Статья на тему "Формирование положительного отношения к предмету средствами учебной и внеучебной деятельности"
1.Формирование положительного отношения к дисциплине
1.1. Понятие интереса, стимула и мотива обучения
Положительные эмоции, интерес, стимул — это фундамент формирования положительного отношения студентов к дисциплине.
Стимул к обучению формируются путём понимания студентов смысла в обучении: зачем ему ходить на пары? Зачем выполнять те или иные практические задания? Как это можно будет применить в будущей профессии?
Смысл обучения — внутреннее отношение студента к обучению.
Мотив обучения — побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Постановка целей — это направленность студента на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.
Эмоции — реакция студента на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности студента, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
Интересы — познавательно-эмоциональное отношение студента к учению. Для преподавателя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.
Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели успеваемости, посещаемости и главное - показатели учебной деятельности студентов.
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.
Во-первых, — она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими студентами и т. д.); в-четвертых, — субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к студенту, к делу; в-пятых, спецификой учебной дисциплины.
Третий важный источник желания обучаться — ощущение себя компетентным. Студент хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, студент должен верить, что он может учиться. Именно поэтому преподавателю надо дать почувствовать себя успешным каждому студенту.
Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая студентов планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.
1.2. Установки и действия педагога по формированию положительного отношения студентов к изучаемой дисциплине:
1. Совместная со студентами работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач, то есть понимание студентом для чего ему нужно именно этой дисциплине обучаться.
2. Выбор средств, адекватные цели. Если цели завышены и студенты справиться с этими целями не могут, у них не сформируется положительное отношение к дисциплине.
3. Учет возрастных особенностей студентов. Студенты находятся в таком возрасте, когда они очень обидчивы, часто эмоционально не стабильны. При работе со студентами нужно обязательно это учитывать.
4. Выбор действия в соответствии с возможностями студента. Каждый студент по-разному воспринимает информацию: кому-то нужно прочитать самому, кто-то лучше воспринимает на слух, а кто-то воспринимает теоретический материал только если его подавать совместно с практическими работами и с примерами из профессиональной деятельности.
5. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий. При этом подходе большее число студентов включается в работу и готовы воспринимать изучаемый материал.
6. Нестандартная форма проведения учебных занятий. Иногда для поддержания положительного отношения к дисциплине необходимо изменять стандартную форму проведения учебных занятий, например, показать видеоролики вместо лекционного материала. Практическое занятие по технической дисциплине сделать творческим, чтобы студенты сами поставили себе задачи и выполнили их.
7. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на учебных занятиях является важным пунктом при формировании положительного отношения к дисциплине.
8. Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности.
9. Эмоциональная речь преподавателя. Студентам всегда интереснее присутствовать на учебном занятии, когда преподаватель при объяснении нового материала рассказывает эмоционально, порой добавляя к речи жесты, перемещение по аудитории.
10. Применение поощрения и порицания;
11. Вера преподавателя в возможности студента. Студенту важно понимать, что в него верят, что от него ждут и надеются, что у него всё получится.
12. Формирование адекватной самооценки студентов. В учебном процессе часто бывает две крайности: у студента заниженная самооценка и он не верит в свои способности и тогда его нужно хвалить, поощрять, тем самым повышая его самооценку. Другая крайность, встречаемая у студентов — это завышенная самооценка, когда студент уверен, что он и так всё знает, всё сделает вовремя, а потом оказывается, что не всё знал и не успел из-за своей самоуверенности. В этом случае нужно вовремя обращать внимания студента на его ошибки, тем самым побуждая его к адекватной оценки своих возможностей.
13. Оценка деятельности студента не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения. Например, если студент ничего не понимал на протяжении некоторого количеств пар и вдруг разобрался и стало у него всё получаться, это нуждается в положительной оценки даже если до конечного результата ещё далеко.
1.3. Приемы мотивации обучающихся, используемые учителем
эмоциональные:
1. поощрение;
2. порицание;
3. стимулирующее оценивание;
4. свободный выбор задания;
5. создание ярких наглядно-образных представлений;
6. удовлетворение желания быть значимой личностью.
познавательные:
1. активизация познавательных интересов;
2. создание проблемных ситуаций;
3. опора на жизненный опыт обучающегося;
4. выполнение творческих заданий;
5. побуждение к поиску альтернативных решений;
6. использование метода «мозгового штурма»;
7. использование сравнений, опытов, парадоксов;
8. экскурс в историю;
9. использование обучающей интеграции между обучающимися.
волевые:
1. предъявление учебных требований;
2. информирование об обязательных результатах обучения;
3. формирование ответственного отношения к учению;
4. рефлексия поведения
5. создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения;
6. прогнозирование будущей деятельности.
социальные:
1. развитие желания быть полезным обществу;
2. сопереживание;
3. создание ситуации взаимопомощи;
4. поиск контактов и сотрудничества;
5. взаимопроверка и рецензирование;
6. заинтересованность результатами коллективной работы.
1.4. Личность преподавателя и характер его отношения к студенту в формировании положительного отношения к дисциплине
Преподаватель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Преподаватель должен ожидать от каждого студента положительных результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Преподаватель должен уважать студентов, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.
При соблюдении всех этих правил и принципов, можно достигнуть значительных успехов в формировании положительного отношения к дисциплине.
1.5. Дисциплины профессиональной направленности и формирование положительного отношения к ним
Каждое учебное заведение хотело бы, чтобы среди поступающих было как можно больше абитуриентов, осознанно избравших профиль профессиональной подготовки. К сожалению, это невозможно в силу непонимания большим количеством абитуриентов своих способностей, желаний в будущем. Перед преподавателями стоит задача с первых дней обучения студента по специальности объяснить в чём заключается данная специальность, какие знания, умения и компетенции понадобятся для того, чтобы в будущем стать успешными в данной области.
1.4.1. Формирование положительного отношения к профессиональным дисциплинам студентов
В процессе изучения нового материала нужно привязывать его к производственным примерам, объяснять на каком рабочем месте эти знания особо будут нужны. Примеры: для чего изучать команды операционной системы Linux в современной жизни? Как это пригодится в будущей профессии? — в нашем государстве действует программа по импортозамещению и всё больше государственных организаций переходят на отечественное программное обеспечение, поэтому вы, студенты, окончив учебное заведение будете работать, например, с Astra Linux. К тому же много современных серверов работает под различными операционными системами из семейства Linux и у них больше возможностей. Таким образом у студентов появляется интерес к изучению данной дисциплины, потому что они понимают зачем это нужно и где они будут применять эти знания и умения.
Участие в различных профессиональных конкурсах тоже формирует положительное отношение к изучаемым дисциплинам. Например, многие студенты стремятся участвовать в движении World Skills, где пробуют себя в качестве профессионалов в своей будущей деятельности, решая реальные корпоративные задачи. При участии в подобных конкурсах студенты видят близкий результат своей учебной деятельности, у них появляется чёткое понимание зачем они изучают многие дисциплины профессионального цикла.
1.4.1. Формирование положительного отношения к дисциплине на теоретических и практических занятиях
Для формирования положительного отношения к дисциплине необходимо чередование лекционного материала с практическим, потому что тогда формируется понимание изучаемой дисциплины. Имеет смысл при подаче сложного материала сначала давать практический материал, а потом теоретический, потому что в таком случае теория объяснит полученные результаты на практике и знания с умениями сложатся в компетенцию.
1.4.2. Мнение студентов на предпочитаемые дисциплины
и на формирование положительного отношения к предмету
Существует много научных работ, много докладов, диссертаций и книг, посвящённых формированию мотивации к обучению. Мне стало интересно мнение студентов и воспользовавшись google-формами была создана анкета с вопросами без персональной принадлежности для получения наиболее правдивой картины. Результаты опроса представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Мнение студентов на формирование положительного отношения
к дисциплинам
Перечислите предметы, которые вам нравится изучать: | Почему вам нравится изучать именно эти предметы? | Что вам нужно для положительного отношения к предмету? | Как нужно формировать положительное отношение к предмету? |
Философия, операционные системы, литература, | Ну, они интересные | Моя субъективная предрасположенность | Максимум харизматичным учителем и правильной подачей |
ТСИ ОИБ ПОИБ ИНФОРМАТИКА | Подумать можно и интересно | Хороший учитель | Правильный подход к ученикам |
Программирование | Интересно | Интерес | Нужно сделать так, что бы у человека появился интерес к этому(Заинтриговать, показать, насколько это необходимо и понадобиться в дальнейшем) |
английский | для работы | сила воли | головой |
Операционные системы, информатика | Потому что я понимаю её! | Хороший учитель! | Не знаю |
Математика, Информатика, Операционные системы, Правовое обеспечение информационной безопасности | Интересные, развивают мышление, нужны на данных момент времени , | Адекватный преподаватель и умение преподносить материал, чтобы он не был тупым текстом или слайдом, а как информацию действительно значимую для предмета | в пункте выше все описано |
История, Обществознание, Английский | Они не мёртвые | Интересность, разнообразие | Долго быть больше контакта между учителями и детьми |
Дисциплины по специальности | На них объясняется , чем буду заниматься в дальнейшем | Положительное отношение преподавателя | Интересностью |
Изучать нравится все предметы, не всегда нравится подход учителей. | Любая информация развивает соображалку, и чем больше информации человек держит в голове, тем лучше у него работает мозг | Что бы было, что изучать) Я чаще изучаю что то углубленно/самостоятельно, так как в школе/колледже даётся слишком примитивный (для меня) уровень | Если человек обучаем, то ему не надо формировать какое либо отношение к предмету, ему будет интересно изучать все, что есть в этом мире (все что было написано это моё СУБЪЕКТИВНОЕ мнение, готов обосновать/подискутировать в личных сообщениях) |
Доу, Пр об Пд | Помогает в повседневной жизни | Моя мотивация | Постараться понять чего хотят ученики от этого предмета |
Опер системы информатика | Интересно | Правильный подход преподавателя к обучению | Навыками и умениями правильно подавать информацию |
Операционные системы, ПОИБ, документоведение, ДОУ, | Их прекрасно перепродают | Добрый, вежливый учитель | Не заваливать домашкой- невозможно любить тот предмет с которым ты возишься и днём и ночью |
Биология, Психология, Философия | Мне нравится духовно обогащаться, это направление больше всего мне по душе | Интересный преподаватель и интерес к самому предмету | Я считаю что особо тут никак не сформируешь интерес к предмету, он тебе просто либо с первого взгляда понравился, либо нет |
Из данного исследовательского опроса можно сделать несколько выводов.
Во-первых, можно заметить, что несмотря на то, что была убрана персональная информация при проведении исследовательского опроса, которая может служить идентификаторами, некоторые студенты называли в качестве предпочитаемых дисциплин те дисциплины, которые ведёт автор данной дипломной работы. Значит эти данные можно считать некоторой погрешностью исследовательского опроса.
Во-вторых, многие студенты считают, что невозможно сформировать положительное отношение к дисциплине, считая, что существует просто предрасположенность к той или иной деятельности. Я считаю, что эта точка зрения вполне верна, но думаю, что к некоторым дисциплинам среднего профессионального учреждения трудно сформировать положительное отношение, потому что базовые умения и знания для данной дисциплины были не получены в средней школе. В таком случае у студента формируется ощущение, что это не его деятельность и у него нет к ней предрасположенности. Также бывают студенты с ярко выраженными гуманитарными наклонностями или техническими, а образование в среднем профессиональном образовательном учреждении подразумевает получения всестороннего образования. Для таких студентов также сложно формировать положительное отношение к дисциплине из-за их предрасположенности.
Список литературы
- Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160-163.
- Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.
- Основы обучения. Дидактика и методика. Методическое пособие. В.В. Краевский, А.В Хуторской, М.: Издательский центр «Академиика» 2007
- Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. — М.: Форум: ИНФРА-М, 2007 — 336 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt.docx | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Формирование положительного отношения к предмету средствами учебной и внеучебной деятельности
Казакова Наталья Викторовна
Оглавление
2. Формирование положительного отношения к дисциплине 4
2.1. Понятие интереса, стимула и мотива обучения 4
2.2. Приемы мотивации обучающихся, используемые учителем 7
2.4. Дисциплины профессиональной направленности и формирование положительного отношения к ним 9
2.4.1. Формирование положительного отношения к профессиональным дисциплинам студентов 10
2.4.1. Формирование положительного отношения к дисциплине на теоретических и практических занятиях 10
Введение
Каждый преподаватель хочет, чтобы студенты хорошо учились, с интересом и желанием ходили на учебные занятия в учебном заведении.
В данной дипломной работе попробуем разобраться со следующими вопросами:
В чем сущность потребности в знаниях?
Как она возникает потребность в знаниях и умениях? Как сформировать положительное отношение к дисциплине?
Какими педагогическими средствами можно нужно пользоваться при формировании у студентов положительного отношения к учебным дисциплинам?
Формирование положительного отношения к дисциплине
2.1. Понятие интереса, стимула и мотива обучения
Положительные эмоции, интерес, стимул — это фундамент формирования положительного отношения студентов к дисциплине.
Стимул к обучению формируются путём понимания студентов смысла в обучении: зачем ему ходить на пары? Зачем выполнять те или иные практические задания? Как это можно будет применить в будущей профессии?
Смысл обучения — внутреннее отношение студента к обучению.
Мотив обучения — побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Постановка целей — это направленность студента на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.
Эмоции — реакция студента на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности студента, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
Интересы — познавательно-эмоциональное отношение студента к учению. Для преподавателя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.
Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели успеваемости, посещаемости и главное - показатели учебной деятельности студентов.
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.
Во-первых, — она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими студентами и т. д.); в-четвертых, — субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к студенту, к делу; в-пятых, спецификой учебной дисциплины.
Третий важный источник желания обучаться — ощущение себя компетентным. Студент хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, студент должен верить, что он может учиться. Именно поэтому преподавателю надо дать почувствовать себя успешным каждому студенту.
Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая студентов планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.
2.2. Установки и действия педагога по формированию положительного отношения студентов к изучаемой дисциплине:
- Совместная со студентами работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач, то есть понимание студентом для чего ему нужно именно этой дисциплине обучаться.
- Выбор средств, адекватные цели. Если цели завышены и студенты справиться с этими целями не могут, у них не сформируется положительное отношение к дисциплине.
- Учет возрастных особенностей студентов. Студенты находятся в таком возрасте, когда они очень обидчивы, часто эмоционально не стабильны. При работе со студентами нужно обязательно это учитывать.
- Выбор действия в соответствии с возможностями студента. Каждый студент по-разному воспринимает информацию: кому-то нужно прочитать самому, кто-то лучше воспринимает на слух, а кто-то воспринимает теоретический материал только если его подавать совместно с практическими работами и с примерами из профессиональной деятельности.
- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий. При этом подходе большее число студентов включается в работу и готовы воспринимать изучаемый материал.
- Нестандартная форма проведения учебных занятий. Иногда для поддержания положительного отношения к дисциплине необходимо изменять стандартную форму проведения учебных занятий, например, показать видеоролики вместо лекционного материала. Практическое занятие по технической дисциплине сделать творческим, чтобы студенты сами поставили себе задачи и выполнили их.
- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на учебных занятиях является важным пунктом при формировании положительного отношения к дисциплине.
- Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности.
- Эмоциональная речь преподавателя. Студентам всегда интереснее присутствовать на учебном занятии, когда преподаватель при объяснении нового материала рассказывает эмоционально, порой добавляя к речи жесты, перемещение по аудитории.
- Применение поощрения и порицания;
- Вера преподавателя в возможности студента. Студенту важно понимать, что в него верят, что от него ждут и надеются, что у него всё получится.
- Формирование адекватной самооценки студентов. В учебном процессе часто бывает две крайности: у студента заниженная самооценка и он не верит в свои способности и тогда его нужно хвалить, поощрять, тем самым повышая его самооценку. Другая крайность, встречаемая у студентов — это завышенная самооценка, когда студент уверен, что он и так всё знает, всё сделает вовремя, а потом оказывается, что не всё знал и не успел из-за своей самоуверенности. В этом случае нужно вовремя обращать внимания студента на его ошибки, тем самым побуждая его к адекватной оценки своих возможностей.
- Оценка деятельности студента не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения. Например, если студент ничего не понимал на протяжении некоторого количеств пар и вдруг разобрался и стало у него всё получаться, это нуждается в положительной оценки даже если до конечного результата ещё далеко.
2.2. Приемы мотивации обучающихся, используемые учителем
эмоциональные:
- поощрение;
- порицание;
- стимулирующее оценивание;
- свободный выбор задания;
- создание ярких наглядно-образных представлений;
- удовлетворение желания быть значимой личностью.
познавательные:
- активизация познавательных интересов;
- создание проблемных ситуаций;
- опора на жизненный опыт обучающегося;
- выполнение творческих заданий;
- побуждение к поиску альтернативных решений;
- использование метода «мозгового штурма»;
- использование сравнений, опытов, парадоксов;
- экскурс в историю;
- использование обучающей интеграции между обучающимися.
волевые:
- предъявление учебных требований;
- информирование об обязательных результатах обучения;
- формирование ответственного отношения к учению;
- рефлексия поведения
- создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения;
- прогнозирование будущей деятельности.
социальные:
- развитие желания быть полезным обществу;
- сопереживание;
- создание ситуации взаимопомощи;
- поиск контактов и сотрудничества;
- взаимопроверка и рецензирование;
- заинтересованность результатами коллективной работы.
2.3. Личность преподавателя и характер его отношения к студенту в формировании положительного отношения к дисциплине
Преподаватель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Преподаватель должен ожидать от каждого студента положительных результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Преподаватель должен уважать студентов, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.
При соблюдении всех этих правил и принципов, можно достигнуть значительных успехов в формировании положительного отношения к дисциплине.
2.4. Дисциплины профессиональной направленности и формирование положительного отношения к ним
Каждое учебное заведение хотело бы, чтобы среди поступающих было как можно больше абитуриентов, осознанно избравших профиль профессиональной подготовки. К сожалению, это невозможно в силу непонимания большим количеством абитуриентов своих способностей, желаний в будущем. Перед преподавателями стоит задача с первых дней обучения студента по специальности объяснить в чём заключается данная специальность, какие знания, умения и компетенции понадобятся для того, чтобы в будущем стать успешными в данной области.
2.4.1. Формирование положительного отношения к профессиональным дисциплинам студентов
В процессе изучения нового материала нужно привязывать его к производственным примерам, объяснять на каком рабочем месте эти знания особо будут нужны. Примеры: для чего изучать команды операционной системы Linux в современной жизни? Как это пригодится в будущей профессии? — в нашем государстве действует программа по импортозамещению и всё больше государственных организаций переходят на отечественное программное обеспечение, поэтому вы, студенты, окончив учебное заведение будете работать, например, с Astra Linux. К тому же много современных серверов работает под различными операционными системами из семейства Linux и у них больше возможностей. Таким образом у студентов появляется интерес к изучению данной дисциплины, потому что они понимают зачем это нужно и где они будут применять эти знания и умения.
Участие в различных профессиональных конкурсах тоже формирует положительное отношение к изучаемым дисциплинам. Например, многие студенты стремятся участвовать в движении World Skills, где пробуют себя в качестве профессионалов в своей будущей деятельности, решая реальные корпоративные задачи. При участии в подобных конкурсах студенты видят близкий результат своей учебной деятельности, у них появляется чёткое понимание зачем они изучают многие дисциплины профессионального цикла.
2.4.1. Формирование положительного отношения к дисциплине на теоретических и практических занятиях
Для формирования положительного отношения к дисциплине необходимо чередование лекционного материала с практическим, потому что тогда формируется понимание изучаемой дисциплины. Имеет смысл при подаче сложного материала сначала давать практический материал, а потом теоретический, потому что в таком случае теория объяснит полученные результаты на практике и знания с умениями сложатся в компетенцию.
2.4.2. Мнение студентов на предпочитаемые дисциплины
и на формирование положительного отношения к предмету
Существует много научных работ, много докладов, диссертаций и книг, посвящённых формированию мотивации к обучению. Мне стало интересно мнение студентов и воспользовавшись google-формами была создана анкета с вопросами без персональной принадлежности для получения наиболее правдивой картины. Результаты опроса представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Мнение студентов на формирование положительного отношения
к дисциплинам
Перечислите предметы, которые вам нравится изучать: | Почему вам нравится изучать именно эти предметы? | Что вам нужно для положительного отношения к предмету? | Как нужно формировать положительное отношение к предмету? |
Философия, операционные системы, литература, | Ну, они интересные | Моя субъективная предрасположенность | Максимум харизматичным учителем и правильной подачей |
ТСИ ОИБ ПОИБ ИНФОРМАТИКА | Подумать можно и интересно | Хороший учитель | Правильный подход к ученикам |
Программирование | Интересно | Интерес | Нужно сделать так, что бы у человека появился интерес к этому(Заинтриговать, показать, насколько это необходимо и понадобиться в дальнейшем) |
английский | для работы | сила воли | головой |
Операционные системы, информатика | Потому что я понимаю её! | Хороший учитель! | Не знаю |
Математика, Информатика, Операционные системы, Правовое обеспечение информационной безопасности | Интересные, развивают мышление, нужны на данных момент времени , | Адекватный преподаватель и умение преподносить материал, чтобы он не был тупым текстом или слайдом, а как информацию действительно значимую для предмета | в пункте выше все описано |
История, Обществознание, Английский | Они не мёртвые | Интересность, разнообразие | Долго быть больше контакта между учителями и детьми |
Дисциплины по специальности | На них объясняется , чем буду заниматься в дальнейшем | Положительное отношение преподавателя | Интересностью |
Изучать нравится все предметы, не всегда нравится подход учителей. | Любая информация развивает соображалку, и чем больше информации человек держит в голове, тем лучше у него работает мозг | Что бы было, что изучать) Я чаще изучаю что то углубленно/самостоятельно, так как в школе/колледже даётся слишком примитивный (для меня) уровень | Если человек обучаем, то ему не надо формировать какое либо отношение к предмету, ему будет интересно изучать все, что есть в этом мире (все что было написано это моё СУБЪЕКТИВНОЕ мнение, готов обосновать/подискутировать в личных сообщениях) |
Доу, Пр об Пд | Помогает в повседневной жизни | Моя мотивация | Постараться понять чего хотят ученики от этого предмета |
Опер системы информатика | Интересно | Правильный подход преподавателя к обучению | Навыками и умениями правильно подавать информацию |
Операционные системы, ПОИБ, документоведение, ДОУ, | Их прекрасно перепродают | Добрый, вежливый учитель | Не заваливать домашкой- невозможно любить тот предмет с которым ты возишься и днём и ночью |
Биология, Психология, Философия | Мне нравится духовно обогащаться, это направление больше всего мне по душе | Интересный преподаватель и интерес к самому предмету | Я считаю что особо тут никак не сформируешь интерес к предмету, он тебе просто либо с первого взгляда понравился, либо нет |
Из данного исследовательского опроса можно сделать несколько выводов.
Во-первых, можно заметить, что несмотря на то, что была убрана персональная информация при проведении исследовательского опроса, которая может служить идентификаторами, некоторые студенты называли в качестве предпочитаемых дисциплин те дисциплины, которые ведёт автор данной дипломной работы. Значит эти данные можно считать некоторой погрешностью исследовательского опроса.
Во-вторых, многие студенты считают, что невозможно сформировать положительное отношение к дисциплине, считая, что существует просто предрасположенность к той или иной деятельности. Я считаю, что эта точка зрения вполне верна, но думаю, что к некоторым дисциплинам среднего профессионального учреждения трудно сформировать положительное отношение, потому что базовые умения и знания для данной дисциплины были не получены в средней школе. В таком случае у студента формируется ощущение, что это не его деятельность и у него нет к ней предрасположенности. Также бывают студенты с ярко выраженными гуманитарными наклонностями или техническими, а образование в среднем профессиональном образовательном учреждении подразумевает получения всестороннего образования. Для таких студентов также сложно формировать положительное отношение к дисциплине из-за их предрасположенности.
Заключение
В данной дипломной работе были рассмотрены способы формирования положительного отношения к дисциплине. Способов много и нужно их всех учитывать при преподавании дисциплин.
Также в работе был представлен результат исследовательского опроса студентов, который некоторые аспекты данной дипломной работы подтверждает, а некоторые опровергает.
Список литературы
- Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160-163.
- Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.
- Основы обучения. Дидактика и методика. Методическое пособие. В.В. Краевский, А.В Хуторской, М.: Издательский центр «Академиика» 2007
- Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. — М.: Форум: ИНФРА-М, 2007 — 336 с.
- Мне нравится (1)