школе ориентированы, главным образом, на постижение классической музыки.
2. Обращение к образу Богоматери в различных видах искусств (изо и музыке) обосновано включением предмета ОРКСЭ в программу общеобразовательных учреждений. Образу Богоматери в ряду так называемых «вечных» образов принадлежит одно из центральных мест в искусстве.
3. Использование текста молитвы Аве Мария композиторами существует в 3 вариантах: целиком,(Рубин, Свиридов,....) фрагментарно (Э. Денисов, Ф. Шуберт) и первые два слова (Качинни - Вавилов).
4. Изображения Богоматери встречается с древних времен, начиная с Египта. В русской иконописи изображение Богоматери представлено 4 типами: Рождение Спасителя, Молящаяся, Богоматерь с младенцем на руках, Богоматерь обнимающая и ласкающая своего сына.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что образ Богоматери всегда являлся важной частью любого вида искусства. Обращение к ней сохранялось всегда, несмотря на разные эпохи и направления. Мы выявили, что под духовностью понимается высшая гармония, лад, высшая правда и любовь. Если музыка помогает человеку раскрываться, проснуться, приобщиться к высокому, она и будет для него духовной.
Понятие «духовно-нравственное воспитание» достаточно прочно укрепилось в педагогической науке и нашло отражение в концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина Российской Федерации. Кроме этого, она является методологической основой ФГОС.
В процессе исследования мы раскрыли важную роль искусства в жизни, в частности, в богослужебном культе, потому что русская духовная музыка – искусство самобытное, непохожее ни на какое другое, имеющее свои особые законы, свой отличительный характер и высокое историческое и художественное значение».
Христианская культура, явив человечеству свой образ Богоматери, наделила его новыми, неповторимыми чертами, ярко высветила скрытые доселе грани. С первых столетий нового летоисчисления для христиан православной и католической веры Она — заступница перед Богом, знающая нужды и горести человека. Традиции почитания Пресвятой Девы Марии укреплялись в народной среде уже в начале нашей эры благодаря тому, что Ее считали покровительницей рождения детей, семьи, продолжения рода человеческого.
Также в нашем исследовании мы выявили, что необходимыми условиями полноценного духовно-нравственного воспитания средствами музыки являются систематическое педагогическое сопровождение, интересная форма подачи и тщательный отбор музыкального материала. Таким образом, процесс развития духовно-нравственного воспитания средствами музыки тесно связан с пониманием предполагаемых результатов освоения курса «Музыка» и дальнейшего продолжения во внеклассной работе.
Выявив эффективность внеклассных мероприятий в рамках духовно-нравственного воспитания мы выяснили, что значительно повышается она при условии, если они проводятся систематически и регулярно, а не от случая к случаю.
Трактовка образа Богоматери будет получать новые ракурсы, раскрывать новые грани и дополняться новыми нюансами этой вечной и великой темы мировой культуры человечества.
В дальнейшем мы планируем разработать методические рекомендации по использованию музыкального и живописного материала по духовно-нравственному воспитанию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В.Теория музыкального образования. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. [Текст] / – Москва:Академия, 2004. 10 с.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. [Текст] / – Москва:ВЛАДОС, 2000. 54 с.
- Гнедич, П.П. История искусств. Высокое Возрождение. [Текст] / П.П. Гнедич. – Москва:ЭКСМО, 2005. 20 с.
- Голоскова А.А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства: // 2017. URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/636013/. (Дата обращения: 27.09.2019).
- Давыдова, Н.В. Библейский словарь школьника [Текст] / Н.В. Давыдова. - Москва: РОСТ, МИРОС, 2000. – 160 с.
- Данилова, Г.И. Мировая художественная культура 7-8 кл.[Текст] / Г.И. Данилова. – Москва: Дрофа, 2005. – 83 с.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – Москва: Просвещение, 2011. – 15 с.
- Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье посредством музыки: // 2015. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/03/22/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-v-seme-sredstvami-muzyki. (Дата обращения: 12.10.2019).
- Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки как одно из приоритетных направлений становления личности: // 2016. URL: https://pedportal.net/starshie-klassy/muzyka/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-na-urokah-muzyki-kak-odno-iz-prioritetnyh-napravleniy-stanovleniya-lichnosti-287363. (Дата обращения: 27.09.2019).
- Зелинский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технология и методы: [Текст] учеб.-метод. пособие / под ред. В.И. Слободчикова. – Москва: Планета, 2010. – 280с.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Москва:Школа-Пресс, 1996. – 272с.
- Кашапова, Л. М. Региональные музыкальные традиции в формировании этноличности школьника [Текст] / Л. М. Кашапова // Искусство и образование. – 2005. – № 4 (36). – C. 84–92.
- Кошмина, И.В. Русская духовная музыка. Пособие для студентов музыкального педагогических училищ и вузов [Текст] / - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. –
- Критская, Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1-4 кл. Пособие для учителя [Текст] / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – Москва: Просвещение, 2002. – 207 с.
- Любимов, Л. Искусство Древней Руси. [Текст] / - Москва: Просвещение, 1996. –
- Мусагитова А. В. Духовно-нравственное воспитание музыкой [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1868/ (дата обращения: 12.12.2019).
- Немкова, О.В. Ave Maria: Образ Богоматери в европейском музыкальном искусстве: // 2002. URL: https://www.dissercat.com/content/ave-maria-obraz-bogomateri-v-evropeiskom-muzykalnom-iskusstve. (Дата обращения: 27.03.2019).
- Ретро портал. От Баха до Вавилова. 2011. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retroportal.ru/vladimir_yanke/kniga_dyhanie_muzyki_041.shtml. (Дата обращения: 20.04.2019
- Степанова, Ю.А. Образ матери в музыке, поэзии, живописи: // 2014. URL: https://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo/2014/10/19/issledovatelskaya-rabota-obraz-materi-v-muzyke-poezii-i. (Дата обращения: 05.04.2019).
- Эйдос. Образ матери – образ Богородицы. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://eidos.ru/journal/2013/1229-05.htm. (Дата обращения: 05.04.2019).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Богоматерь: история появления образа
Об истории свидетельствует множество легенд. В Иудее, в малом городе Назарете, в отрогах галилейских гор жили два старых человека, супруги Иоким и Анна. Оба происходили из рода древних царей и пророков, были праведны добры и смиренны. Тихо жили они, оплакивая тайное горе: 50 лет прошло со времени их свадьбы. Но не было у Иокима и Анны детей.
Во все времена считалось, что дети – Божие благословение. В древней Палестине было особое отношение к появлению на свет ребенка: народ ожидал увидеть в одном из своих потомков обетованного Богом Спасителя. По закону Иоаким мог потребовать от бездетной жены развода, но он любил и почитал жену свою за её необыкновенную кротость, за её добродетели и не хотел разлучаться с нею. Однажды в праздник пришел Иоким в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Богу. Но архиерей отверг приношение и укорил его бесчадием: «Раз Господь не дал тебе детей, значит, ты очень грешый человек». И люди, бывшие в храме сказали: «Ты не достоин паходиться здесь». Тогда Иоаким ушел в пустыню и там 40 дней и ночей молился, чтобы Бог послал им ребенка. В это время Анна узнала о том, что произошло в храме, и тоже стала плакать и молиться. Она молилась в своем саду под деревом, а на дереве свили гнездо птички, и Анна думала: «Все в мире имеют детей: и птицы, и звери, только я их не имею. Господи, услышь мою молитву!». И Господь услышал молитвы и послал к ним ангела, который предсказал, что у них родиться дочь Мария и через нее спасется весь мир. Праведные Иоаким и Анна еще до рождения ребенка дали обет посвятить дитя Богу. И вот через несколько месяцев у Иоакима и Анны родилась дочь. Когда будущую Богоматерь выносили в сад, тотчас стихал и укрощал свои порывы ветер, а весенние цветы обращали к ней свои головки, словно признавая за Пречистой Марией превосходство в красоте и чистоте, которыми были запечатлены ее душа и тело.
Марии исполнилось три года. Родители решили выполнить свой обет и повели Марию в Иерусалимский храм. В храм вели 15 каменных ступеней – по числу степенных псалмов. Родители поставили Марию на первую ступень, и Она сама взошла по высокой лестнице, словно ангелы вознесли ее. Святую Деву встретил первосвященник Захария. Он взял Отроковицу за руку и ввел Её в Святая Святых, куда мог входить только он, и только один раз в год. Дух Святой открыл пророку, что дева Мария будет Матерью Спасителя
Живя при храме, она проводила время в молитве, чтении Священного Писания, рукоделии и изготовлении одежд для священнослужителей. Пресвятая Дева возжелала быть всегда в ангельской чистоте и, достигнув совершеннолетия, дала обет девства
Когда Мария выросла, окончилось Её воспитание в храме. К тому времени родители Её умерли. И священник поручил Марию родственнику-старцу Иосифу. Иосиф полюбил Марию как свою дочь, заботился о Ней. И вот к Марии явился Архангел Гавриил. Он принес благую весть от Бога о том, что Она родит Сына и назовет Его Иисусом. Он будет Сыном Божьим. Дева Мария удивилась: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?». Гавриил ответил: «Дух Святой найдет тебя, и сила Божия осенит Тебя». Мария со смирением сказала: «Я - раба Господня. Да будет мне по слову твоему!»
После вознесения Господня Пресвятая Дева Мария жила в доме Апостола Иоанна. Она часто ходила на гору Елеонскую и молила Сына Своего Иисуса, чтобы он взял Её к себе. Однажды, во время молитвы, Богородице явился Архангел Гавриил. Он сказал, что через три дня окончится Её земная жизнь. И вот настал день кончины Божьей Матери.
Господь чудесным образом собрал к ней всех апостолов, которые находились в разных концах света. Она простилась с ними, обещая не оставлять их и всех христиан после смерти Своей, всегда молиться о них. Потом благословила апостолов и тихо, спокойно умерла, точно уснула. В час Ее Успения необычайный свет озарил всех апостолов. Сам Господь, окруженный Ангелами, принял душу Ее и вознес на небо.
Однажды полчища врагов осадили город Константинополь. Жители города собрались в храме Пресвятой Богородицы и просили Деву Марию о защите. Вдруг блаженный Андрей и ученик его Епифаний увидели в воздухе богородицу. Была уже глубокая ночь, но Дева Мария стояла в сиянии солнечного света. Множество святых в белых одеждах явилось с Ней. Они славили Господа и воспевали Его.
Пресвятая Дева молилась Сыну Своему Иисусу Христу о спасении города. Потом сняла с головы Своей покрывало и распростерла его над людьми. Словно укрыла, защитила их Своим покровом от бед. Город чудом был спасен, враг отступил. Случилось это давно, в далекой от Руси Византии.