Эмоциональное благополучие в профессиональной деятельности
Поскольку я все еще учусь, мне приходится постоянно изучать труды людей, внесших тот или иной вклад в современную уже систему образования. Это и И.Г. Песталоцци, и Ф.А.В.Дистервег, Ф. Фрёбель и К.Д. Ушинский, и Л.С. Выготский, и В.В. Давыдов с Д.Б. Элькониным, и многие-многие другие. Мне кажется, понятие «настоящий педагог» не может уложиться в конкретный образ человека, живущего на Земле, поскольку таких было слишком много, и они были успешны. Кто-то успешнее, кто-то менее. Просто данное понятие близко к понятию идеала. Не может быть просто успешного педагога. У него ведь достаточно много тогда должно быть реализовано: высокая результативность образовательной деятельности (и обычно это выражается в успешности освоения учениками школьной программы), высокая оценка как профессионала руководителями, коллегами и детьми( для меня важна оценка моих результатов не только родителями и администрацией, а еще и детьми, но дети, и это понятнее всего, не способны оценить профессионализм педагога, не могут облечь свои чувства в слова, а могут только любить или не любить, а это не всегда является показателем, хотя по мне, это лучший показатель)и, наконец, высокая самооценка. С одной стороны, если учитель считает в глубине своей души себя не самым лучшим, то как можно назвать его успешным? Но как мне кажется, мы должны здраво оценивать и хвалить себя за успехи, но никто не отменял критику своих действий. Успех – вещь переменная, сегодня это получилось, а завтра у всех детей из-за погоды будет болеть голова или они устанут после английского языка, что ты тогда сделаешь? Не будет ли успехом, если ты, как учитель, дашь им самое важное из урока, но и не перенапряжешь их? Все это разные точки зрения. Классика литературы – поэма «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина была раскритикована в свое время Дмитриевым И.И. и названа «поэмкой» из-за невозможности понимания нового жанра в литературе. Как много случаев, когда работы не принимались при жизни автора. Но учитель пишет не поэмы. Его работа заключается в том, что он передает своим детям, то есть результат этот более реальный, ведь учитель помогает в создании Человека, личности новой и уникальной. Наверное, успех будет состоять в том, какими людьми вырастут те, во что ты так много вложил. Зерно знаний может прорасти в ребенке и хрупкие оплоты новых мыслей, идей, понимания могут дать совершенно неожиданные плоды. Учитель становится садовником, который будто и не знает, что в итоге может у него вырасти. Семена сажает одни, условия одинаковые, а результат всегда разный. Я в чем-то успешна как учитель, наставник, ведь сейчас я выпустила 4 класс. Я думаю, мой успех состоит в том, что я постаралась передать все самое лучшее детям и если они пронесут эти знания через всю жизнь, то мне будет уже радостно на сердце и я буду считать себя успешной и мое эмоциональное благополучие будет зависеть от моего профессионального успеха. Я считаю своим успехом понимание того, что все мои ребята выросли очень самостоятельными, каждый со своими мнением и взглядами, они очень мотивированы на то, чтобы продолжать учиться или увлекаться тем, что им нравится. Успех в том, что каждый из них всегда готов и думаю, еще будет готов прийти ко мне за советом, я всегда могу поддержать их словом или делом. Мы прошли вместе через много трудностей и не потеряв никого, вышли победителями в сложном процессе обучения. Мне было приятно знать, что у них, благодаря мне, сложился собственный образ мысли, как им нужно поступать в разных ситуациях. Каждому я давала советы. Успех и собственное благополучие для меня состоит в том, что они сами научили меня очень многому. И в этом образ благополучия и их, и моего, на мой взгляд. С одной стороны, настоящий успешный педагог должен быть достаточно эмоциональным ( а как же, мы как актеры к зрителям, выходим на обозрение к своему классу) и общительным человеком( то есть, успех еще и в том, чтобы наладить контакт с окружающими, не поддаваться негативу и исключать любые конфликты с кем бы то ни было по возможности ради сохранности собственных нервных клеток и нервных клеток другого участника зарождающегося конфликта), с другой, нельзя отрицать, что у любого учителя будут складываться скорее отрицательные черты в силу своей профессии, ведь учителя – это люди живущие во многом по правилам и только по ним, ориентированные на речевую деятельность и часто такая деятельность подразумевает речевую (можно сказать "черно-белую") оценку: "это хорошо, а это плохо". Невольно начинаешь все делить на стороны правильную и неправильную, а это не всегда является верным, ведь точка зрения у всех может быть разная (конечно, исключая общепринятые нормы, но опять же, учитель всегда действует согласно определенным правилам). По-видимому, профессия педагога, так тесно связанная с обучением чтению и письму, правилам, оцениванием детей и их успехов в баллах (особенно это видимо в начальной школе) откладывает свой отпечаток на психику и поведение педагога. Какой бы в итоге не стал он успешный, все, что он делает хорошего, может повернуться для него обратной стороной – ведь всему живому нужна «передышка». Но в первую очередь, повторюсь, важен портрет учителя с точки зрения детей. Попробуем изобразить такого учителя. Мне кажется, если бы мы спросили мнение детей, то они бы сказали, что учитель должен быть ласковым, внимательным, заботливым, мягким, вежливым, воспитанным, вести себя достойно в любой ситуации; он должен быть терпеливым, спокойным, сдержанным, скромным, отзывчивым, ответственным, честным, независимым, и что особенно ценили мои ученики, всегда выполнять обещанное. Ведь для них идеальный учитель – это человек, на которого всегда можно положиться, которому можно задать вопрос и он всегда даст ответ или хотя бы постарается его найти , он любит своих учеников, ставит оценки за знания и только за них, понимает и знает учеников, помогает в любой трудной ситуации, соблюдает интересы ученика, а главное - любит их. Это ли не настоящий успех? И не в этом ли состоит секрет эмоционального благополучия педагога?