Курсовая работа

Калинкина Анастасия Евгеньевна

Курсовая работа на тему "Использование вокалотерапии как здоровьесберегающей технологии на уроках музыки в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalinkina_anastasia-itog.docx87.07 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Калинкина Анастасия Евгеньевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОКАЛОТЕРАПИИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовой проект защищен

«      » ____ 2020 года

с оценкой ______

Специальность: 53.02.01.

Музыкальное образование

Курс 3, группа 30

Руководитель:

 

Челябинск, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ  КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Понятие и сущность здоровьесберегающих технологий

5

1.2. Виды здоровьесберегающих технологий

1.3. Возрастные особенности младших школьников

9

1.4. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках  в начальной школе

Выводы по 1 главе

12

 

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОКАЛОТЕРАПИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

2.1.Вокалотерапия как здоровьесберегающая технология на уроках музыки

2.2. Использование вокалотерапии как средства здоровьесбережения школьников  на уроках музыки

Выводы  по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

                                 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. В сложных современных условиях развития России чрезвычайно актуальной является проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, поскольку она напрямую связана с проблемой безопасности и независимости страны. В последние годы в России наблюдается значительное ухудшение здоровья школьников. По результатам исследований, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. А ведь обычный ребенок в школе большую часть времени находится в состоянии постоянного стресса. Он испытывает колоссальную нагрузку на нервную систему и на организм в целом. [15.]

В образовательном процессе можно поддерживать здоровье детей по нескольким направлениям: гигиенически оптимальные условия обучения и организация учебного процесса, физическая активность школьников, психолого-педагогические методы, используемые на уроках и внеурочной деятельности. [11.]

Проблему здоровьесбережения учащихся в процессе образования исследовали В.В. Колбанов, Т.В. Кружилина, Т.Ф. Орехова, З.И. Тюмасева, Е.Н. Щуркова; пути сохранения и укрепления здоровья учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий раскрывают Т.Ф. Орехова, Т.А. Солдатова, З.И. Тюмасева, А.А. Уманская и многие другие.

Положительные эмоции, которые мы испытываем, слушая приятные мелодии, концентрируют внимание, активируют работу центральной нервной системы и стимулируют интеллектуальную деятельность. Такую разгрузку организму дают школьникам уроки музыки.

Самое полезное действие оказывает вокальное творчество, его целительная сила известно еще с глубокой древности. Также медики давно обратили внимание на то, что занятия вокалом оказывают благотворное влияние на здоровье.

Исследованиями вокалотерапии в рамках здоровьесбережения занимались  В.И. Петрушин, В.П. Морозов, С.В. Шушарджан. Исследования С.Шушарджана доказывают эффективность использования вокалотерапии

На основе актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Использование вокалотерапии как здоровьесберегающей технологии на уроках музыки в начальной школе».

Цель: на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть сущность использования вокалотерапии как здоровьесберегающей технологии на уроках музыки в начальной школе

Объект исследования: здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Предмет исследования: вокалотерапия как здоровьесберегающая технология на уроках музыки

Задачи исследования:

1. Изучить понятие, сущность и виды здоровьесберегающих технологий;

2. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников;

3. Выявить возможности использования вокалотерапии на уроках музыки;

4. Сделать выводы и наметить дальнейшие перспективы исследования.

Методы исследования (теоретические): изучение и анализ литературы, обобщение, систематизация и др.

ГЛАВА I. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ  КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Понятие и сущность здоровьесберегающих технологий

 

В 2016 Минздравом России инициативно совместно с Министерством просвещениям России был разработан и начал реализоваться пилотный проект «Школьная медицина» в пяти регионах (Смоленская область, Тамбовская область, Ростовская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия). [15.]

Цель проекта: Создание современной эффективной модели здоровьесбережения обучающихся в общеобразовательных организациях

Основные задачи проекта: организация межведомственного взаимодействия по охране здоровья обучающихся; внедрение в образовательный процесс современных здоровьесберегающих технологий; организация обучения педагогов и обучающихся оказанию первой помощи и распознаванию у себя и окружающих симптомов, требующих экстренной медицинской помощи; формирование у обучающихся стойких принципов здорового образа жизни; организация системы профилактики и раннего выявления заболеваний и состояний у обучающихся.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Так, с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени  бодрствования ребёнка. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. [15.]

Здоровьесберегающие технологии, по мнению Доктора биологических наук, профессора, зам. директора по науке Института возрастной физиологии Российской академии образования В.Д. Сонькина - это условия обучения ребенка в школе, отсутствие стресса, адекватность требований и  методик обучения и воспитания. Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, необходимый, рационально организованный двигательный режим. [11.]

Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, ориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.  Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Эти технологии используют методы и приёмы обучения и воспитания как современные, так и традиционные принципы.

Рассмотрим это понятие более детально. Технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). [14.]

(Пояснительная записка к Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (МНО РФ. Москва, 2011)) «Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения». [15.]

Схематично модель работы технологии, ведущей к здоровьесбережению, включает в себя три этапа: На первом учитель сообщает ученикам информацию (рассказывает, читает, демонстрирует в визуальной форме), построенную с таким расчетом, чтобы стимулировать  вопросы учащихся; на втором этапе учащиеся задают вопросы; на третьем - учитель на них отвечает.

Поощряется умение задать вопрос и попытка ответить на него. Сравнение этой технологии с традиционной показало снижение утомляемости учащихся и лучшее качество усвоения даже большого объема материала. Урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, сопровождается дополнительной тренировкой коммуникативных навыков и большей удовлетворенностью от занятия как у педагога, так и у детей. [11.]

Можно выделить основные принципы здоровьесберегающих технологий:  

  • Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса.
  • Атмосфера доброжелательности, доверия, индивидуальный подход;
  • Создание для каждого ситуации успеха, необходимы для познавательного развития детей;
  • Творческий характер образовательного процесса;
  • Обеспечение мотивации образовательной деятельности, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью;
  • Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности;
  • Рациональная организация двигательной активности, до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.

Так же, мы можем выделить основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе по Н.К. Смирнову:

•        Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.

•        Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

•        Соответствие содержания обучения возрасту.

•        Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.

•        Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье. [12.]

  Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные; гигиенические.

Рассмотрим отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

  1. Отсутствие назидательности и авторитарности;
  2. Элементы индивидуализации обучения;
  3. Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников;
  4. Интерес к учебе, желание идти на занятия;
  5. Наличие физкультминуток;
  6. Наличие гигиенического контроля.

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. [11.]

 Деркунская В.А.-канд.пед.наук отмечает, что  педагогическая технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. [14.]

Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. К таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

•        Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку)

 •        Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.

•        Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).

•        Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Таким образом мы можем выявить и рассмотреть виды здоровьесберегающих технологий, которые способствуют улучшению здоровья учащихся. [14.]

  1. Виды здоровьесберегающих технологий

Профессор, кандидат педагогических наук Г.К. Селевко относит к здоровьесберегающим технологиям следующие правила:

- Условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;

- Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Н.К. Смирнов выделяет следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии. Рассмотрим некоторые технологии более подробно. [12.]

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Составляющие элементы медико-профилактической технологии

  • организация мониторинга здоровья дошкольников;
  • разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей;
  • организация физического развития;
  • организация закаливания;
  • организация профилактических мероприятий в школе;
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
  • организация здоровьесберегающей среды.

Физкультурно-оздоровительная технология - это технология сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний. Составляющие элементы физкультурно – оздоровительной технологии:

  • развитие физических качеств, двигательной активности (динамические паузы, физминутки, пальчиковая гимнастика);
  • дыхательная гимнастика;
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
  • гимнастика для глаз;
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье к ним относят: проблемно - игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа, релаксации, логоритмики.

Под технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в образовательном учреждении; психологическое самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми, т. к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. В технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят:

  • технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка;
  •  коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия)

  1. Возрастные особенности детей

Многие педагоги считали, что в процессе воспитания и обучения глубокое изучение возрастных особенностей и их учёт в практическом аспекте играет огромную роль. К данному вопросу обращались, в частности, Я.А. Коменский, Д.Ж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и многие другие. [2.]

К примеру, Коменский Я.А. в данное понятие вкладывал мысль об учете в процессе обучения и воспитания закономерности развития ребенка, присущие природе человека, а точнее: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию. [13.]

Ж.Ж. Руссо, а затем и Л.Н. Толстой толковали данный вопрос иначе: исходя из того, что ребенок от природы является существом совершенным, воспитание и обучение не должно нарушать это природное совершенство, а должно идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. [4.]

Тем не менее, все они сходились в том, что необходимо внимательно изучать ребенка, знать его возрастные особенности и опираться на них в процессе воспитания и обучения.

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется. [5.]

Как пишет советский психолог Выготский Л.С., «утрачивает наивность и непосредственность, в поведении, в отношениях с окружающими, становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого». [10, с.10] Ребёнок приобретает новую социальную роль - роль школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Его самосознание меняется коренным образом, что приводит к переоценке ценностей. Ведущей деятельностью данного периода является учебная деятельность. [9.]

Младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребенка. Этот возрастной период занимает особое место в психологии, потому что обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития личности.

В это время психическое развитие ребенка осуществляется в процессе учебной деятельности. Учебная деятельность побуждается различными мотивами: у ребёнка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию. [24.]

К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, т.е. учителю, повышенная восприимчивость, внимательность. В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, конформизм и подражательность. В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. [10.]

У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое, поэтому при обучении младших школьников должны учитываться эти психические особенности. Младшие школьники легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. В начальных классах запоминание носит механический характер, который основан на многократном повторении и силе впечатления акта восприятия.

Также дети 7-11 лет ещё не обладают высокой работоспособностью. Поэтому урок не должен быть эмоционально перенасыщен, а также объём заданного материала должен быть ограничен физическими возможностями детей. [1, с.109]

Память в этом возрасте развивается в двух направлениях. Первое – это произвольная память. Тот учебный материал, который находит отклик в сфере его интересов, а педагогом преподан в игровой форме, к тому же связан с яркими наглядными пособиями, запоминается легко. По-другому говоря, непроизвольно. В свою очередь, материал, который им не особенно интересен, труден в восприятии, а также нов по форме и содержанию в отличие от дошкольников, младшие школьники способны запоминать произвольно. Отсюда второе направление развития памяти - осмысленное. А ведь надо отметить, что обучение в большей степени строится с опорой на произвольную, то есть осмысленную память. [2.]

Главное в деятельности учителя по здоровьесбережению - это воспитание у учащихся потребности заботиться о своем здоровье. Таким образом, использование здоробесберегающих технологий необходимы на уроках в общеобразовательной школе.

  1. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. [2.] Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

•        Стрессовая педагогическая тактика;

•        Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

•        Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

•        Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

•        Провалы в существующей системе физического воспитания;

•        Интенсификация учебного процесса;

•        Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

•        Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

•        Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

 Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. [5.]

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. [12.]

Урок музыки сам по себе - здоровьесберегающая технология. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию. [20.] Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.

На уроках музыки применяют следующие здоровьесберегающие технологии:

  • Музыкотерапия;
  • Вокалотерапия;
  • Ритмотерапия;
  • Фольклорная арттерапия;
  • Терапия творчеством;
  • Сказкотерапия;
  • Улыбкотерапия.

На уроках музыки большое внимание уделяется пению, где дети овладевают основными приемами вокально-хоровой техники. Это дает возможность выразительно исполнять песни, различные по характеру.

В процессе пения - сольного или хорового - укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся. Целью оздоровительных моментов является отдых центральной нервной системы, профилактика утомления, нарушения осанки, зрения. [21.]

Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка - его духовного здоровья. Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни - к этому стремится учитель в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. [23.]

Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.

Выводы по 1 главе

В первом параграфе мы рассмотрели понятие  и сущность здоровьесберегающих технологий, и выяснили, что здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Изучив понятие «здоровьесберегающие технологии» мы определили, что оно объединяет в себе направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Выявили три этапа схематичной работы, ведущей к здоровьесбережению. (НА СЛАЙД) На первом учитель сообщает ученикам информацию (рассказывает, читает, демонстрирует в визуальной форме); на втором этапе учащиеся задают вопросы; на третьем - учитель на них отвечает.

Во втором параграфе мы изучили виды здоровьесберегающих технологий и провели анализ технологий по  Н.К. Смирнову. Он выделяет следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Мы можем отметить, что к медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет и т.д. Физкультурно – оздоровительная технология - это технология, сохранения и стимулирования здоровья. Под технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка понимается совокупность мероприятий, психологическое самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

В третьем параграфе мы выявили возрастные особенности детей младшего школьного возраста и выяснили, что на этом этапе, ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется. Как пишет советский психолог Выготский Лев Семёнович, «утрачивает наивность и непосредственность, в поведении, в отношениях с окружающими, становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого». Ребёнок приобретает новую социальную роль - роль школьника. Ведущей деятельностью данного периода является учебная деятельность. Мы сделали вывод, что в младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.

В последнем параграфе нами раскрыта роль использования здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе. По данным института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний. Мы выяснили, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию. Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни - к этому стремится учитель в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки.

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОКАЛОТЕРАПИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

2.1. Вокалотерапия: понятие, сущность, функции

В.П. Морозов под вокалотерапией понимает психологическое воздействие резонансного пения, как на самого исполняющего, так и на слушателя. [16.]

Известный венгерский композитор З. Кодай в 1929 году писал: «Чудесное средство ритма - дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких. Все это ставит пение рядом с физической культурой. То и другое нужно ежедневно - не в меньшей степени, чем пища». Когда человек поет, в его внутренних органах возникает вибрация, особенно при академической манере пения. [18.]

Вокалотерапия - это терапевтическая методика, основанная на пении и определенной системе упражнений, которая позволяет стимулировать внутренние органы человека, а также нормализовать функциональность нервной системы, и повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним факторам. [6.]

Голос – это уникальный музыкальный «инструмент», данный человеку самой природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит при разговоре, пении, шёпоте. И более совершенного, в частности с терапевтической точки зрения, музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует. Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения и оказывает благотворное влияние на весь организм в целом.

Лечебными свойствами обладает голос далеко не каждого певца. Бывают голоса, которые оказывают прямо противоположное действие. Широко применял пение в лечебных целях Аристотель. На протяжении многих веков оздоровительным средством служило и служит церковное пение. [22.]

Правильное дыхание является залогом правильной жизнедеятельности всего организма. Вокальное дыхание является именно таким референтным приёмом комфортного, витального процесса.

Малейшее отклонение в развитии какой-либо части дыхательного аппарата ребёнка, ввиду разных причин, мгновенно отражается и на дыхании. [7.]

2.2. Использование вокалотерапии как средства здоровьесбережения школьников  на уроках музыки

Знание преподавателем возрастных особенностей развития детского голоса способствует правильному формированию вокальных навыков, несоблюдение же их ведёт к нарушению и даже заболеваниям голосового аппарата. О  лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания. [8.]

Комплекс упражнений, подготавливающий голосовой аппарат к работе «Вокалотерапии»:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Вокальная установка;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Распевание на твёрдых гласных;
  • Расписание на сонорных звуках;
  • Фонопедические упражнения;
  • Упражнения на вибрато губ и языка.

Использование на своих занятиях пропевание гласных звуков:

А – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

И – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

О – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;

У – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря;

Ы – лечит уши, улучшает дыхание;

Э – улучшает работу головного мозга.

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ:
ОМ – снижает кровяное давление;
АЙ, ПА – снижают боли в сердце;
АП, АМ, АТ, ИТ, УТ – исправляют дефекты речи;
УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

       Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков:

В, Н, М - улучшают работу головного мозга;

К, Щ - лечат уши;

Х, Ч - освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание;

С - лечит кишечник, сердце, легкие;

М - лечит сердечные заболевания;

Ш - лечит печень.

Когда ребята становятся постарше, можно вводить постепенно упражнения дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой:

Упражнение «Воротики», или «Паровозик». Глубокий вдох через нос - «воротики» открылись, воображаемый паровозик может в них въехать. Задержка дыхания и мягкий длинный выдох на звук «Ф» - закрыли «воротики». Учитель считает: «Едет паровозик с вагончиками». Для наглядности дети во время упражнения могут помогать себе руками: раскрывать их на вдохе и закрывать на выдохе - открывать и закрывать «воротики».

Упражнение «Поющий динозавр». Этот динозавр не обычный, он волшебный. У него туловище, шея, лапы и даже хвост поют. Учитель проводит по контурам «динозавра» рукой и весь класс тянет гласные звуки «А», «О», «У», «Э», «И». Добавляем Ми-Мэ-Ма-Мо-Му. Это упражнение направлено на развитие дыхания, снятие нервного напряжения, раскрепощения ребенка, развития певческого диапазона. [8.]

Упражнение «Самолет». Учащиеся разводят руки в стороны, изображая крылья самолета и поют на свободной высоте звук «У-у-у-у-у». Если самолет «летит» вниз выполняем глиссандо вниз, если самолет «полетел» вверх выполняем глиссандо вверх. Это упражнение способствует увеличению продолжительности выдоха, развивает силу и гибкость голоса, развивает грудной резонатор.

Фонопедические упражнения В.В. Емельянова

Специфика проведения фонопедиеских упражнений заключается не только в том, что обращается особое внимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движения с шепотным, а в дальнейшем и с громким звуком.

Фонопедия – это раздел логопедии, занимающийся восстановлением и профилактикой голоса.

В проведении данных упражнений используем "толстый" - низкий речевой голос и "тонкий" - высокий речевой голос. В логопедической практике при постановке голоса опираемся на приемы, используемые отечественными педагогами по вокалу и сценической речи, фонопедические упражнения с элементами массажа гортани, неба, голосовых связок.

«Толстый» голос

Это песенка про смех - ха-ха-ха!

Мы поем ее для всех - ха-ха-ха!

Так смеются медвежата - ха-ха-ха!

И тигрята, и слонята - ха-ха-ха!

Они басом все хохочут - ха-ха-ха! –

Все вокруг гремит, грохочет- ха-ха-ха!

«Тонкий» голос                      

          Это песенка про смех - ха-ха-ха!

Мы поем ее для всех - ха-ха-ха

Так смеются лягушата - ха-ха-ха.

И цыплята, и мышата - ха-ха-ха.

Они тоненько хохочут - ха-ха-ха.

Все вокруг свистит, стрекочет - ха-ха-ха.

От шепота до крика

Произносить на одном дыхании (движение рук по телу вверх).

Раз, два (шепот), три, четыре (тихий голос), пять, шесть (средний голос), семь, восемь (громкий голос), девять (очень громко), десять (крикнуть).

В медицине и педагогике разработкой вопросов, связанных с методом вокалотерапии, занимаются такие авторы, как С.В. Шушарджан, В. П. Морозов, В.Б. Полякова, Е.В. Макаров и др. По мнению С.В. Шушарджана, Президента Международной Академии интегративной медицины, музыковокалотерапия является новым методом, который позволяет открывать резервные возможности человека, достигать гармонии между психической и соматической сторонами личности. Его исследования показали, что музыковокалотерапия положительно воздействует на психоэмоциональную сферу человека. В основе музыковокалотерапии «лежит использование особой системы активного вокального тренинга в сочетании с музыкой» основанное на принципах классического пения. Тренинг состоит из специальных упражнений, которые осуществляют биоакустическую стимуляцию жизненно важных органов и упражнений, повышающих адаптационные и интеллектуально-эстетические способности человека. Отсюда следует, что процесс пения является оздоровительным осознанно-эмоциональным процессом. Поэтому, имея в виду оздоравливающее действие пения на человека, используют термин не «музыковокалотерапия», а «вокалотерапия». [18.]

Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Музыкотерапия как наука стала известной в XIX веке, а в XX веке стала невероятно популярной во многих странах. Именно в это время она приобрела отдельное направление в лечении и профилактике разнообразных заболеваний. [17.]

Музыкотерапия может быть как активной, так и пассивной. При пассивной терапии пациенты прослушивают музыкальные произведения, подобранные врачом музыкотерапевтом. При активной музыкотерапии пациенты непосредственно участвуют в музицировании. Как правило, они используют достаточно простые музыкальные инструменты, для игры на которых не требуется специальной подготовки (колокольчики, барабан, цимбалы, и даже собственное тело — хлопки и т.п.). Цель этой терапии заключается в интеграции индивида в различные социальные группы, отработке коммуникативных навыков в рамках совместного музыкального творчества. Например, пациенты могут вести диалог друг с другом с помощью звуков, издаваемых на музыкальных инструментах.

С древних времен людям известно, что звуки могут обладать целительной силой, особенно те, которые произносятся собственным голосом. Ученые обратили внимание на то, что профессиональное и непрофессиональное, но правильное пение оказывает благотворное влияние на организм человека, и стали пристально изучать это явление. Так стало развиваться направление вокалотерапии. [23.]

Вокалотерапия как вокальный и здоровьесберегающий метод используется в разработке вокальных систем различных авторов.

Петрушин В.И выявил возможности музыкальной терапии, направленные на психологическую коррекцию как ребёнка, так и взрослого человека, могут быть гораздо шире. Приёмы и способы музыкальной психотерапии, разработанные Петрушиным Валентином Ивановичем, включают в себя:

•        Двигательные и ритмические упражнения, нацеленные на взаимодействие правого и левого полушария мозга;

•        Различные виды дыхательных упражнений, среди которых особое внимание уделяется освоению навыков брюшного (диафрагмального) и грудного (рёберного) типа дыханий;

•        Пение вокализов наподобие индийских мантр, направленных на формирование и развитие навыков концентрации внимания и сосредоточения на своём внутреннем мире;

•        Разучивание и исполнение формул музыкального самовнушения, нацеленных на формирование у участников занятий уверенности в своих силах, высокой самооценки, внутреннего спокойствия, невозмутимости в трудной ситуации, гуманистического отношения к окружающим и к окружающему миру как черты личности;

•        Оздоровительную медитацию, смысл которой заключается в достижении глубокого покоя, в котором включаются механизмы саморегуляции. [22.]

В.Б. Полякова разработала систему положительного воздействия голосовых модуляций, получившую название «Физвокал». В процессе работы по этой системе отмечены достоверные сдвиги в показателях функционального и психоэмоционального состояний. [19.]

Идеи В.П. Морозова можно встретить у Е.В. Макарова. Исследуя направление работы по вокалотерапии с учителями, Н.В. Федюнина использует при определении вокалотерапии такой термин, как фонационная вибрация. Под этим она так же, как Попов и Макаров, понимает вибрацию внутренних органов, происходящую во время пения.

Психотерапевт И.Е. Вальперт доказал, что вокалотерапия, например, исполнения народных песен, оказывает мягкое терапевтическое воздействие на психику человека и на весь организм в целом.

Как указывает ряд современных исследователей В.П. Морозова, Н.В. Федюнина и др., звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство, остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации.

По мнению С.В. Шушарджана «вокалотерапия является физиологичным методом активизации защитно-приспособительных реакций. Ее выгодно отличает от существующих методов доступность, так как пение пользуется широчайшей популярностью во всех странах и у всех народов…». Таким образом, вокалотерапия является методом, способствующим решению проблем адаптивной саморегуляции человека в современных условиях. [26.]

Ученые обнаружили, что во время пения в мозгу вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым, человек ощущает покой и радость. Научно доказано, что вокалотерапией лечатся неврозы, заболевания дыхательных путей, бронхиальная астма и даже заикание. Если человек имеет сильное нарушение речи, врачи рекомендует больному больше петь, так намного легче произносить трудное слово.

Пение очень хорошо действует на психоэмоциональное состояние человека. Оно помогает расслабиться, справится со стрессом и нервным напряжением. Песня снижает нервозность, придает бодрость, энергию, возвращает душевные силы. Именно поэтому специалисты рекомендуют петь хотя бы пять минут в сутки, приравнивая пение к физическим упражнениям. [3.]  

Все знают, что самый лучший способ успокоить ребенка - это убаюкивание. Материнская колыбельная - это то, что необходимо ребенку, и то, что он запоминает на всю жизнь. Но пение оказывает влияние не только на тех, кто слушает, но и на тех, кто поет. Песнопение позволяет избавиться от нервного напряжения, стресса и даже от некоторых патологий внутренних органов. [7.]

Вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия. Воспроизведение некоторых гласных, заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от шлаков. Пение снижает артериальное давление, нормализует сердцебиение. Улучшение кровообращения благотворно влияет на голосовые связки, миндалины, лимфоузлы, что повышает иммунитет организма. Таким образом, регулярные занятия пением развивают экономное дыхание, благотворно влияют не только на функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их.

Показаниями к применению вокалотерапии являются: функциональные заболевания нервной системы, неврозы, неврастения, переутомление, бессонница; некоторые психические заболевания; заболевания сердечно-сосудистой системы; заболевания желудочно-кишечного тракта; частые простудные заболевания; заболевания органов дыхания, в их числе бронхиальная астма; отставание в развитии, заикание.

Интересные факты

•Известный французский актер Жерар Депардье в молодости сильно заикался. Эта болезнь ставила крест на его только начинавшейся карьере. Но врач посоветовал ему ежедневно не менее двух часов уделять прослушиванию Моцарта. Через два месяца Жерар полностью избавился от заикания. Так музыкотерапия позволила многочисленным поклонникам наслаждаться талантом выдающегося актера.

•Не исключено, что скоро медицина сможет бороться с инфекционными заболеваниями с помощью музыкотерапии. Некоторые специалисты утверждают, что существовавший на Руси обычай беспрестанно звонить в церковные колокола во время эпидемий имел и терапевтические основания.

•Исследования показали, что композиторы военных маршей интуитивно определяли характер их воздействия на человека. Ритмы маршей, которые звучали во время длительных походов, были чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. Такая музыка повышала выносливость солдат, снимала усталость. А вот парадные марши имели более быстрый ритм, что оказывало бодрящее и мобилизующее воздействие.

Наиболее частыми показаниями к МТ по данным различных  источников, являются:

- функциональные заболевания нервной системы, неврозы, неврастения, переутомление, бессонница:

- некоторые психические заболевания; в их числе дефензивные психопатии, малопрогредиентно-шизофренические расстройства и другие.

- заболевания сердечно-сосудистой системы; гипертоническая болезнь, нейроциркуляторная дистония, ишемическая болезнь сердца и др.

- заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, спастические колиты, язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки и др.

- заболевания органов дыхания, в их числе бронхиальная астма, хронические бронхиты и др.

- заболевания мочеполовой системы и сексопатологии, включая импотенцию и фригидность.

- болевые синдромы

- синдром Альцгеймера;

- аутизм, отставание в развитии, заикание;

- функциональные нарушения микроциркуляции и гемодинамики внутренних органов;

- снижение неспецифической резистентности и резервных возможностей организма.

Противопоказаниями являются:

- острые состояния, в том числе с невыясненной этиологией;

- состояние после лапаротомий и иных полостных оперативных вмешательств (для активных методов МТ);

- аневризмы, особенно головной и грудной локализации

- общее тяжелое клиническое состояние;

- низкая музыкальность (кроме музыкорефлексотерапии).

 

Аневри́зма — выпячивание стенки артерии (реже — вены) вследствие её истончения или растяжения.

Выводы по 2 главе

Во второй главе мы познакомились с  таким понятием как вокалотерапия. Проанализировав понятия с точки зрения советского и русского физиолога В.П. Морозова и венгерского композитора З. Кодай, мы выяснили, что вокалотерапия – это терапевтическая методика, тренировка гортани и легких, основанная на пении и определенной системе упражнений.

Мы изучили использование вокалотерапии как средства здоровьесбережения  школьников на уроках музыки. Выяснили, что вокалoтерапия как вокальный и здоровьесберегающий метoд используется в разработке вокальных систем различных авторов. В медицине и педагогике разработкой вопросов, связанных с методом вокалотерапии, занимаются такие авторы, как С.В. Шушарджан, В. П. Морозов, В.Б. Полякова, Е.В. Макаров и др. Мы вывели комплекс упражнений, подготавливающий голосовой аппарат к работе «Вокалотерапии». Научно доказано, что вокалотерапией лечатся неврозы, заболевания дыхательных путей, бронхиальная астма и даже заикание. Также можно исправить осанку, улучшить дикцию и постановку разговорной речи. Мы сделали вывод, что пение снижает артериальное давление, нормализует сердцебиение, улучшает кровообращение, ведь вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия.  Мы считаем, что использование вокалотерапии на уроках музыки необходимо, ведь пение очень хорошо действует на психоэмоциональное состояние человека, помогает справиться со стрессом и нервным напряжением.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема нашего исследования, несомненно, интересна, актуальна и требует дальнейшего изучения, ведь в поиске путей решения проблемы сохранения здоровья задействована не только медицинская, но и педагогическая стороны.

Как видно из изученных нами источников, вокалотерапия на сегодняшний день занимает важное и прочное место в ряду здоровьесберегающих технологий. Но таких исследований, в частности, касающихся музыкального образования, еще очень мало, хотя общепризнанный факт в том, что музыка оказывает мощное воздействие на оздоровление организма, как в физическом, так и в психическом плане.

    Необходимо грамотно использовать элементы вокалотерапии на уроках музыки, создавать своеобразную систему занятий, планомерно идти к важной цели-оздоровлению доступными способами.

В дипломной работе мы планируем создать комплект по использованию вокалотерапии на уроках музыки и апробировать его в ходе преддипломной практики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1.  Александровская, Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе: Школа и психологическое здоровье учащихся [Текст] / Э.М. Александровская. -  Москва, 1998. – 235с.
  2. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника: // Молодой ученый. [Электронный ресурс]  2014. URL: https://moluch.ru/archive/73/12457/   (Дата обращения: 29.11.2019).
  3. Багадуров, В. А. Вокальное воспитание детей. [Текст] / В. А. Багадуров. -  Москва, 2000. – 350 с.
  4. Басова, Н. В. Педагоги и практическая психология. [Текст] / Н. В. Басова. – Москва: Ростов на Дону: Педагогическое пособие, 2000. – 416 с.
  5. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. URL:  https://infourok.ru/vozrastnie-osobennosti-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-1112912.html  (Дата обращения 21.10.19).
  6. Вокалотерапия – лечение пением [Электронный ресурс]. URL: https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/vokaloterapiya-lechebnaya-sila-golosa.html (Дата обращения 21.10.19).
  7. Вокалотерапия как средство преодоления адаптационных проблем первоклассников к школе [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/1660036/pedagogika/vokaloterapiya_sredstvo_preodoleniya_adaptatsionnyh_problem_pervoklassnikov_shkole (Дата обращения 11.11.19).
  8. Вокальные упражнения как арт – терапевтическое средство [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2261/ (Дата обращения 20.11.19).
  9. Выготский, Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч. 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский - Москва, 1984. - 236 с.
  10. Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка // «Смысл». [Текст] / Л. С. Выготский - 2005. – 200с.
  11. Здоровье детей и школа: как сохранить и укрепить здоровье школьника [Электронный ресурс]. URL: https://tenoten-deti.ru/articles/zdorove-detey-i-shkola/  (Дата обращения 20.12.19).
  12. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/metodika/5993_zdoroviesberegayuschie_technologii_v_shkole (Дата обращения 3.11.19).
  13. Коменский Я. А. Педагогическое наследие: Великая дидактика. [Текст] / Я. А. Коменский. - Москва: Педагогика, 1989. - 416 с.
  14. Методическая разработка "Сущность понятия здоровьесберегающих педагогических технологий". URL: [Электронный ресурс]. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-suschnost-ponyatiya-zdorovesberegayuschih-pedagogicheskih-tehnologiy-2658270.html (Дата обращения 3.11.19).
  15. Министерство Здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://komitet2-2.km.duma.gov.ru/upload/site21/MINZDRAV.pdf  (Дата обращения 12.01.20).
  16. Морозов, В. П. О роли вибрационного чувства и регулирования голосовой функции человека. [Текст] / В. П. Морозов: Вестник ЛГУ №3. Сер. Биол., 1960.
  17. Музыкотерапия [Электронный ресурс]. URL:  https://obu4ayka.ru/otnosheniya/muzykoterapiya-psihologiya.html (Дата обращения 9.11.19).
  18. Музыкотерапия, вокалотерпия: новые горизонты [Электронный ресурс]. URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/muzykoterapiya-vokaloterapiya-novye-gorizonty  (Дата обращения 9.11.19).
  19. Новые методики исцеления. Физвокализ - голос здоровья [Электронный ресурс]. URL: http://sportfiction.ru/articles/novye-metodiki-istseleniya-fizvokaliz-golos-zdorovya/ (Дата обращения 22.11.19).
  20. Огородов,  Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе // Метод. Пособие [Текст] / Д. Е. Огородов: Музыка. - Ленинградское отделение, 2005. - 152с.
  21. Особенности влияние пения на состояния здоровья человека [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/young/archive/11/834/ (Дата обращения 17.10.19).
  22. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: учебник и практикум для СПО / В. И. Петрушин. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 380 с.
  23. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / В. И. Петрушин. – Москва: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
  24. Прохоров,  А. О.  Психологические состояния детей дошкольного возраста. [Текст]  / А. О. Прохоров, С. В. Велиева:  Вопр. Псих. №5, 2003. - 56-67 с.
  25. Суязова, Г. А. Мир вокального искусства. [Текст] / Г. А. Суязова. -  Программа, разработки занятий, методические рекомендации учитель, 2008. – 138 с.
  26. Шушарджан, С.  В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. [Текст] / С. В. Шушарджан. -  Москва: Антидор,  2008. – 363 с.
  27. Яфальян, А. Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. [Текст] / А. Ф. Яфальян. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 380с.