Дистанционное обучение гр.0121 по МДК 01.01

Бадуева Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

Задание по МДК 01.01. Художественное проектирование изделий ДПИ и народных промыслов (гр.0121)

Сроки выполнения: до 10 апреля 2020г

Тема 5. Выполнение городецкой росписи на разделочных досках

Теоретический материал

Городецкая роспись  - народный художественный промысел. Яркие фактурные рисунки выполняются свободным мазком с графической обводкой. Русскими мотивами украшали самые разнообразные предметы быта и декоративную атрибутику.

История промысла

    Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.

     Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.

      Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров. Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью. Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта.

Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.

Цвета городецкой росписи

      Для росписи использовались изначально яичные краски. На смену им пришли масленые, темперные и гуашевые составы. Красящий состав наносили на полотно большими пятнами, не формируя предварительно четких контуров.

Первоначально мастера работали на загрунтованных поверхностях. Позже, уже после второй мировой войны, в качестве основы выбирали необработанное дерево. Это позволило рисунки сделать более легкими, придавая им прозрачности.

  1. Замалевки. Для узоров в виде ягодок и цветков применяют такие цвета: охра, розовый (смешение красного и белого тонов), чистый красный, бордо (красный и черный), голубой (синий и белый), синий. Для оформления листков используют чистый зеленый цвет. Маленькие листики и завитки иногда оформляли коричневой краской.
  2. Теневка. Основные цвета теневки: черный, коричневый и синий. За счет использования глубокого черного тона, на фоне которого прорисовывали ключевые элементы орнамента, удавалось получить яркий и довольно контрастный узор. Если для теневки использовали коричневый тон, роспись получалась более легкой и нежной.
  3. Разживка. Для разживки использовали белый цвет. Желтым оттенком пользовались реже. Он был нужен только в том случае, если листьям придавались объемные акценты.

Основные цвета по номерам

Основные цвета, которые традиционно используют для городецких орнаментов:

  1. Охра 
  2. Розовый
  3. Красный 
  4. Голубой
  5. Синий 
  6. Белый 
  7. Зеленый 
  8. Черный 
  9. Желтый 

Элементы и мотивы городецкой росписи

     Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись.

Цветочный орнамент наиболее простой в исполнении. Выделяют несколько элементов орнамента:

  1. «Букет» - симметричное изображение. Это небольшие композиции, состоящие из 1 – 3 цветков. Украшают коробочки, шкатулки, стаканчики, солонки, чашки, пиалы;
  2. «Гирлянда» - вид «букета», когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками;
  3. «Ромб» - вариация «гирлянды». Несколько крупный цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба. Орнамент чаще украшает крупные сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы;
  4. «Цветочная полоса» - сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего ярусов. Орнамент может формироваться с полосы одинаковых по размеру цветков или из разных по цвету, форме и виду цветочных элементов;
  5. «Венок» - вариация «цветочной полосы», но только замкнутого типа. Обычно украшает поверхности блюд, подносов, шкатулок, винных бочек.

Мотивы «конь» и «птица»

  

     Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц  и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов.

     Эффектнее смотрятся подобные узоры на черных и красный полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие. Лошадки символизируют успех  и процветание.

Сюжетная роспись

     Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами. Лица людей  обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность.

     Излюбленная тема рисунков – экстерьеры домов с резными ставнями, яркими наличниками, печными трубами. Картину дополняли колодцы, плетеные заборы с цветами или кувшинами и сидящими петухами. Кроме этого, «обогатить» полотно могли изображением и других животных – собак, кошек, куриц с цыплятами.

Техника выполнения городецкой живописи

     Роспись выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «разбеливают», таким образом, увеличивая количество цветов в палитре ровно вдвое.

На поверхности тонкими линиями карандашом очерчивают основные линии росписи. Особое внимание уделяют «узлам» рисунка, то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими крупных узоров и могут выполняться во время импровизации.

     В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка.

Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек  поверх готового рисунка. Данный этап проводится при помощи тончайшей кисточки. Как только полотно подсохнет, роспись «закрепляется» толстым слоем лакового покрытия.

Задания для практической работы:

Разработать эскиз разделочной доски с городецкой росписью на бумаге формата А3 в цвете.

Тест для проверки знаний по теме «Художественная роспись по дереву»

Тест «Городецкая роспись»

1. Основа городецкого цветка
А. круг
Б. овал
В. завиток

2. Традиционные цвета городецкой росписи
А. белый, голубой, синий
Б. красный, зеленый, голубой, синий, белый, черный
В. золотой, красный, черный

3. Этапы городецкой росписи
А. подмалевка, теневка, разживка
Б. подмалевка, теневка, оживка
В. подмалевка, теневка, разбел, бликовка, чертежка

4. Городецкая роспись зародилась

А. в Москве

Б. в Палехе

В. в Поволжье

5. Круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна

А. теневка

Б. подмалевка

В. оживка

6. Простые элементы городецкой росписи

А. круги, скобки, точки

Б. капли, дуги, штрихи, спирали

В. листья, бутоны, цветы

7. Городецкий конь символ

А. счастья

Б. здоровья

В. богатства

8. Виды городецких птиц

А. павлин, петух, голубь, кукушка, лебедь, фазан

Б. голубь, фазан, лебедь

В. лебедь, кукушка, утка, петух, фазан, павлин

9. Основные цветочные мотивы

А. розан, бутон, ромашка, купавка

Б. купавка, ромашка, розан, пион

В. ромашка, роза, купавка, розан, бутон

10. Схема цветочной композиции

А. овал

Б. треугольник

В. ромб

Домашнее задание отправляйте на мою электронную почту badueva71@mail.ru 




Предварительный просмотр:

Задание по МДК 01.01. Художественное проектирование изделий ДПИ и народных промыслов (гр.0121)

Сроки выполнения: до 11 апреля 2020г

Тема 6. Выполнение мезенской росписи на разделочных досках.

Теоретический материал:

    Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

    Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

      Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

     Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Символика узора

    Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

    Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).

Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия

     Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.

Узоры в прямой клетке

Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.

Простые элементы

Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.

Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи

Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.

Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи

Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.

Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи

К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.

Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.

Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.


Задания для практической работы:

Разработать эскиз разделочной доски с мезенской росписью на бумаге формата А4 в цвете.

Проверка теоретических знаний по теме: «Мезенская роспись».

  1. Где зародилась мезенская роспись? Назовите её отличия от росписей более южных районов (городецкая, хохломская).
  2. Назовите отличительные особенности мезенской росписи.
  3. Какие виды северодвинской росписи относятся к живописным, а какие к графическим. Почему?
  4. Перечислите мелкие элементы мезенской росписи и их значение.
  5. Какие бытовые предметы расписывали мастера мезенской росписи?

Домашнее задание отправляйте на мою электронную почту badueva71@mail.ru 




Предварительный просмотр:

Задание по МДК 01.01. Художественное проектирование изделий ДПИ и народных промыслов (гр.0121)

Тема 7. Выполнение элементов пермогорской росписи

Теоретический материал:

    Возникновение промысла, прославившего не просто свой регион, но и русское декоративно-прикладное искусство за пределами страны, связано с 13-ым столетием. Пермогорьем называют пристань, расположенную на самом высоком берегу реки Северная Двина. Группа деревень Красноборского района, объединенная общим названием Мокрая Едома стала родиной промысла. Мокрой Едомой именуют деревни Помазкино, Черепаново, Большой Березник и Грудинская. Именно в этих поселениях зародилась роспись, которую знают по определению «пермогорская».

     Считается, что базой для возникновения промысла стала великоустюжкая роспись. А уже умельцы Великого Устюга черпали вдохновение (или попросту заимствовали) свои художественные мотивы с орнаментов восточных тканей. Потому и пермогорской, и родственной ей борецкой росписи присущи так называемые ковровые композиции. Ранние образцы северодвинских работ напоминают арабески.

      Научный подход к изучению росписи северной Двины начался только в 1959 году, именно в это время Заморскому музею-заповеднику удалось организовать экспедицию в центры художественного производства. Так, только в середине 20-ого века установили три самодостаточных вида росписи — пермогорскую, ракульскую и северодвинскую (последнюю впоследствии разделят на подвиды).

Особенности и описание техники

     Искусствоведы обязательно увидят в канве, сюжетной линии и технических особенностях пермогорской росписи по дереву отсылки к древнерусским книжным миниатюрам. Они же связаны с иконографией. Легко просматривается это на расписных прялках, основных артефактах, которые представляет пермогорская роспись по дереву.

Сюжеты оформления деревянных конструкции чаще обыгрывали два популярных варианта:

  1. Медальон с изображением птицы Сирин на фоне райских кущ. Или же несколько таких птиц, расположившихся у символического Древа жизни. В нижней части работы изображалась сцена катания на санях, свадебные обряды. Раннее творчество включает мотивы с приездом купца.
  2. Супрядки (посиделки). Девушки и женщины сидели под окнами за пряжей. В нижнем ставе изображение все того же свадебного обряда. Супрядки прокладывали свадебную тематику не только в пермогорских работах: эту событийную связь художники подметили в жизни.

     В Пермогорье расписывали не только прялки, другие вещи обихода мастера также старались оформить согласно устоявшейся традиции. Преображались под умелой рукой художника ковши, жбаны, блюда, солоницы и чарки. Нарядный вид принимали ведра и побирухи. Замахивались умельцы и на большие формы – телеги и сани, дуги и хомуты, ткацкие станы и прялки. Обычные предметы крестьянского быта превращались в ценные творческим переосмыслением вещи.

Основные элементы пермогорской росписи по дереву

     Чем де отличается эта техника от немалого количества других? Прежде всего, присуща ей высокая степень повествовательности. Каждый элемент продуман, детали выстроены в одну «говорящую» композицию. В растительном узоре просматриваются жанровые и бытовые сюжеты – художник выступает в роли красноречивого рассказчика
Главные элементы техники:

  • Бордюры и ленточки. Не зря начало изучения росписи – это исследования окаймления работы, которое нередко недооценивает созерцатель. Именно оно придает работе завершенность, цельность, узнаваемость. Размер окаймления не крупнее рисунка, он не давит его, а комплементарно оформляет. Между каждым видом бордюра художник прокладывает монохромную полосу, смягчая переход между элементами. Треугольнички, ромбы и дуги с капельками – отличительные особенности пермогорской росписи.
  • Углы. В этой технике умельцы акцентируют заполнение углов. И хоть они тоже носят только вспомогательный характер, затейливость узоров в углах приковывает внимание зрителя, отображает кропотливую работу мастера.
  • Приписки. Это мелкие элементы, удачно заполняющие, организующие пространство расписной работы. Листочки, ягодки, «огуречники» могли быть монохромными, часто использовались они как автограф автора, служили своеобразным «фирменным стилем».
  • Тюльпан, трилистник, древо, птица Сирин – пермская роспись не обходилась без столь узнаваемых элементов. Тюльпан придавал работе изящества, тонкости, трилистник считался основным растительным мотивом. Древо – это сама жизнь и мудрость ее течения, птицы – вестник продолжения жизни, надежды на счастливую судьбу. Птица Сирин, как одна из визитных карточек техники, считалась обережным, счастливым символом.

    Крестьянское искусство, подпитываемое народной мудростью, внимательностью к традициям и естественному календарю жизни, взрастило и современное творчество. Художественные наработки предков берут начало в старинных промыслах. Элементы пермской росписи можно увидеть во многих современных дизайн-концепциях: на упаковках продуктов, в рекламе, в производстве украшений и т.д

Задания для практической работы:

  1. Выполнить элементы пермогорской росписи (ленточки-бордюры, углы, трилистник, листочки, ягодки, птица) на бумаге формата А4

Примеры:

C:\Users\Юрий\Desktop\Пермогор росп\ehlementy-permogorskoj-rozpisi.jpg

C:\Users\Юрий\Desktop\Пермогор росп\ehlementy-permogorskoj-rozpisi-cvety.jpg

Вопросы для проверки:

1. В чем особенность пермогорской росписи?

2. Основные цвета пермогорской росписи.

3. Какой орнамент используется в пермогорской росписи?

4. Каких животных использовали в этой росписи?

5. Какие изделия украшали пермогорской росписью?

Домашнее задание отправляйте на мою электронную почту badueva71@mail.ru 

 в срок до 13 апреля 2020



Предварительный просмотр:

Задание по МДК 01.01. Художественное проектирование изделий ДПИ и народных промыслов (гр.0121)

Тема 8. Выполнение элементов хохломской росписи

Задания для практической работы:

  1. Выполнить элементы хохломской росписи  на бумаге формата А3

Теоретический материал:

     Хохлома – разговорный термин, обозначающий расписные изделия, традиционный русский народный промысел. Декорировали чаще всего деревянную посуду. Золотой фон или золотой орнамент в сочетании с сочными насыщенными цветами и витиеватой технологией росписи позволяли создать поистине эффектное изделие.

      Промысел возник во второй половине XVII века в деревнях Заволжья. Хохлома – крупный центр сбыта, «подарил» росписи соответствующее название. Характерная черта – золочение деревянных поверхностей и щедрое декорирование различными узорами. Свободная кистевая манера позволяла работать сразу в двух ключевых направлениях: фоновой росписи и верховой композиции.

       На левом берегу Волги располагалось немало деревень, где и процветал промысел. Жители поселков Глибино, Хрящи, Шабаши, Безделы, Мокушино привозили в Хохлому товары на продажу. Истинная родина хохломы – Ковернинский район Нижегородской области.

       Окраску «под золото» часто связывают со старообрядцами Заволжья. Они преследовали «старую веру» и селились в чаще глухих лесов. Среди них было немало талантливых художников, которые посредством тонкого кистевого рисунка писали иконы и украшали древние книги. Жители Заволжья преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Слияние двух традиций и породило рождение хохломского промысла. Он вобрал в себе богатую подачу и вычурность иконописцев, а также традиционность форм и безупречность линий мастеров Заволжья.   

      Существует также несколько красивых легенд. Одна из них об иконописце Андрее Лоскуте, который в свое время бежал из столицы из-за реформ патриарха. Он нашел себе укрытие в глухом лесу и продолжал писать иконы «по старинке. Однако, патриарху донесли о местонахождении беглеца и о том, что он учит «старому» иконному письму жителей близлежащих сел. Иконописец-бунтарь сжег себя добровольно в костре, перед этим завещая своим ученикам сохранить его мастерство.

     Согласно другой легенде в чаще леса жил никому не известный мастер, которым сам придумал столь роскошное письмо по дереву. Время от времени он одаривал жителей близлежащих деревень своими творениями. Спустя некоторое время слава о дивном мастере дошла до царя. Тот немедленно отправил своих подчиненных в лес, чтобы те привели основателя хохломы в палаты. Однако, мастер не захотел идти в подчинение к царю. Талантливого незнакомца так и не нашли. Так у простых людей  и не отобрали простой промысел.

Цвета хохломской росписи

     Традиционные хохломские творения в какой-то мере парадоксальны: мастерам удавалась при помощи довольно скудной палитры цветов создавать действительно сложные композиции. Богатство  и интересная фактура формировались за счет обязательной золотистой основы. «Под золото» был или фон, или ключевые элементы орнамента.

    Другие центральные цвета палитры – черный и красный. Придать полноты и многогранности рисунку удавалось за счет использования белого цвета и охры.

     Гораздо реже встречались росписи на бирюзовом, изумрудном, оранжевом, алом фоне. Истинная цель любого хохломского мастера: передать высокую идею посредством идеально подобранных цветов, создавая сложную и высокотехнологическую игру мазков.

Элементы и мотивы хохломской росписи

     Различают «верховое» и  «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов. Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа. Это его небезызвестные «травушки» и «колосочки»,  любовь  к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие сочные цвета, умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции.

Травная роспись представлена мотивами «под осоку». Наиболее старый тип узора пишется завитками, мазками, мелкими ягодками, колосками по посеребренному фону. Из отдельных травинок искусные мастера могли сформировать мотив курочки или петушка, который, например, восседает на ветке среди густой листвы;

https://schci.ru/sites/default/files/promysly/hohlomskie_strochki.jpg

«Ягодка» и «листок» отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами. Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками. На россыпи из тюльпанов, астр, лютиков, ромашек, колокольчиков мастера умудрялись расположить смородину, крыжовник и рябину; C:\Users\Юрий\Desktop\hohlomskie_yagodki.jpg

«Пряник» или «рыжик» выполняют обычно внутри чашек, блюд, пиал. Это геометрические фигуры, которые вписываются в квадрат или ромб. По центру рисуют «солнце». Периферию орнамента обогащаются миниатюрными деталями.

C:\Users\Юрий\Desktop\hohlomskie_uzori.jpg

    Верховое письмо всегда создается тонкими деликатными мазками. Композиция получается легкая и воздушная, будто подсвеченная золотым сиянием изнутри. Как правило, это довольно простой способ нанесения красок, позволяющий в какой-то мере импровизировать, видоизменять композицию на сове усмотрение в самый разгар работы.

    При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Затем красной и черной краской закрашивают окружающий фон. Фоновая роспись более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет месту импровизации, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.

Техника выполнения хохломской росписи

     Подготовленные изделия из древесины сушат и грунтуют при помощи вапы или жидкой глины. Заготовки сохнут минимум 7 часов. Затем деревянная поверхность тщательно обрабатывается олифой. Всего процедуру необходимо повторить 3 – 4 раза на протяжении суток.

    Следующий этап – лужение. В древесину втирают алюминиевый порошок. Процедура проводится вручную при помощи кожаного тампона. После этого изделия становятся блестящими и готовыми к росписи.

     Для нанесения рисунка подойдут исключительно тонкие кисточки разных «калибров». Готовый рисунок оставляют на некоторое время подсыхать, а затем вскрывают лаком.   Финальный этап – закаливание в печи при температуре +160 градусов. Именно тогда и образовывается роскошная «золотая» пленка.

Вопросы для проверки:

1. В чем особенность хохломской росписи?

2. Основные цвета хохломской росписи.

3. Какой орнамент используется в хохломской росписи?

4.  Какие изделия украшали хохломской росписью?

Домашнее задание отправляйте на мою электронную почту badueva71@mail.ru 

 в срок до 16 апреля 2020



Предварительный просмотр:

Задание по МДК 01.01. Художественное проектирование изделий ДПИ и народных промыслов (гр.0121)

Тема «Выполнение хохломской росписи на изделиях» (8 часов)

Теоретический материал:

1.История промысла и особенности хохломской росписи, выполнить записи в тетради

2. Повторить пройденный материал о промыслах художественной росписи по дереву

3. Посмотреть мастер-класс «Хохлома. Уроки росписи»

4. Выполнить тестовое задание

Задания для практической работы:

Разработать эскиз изделия с хохломской росписью (бумага формата А3, гуашь).

Тест по теме «Хохломская роспись»

1. В каком веке зародился старинный русский народный промысел «Хохлома»?

А) В 17 веке

Б) В 18 веке

В) В 19 веке

2. Что представляет собой Хохлома?

А) Вид русской народной росписи фарфора в синих тонах.

Б) Декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.

В) Вид декоративной росписи металлических подносов, основным мотивом которой был букет.

3. Где возник этот вид росписи?

А) Под Нижним Новгородом

Б) Под Москвой

В) Под Санкт-Петербургом

4. Что является традиционными элементами Хохломы?

А) Люди, сани и цветы.

Б) Ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птицы, рыбы и звери.

В) Только букеты разноцветных и ярких цветов.

5. Какой поселок или деревня считается родиной Хохломы?

А) Ковернино

Б) Большие Бездели

В) Деревня Хохлома

6. Какой из фактов о Хохломе является верным?

А) Для изготовления изделий с хохломской росписью сначала бьют баклуши (делают грубые бруски-заготовки из дерева).

Б) Перед нанесением рисунка деревянные изделия долго вымачивают, а затем смазывают соком красной рябины.

В) После завершения рисунка деревянные изделия опускают в специальный раствор, а затем покрывают маслом.

7. Как называют изделия — резные ковши, ложки и чашки, которые являются основой для хохломской росписи?

А) «бельё»

Б) «баклуши»

В) «тяпки»

8. Что является основой для олифы, которой покрывают изделия перед росписью?

А) льняное масло

Б) березовый сок

В) глина

9. Как называется процесс втирания в поверхность изделия алюминиевого порошка?

А) «отладка»

Б) «лужение»

В) «сглаживание»

10. Какой тип красок применяется в росписи?

А) Акварельные

Б) Гуашь

В) Масляные

Домашнее задание отправляйте на мою электронную почту badueva71@mail.ru 

 в срок до 17 апреля 2020



Предварительный просмотр:

Задание по МДК 01.01. Художественное проектирование изделий ДПИ и народных промыслов (гр.0121)

Домашнее задание отправляйте на мою электронную почту badueva71@mail.ru 

 в срок до 21 апреля 2020

Тема «Выполнение элементов бурятского орнамента» (6 часов)

Теоретический материал:

   Орнамент – одно из проявлений народного творчества. В переводе с латинского языка означает «узор, украшение». Каждая национальная культура разработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. По орнаменту можно сразу определить к какой национальной культуре относится произведение искусства. Следует отметить, что орнамент как явление культуры нашел свое наибольшее воплощение в народном творчестве. Постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения узора, во многом определившие национальные художественные особенности традиций разных народов. Главной особенностью орнамента считается то, что он не является самостоятельным видом творчества, а служит оформлением и украшением произведений декоративно-прикладного искусства. Помимо зрительного, эмоционального воздействия, орнамент имеет глубокое символическое значение.

Бурятский народный орнамент имеет много общих черт с орнаментом кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.

Бурятский орнамент по виду изобразительного элемента или мотива разделяется на  виды:

1.    Геометрический: точки, линии (ломанные, прямые, зигзагообразные), круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты и пр.

2.    Анималистический, зооморфный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных (бараний рог, орел и т.д.)

3.    Растительный, стилизующий листья, плоды, цветы, деревья и т.д.

    Предлагаемая классификация орнаментов носит условный характер, так как многообразие существующих мотивов орнамента не всегда поддается точному определению.

     Геометрический орнамент характеризуется не столько разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения и является самой многочисленной по разнообразию группой, состоящей из палочек, крестов, ромбов и зубцов. Большинство бурятских геометрических орнаментов построено по закону ритмического ряда.

    Орнаментальный мотив «зубцы» часто используют для украшения боковых краев крышек сундуков. «Зубцы» часто украшают и лицевые стенки сундуков. «зигзаг» часто встречается в виде вышивки на шубах, голенищах унтов, носков.

    В украшении художественных изделий буряты часто используют символику круга – знака, обозначающего солнце, луну, небо.

    Известно, что образы солнца и луны имеются на онгонах-священных изображениях божеств у бурят-шаманистов. Изображения солнца и луны часто встречаются в декоре колчанов кочевых народов., в том числе и бурят.

    Особый интерес представляет орнамент на некоторых экземплярах украшения нархинсаг ритуальное украшение бурятской невесты)– изображение креста и круга, семантика которых связана с культом огня. Огонь, по-представлению   бурят, был добрым божеством и покровителем того или иного рода. Крест понимался как символ огня и был связан с понятием начала новой жизни (брачующейся пары), с пожеланием благополучия и плодовитости вновь создаваемой семье. Стрела на украшениях невесты  означает луч солнца. Таким образом, украшения у бурят рассматривались как талисманы, оберегающие счастье и благополучие молодой семьи.

Геометрические узоры

ROwwuh3TS_A.jpg

Данная группа наиболее обширна и представлена четырьмя видами узоров:

  • молоточный;
  • плетенка;
  • круг;
  • свастика.

 Молоточный орнамент

 7ce957a43ee82f35b9c2074aaca1ea4c.jpg f689a397d81d0975c4c4343899913168.jpg

    «Алхан хээ» («молоточный орнамент») чем-то похож на греческий меандр, однако, он имеет огромное количество разновидностей. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Молоточный орнамент наносился на предметы из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали только очень  дорогостоящие предметы, однако, сейчас «молоточный» орнамент встречается повсюду. Ниже представлены шаблоны данного орнамента.

Плетенка

tmpQxKrYS.jpeg 

«Улзы» («плетенка») - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный в наше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Улзы наносится в центре композиции в виде клетчатого или криволинейного переплетения и иногда дополнительно оплетается растительными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намерения и пожелания. В данном случае улзы необычайно похож и по внешнему виду, и по значению на кельтский узор.

Круг

224.jpg  226.jpg

«Дугуй хээ»(круг) - еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличность бесконечность. Цикл смены событий человек «подсмотрел» в природных явлениях чередования времен года и эта аналогия переносится на общественную жизнь. Все время от рождения до смерти - это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын хγрдэ). Канун празднования Сагаалгана - встречи Нового года у бурят – называется «бγтγγ γдэр» (глухой, закрытый вечер). Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.

 В большой группе анималистических, зооморфных орнаментов широко представлен роговидный орнамент, изображающий бараний рог – хусын эбэр хээ. Образуя многочисленные вариации он символизирует плодородие, богатство, изобилие и процветание. В культуре кочевых народов, в том числе и бурят, изображения животных играли роль оберегов. «Бараний рог» часто встречается в сочетании с изображением солнца и луны, тем самым усиливая энергетику украшения.

В народном творчестве часто встречаются символические изображения орла и оленя.

На вещах различного рода, задействованных в быту бурят, можно увидеть орнамент, включающий рисунки пяти ключевых животных «табан хушуу мал», разводимых в регионе. Это связано с тем, что в Бурятии издавна скотоводство имело очень важное значение. Помимо  собственно изображений козлов и баранов популярен орнамент в виде их рогов эбэр угалза (в буквальном переводе это слово и означает «рогатый орнамент»), который наносился на предметы с пожеланиями богатства и плодородия. Само слово «угалза» означает не только «рог», это еще и название самца горного барана, которого можно встретить в Окинском районе Бурятии, а также в соседней Монголии. У этих баранов вырастают очень красивые спиралевидные рога, поэтому витки рогов и стали прообразом орнамента для древних охотников.

Зооморфные узоры можно разделить на группы:

  • Табан хушуу мал. Данный рисунок наносится наиболее часто и представляет собой домашних животных, которых издревле разводят кочевники. К ним относятся верблюды, коровы, козы, бараны и лошади.
  • Животные бурятского календаря. До сегодняшнего дня восточный календарь, который используют монголоязычные племена, а в частности буряты, отличается от принятого в Азии. Каждое животное здесь имеет свое название и призвано призвать в дом определенные блага. Например, бишэн (обезьяна) поспособствует развитию творческих способностей, а могой (змея) подарит мудрость.
  • Эбере угалза. Этот орнамент часто называют "роговидный" и он считается одним из самых часто используемых.

В основе орнаментов растительного происхождения лежит живая природа., при этом символы очень сдержаны и лаконичны. Растительный орнамент в целом – это символ красоты и жизни.

https://pp.userapi.com/c837426/v837426056/28445/w1KqBHTVDQA.jpg

Растительный узор получил широкое распространение на кузнечных работах в орнаментации колчанов, налучников, конской упряжи, поясов, онив, женских украшений. Стилизованные украшения деревьев часто используют в декоре рукавиц.

Орнаменты данной категории делятся на следующие группы:

  • лиственные;
  • цветочные;
  • лотосовые.

    Элементы из последней группы часто встречаются в буддийской культуре. С цветком лотоса изображаются монахи и божества. Для бурятов лотос - это символ возрождения и победы жизни над смертью.

    Цвет бурятского орнамента прежде всего определялся цветом минеральных красителей, которые существовали в природе. Прежде всего, это синие, красные, черные цвета. Впоследствии стали применять более яркие и разнообразные цвета, что усиливало энергетику изображения.

    Современный бурятский орнамент не теряет своей глубокой связи с народной традицией. Он развивается, принимает новые формы, насыщается богатой цветовой гаммой, но по-прежнему имеет глубокий смысл и несет сильную энергетику бурятского народа.

Задания для практической работы:

1. Изучить виды бурятского орнамента, цветовую символику, значение. Выполнить записи в тетради

2. Ответить на вопросы:

Что такое орнамент?

На какие виды делится бурятский орнамент?

Какой орнамент часто используют буряты в украшении художественных изделий?

Какой бурятский орнамент похож на греческий меандр, но  он имеет огромное количество разновидностей?

Какой древний орнамент, символизирует счастье, благополучие, долголетие?

Как называется популярный геометрический орнамент, который символизирует вечность, цикличность бесконечность?

К какой группе орнаментов относится роговидный орнамент, изображающий бараний рог?

Что символизирует бараний рог?

Приведите примеры бурятского растительного орнамента?

Задания для практической работы:

Нарисовать вариации орнамента «меанлр» (бумага формата А3, гуашь).



Предварительный просмотр:

Задание по МДК 01.01. Художественное проектирование изделий ДПИ и народных промыслов (гр.0121)

Домашнее задание отправляйте на мою электронную почту badueva71@mail.ru 

до 30 апреля 2020г.

Тема «Художественная резьба по кости»

Задание:

1. Изучить виды, материалы, технологию, промыслы художественной резьбы по кости. Выполнить записи в тетради.

2. Ответить на вопросы:

  1. Кто из русских царей увлекался косторезным искусством?
  2. Что такое цевка?
  3. Известные материалы для косторезного искусства.
  4. С каким привозным материалом работают русские косторезы?
  5. Технологические приемы первоначальной обработки кости.
  6. Технологические приемы окончательная обработка кости.
  7. Виды художественной обработки кости.

3. Выполнить  сообщение на 5 минут.

Темы для сообщения (на выбор):

Древнейшее искусство обработки кости.

Холмогорский промысел.

Тобольский промысел.

Художественные изделия Чукотки.

Художественные изделия Якутии.

Художественная обработка рога.

Художественная обработка слоновой кости.

Используемая литература:

1. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР. – М.: Высшая школа, 1998.

2. Народные художественные промыслы. Под общ. ред. Поповой О. С. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 2004.

3. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 2010.

4. Попова В. Ф. Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. – М.,2014.

5. Барадулин В.А. Коромыслов Б. И. Максимов Ю. В. и др.; Под ред. Барадулина В. А. Основы художественного ремесла. Роспись по лакам. Резьба и роспись по дереву. Художественная обработка кости, рога и металла. Керамическая игрушка. – М.: Просвещение, 1999. – 320с., 16 л. ил.

6. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука – классика», 2007. – 560 с.

7. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Перевод на русский язык Б. Б. Михайлова. – Прага: Издательство «Артия», 2010.

Теоретический материал:

      Резьба по кости — одно из первых художественных занятий человека. Создавая орудия труда, он со временем начал украшать их рисунками и узорами, а затем перешёл и на изготовление полностью декоративных предметов обихода, таких как ожерелья, кольца, статуэтки и шкатулки.

      Материалом для таких изделий служили как «благородная» слоновая кость и бивни мамонта, так и простые цевки — плотные трубчатые части скелета коров, лошадей и прочих хозяйственных животных.

      Это необычное ремесло было особенно широко распространено в восточных странах, а также в Риме, Греции и Византии. В каждом из этих мест сформировался свой стиль резьбы. Различались не только техники, но и наборы мотивов и сюжетов, которые завесили от культуры, мифологии, традиций и обрядов определённого народа. Но, поскольку значительная часть изделий создавалась для светских коллекционеров, всегда существовало большое разнообразие тем и образов.

      В России хорошо известна холмогорская резьба по кости, названная так в честь соответствующего района Архангельского края. Её «визитная карточка» — это сложный и витиеватый резной орнамент со сквозными отверстиями, сочетающийся с рельефными сюжетными композициями. В работах мастеров этого стиля читается вдохновение красивой, но суровой северной природой. Узоры напоминают морозные завитки, часто встречаются растительные мотивы. Ещё одна особенность стиля — украшение орнамента цветом, будь то гравировка отдельных деталей или укладка фона под всю работу.

https://i.pinimg.com/736x/59/f9/74/59f974033650cb1e2255088bf90e439c--bone-carving-art-object.jpg         http://mtdata.ru/u5/photo6F57/20345361737-0/original.jpg

       Чуть менее знаменита хотьковская резьба, берущая своё начало в городке Московской области с аналогичным именем. Её стиль отличается сдержанностью и лаконичностью. Художники уделяют больше внимания изображению отдельных деталей живой природы: листьев, цветов, животных. Особенно эффектно выглядят выполненные в этой технике шкатулки и женские украшения. Часто сочетают хотьковскую резьбу по кости и дереву или рогу, а также украшают изделия перламутром и другими материалами.

https://bonecarving.ru/assets/images/products/145/img-6255jpg.jpg      https://bonecarving.ru/assets/images/products/248/img-5604jpg.jpg

       Отдельного внимания достойно творчество народов севера. Например, для чукотской разновидности ремесла характерны простота исполнения и минимум деталей. Основной используемый в ней материал — клык моржа. Чаще всего из него изготавливают амулеты, обереги и украшенные предметы быта, но встречаются и более сложные композиции.            Встречаются росписи клыков, представляющие собой пересказ целых сюжетов в картинках.

   https://konspekta.net/mylektsiiru/baza14/903129318153.files/image049.jpg

Изделия художников, работающих в якутской технике, отличаются сложными ажурными орнаментами, в которых преобладают геометрические фигуры. Скульптуры и статуэтки этих мастеров славятся своим вниманием к проработке мелких деталей и создаются по принципу макета.

https://lh4.googleusercontent.com/proxy/-UM25yRF5MK6DPFdyw9dCFQOfPDiscUAb2tacd4hzqfeePnBMXBuL4vMfG_u2R6OCTYQfLXWlJiynXVlqI15gqQAbOzx5_uP=w1200-h630-p-k-no-nu

       Тобольская резьба известна за свои миниатюры, изображающие повседневную жизнь северных народов. Кроме того, пользуются популярностью табакерки, брелоки, женские украшения и даже иконы от её мастеров.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/939186/1e5e73e9-f7bc-443a-b5f4-04b0afd144ff/s1200?webp=false   https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2834546/fe2976c3-35e6-4491-bdab-873876a4a68c/s1200?webp=false

Особенности ремесла

      Особенности резьбы по кости связаны с используемым материалом. Прежде всего это тот факт, что каждое изделие, созданное таким образом, уникально и неповторимо — в точности воссоздать работу практически невозможно, даже при желании. Форму получившейся фигурки всегда диктует сама кость. Каждый изгиб, небольшая неровность, нарост или трещинка вплетается мастером в композицию, создавая единственное в своём роде произведение искусства.

По исполнению резьбу делят на несколько типов:

  1. Гладкая. Формируется по заранее нанесённому эскизу. Считается самым простым способом создания художественного произведения из кости. Чаще всего используется для создания оберегов, амулетов, небольших фигурок и миниатюр.
  2. Рельефная или объёмная. Применяется для работы над сложными трёхмерными скульптурами и композициями.
  3. Сквозная, которая ещё называется резьбой в проём. Подразумевает пронзание кости насквозь в одном или нескольких местах. Используется для создания орнаментов на ларцах, шкатулках и прочих изделиях, а также в китайских скульптурах «шар в шаре».

Выбор материала

      Для художественной резки по кости чаще всего используют благородные разновидности этого материала, соответствующие мастерству и красоте изделий из него.

Самые популярные виды костей для резьбы включают в себя:

  1. Бивень мамонта. Выдающийся по своим качествам ископаемый материал, отличающийся прочностью и одновременно лёгкостью обработки. Его размер может достигать 2 м при весе в 120 кг, что позволяет создавать даже очень большие скульптуры. Материал также ценится за своё свойство приобретать необычные цвета под воздействием продолжающегося тысячелетиями контакта с минералами. Он бывает почти любых оттенков, от коричневого до фиолетового, голубого и розоватого.
  2. Слоновая кость. Классический благородный материал, известный своей белизной. Требует тонкой работы с рельефными линиями и позволяет создать отличный контраст светотени. Достаточно крупная, чтобы не ограничивать размеры большинства статуэток. Подходит как для объёмных работ, так и для создания сквозных ажурных орнаментов.
  3. Клык моржа. Твёрдый, долговечный и пластичный материал белого или желтоватого цвета. С давних времён использовался северными народами, но сейчас его добыча запрещена. Иногда применяются ископаемые клыки, которые отличаются своим зеленовато-коричневатым оттенком и ценятся даже выше обычных.
  4. Кость кита. Чаще всего под ней подразумеваются позвонки и рёбра. Материал отличается своей пористой структурой, которая делает обработку изделия достаточно сложной, а полировку и вовсе невозможной, но мастера резьбы по кости научились извлекать из этой особенности и выгоду, создавая неповторимые изделия. Используется китовая кость для изготовления больших скульптур и бытовых предметов.
  5. Цевка. Простая кость, чаще всего крупного рогатого скота. Пластична, легка в обработке, плотность различается в зависимости от вида, возраста, здоровья и питания животного. Не отличается красивыми оттенками, потому часто окрашивается. Отличается от прочих вариантов дешевизной и доступностью, потому рекомендуется новичкам.

Технологии художественной обработки кости.

       Первоначально кость обезжиривается и отбеливается; потом ее распиливают на куски или пластины и определяют форму предмета. Из соображений прочности будущего изделия кость пилят на пластины вдоль слоев, а не поперек: такой распил не позволяет кости коробиться при изменении температуры или влажности.

      Распиловка заключается в раскрое сырья на крупные составные части с исключением трещин и прочего брака. Распиловка кости может производиться вручную и механическим способом.

      Шлифование заключается в выравнивании поверхности изделия и снятия царапин. Производится оно шлифовальной шкуркой с различной величиной зерна вручную и механически.

      Отбеливание - операция заключительной отделки изделий перед полированием. Назначение отбеливания состоит в устранении различны дефектов естественной окраски материала: желтизны, пятен и т.д.

      Склеивание - способ получения неразъемных соединений с помощью клея. В последнее время склеивание стало широко применяться в художественной обработки кости. Наиболее традиционно использование клея при креплении фурнитуры, оклеивании бытовых предметов костью, при сборке отдельных частей изделия.

      Полирование - операция окончательной отделки изделия применяется для придания поверхности изделия блеска. Полирование изделий производится вручную и на полировальных станках.

Для создания из кости объемной вещи мастер изготавливал на токарном станке первоначальную болванку по форме и размерам подходящую для будущего изделия.

Карточка-задание

1.Материал для художественной резьбы по кости:

А. сосна

Б. цевка

В. кедр

Г. Кость кита

Д. Клык моржа

Е. Береза

Ж. Бивень мамонта

К. Слоновая кость

 2. Прославленный центр косторезного искусства:

А. Тобольская резная кость

Б. Богородская резьба

В. Холмогорская резная кость

Г. Чукотская резная кость

3. Выполни задание на соответствие.

Соотнеси этапы и описания операций художественной обработки кости

Этапы художественной обработки кости

Описание операции

1. Шлифование 

А. Раскрой сырья на крупные составные части с исключением трещин и прочего брака. Распиловка кости может производиться вручную и механическим способом.

2. Распиловка

Б. Получение неразъемных соединений с помощью клея. Традиционно используют клей при креплении фурнитуры, оклеивании бытовых предметов костью, при сборке отдельных частей изделия.

3. Склеивание

В. Выравнивание поверхности изделия и снятие царапин. Производится оно шлифовальной шкуркой с различной величиной зерна вручную и механически.

4. Отбеливание

Г.Операция окончательной отделки изделия применяется для придания поверхности изделия блеска.

5.  Полирование

Д. Операция заключительной отделки изделий перед полированием. Назначение отбеливания состоит в устранении различны дефектов естественной окраски материала: желтизны, пятен и т.д.

4.Заполните таблицу «Художественная резьба по кости»

Название промысла

Отличительные особенности

промысла

5.Разработайте хроматический эскиз изделия из кости, с изображением традиционных холмогорских узоров.