Реферат

Реферт "Музыкальная терапия" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Реферат "Музыкальная терапия" 58.29 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Леканская Анастасия Сергеевна

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

Специальность: 53.02.01.

с оценкой_______________________

Музыкальное образование

«   » _______________ 2019 года

Курс: 2, группа: 20

Руководитель: Шелепова Д.А.,

преподаватель музыкальных дисциплин

I квалификационной категории

Челябинск, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА

1.1. История становления и развития музыкотерапии

1.2. Музыкотерапия: направления, задачи, функции

1.3. Механизмы воздействия музыки на человека

1.4. Музыкотерапия в работе с детьми

Выводы по 1 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Развитие знаний, резкое увеличение объёма информации и ускоренный ритм современной жизни всё чаще приводят к психическим и физическим заболеваниям. Существует средство, с помощью которого можно уменьшить разрушительное действие болезни – это музыка.

Музыка является важнейшей составляющей жизни всего человечества, постоянно развивается и меняет людей к лучшему. Правильно подобранная музыка, по мнению учёных, может вылечить серьёзные заболевания. Поэтому, её  влияние на здоровье человека исключительно положительно [7].

Лечение посредством музыки получило название музыкотерапии. Музыкальная терапия представляет собой систему психосоматической регуляции функций организма человека с помощью музыкально-акустических воздействий. (Шушарджан С.В. 1998) Целенаправленное лечебное применение музыки (музыкальная терапия, лечение музыкой) выделилось в самостоятельное направление, занявшее свою нишу на стыке науки и искусства.

В России интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в ряде исследований, проводимых В.М.Бехтеревым, И.М.Догелем, И.М.Сеченовым, И.Р.Торхановым, Г. П. Шипулиным [10]. 

Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы [12].

Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.

Но, к сожалению, в наше время мало людей знают о целебных свойствах музыки. Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о её влиянии на их здоровье. Например, слишком быстрая, громкая, диссонансная музыка вызывает усиленный выброс адреналина, что не всегда и не всем полезно. А, мажорные небыстрые мелодии этнических композиций, симфонии Чайковского, рапсодии Листа, помогут уменьшить тревожность, выйти из стрессового состояния [13].

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Музыкальная терапия».

Цель исследования: изучить историю становления и развития музыкотерапии.

Для достижения поставленной цели определённы задачи исследования:

- Изучить литературу раскрывающую понятие темы;

- проанализировать направления, задачи и функции музыкотерапии;

- изучить механизмы воздействия музыки на организм человека;

- выявить особенности применения музыкотерапии в работе с детьми;

Теоретические методы исследования: анализ; классификация; поиск и отбор источников информации; систематизация; обобщение;

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА

1.1 История становления и развития музыкотерапии

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности.

Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что царь Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусств) и его сына Асклепия (покровителя врачевания) являлись символами связи искусства и медицины [10].

Музыкальная терапия, родившаяся как понятие в середине ХХ века, как лечебная практика существует с незапамятных времен. Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства [8].

Возникновение музыкотерапии относится к началу истории человечества. Музыка, используемая в обрядах заклинания богов, постепенно приобретала магический характер и становилась способом лечения от болезней. Первые наблюдения и выводы, которые впоследствии были положены в основу музыкальной терапии, принадлежат древнегреческим философам.

Виднейшие древнегреческие философы – Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.) указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что основные компоненты музыки – мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние [18].

Целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит (V в. до н. э.), который советовал даже слушать флейту для излечения смертельных инфекций. По мнению Платона, снятию головной боли помогали лечебные травы, а их воздействие усиливалось пением и музыкой магического характера [17].

Традиции использования музыки с лечебной целью у греков заимствуют древние римляне. Римский врач Гален советовал применять музыку даже при укусах ядовитых змей. Были случаи, когда музыку использовали при лечении тарантизма (болезнь от укуса ядовитого паука-тарантула). Под звуки тамбурина с бубенцами больные прыгали и танцевали до полного изнеможения. Считалось, что таким образом из организма выводится яд.

На Руси в качестве лечения использовали колоколотерапию. Это лечение с помощью колокольного звона. Колокола появились с принятием христианства и сразу же полюбились людям. Звучание колокола способно пробудить и возвысить сознание любого человека. В этот момент происходит единение человека с Богом, он вспоминает о временности этого мира и вечности души. Звон колоколов уникален. Колокольным звоном в старину лечили «бесноватых». Их укладывали под колокол, и в результате проходила агрессия и озлобленность. Колоколотерапия не только радовала, поднимала настроение у человека, а была способна излечить душевные и психологические травмы [23].

Итальянский музыкальный теоретик Средневековья Дж. Царлино (1517-1590) описывает, как Сенократ звуками трубы возвратил здоровье безумным, а Талет звучанием древнего музыкального инструмента – кифары – излечил чуму. Врач Асклепий музыкой утихомиривал ссорящихся, а с помощью звуков трубы улучшал слух слабослышащим. Гомер в «Одиссее» повествует о лечении ран воина звуками музыки и пения, о том, как Ахилл снимал эмоциональное напряжение своим пением и игрой на лире. По мнению древних греков и римлян, музыка, исполняемая на цитре, способствовала процессу пищеварения.

В Средние века практика лечения музыкой была тесно связана с широко распространенной в то время теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки.

Изучение медицины проходило в тесном единении с овладением каким-либо искусством. В XIII в. это требование стало обязательным для университетского плана обучения. Так, на медицинском факультете в Париже с 1426 г. было предписано, что студенты-медики, получая звание доктора, должны пройти аттестацию по различным видам искусства. Для соискателей на звание магистра искусства необходимо было читать лекции по музыке, поэтому в конце XIV в. каждый будущий врач во время своего обучения должен был пройти курс теории музыки.

В начале XVII в. музыка в университетах перестала быть научно обоснованной дисциплиной и прежде обязательного для врача предмета – музыка – не стало [18].

В XVII – XVIII веках учение о лечебном воздействии музыки получило новое название «Iatromusica». Из теорий Античной Греции были заимствованы представления о гармонии космоса, воздействующего на человека, но в новом значении. Новое направление музыкотерапии изучает биохимические процессы человеческого тела, физиологические реакции при восприятии музыкальных произведений: изменения пульса, ритма дыхания в зависимости от высоты звука, интонационных особенностей мелодии, гармонии, темпа, динамики, тембров и других средств музыкальной выразительности. Один из наиболее перспективных подходов для дальнейшего развития музыкотерапии указан А. Кирхером в труде «Phonurgia Nova» (1684): воздействие музыки на человека объясняется как физиологический процесс [22].

В начале XIX в. французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер [10].

Первые попытки научного осмысления механизма воздействия музыки на организм человека относятся к XVII в., а экспериментальные исследования разворачиваются в конце XIX – начале XX в. Ученые делали попытки подвести физиологический базис под эмпирические факты [13].

В России первые научные работы, посвящённые механизму влияния музыки на человека, появились в конце XIX – начале XX веков. В своих работах В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов, И.М. Догель исследовали благоприятное воздействие музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение. В 1913 году в России под руководством В.М. Бехтерева было основано «Общество для определения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены»

Во второй половине XX века технические возможности в исследовании физиологических реакций, возникающих в организме в процессе музыкального восприятия, значительно возросли. Было показано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и сердечно-сосудистую систему, кровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям. Также вторая половина ХХ века характеризуется расширением географического положения [15].

В 1958 г. центр музыкотерапии создается в Вене, а Венская музыкальная академия вводит музыкотерапию в качестве учебного предмета. Выпускники академии получают специальность музыкотерапевта.

В 1968 г. основывается музыкотерапевтическое сообщество, в которое вошли Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия, Исландия. В Европе заслуживает внимания деятельность трех музыкотерапевтических центров: в Лондоне, Копенгагене, Роттердаме.

В 1969 г. в Париже открывается институт, который готовит музыкотерапевтов. В Чехии музыкотерапия используется при лечении заикания у детей (З. Матейова, С. Машура).

Музыкотерапия конца ХХ века характеризуется одновременным сосуществованием множества научных направлений, школ, созданием многочисленных центров музыкотерапии, осуществляющих подготовку специалистов [22].

В России музыкальная психотерапия, представляя безусловный интерес для специалистов различных направлений, но она еще не достигла того уровня развития, который мы наблюдаем за рубежом [1].

В следующем параграфе нами будут рассмотрены научные направления, функции и задачи музыкотерапии зарубежных школ и России в ХХ веке.

1.2 Музыкотерапия: направления, задачи, функции

В первом параграфе мы рассмотрели историю становления музыкальной терапии и выяснили, что основой музыкотерапии послужили первые наблюдения и выводы древнегреческих философов о воздействии музыки на организм человека. Музыкотерапия стала активно использоваться во второй половине XIX века. Тогда западные страны стали применять её как метод лечения, и она получила своё новое определение.

Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний [4].

В XX веке музыкотерапия получила довольно широкое распространение, и сформировалось несколько школ музыкальной терапии:

- Шведская школа (основоположник – А. Понтвик) – выдвинула концепцию психорезонанса, исходящую из того, что именно музыка способна проникнуть в глубинные пласты человеческого сознания, которые могут вступать в резонанс с озвученной музыкальной гармонией и проявляться наружу для анализа и понимания. Лечебный эффект шведского направления музыкальной психотерапии основывается на идеях традиционного психоанализа. Во время сеанса психотерапевт с помощью музыки доводит пациента до катарсисной разрядки и этим облегчает его состояние. В связи с этим большое значение имеет подбор музыкальных произведений, вызывающих необходимые переживания.

- Американская школа. Американские музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений самых разных жанров и стилей с учётом стимулирующего или успокаивающего лечебного действия.

- Немецкая школа (Швабе, Келер, Кениг), исходя из тезиса психофизического единства человека, основное внимание направила на развитие различных форм комплексного использования целительного воздействия разных видов искусств.

- Российская школа. В России, первые научные работы, посвящённые механизму влияния музыки на человека, появились в конце XIX-начале XX столетия. В работах В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, И.М. Догеля, И.Р. Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и газообмен.

- Оригинальную концепцию музыкально-рациональной психотерапии разработал Валентин Петрушин (Москва). Его практический опыт синтезирует известные древние методики и современные научные достижения. Подходя к человеку целостно, В.Петрушин стимулирует пациентов не только к физическому, но и к психологическому и интеллектуальному выздоровлению (работа с телом, чувствами, мыслями). Ведь заболевания часто имеют причину не в физических слабостях организма, а в особенностях характера, которые в свою очередь являются производными от мировоззрения человека [15].

В оформлении школ музыкотерапии легли основные направления музыкальной терапии. Традиционно выделяют три направления музыкотерапии:

1) клиническая

2) оздоровительная

3) экспериментальная

Клиническая музыкотерапия занимается вопросами лечения различных психосоматических нарушений, устранением патологических синдромов, восстановлением нарушенных жизненно важных функций после перенесенных заболеваний.

Оздоровительная музыкотерапия используется для активизации резервных возможностей человека, снятия нервного перенапряжения и утомления, для повышения работоспособности, социальной адаптации, развития психических и интеллектуальных способностей, общего оздоровления.

Экспериментальная музыкотерапия работает в области поиска и апробации, новых музыкотерапевтических технологий и методик. В ее задачи входит также исследование реакций, возникающих в живых системах различного уровня в результате музыкотерапевтического воздействия (особенно перспективны исследования реакций на музыкальное воздействие клеточных структур).

Практически все существующие на сегодняшний день методы, используемые в каждой из перечисленных выше направлений музыкотерапии, универсальны, поскольку применяются в работе, как с больными, так и со здоровыми людьми.

К настоящему времени выявлены основные направления применения музыкотерапии. Музыкотерапия используется:

- как средство преодоления неврозов, снятия тревоги, уменьшения раздражительности и депрессии, т.е. оптимизации эмоционального мира человека;

- как вспомогательное средство в психотерапии для релаксации, в аутогенной тренировке;

- как коммуникативное средство межличностного общения в группе;

- как средство эстетизации и гармонизации больничной среды: в акушерстве, стоматологии, хирургии;

- как средство развития творческого воображения и фантазии, в терапии творческим самовыражением.

Музыкотерапия имеет не только большой спектр применения в разных областях медицины, но и обладает своими особенными задачами в работе с детьми:

- укреплять здоровье детей через музыку;

- учить детей распознавать эмоции и чувства, передаваемые музыкой;

- развивать чувство ритма, давать ребёнку возможность самому фантазировать и придумывать движения.

Музыкотерапия выполняет основные функции:

1) регулятивную;

2) коммуникативную;

3) реадаптационную.

Регулятивная функция состоит в позитивном воздействии музыки на ритмы сердца, дыхания, что снимает отрицательные последствия стрессовых ситуаций, эффективно действует в сочетании с двигательными упражнениями.

Коммуникативная функция способствует налаживанию межличностного общения в группе, с другими людьми, оказывает влияние на чувства и переживания, ведет к ослаблению негативных эмоций, переживанию катарсиса.

Реадаптационная функция возвращает к здоровому образу жизни, формирует позитивное настроение, оптимизм, «омузыкаленное» восприятие мира [22].

Современная музыкотерапия развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она представляет собой технологию разрешения медицинских, реабилитационных, развивающих, коррекционных, и воспитательных задач.

Исследования в этой области направлены на изучение возможности влияния на личность человека посредством соединения медицинских, педагогических, психотерапевтических методов с управляемым музыкальным воздействием. Благодаря исследованиям, музыкотерапия всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни [15].

Мы рассмотрели основные направления, функции и задачи музыкотерапии, интерес к музыкотерапии врачей, педагогов и психологов, которые на основе своих собственных опытов узнали терапевтическую ценность музыки, постоянно растет. Каждый из них по-своему понимает и применяет музыкотерапию на практике. Но все они сходятся в одном, что музыка оказывает положительный эффект на человека. В следующем параграфе мы рассмотри, какие существуют механизмы воздействия музыки на человека.

1.3 Механизмы воздействия музыки на человека

В параграфе 1.2 мы рассмотрели направления, задачи и функции музыкотерапии. Выяснили, что музыкотерапия активно используется в различных областях медицины. Музыкотерапия  – этo тepмин, бyквaльнo oзнaчaющий – «лeчeниe музыкой» [21].

В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления в силу воздействия на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

По данным физиологии воздействие на человека музыки и пения выражается в создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих влияние на: психику человека; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Любая музыка представляет собой звуковую волну, и при  её восприятии, особенно важны следующие моменты:

1. Громкость звука (при громкости звука превышающем 150 дБ возможен летальный исход). Кроме того, усиление громкости может свидетельствовать о неосознаваемой потребности увеличить воздействие на организм вибрации определённой частоты, содержащейся в конкретном звукоряде.

2. Продолжительность воздействия звуковых колебаний.

3. Шум. Особенно влияет так называемый «белый шум» (фоновый шум). Его уровень, который составляет примерно 20 – 30 дБ, безвреден для человека, так как является естественным [9].

Высокочастотные звуки (3000-8000 Гц и выше) вызывают в мозге резонанс, пагубно воздействуя на познавательные процессы. Длительный и громкий звук вообще способен привести к полному истощению организма. Звуки среднего диапазона (750-3000 Гц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие (125-750 Гц) воздействуют на физическое движение, вызывают напряжение и даже спазмы в мускулатуре. Музыка с низкими вибрациями не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться.

Также очень важны такие характеристики, как диссонансы – дисгармоничное сочетание звуков – они возбуждают, раздражают. Консонансы – гармоничное сочетание звуков – они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Она воздействует ультра- и инфразвуками, мы их не слышим, но их воспринимают наши органы, а это может действовать разрушающе на мозг по принципу «25-го кадра» [6].

Самое сильное воздействие звука на организм оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания [14].

Правильно подобранный музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса – то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.

Воздействует на организм и тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные – поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус [6].

Умело подобранная музыка оказывает влияние на целенаправленную деятельность человека, способствуя такой ритмической перестройке организма, при которой физиологические процессы протекают более эффективно.

Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует ЦНС, стимулирует мыслительную деятельность, ослабляет нагрузку на работающие звенья, увеличивает работоспособность человека [9].

Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. Музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память, и ориентирование во времени, активизирует условные рефлексы.

Замедлив темп музыкального произведения на более медленный, можно воздействовать на процесс дыхания. Более глубокий, медленный ритм дыхания является оптимальным, способствует покою, контролирует эмоции, улучшает процессы метаболизма. Быстрое, сбивчивое дыхание может привести к поверхностному и рассеянному мышлению, импульсивному поведению [11].

Нельзя забывать и о том, что музыка и любой звук вообще действуют не только как факторы физические, то есть как колебания определённой частоты, но и содержат своеобразный психоэмоциональный ассоциативный ряд

В моделировании эмоций основную роль играют лад и темп, другие же компоненты музыкальной ткани (мелодия, ритм, динамика, гармония, ритм, тембр) при всей их значимости, являются дополнительными.

Связь психического и физического состояния известна. Все чаще музыку используют в медицинских, медико-педагогических, психолого-педагогических учреждениях, как расслабляющее и успокаивающее средство [9].

1.4 Музыкотерапия в работе с детьми

В предыдущем параграфе мы рассмотрели механизмы воздействия музыки на организм человека. И выяснили, что на организм воздействуют: ритм, темп, тональность, лады, динамика.

Музыкотерапия предусматривает как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (музыкальные произведения), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов (психогимнастика, логоритмика).

Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитие музыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств [5].

Музыкотерапия требует от педагога специального психологического образования, знания основ общей и клинической психологии, наличия музыкального педагогического образования. Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.  Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить.

Выделяют следующие приемы музыкотерапии в работе с детьми:

1. Метод направленной визуализации К.О. Коннор (музыка и релаксация). Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться так же остро, как и взрослые. Иногда дети бывают очень напряжены физически и эмоционально. Это приводит к раздражению и иррациональному поведению. Им необходимо помочь расслабиться. Часто это позволяет выявить источник раздражения. При релаксации дети могут лечь на пол, могут принять любую удобную позу, очень полезны наклоны и потягивания тела. Можно использовать специальные упражнения по йоге. Музыка служит фоном.

Расслабившись, ребенок выстраивает приятные ему образы, оживляет приятные воспоминания, которые помогут ему справиться с имеющимися фобиями или с напряжением

2. Музыка и медитация. Медитация – превосходный способ обучения расслаблению – релаксации. Специально подобранная музыка служит фоном на музыкотерапии. После упражнений по медитации дети могут рисовать или двигаться под музыку. Медитация бывает двух видов: директивная и недирективная. Директивная медитация – сопровождается рассказом, может включать в себя элементы внушения, настраивающие детей определенным образом. Недирективная медитация имеет место тогда, когда слушатель свободно отдается образам и ассоциациям, возникающим у него в процессе наблюдения за развитием музыкального содержания. Ребенок при этом погружается в свой собственный внутренний мир и представляет себе все, что хочет.

 3. Метод направленных фантазий В. Оклендер (музыка и фантазии). Фантазии чрезвычайно ценны для развития детей. Они используются как терапевтическое средство. Музыка используется как фон, как иллюстрация, может органично вплетаться в задание. Этот метод помогает детям выразить достаточно безопасным, щадящим образом подавленные чувства, потребности, устремления и мысли. Ребенок гораздо легче реагирует на метафорическое отображение его жизни, нежели на грубые реалистичные образы. Метафорическая сила музыки помогает ему в этом.

4. Слушание музыки. Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки: специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним; использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования; использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

5. Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «анонимности» чувств, «укрытости» в общей массе, что создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

Песни подбираются в соответствии с настроем группы детей. Размещение группы – замкнутый круг. Ведущий поет вместе со всеми. Когда достигается определенное состояние группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, выдвинуть запевалу. Запев связан для многих с преодолением застенчивости, так как запевала попадает в центр внимания.

6. Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения детей, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы [3].

7. Игра на музыкальных инструментах. Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, – преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах.

8. Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребенок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них [20].

Таким образом, музыкотерапия помогает ребёнку расслабиться, освободиться от внутренних комплексов. Даёт возможность полностью самовыражаться не только индивидуально, но, и в коллективной работе. Она положительно влияет на психоэмоциональное состояние. И может помочь ребёнку справится с трудностями понимания  окружающего мира.

Выводы по 1 главе

Изучив материал из пункта 1.1. мы пришли к выводу, что история возникновения музыкальной терапии уходит далеко вглубь веков. Она использовалась в разных странах Европы, Запада и Востока. Наиболее активное развитие она получила в конце XIX – начале XX в.

В России проводилось множество исследований о влиянии музыки на организм человека, но активное применение в медицине, она так и не получила. В странах Европы открылось множество учебных заведений с направлением в музыкотерапию, и музыка стала активно применятся в лечении заболеваний.

Из материала пункта 1.2. мы сделали следующие выводы, что существуют основные направления, функции и задачи музыкотерапии. Каждый музыкотерапевт использует свои приёмы в работе с больными , так и со здоровыми людьми.

Изучив материалы параграфа 1.3. мы сделали следующие выводы, что при прослушании музыки на организм человека активно воздействую следующие механизмы: ритм, темп, тональность, лады, динамика.

Сделав анализ параграфа 1.4. мы можем сделать следующий вывод: существует множество методов музыкотерапии в работе с детьми, которыми можно помочь детям избавится от различных психологических проблем.

Таким образом, можно сказать, что изучением музыкальной терапии, с научной точки зрения, занялись совсем недавно. Необходимо разрабатывать методики изучения влияния музыки не только на психическое состояние, но и на физиологическое, исследовать химию взаимодействия музыки с организмом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашей работы было изучить историю становления и развития музыкотерапии.

Для достижения данной цели мы изучили специальную литературу про музыкотерапию и выяснили, что в России изучением музыкальной терапии начали в последние десятилетия, в связи с этим, мы столкнулись с тем, что на данный момент, недостаточно литературы для ее изучения. Нам приходилось пользоваться Интернет-ресурсами и переводами литературы Западных стран.

В широком понимании, музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Конечная цель музыкотерапии – обретение, восстановление, возвращение гармонии и здоровья всего организма.

В современной музыкотерапии традиционно выделяют 3 отрасли (или вида): клиническая, оздоровительная, экспериментальная.

В зависимости от степени участия пациента в процессе лечения музыкотерапия подразделяется на пассивную (рецептивную) и активную.

Применение музыкальной терапии как методики для лечения пациентов сейчас уже не ставится под сомнение, а напротив, внимательно исследуется и улучшается. Таким образом, музыкальная терапия или мелолистика сегодня – это весьма обширное поле различных методов и технологий, использующих музыку, пение, отдельные звуки и звукосочетания с терапевтической целью.

Таким образом, цель и задачи, которые ставились нами в начале исследования, были достигнуты путем изучения и анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бабин, С.М., Резницкая, Т.Б. Музыкальная психотерапия и музыкальная психология: программа последипломной подготовки, уникальный российский опыт // Медицинская психология в России. 2013. N 6 (23). URL: http://mprj.ru. (Дата обращения: 02.05.2019).
  2. Виды и основные на направления в современной музыкотерапии: [Электронный ресурс] // Дорога истин 2013-2019. URL: http://doroga-istin.ru/index.php?topic=442.0. (Дата обращения: 10.05.2019).
  3. Воздействие музыки на психическое состояние  ребёнка: [Электронный ресурс] // Мир знаний 2006-2019.URL:http://mirznanii.com/a/200789-6/vozdeystvie-muzyki-na-psikhicheskoe-sostoyanie-rebyenka-6. (Дата обращения: 14.05.2019).
  4. Ворожцова, О. Музыка и игра в детской психотерапии: [Электронный ресурс]. 2004-2019. URL: https://klex.ru/oa8. (Дата обращения: 29.04.2019).
  5. Влияние музыки на психическое здоровье ребёнка: [Электронный ресурс] // Гигабаза 2016-2019. URL: https://gigabaza.ru/doc/126554.html. (Дата обращения: 13.05.2019).
  6. Гильзунова, М.В. Музыкотерапия: // portfoliomalina.jimdo.com. 2012. № 6.URL:https://portfoliomalina.jimdo.com/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F/. (Дата обращения: 26.05.2019).
  7. . Как музыка влияет на человека? Воздействие на мозг, здоровье, настроение и психику: [Электронный ресурс] // wellnesspress.ru.,2018-2019. URL:https://wellnesspress.ru/razum/kak-muzyka-vliyaet-na-cheloveka/. (Дата обращения: 26.05.2019).  
  8. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] / Б.Д. Карвасарский. – 3-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 944с.

  1. Мацышина, Е. Психофизическое воздействие музыки на организм человека: // Открытый урок. 2018. URL: https://открытыйурок.рф/статьи/598891/. (Дата обращения: 16.05.2019).
  2. Медведева, Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: [Электронный ресурс]. 2002-2019. URL: https://mydocx.ru/6-59765.html. (Дата обращения: 26.05.2019)
  3. Механизмы воздействия музыки на организм человека: [Электронный ресурс] // studme.org 2018-2019. URL:https://studme.org/131795/pedagogika/mehanizmy_vozdeystviya_muzyki_organizm_cheloveka. (Дата обращения: 17.05.2019).
  4. Музыка и кровь. Способна ли мелодия на терапию?: [Электронный ресурс] // IT-МЕДИЦИНА 2016-2019. URL: http://it-medicina.info/research/47.html. (Дата обращения: 26.05.2019).
  5. Музыка лечит душу и тело: [Электронный ресурс] // Мир прогнозов 2014-2019. URL:https://www.mirprognozov.ru/prognosis/health/muzyika-lechit-dushu-i-telo-vozdeystvie-muzyiki-na-organizm-cheloveka/. (Дата обращения: 17.05.2019).
  6. Музыкотерапия - воздействие музыки, пения, звука на организм: [Электронный ресурс] // МИОПАТИЯ.BY 2009-2019.URL:http://mioby.ru/obmenopytom/muzykoterapiya-vozdejstvie-muzyki-peniya-zvuka-na-organizm/. (Дата обращения: 26.05.2019).
  7. Музыкотерапия: [Электронный ресурс] // Википедия 2019. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F.  (Дата обращения: 02.05.2019).
  8. Осипова, А. Общая Психокоррекция: [Электронный ресурс]. 2002-2019.  URL: http://booksonline.com.ua/view.php?book=173920. (Дата обращения: 10.05.2019).
  9. Пензина, В.А. Влияние пения на здоровье: // sites.google.com. 2012. № 15.URL: https://www.sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-15-iun-2012/innovacii-metodika-i-praktika/vlianie-penia-na-zdorove-celoveka. (Дата обращения: 11.05.2019).
  10. Петрушин, В.И. Музыкальная психология : учебник и практикум для СПО / В. И. Петрушин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 380 с.
  11. Сатори, А. Музыкальная терапия в эпоху Водолея: [Электронный ресурс]. 2008-2019 URL:https://royallib.com.book/Satori_Anjey/muzikalnay_ter. (Дата обращения: 20.03.2019).  
  12. Танцевально-двигательная терапия: [Электронный ресурс] // Pandia 2016-2019. URL:https://pandia.ru/text/79/549/1143.php. (Дата обращения: 26.05.2019).
  13. Терапия музыкой: [Электронный ресурс] // Натуропия 2018-2019. URL:https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/muzykoterapiya-kasayas-strun-dushi.html. (Дата обращения: 10.05.2019).
  14. Федорович, Е. Н. Основы музыкальной психологии [Текст] / Е.Н. Федорович. – Екатеринбург: Директ медиа, 2014. – 279 с.
  15. Холопов. А, Колокольная терапия: // Самопознание [Электронный ресурс]. 2007. №4. URL:https://samopoznanie.ru/schools/kolokolnay_terapia/. (Дата обращения: 01.05.2019).