Современный урок в сответствии с ФГОС

Васюхно Анна Владимировна

 

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС 

                       

 В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.                       Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способными к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Важнейшей задачей каждого учителя гимназии при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода.

В условиях проведения эксперимента по введению ФГОС ООО учителя гимназии, работающие в 5-х классах, должны были пересмотреть традиционные подходы в моделировании уроков. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

 

Таблица 1 - Сравнение видов уроков

Позиции

 

Традиционная деятельность

 

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

 

Подготовка к уроку

Жестко структурированный конспект урока, 0 % свободы учителя.

При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник

Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю.

При подготовке использует методические рекомендации, учебник, in-ternet-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами

Основные этапы урока

 

Основное время урока отводилось этапу объяснения и закрепления

(80%-говорение учителя)

Объяснение занимает 20-30% урока; закрепление 5-10% урока; самостоятельная деятельность

 

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить то, что запланировано на урок

Организовать деятельность детей по:

- поиску, обработке, информации;

- обобщению способов деятельности;

- постановке учебной задачи…

Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий

 

Реши, спиши, сравни, найди, выпиши, выполни…

93% - репродуктивные задания;

7% - исследуй (чаще для сильных учащихся)

Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте

Сегодня уроки должны проектироваться по совершенно иной схеме и включать следующие основополагающие принципы:

1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.

2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.

3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».

4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.

5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.

6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Меняется и сама типология урока: если в традиционной системе в образовательном процессе выделялись уроки

- изучения (объяснения) нового материала,

- закрепления знаний и формирования умений и навыков,

- повторительно-обобщающего характера,

- коррекции знаний, умений и навыков,

- комбинированный,

- контроля знаний, умений и навыков,

то с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки

·                    «открытия» нового знания;

·                    рефлексии;

·                    общеметодологической направленности;

·                    развивающего контроля.

            ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют ее. В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика.

 

Таблица - 2 Сравнение этапов урока в традиционной системе и деятельностном подходе.

Структура урока изучения нового материала

 

Структура урока «открытия» нового знания

 

 

1) Организационный этап.

2) Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

3) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости).

4) Актуализация знаний.

5) Введение новых знаний.

6) Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.

7) Оперирование знаниями в новых ситуациях.

8) Обобщение и систематизация знаний.

9) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 

1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап выявления места и причины затруднения;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

 

Организация познавательной деятельности учащихся предполагается на каждом этапе урока:

1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

• создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

• актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

• установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

• воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

• активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

• актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);

• попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

• зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

• проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;

• зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);

• соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

4. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Для этого необходимо:

• организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

• организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

• создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

• для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

С точки зрения деятельного подхода меняется позиция учителя и ученика:

                         они становятся партнерами в образовательном процессе.

 

Таблица -3 Деятельность учителя и школьников.

Что делает учитель?

Что делают ученики?

 

спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует, помогает…

 

записывают, слушают, читают, решают, исследуют, делают выводы…

 

 

Таким образом, постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником, школьник становится субъектом образовательного процесса.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.

 

 

 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Как все правильно... Все правильно, но согласится с постулатом:
"Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди...",
не могу. Если лодку все время раскачивать, так что через борт порой захлестывает, то далеко не уплывешь, а то и вовсе туда - рыб кормить. Это реалии, а словоблудие оно и есть словоблудие, пусть даже и очень правильное.