Дистанционное обучение гр.0131 по МДК 02.01
Задания для студентов гр. 0131 по виду "Художественное ткачество и ковроткачество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МДК 02.01. Задание от 26 марта 2020г. | 17.24 КБ |
МДК 02.01 Задание от 27 марта 2020г. | 21.71 КБ |
МДК 02.01 Задание от 7 апреля 2020г. | 22.43 КБ |
МДК 02.01 Задание от 9 апреля 2020г. | 14.95 КБ |
МДК 02.01 Задание от 14 апреля 2020г. | 13.15 КБ |
МДК 02.01 Задание от 15 апреля 2020г. | 245.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание по МДК 02.01. Технология исполнения изделий ДПИ и народных промыслов
Группа 0131
Тема 1 Искусство изготовления войлочных ковров
Лекционный материал:
Одним из необычных видов ковров, которыми пользуются на протяжении многих веков являются войлочные ковры. Благодаря технике валяния шерсти ковры становятся плотными, очень теплыми и приятными на ощупь. В данной статье рассмотрим технику изготовления войлочного ковра из овечьей шерсти и современные тенденции в их дизайне.
Что такое войлочный ковер
Войлок начали производить и использовать для различных предметов обихода кочевые племена Центральной Азии еще две с половиной тысячи лет тому назад. Традиционно, в таких странах, как Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, кочевники жили в юртах из войлока. Коврами застилали пол и завешивали стены юрты, благодаря прочности самого войлока и его влагостойкости в юртах можно было спрятаться от морозов, сырости и жары, на более плотных коврах можно было спать, а более тонкими накрываться.
Способы изготовления ковров из войлока ручной работы
Сам процесс производства войлока трудоемкий, сначала заготавливают шерсть: весной ее стригут, потом моют, сушат, треплют, красят, распушивают, раскладывают на циновке, а после этого кипятком и мылом утрамбовывают. Так получается одноцветный слой войлока.
По технике производства войлочные ковры могут быть с вваляным или мозаичным узором.
Ковер из войлока с применением техники валяния
Сама по себе технология напоминает изготовление однотонного войлока. Вы раскладываете шерсть одного цвета на циновку, на которой уже есть основа из плотного войлока. Это будет наш фон. И выкладывайте на него уже пряди других цветов, которые будут формировать необходимый рисунок или узор. Затем накройте это все тканью, чтобы рисунок не двигался, и полейте горячей водой. Затем это все плотно сворачивается в рулон и связывается. Рулон нужно катать, пинать, топтать ногами, руками, локтями на протяжении часов, периодично раскрывая и переворачивая его на разные стороны, обрызгивая горячей водой.
Затем ковер расстилают и дают ему высохнуть на ровной поверхности. В итоге получается войлочный ковер, который сможет прослужить Вам до 20 лет.
С помощью этой техники Вы также можете сделать войлочный коврик с современным дизайном, используя геометрические фигуры в узоре или абстрактный рисунок, экспериментировать с формой и цветом.
Мозаичные ковры из войлока
Из-за своей техники изготовления мозаичные ковры будут самыми сложными и более долговечными (от 50 до 100 лет в эксплуатации). Самыми известными из них являются шырдак (киргизский ковер из войлока) или сырмак (войлочный казахский ковер из шерсти), по своей технологии изготовления они очень похожи. Для создания этих ковров брали два слоя войлока разных цветов и накладывали друг на друга (напр.: красный и зеленый), наносили рисунок и вырезали его одновременно в двух слоях. Затем соединяли между собой вырезанные части различных цветов (зеленая сердцевина с красной окантовкой, и наоборот) и пришивали друг к другу особыми швами. Выходило два орнамента зеленый орнамент на красном фоне, а во втором – красный на зеленом фоне. Эти две части помещались на прочную войлочную основу симметрично, сшивались и окаймлялись бордюром. При изготовлении войлочных ковров сочетали не более двух цветов, придерживаясь строгой цветовой гармонии: белый и красный, оранжевый и синий, зеленый и красный. Чаще всего по цветовым сочетаниям можно было определить регион производства ковра. Неизменным элементом любого шырдака была его окантовка, а именно элементы черного и белого цвета, треугольники, символизирующие заснеженные верхушки киргизских гор. Так же контур узора мог быть прошит цветным шнуром. Войлочные ковры с классическим дизайном выглядят великолепно, как и в традиционных интерьерах, так и в современных, их можно стелить на полу, вешать на стены, а менее плотные, использовать как накидки на мебель. Узоры и рисунки ковров создавались и видоизменялись на протяжении столетий. Существует огромное множество вариаций орнаментов и композиций: различных животных, растений и их символов.
Как вы заметили, для создания войлочного ковра не использовалось специального оборудования. Если вы хотите разнообразить свое личное пространство, добавить своему жилищу индивидуальности, у вас есть инструкция как это сделать самостоятельно, сделайте ковер сами.
Современные дизайнерские ковры из войлока в интерьере
Несмотря на многовековую историю (старинное происхождение) войлока, его можно использовать для изготовления ковров с современным дизайном. При изготовлении ковров производители используют различные цвета, экспериментируют не только с формой, но и с его структурой.
Интересный дизайн современных ковров был разработан дизайнером из Великобритании Мишель Мэйсон. Она сумела оригинально соединить дизайн кружева и теплые свойства войлока. Они не только радуют ваш глаз, но и греют ваши ножки.
Среди войлочных ковров с современным дизайном также стоит отметить компанию PeaceIndustry и их дизайнера MelinaRaissnia, которые создают качественные современные ковры.
В заключение хочется отметить, что современные войлочные ковры производят не только в Средней Азии, но также и на Ближнем и Дальнем Востоке и они пользуются спросом по всему миру.
Задание:
1. Изучить материал о войлочных коврах
2. Составить технологические карту по теме «Изготовление войлочного ковра»
3. Выполнить презентацию по теме занятия
Задание отправить на электронную почту badueva71@mail.ru до 6 апреля 2020г.
Предварительный просмотр:
Задание по МДК 02.01. Технология исполнения изделий ДПИ и народных промыслов
Группа 0131
Тема 2. Сухое валяние
Задание:
1. Изучить материал о технике сухого валяния, о материалах и инструментах, выполнить записи в тетради.
2. Составить технологическую карту по теме «Изготовление сувенира сухим валянием»
3. Выполнить презентацию по теме «Сухое валяние».
Задание отправить на электронную почту badueva71@mail.ru до 10 апреля 2020г.
Лекционный материал:
Валяние из шерсти, или фелтинг, на сегодняшний день является одним из самых актуальных и интересных видов рукоделия.
Общее описание процесса
Как правило, при сухом валянии из шерсти необходимо вкрутить или навернуть ее на пенопласт или губку, после чего материал начнет приобретать задуманную заранее форму. Готовый элемент дополняется другими заготовками, а вместе они соответственно уже создают какую-либо готовую композицию. Таким образом изготавливаются, к примеру, различные аксессуары, предметы интерьера, фигурки, украшения и игрушки. Автор способен в полной мере раскрыть свои творческие способности, выполняя работу весьма оригинального характера, которая в своей основе совмещает рукоделие и скульптуру.
Сейчас нетрудно с помощью какого-либо мастер-класса обучиться тому, как валять из шерсти заготовки любой сложности. Тем не менее сразу переходить к примерам и практике не рекомендуется, так как лучше всего начать со сведений общего характера, овладеть всеми основами и тонкостями мастерства и узнать ответы на самые распространенные вопросы, а также освоить некоторые профессиональные способы улучшения композиций.
Отличия от технологии мокрого валяния
Разница заключается не только в самой процедуре, но и в том, чего с ее помощью добиваются. Чаще всего мокрое валяние позволяет изготовить хорошие панно, валенки, шарфы и аппликации, то есть основной круг изделий не пересекается с сухим вариантом техники. Процедура мокрого валяния требует наличия большого количества свободного пространства на столе, а также применения воды и мыла. Шерсть раскладывают ровно по поверхности, а затем послойно обрабатывают в приготовленном растворе и проглаживают руками.
В первую очередь для сухого валяния не нужно столько свободного места. Сформировать готовое изделие при этом значительно проще, потому как применяется игла с зазубринами и шерсть, которая многократно протыкается. Базовый навык оттачивается несколько быстрее при сухом валянии из шерсти. Достаточно несколько раз слепить простую круглую форму шара и сделать из него какие-либо оригинальные бусы. Простые уроки оказываются гораздо интереснее как для детей, так и для взрослых, потому как зачастую предлагается изготовить какое-нибудь насекомое, а на первых порах — зайчиков, мишек и других войлочных животных.
Классификация шерсти
Материал обычно комбинируется по цветам и по текстуре, однако нужная толщина или оттенок не всегда есть на полках магазинов. Как правило, шерсть приобретается в двух видах — в кардочесе или в ленточной гребенке. И тот и другой варианты отличаются несколькими признаками, по которым и производится отбор необходимого материала. Кроме того, простая губка считается самым оптимальным инструментом как по стоимости, так и по сложности применения. При соприкосновении губки с обратной стороной изделия оно не мохнатится.
Ниже приведен основной список критериев, по которым стоит отбирать шерсть:
- определенный вид животного (коза, овца или верблюд);
- окрашенный или естественный цвет;
- валеночная или мягкая консистенция изделия;
- тонкая шерсть под внешнюю отделку или толстая — под создание каркаса;
- блеск (ангора или мохер) или же его отсутствие.
Техника сухого валяния из шерсти подразумевает в случае тонкого материала постоянное образование следов от иглы, то есть прямым образом сказывается на эстетических качествах конечного результата. При выборе кардочеса спутанные волокна похожи больше всего на вату, которая быстро и легко сваливается. Если же предпочтение отдано гребной ленте, то ее отдельные волокна позволят создавать интересные и причудливые формы для зайчиков, мишек или бабочек.
Перечень базовых инструментов
Начинающим будет достаточно всего нескольких предметов. Конечно же, в первую очередь следует обзавестись расходным материалом — шерстью. Подойдет кардочес любого цвета, а также ленточная шерсть различных оттенков. Из игл стоит для начала выбрать № 36, 38 и 40. Также пригодятся губка, пастель или карандаши, кисточка для тонировки.
Внимательно следует отнестись к выбору подложки, так как от него будет зависеть защита пальцев при работе, а также снизится вероятность порчи поверхности стола. Конечно, можно обойтись и обычной банной губкой из толстого поролона. Однако специалисты рекомендуют начинающим в сухом валянии из шерсти выбрать пластиковую щетку для фелтинга или толстую подложку из войлока.
Особенности разных игл
Секрет превращения простого бесформенного мотка материала в качественную плотную фигуру заключается в осмысленном подходе к выбору этого инструмента. Иглы различаются по толщине и по виду сечения. Материалом для них при этом обычно служит закаленная сталь со специальными зазубринами, цепляющими тонкие волоски непряденой шерсти, а затем прочно переплетающими их друг с другом. Треугольное сечение предпочтительней использовать на первых этапах создания фигурки, а звездчатое хорошо проявляет себя уже на финишной отделке и проработке мелких деталей.
Ранее были приведены оптимальные номера игл, но при этом существует один важный нюанс. Нумерация производится по двум системам, каждая из которых до сих пор используется. В международной маркировке большему номеру соответствует более тонкая игла, а в отечественной все наоборот, то есть чем толще инструмент, тем больше его числовое обозначение. Для первичного прокалывания подойдет игла №36, а для промежуточных этапов работы хорошо зарекомендовал себя №38. Финишная отделка при соблюдении базовой техники валяния производится при помощи иглы №40.
Другие виды шерсти и аксессуары
Помимо кардочеса и гребной ленты, для изготовления фигурок нередко применяются и другие варианты. Например, тонкая и полутонкая шерсть используется для создания различных аксессуаров, а сливер, представляющий собой грубый и неочищенный материал, хорош для валяния внутренних частей - к его использованию прибегают с той целью, чтобы сэкономить более дорогостоящие расходные компоненты.
Без специальных декоративных элементов сложно придать неповторимый внешний вид поделке и показать авторскую задумку и настроение. После освоения базовой техники того, как валять из шерсти, сухое валяние еще не будет освоено до конца. Понадобится, помимо прочего, научиться красиво декорировать изделия цветным листовым фетром, различной фурнитурой, бисером, лентами и пуговками. Готовым игрушкам следует добавить глаза из стекла или пластика. В зависимости от конкретного материала декор приклеивают, пришивают или приваливают.
Основы техники проведения работ
Перед началом лучше всего нарисовать ту задумку, которая планируется к воплощению в жизнь, на листке бумаги. Это делается в основном для того, чтобы представить будущие пропорции более наглядно и суметь разделить сложную фигурку на простые составляющие элементы. Затем именно по таким частям и будет производиться сухое валяние из шерсти.
Особое внимание нужно уделить этому этапу в том случае, если планируемое изделие будет выше 15 сантиметров. Для прочности, твердости и устойчивости фигурок специалисты советуют предварительно сделать базовые заготовки из грубой шерсти, или сливера. К таким элементам, как правило, относится голова и туловище, то есть каркасные части. Итоговый внешний вид фигурки от этого никак не пострадает, однако затраты на материал существенно снизятся, а прочностные характеристики, определенно, возрастут.
Предварительная подготовка шерсти
Приступить к процессу следует с отделения перышек материала от общего мотка. Лучше всего подготовить их побольше, чтобы всегда были запасные. Первоначальный объем шерсти обычно уменьшается не менее чем в три-четыре раза после проведения всех работ. Отобранные изначально пряди материала еще раз разделяются в противоположных направлениях. Процедура производится до тех пор, пока шерсть не превратится в полностью однородную массу.
Этот шаг не рекомендуется пропускать по той простой причине, что длинные волокна такого материала при работе будут оставлять видимые глазу не эстетичные бороздки на фигурке. Потому разделение на мелкие волокна и последующее перемешивание считается одним из самых важных процессов из тех, что нужны для сухого валяния из шерсти на хорошем уровне.
Основные правила работы
Формирование фигурок происходит за счет действий иглой и руками. Сам процесс предельно простой, заключается в переплетении между собой волокон и воздействии на них для придания нужных очертаний. Один из секретов заключается в том, что при наличии в задумке двух и более одинаковых элементов для них необходимо заблаговременно подготовить как можно более равные по объемам пучки шерсти. При этом такие детали встречаются повсеместно, к примеру, парные конечности или уши у животных, усики у насекомых.
Потому важно проводить процесс сухого валяния из шерсти для подобных элементов постепенно и одновременно, а не по готовности одного с переходом к другому. При несоблюдении этой практики одинаковые детали часто будут выходить достаточно разными визуально. Размеры деталей, конечно, можно слегка подкорректировать при условии рыхлости поверхности. Достаточно дополнить слишком маленькие по объему места дополнительными перышками шерсти.
Советы по сухому валянию
Эксперты в своих курсах часто приводят похожий перечень рекомендаций для новичков:
- работа производится на подложке;
- вначале в ход идет самая толстая игла;
- инструмент входит перпендикулярно рабочей плоскости;
- движения рук должны быть быстрыми и размеренными;
- деталь в процессе следует поворачивать, чтобы обработать все стороны и торцы тонких деталей;
- на старте игла втыкается достаточно глубоко для плотного сваливания сердцевины фигурки;
- техника валяния из шерсти подразумевает придание ей нужной формы с помощью рук, будто при лепке из пластилина;
- готовность детали проверяется по наличию в ней ощутимой плотности;
- не допускается наличие пустот внутри, легкое деформирование изделия при нажатии на него пальцем, а также излишняя ворсистость;
- прядки шерсти в местах соединения должны оставаться свободными.
Скрепление элементов конструкции
Крупные детали вроде головы и туловища обыкновенно принято валять вместе друг с другом. По-другому происходит работа с соединением мелких элементов. Их следует изготавливать отдельно. К таким деталям можно отнести различные хвосты, уши, лапы, носы.
Для скрепления элементов достаточно стандартных инструментов для сухого валяния из шерсти и некоторой ловкости рук. Чтобы соединение было надежным, понадобится оставить нетронутыми прядки в местах схватывания небольших элементов. То есть шерсть остается свободной в этих местах, а только потом происходит процедура валяния частей друг с другом или с основной фигуркой.
Шлифовка изделий
Именно этот этап зачастую бывает заключительным в процессе работы. Основной труд уже завершен, тем не менее ему необходимо придать опрятный вид, как на приведенном выше фото. Сухое валяние из шерсти по технологии требует плотности, однородности изделия и желательно отсутствие ворсинок.
От основного мотка отделяют несколько перышек, которые разрываются в разных направлениях и превращаются в легкий пух. Затем эту часть прикладывают к детали и приваливают самой тонкой иглой. Постепенно такие «облачка» прикладывают внахлест к предыдущим. Действия повторяются до тех пор, пока фигурка не станет абсолютно гладкой. Точно таким же образом, к слову, делаются различные узоры нужного цвета.
Тонировка готовой фигурки
Подобные действия помогут придать фигурке достаточный объем и выразительность. Обычно применяются акриловые краски в сочетании с водой или же измельченная сухая пастель. Начинающим в сухом валянии из шерсти эксперты советуют использовать именно второе сочетание. Пастельные мелки или цветные карандаши мелко крошат, а затем наносят сухой кисточкой на нужные элементы готового изделия.
Предварительный просмотр:
Задание по МДК 02.01. Технология исполнения изделий ДПИ и народных промыслов
Группа 0131
Тема 3. Мокрое валяние
Задание:
1. Изучить материал о технологии мокрого валянии, посмотреть мастер-классы
2. Составить технологические карту по теме «Изготовление изделия в технике мокрого валяния»
3. Выполнить технологическую карту по теме занятия
Технологическая карта
Тема: «_________________________________________»
№ | Наименование операции | Рисунок | Инструменты и материалы | Примечание |
Задание отправить на электронную почту badueva71@mail.ru до 11 апреля 2020г.
Лекционный материал:
На сегодняшний день очень популярным и востребованным видом рукоделия является мокрое валяние шерсти. Не обладая высокими художественными навыками и сноровкой, любой сможет овладеть этим ремеслом и с легкостью создавать разнообразные вещи, аксессуары и даже картины.
История
Валяние из шерсти считается древней техникой создания изделий. Ее возраст, по мнению ученых, более 8000 лет.
Принято считать, что первым изделием из валяной шерсти был ковер в Ноевом Ковчеге. Он был создан не руками человека: в ограниченном пространстве животные ковчега терлись друг об друга, шерсть падала на пол, увлажнялась и копытами сбивалась в единое полотно.
Валяние из шерсти считается традиционными промыслами народов Востока и Азии. Изделия из валяной шерсти и по сей день используются ежедневно в домашнем обиходе. Основы валяния, разнообразие орнаментов и техник создания изделий у каждого народа свои. Основными носителями традиций являются туркменские мастерицы. Стилизация изображений и орнаменты в виде бараньего рога популярны при создании изделий по сей день.
Археологами в захоронениях Горного Алтая были обнаружены изделия из шерсти IV-V столетий до нашей эры: накидки на животных и одежда. Сейчас эти находки являются экспонатами Эрмитажа. В Монголии и Бурятии изделия создавались в одном цвете и декорировались нитями в мелкий стежок.
Славяне в основном создавали тканое сукно из шерсти естественных цветов. Войлок появился на Руси в период завоевания земель монголо-татарским игом. Самое распространенное и по сей день любимое валяное изделие – валенки.
Также создавались славянами кисеты для табака и всевозможные изделия для хозяйственных нужд.
В европейских странах войлок производили способом катания шерсти валиками и в емкостях с водой под действием вихревого потока. Уже тогда использовались методы мокрого валяния изделий из шерсти. В ХХ веке создание войлока обрело промышленные масштабы.
Описание
Процесс мокрого валяния заключается в переплетении и сцеплении ворсинок шерсти. Это происходит благодаря ее строению. Овечья шерсть имеет очень рыхлую структуру чешуек, которая позволяет за счет увалки создавать одежду, игрушки и аксессуары. Можно использовать не только шерсть овцы, но и верблюда, яка или ламы. За счет уплотнения волокон шерсти получается плотная ткань – войлок.
Переплетение волокон происходит также благодаря укладке слоев материала или пасм под определенным углом, теплой воды, мыльного раствора и, конечно, рук мастера. Растительные, синтетические или поврежденные волокна неправильно окрашенной шерсти не подойдут для фильцевания.
При создании изделий можно использовать разнообразные цвета, вставки из шелка и нейлона.
Инструменты и материалы
Основных материалов и инструментов для мокрого валяния потребуется не так много.
- Шерсть. На сегодняшний день магазины рукоделия предлагают широкий ассортимент различных видов шерсти и многообразие ее цветов.
- Вода. Применение теплой воды позволяет сильнее раскрываться чешуйкам шерстяных волокон, процесс увалки становится быстрее и проще.
- Мыльный раствор. Лучше выбрать жидкое мыло или средство для мытья детской посуды.
- Руки мастера. Процесс мокрого валяния производится непосредственно руками.
Такой вид валяния – очень трудоемкий и довольно длительный процесс.
Современные мастерицы научились облегчать себе работу при помощи специальных приспособлений. Поэтому ко всему вышеперечисленному для упрощения работы понадобятся дополнительные инструменты.
- Коврик, на котором будет производиться валяние шерсти. Как правило, используется упаковочная пузырчатая пленка. Прекрасно с этой задачей справятся любые другие укрывные материалы, которые имеют шероховатую поверхность и не пропускают влагу.
- Кусок тонкого полистирола. Его можно найти в любом строительном магазине. Это подложка под ламинат. Его использует для выкройки будущего изделия. Благодаря пластичности такого материала выкройку можно будет с легкостью извлечь из шерсти в процессе создания изделия.
- Для нанесения мыльного раствора полезно обзавестись пульверизатором или специальной лейкой с насадкой (внешне она напоминает спринцовку). При отсутствии этих инструментов можно воспользоваться обычной губкой для мытья посуды.
- Сетка, кусок тюля, толстая марля. Разложенную шерсть накрывают сеткой после смачивания и начинают процесс увалки. Сетка препятствует смещению пасм шерсти.
- Скалка или круглая палка. Благодаря скалке свалять изделие можно быстрее, особенно если она больших размеров.
- Виброшлифовальная машинка. Опытными мастерами часто используется этот инструмент. Наждачная бумага на рабочей поверхности машинки заменяется пленкой. Благодаря вибрациям пасмы шерсти быстрее сваливаются и скрепляются между собой.
Надо отметить, что машинка иногда не справляется со свойлачиванием внутренних слоев изделия.
- Ткань или полотенце. Удобно абсорбирует лишнюю влагу и мыльный раствор.
- Перчатки. Порой при долгой работе может пострадать кожа рук. Перчатки используются для ее защиты.
- Дополнительная фурнитура для придания эксклюзивности изделию: кусочки шелка, ткани, пряжа, нейлоновые волокна.
С вышеперечисленными материалами валяние станет гораздо приятнее и быстрее.
Шерсть для валяния, как правило, используется нескольких видов: тонкая, полутонкая и гребенная. Самая тонкая, пушистая и мягкая – шерсть мериносов. Новичкам лучше начинать работу именно с тонкой шерсти, поскольку она не требует очень долгой укатки и прекрасно усаживается в изделие. Из нее получаются приятные к телу шарфы, шапки, горжетки, варежки, пинетки для младенцев.
Полутонкая шерсть годится для валяния сумок, стелек в обувь, тапок. И самая грубая шерсть подходит для изготовления плотных изделий. Сваливается она тяжело и долго.
Валяние может производиться на марле, шелке и других легких тканях. Технология при любых вариантах создания полотна одинакова.
Технология выполнения
Работа рук мастера – это основной и главный инструмент в создании изделий в технике мокрого валяния.
Технология состоит из основных этапов.
- Создание выкройки будущего изделия. Важно помнить основное правило: шерсть в готовом изделии даст усадку в 1,5-2 раза. Исходя из этого все замеры будущего изделия необходимо увеличивать в 1,5-2 раза.
- Раскладка шерсти. В зависимости от того, какое изделие выполняется, различаются и виды раскладки. Шерсть, выложенная пасмами под 90 градусов, в процессе увалки не растянется. Для создания воланов, изгибов и выпуклостей слои шерсти следует укладывать параллельно друг к другу, меняя расположения основы пасм и их концов.
- Формирование полотна из предварительно смоченной шерсти, усаживание с увеличением прочности материала.
- Полоскание изделия для удаления мыльного раствора.
Методик мокрого валяния существует множество. Разобраться в тонкостях работы до мелочей позволит мастер-класс одного из вариантов создания одежды.
- Для начала надо создать выкройку будущего изделия, на которую впоследствии будет производиться раскладка шерстяных волокон. Подготовить рабочее место: разложить пузырчатую пленку или иное влагостойкое шероховатое полотно.
- На выкройку раскладываются пасмы шерсти в шахматном порядке, параллельно или косичкой (метод плетения). Они аккуратно вытягиваются кулачным захватом из шерстяной ленты. Количество слоев и толщину раскладки желательно контролировать. Иногда рукодельницы специально на весах измеряют количество материала, которое будет использовано для укладки каждого слоя.
- Приготовленную шерсть смачивают водой с мыльным раствором и аккуратно накрывают сеткой. Легкими надавливающими движениями надо пропитать всю продукцию мыльным раствором. Пасмы должны «прилипнуть» к выкройке. Если изделие требует раскладки с двух сторон, то выкройка бережно переворачивается, пасмы раскладываются с обратной стороны в аналогичном порядке и смачиваются мыльным раствором.
- Надеваются перчатки для защиты рук и аккуратно поглаживающими, потирающими движениями начинается процесс фильцевания. На данном этапе надо проверять, чтобы шерсть не прикаталась к сетке.
- Важно проверить первичную укатку шерсти. Для этого аккуратно надо потянуть ворсинки полотна. Если они не вытягиваются и крепко сцеплены, то можно сделать надрезы (если необходимо) и удалить выкройку.
- После первичной укатки начинается валяние шерсти руками, скалкой или при помощи бамбукового коврика. Можно катать и кидать изделие, как тесто. От этого процесс усадки будет происходить быстрее. По окончании валяния полотно изделия выполаскивается от мыльного раствора и просушивается естественным образом.
Фильцевание – это очень увлекательный процесс. Одежда, изготовленная путем мокрого валяния шерсти, очень теплая, приятная к телу, удобная в носке и уходе. Она легко чистится и стирается в прохладной воде.
Кроме всего прочего, это эксклюзивные изделия, которые не встретятся больше ни у кого.
Существуют определенные нюансы и секреты, которые нарабатывает каждый мастер личным опытом.
- Если шерсть «замерла» и не сваливается, тогда полотно будущего изделия можно прополоскать в горячей воде и обновить мыльный раствор.
- При валянии тапочек, валенок или пинеток удобно использовать колодки для обуви. Так создать форму будет гораздо проще.
- Шахматная раскладка при увалке не вытягивается, при раскладке параллельно получится сделать воланы и растяжку полотна. Чтобы края полотна получились ровными, при смачивании важно аккуратно загнуть ворсинки шерсти и их выровнять.
- Валять изделие можно не за один раз. Для этого необходимо поддерживать влажность полотна, но избегать «закисания» шерсти.
Предварительный просмотр:
Задание по МДК 02.01. Технология исполнения изделий ДПИ и народных промыслов
Группа 0131
Тема 4. Войлочный ковер «шэрдэг»
Задание:
1. Найти и изучить материал о технологии войлочного ковра «шэрдэг», посмотреть мастер-классы
2. Составить технологические карту по теме «Изготовление войлочного ковра «шэрдэг»»
3. Разработать эскиз войлочного ковра «шэрдэг»
Задание отправить на электронную почту badueva71@mail.ru до 13 апреля 2020г.
Лекционный материал:
Орнаментированные изделия из войлока издавна являлись необходимой составной частью быта, связанного с повседневной жизнью бурят-скотоводов и охотников. Украшением изделий из мягких материалов занимались исключительно женщины. В их руках было искусство красивых шерстяных и вязаных изделий.
Шерсть с древних времен находила широкое применение в быту бурят. В жаркие летние дни хозяйки выносили рассортированную по цвету шерсть и сушили ее на солнце. После сушки её взбивали сухим ивовым прутом и приступали к валянию войлока. Войлока в кочевом быту требовалось в значительных количествах. Он шел на юрты, постель, декоративные коврики, обувь, сбрую и т. д. Учитывая два слоя потолочной обтяжки и запасные зимние полотнища стен, легко подсчитать, что только на строительство одной юрты требовалось от 90 до150 кв. м. войлока. А ведь многие семьи имели по две-три юрты, не считая богатых, пользовавшихся пятью и более юртами. Летом устраивали праздник катания войлока. На него собирались женщины одного рода для изготовления одеял, войлока, потников. В зависимости оттого, что изготавливали, отличалась и ритуальная обрядность. Для изготовления «белого» войлока, предназначенного для церемониальных случаев (свадеб, похорон и др.) отбиралась шерсть белого цвета, проводился обряд брызганья кумысом, затем ритуальное чаепитие и лишь после этого приступали к работе. В день катания войлока был нежелателен приход чужих и «плохих» людей, которые могли повлиять на сакральное качество будущего изделия.
До наших дней сохранились войлочные ковры, сделанные в Vв. до н. э. Удивительно прочные, теплые и мягкие, они широко использовались в быту кочевников. Сегодня декоративные достоинства войлочных ковров ценятся больше. Прекрасные художественные войлоки выделывают в Средней Азии киргизы, казахи, туркмены и узбеки. Бурятские же мастерицы выделывали войлочные ковры «шэрдэг» и ковры с ввалянным рисунком.
«Шэрдэг» - удлиненный четырехугольный кусок толстого белого войлока, простеганного нитями с широчайшим использованием мотивов бурятского народного орнамента. Излюбленными элементами отделки выступали «роговой узор» и «бараний рог». Они содержали мысль о счастье и блаженстве, а «водный узор» показывал единство и сплоченность людей. Техника и орнамент были всегда взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это хорошо прослеживается именно в шитье и простегивании войлочных ковриков. Например, узор «десять тысяч счастья» в виде секторов круга, размещенного вокруг квадрата или четырехугольника, являлся обещанием и призывом долгих лет жизни. Бесконечная нить счастья, представляющая собой плетенку из разного рода квадратов «помогала» владельцам.
Выделка войлочного ковра с ввалянным узором состоит из трех основных этапов: приготовление шерсти, раскладка узора, валяние. Для достижения художественных различных эффектов использовали цветные контуры, которые придавали четкость, хотя технология вваляных ковров дает возможность получить удивительные по своей красоте узоры, напоминающие акварельные переливы.
Предварительный просмотр:
Задание по МДК 02.01. Технология исполнения изделий ДПИ и народных промыслов
Группа 0131
Тема 5. Разработка эскиза войлочного ковра «шэрдэг»
Задание:
- Познакомится с образцами бурятских войлочных ковров.
- Повторить виды бурятского орнамента, приемы композиции.
- Разработать эскиз войлочного ковра «шэрдэг» на бумаге формата А3 в цвете.
Задание отправить на электронную почту badueva71@mail.ru до 13 апреля 2020г.
Предварительный просмотр:
Задание по МДК 02.01. Технология исполнения изделий ДПИ и народных промыслов
Группа 0131
Тема 6. Разработка эскиза войлочного ковра с валяным узором»
- Изучить виды войлочных ковров, технологию войлочных ковров с валяным узором
- Повторить виды бурятского орнамента.
Задание:
Разработать эскиз войлочного ковра с валяным узором на бумаге формата А4.
Пример:
Задание отправить на электронную почту badueva71@mail.ru до 18 апреля 2020г.
- Мне нравится (1)