Современный урок в сответствии с ФГОС
Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС
В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Важнейшей задачей каждого учителя гимназии при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода.
В условиях проведения эксперимента по введению ФГОС ООО учителя гимназии, работающие в 5-х классах, должны были пересмотреть традиционные подходы в моделировании уроков. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Таблица 1 - Сравнение видов уроков
Позиции
| Традиционная деятельность
| Деятельность учителя, работающего по ФГОС
|
Подготовка к уроку | Жестко структурированный конспект урока, 0 % свободы учителя. При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник | Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю. При подготовке использует методические рекомендации, учебник, in-ternet-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами |
Основные этапы урока
| Основное время урока отводилось этапу объяснения и закрепления (80%-говорение учителя) | Объяснение занимает 20-30% урока; закрепление 5-10% урока; самостоятельная деятельность
|
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить то, что запланировано на урок | Организовать деятельность детей по: - поиску, обработке, информации; - обобщению способов деятельности; - постановке учебной задачи… |
Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий
| Реши, спиши, сравни, найди, выпиши, выполни… 93% - репродуктивные задания; 7% - исследуй (чаще для сильных учащихся) | Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте |
Сегодня уроки должны проектироваться по совершенно иной схеме и включать следующие основополагающие принципы:
1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Меняется и сама типология урока: если в традиционной системе в образовательном процессе выделялись уроки
- изучения (объяснения) нового материала,
- закрепления знаний и формирования умений и навыков,
- повторительно-обобщающего характера,
- коррекции знаний, умений и навыков,
- комбинированный,
- контроля знаний, умений и навыков,
то с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки
· «открытия» нового знания;
· рефлексии;
· общеметодологической направленности;
· развивающего контроля.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют ее. В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика.
Таблица - 2 Сравнение этапов урока в традиционной системе и деятельностном подходе.
Структура урока изучения нового материала
| Структура урока «открытия» нового знания
|
1) Организационный этап. 2) Сообщение темы, постановка цели и задач урока. 3) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости). 4) Актуализация знаний. 5) Введение новых знаний. 6) Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности. 7) Оперирование знаниями в новых ситуациях. 8) Обобщение и систематизация знаний. 9) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
| 1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Организация познавательной деятельности учащихся предполагается на каждом этапе урока:
1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
• создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
• актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
• установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
• воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
• активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
• актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);
• попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
• зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
• проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
• зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
• соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
4. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
Для этого необходимо:
• организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
• организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
• создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
• для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
С точки зрения деятельного подхода меняется позиция учителя и ученика:
они становятся партнерами в образовательном процессе.
Таблица -3 Деятельность учителя и школьников.
Что делает учитель? | Что делают ученики?
|
спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует, помогает…
| записывают, слушают, читают, решают, исследуют, делают выводы…
|
Таким образом, постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником, школьник становится субъектом образовательного процесса.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.
Комментарии
Как все правильно... Все
Как все правильно... Все правильно, но согласится с постулатом:
"Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди...",
не могу. Если лодку все время раскачивать, так что через борт порой захлестывает, то далеко не уплывешь, а то и вовсе туда - рыб кормить. Это реалии, а словоблудие оно и есть словоблудие, пусть даже и очень правильное.