Подготовка к ВПР 6 классы
Предварительный просмотр:
1. Тип 1 № 1034
Текст 1
Берёза очень созвуч..на ру(с,сс)кой пр..род.. и ру(с,сс)кой душе. Когда она над..вает(3) свой (светло)з..лёный наря(д/т) или осыпа..т..ся з..л..той листвой, нет её краше. Весе(н,нн)..й п..рой берёза ра(з/с)пускает..ся самой первой. А перед м..розами она последней сбрасыва..т л..ству.
Светом и каким(то) (не)обыкнове(н,нн)ым теплом одарива..т она людей. Берёзовые др..ва долго г..рят в печи и (не)к..птят. (4) Жар от них самый г..рячий. И лучину, которой на (Р,р)уси осв..щались крест..янские избы, делали из берёзы.
Весной пылят берёзов..е серё(ж/ш)ки. Дли(н,нн)ые, (буро)з..лёные — это мужские, к..роткие — женские. А осен..ю разл..тают..ся с..мена с прозрач..ными, словно слюдя(н,нн)ыми, крылышками(2). В первые годы б..рёзка р..стёт медленно но потом другие д..рев..я за ней (не)посп..вают. Вот почему в березн..ке нет ёлок и осин.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Тип 2 № 1035
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
3. Тип 3 № 4978
Текст 2
(1)Во все времена наши предки охотно обувались в лапти: лапти не натирали ноги, «дышали»; наряду с повседневными существовали и праздничные модели с неповторимым узором. (2)Плетение лаптей совершенствовалось на протяжении многих веков и постепенно превратилось в настоящее искусство. (3)«Не учась, и лаптя не сплетёшь», — гласит пословица.
(4)Обычно лапти плели из лыка липы, вяза, ракиты. (5)Лыко — волокнистая внутренняя часть коры дерева. (6)Лучшим считалось лыко молодых деревьев, добытое весной, когда только начинали распускаться листочки. (7)Старые деревья не годились, поскольку у них лыко было слишком жёстким. (8)Лыко аккуратно сдирали со ствола, вырезали сучки, обдирали грубую кору и замачивали для размягчения. (9)Подобным же образом подготавливали и бересту — кору, снятую с берёзы. (10)Перед плетением лаптей лыко нарезали в ленты шириной три − пять сантиметров. (11)Иногда лапти делали из тонких корней, верёвок, из конских грив и хвостов и даже из соломы.
(12)Плетение лаптя обычно начинали с носка, на котором перекрещивались две начальные ленты. (13)В северных районах плели лапти с тупым концом, а на юге — с острым. (14)Количество лент увеличивалось и достигало максимума у подошвы (15)Иногда количество лент доходило до шести или семи. (16)По количеству полос лыка, применявшегося для плетения, лапти называли пятериками, шестериками, семериками. (17)Плетение лаптя могло быть прямым или косым. (18)В древности лапти плели отдельно для каждой ноги, и лишь с семнадцатого века стали использовать единую колодку, одинаковую для обеих ног. (19)По краю лаптя концы лыка аккуратно обрезали, загибали и подбивали особым инструментом — свайкой. (20)В заднюю часть лаптя вплетали опоры — кожаные узкие ремешки или верёвки из конопляного волокна. (21)При надевании на ногу они переплетались вокруг голени и закрепляли лапоть.
(По материалам Интернета)
Почему, по мнению автора текста, со старых деревьев не сдирали лыко для плетения лаптей?
4. Тип 4 № 905
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
Текст 2
(1)С глубокой древности люди искали и придумывали разные приспособления для измерения времени. (2)В комедии, которая была написана греческим драматургом Аристофаном две тысячи триста лет тому назад, есть такой эпизод. (3)Жительница Афин говорит своему мужу: «Когда тень будет в десять шагов, приходи ужинать». (4)Что значит это выражение «тень в десять шагов»? (5)По-видимому, недалеко от дома, в котором жили супруги, стоял столб или памятник. (6)В солнечный день он отбрасывал тень. (7)Чтобы узнать, который час, прохожие мерили тень шагами. (8)Утром она была длиннее, в полдень становилась совсем коротенькой, а к вечеру опять удлинялась. (9)Столб, который использовали как часы, назывался «гно́мон».
(10)Конечно, гномон был неудобными часами: он показывал время только в солнечный день и очень неточно. (11)И его нельзя было взять в дорогу, а в дороге часы так необходимы. (12)Индийские нищенствующие монахи — факиры — решили задачу определения времени в пути довольно просто: они превратили в часы обыкновенную дорожную палку. (13)Отправляясь в далёкое путешествие, факир брал с собой посох особенного устройства. (14)Посох был не круглым, как обычная палка, а восьмигранным. (15)Наверху в каждой грани высверливали отверстие, в которое вставлялась маленькая палочка. (16)Чтобы узнать время, факир поднимал свой посох, держа его за шнурок. (17)Тень, падающая от палочки на грань отвесно висящего посоха, показывала, который час. (18)Длину тени здесь не надо было каждый раз мерить, потому что на грани были вырезаны чёрточки, обозначающие часы. (19)Но зачем тогда нужно столько граней?
(20)Дело в том, что в разное время года видимый путь солнца различен. (21)Поэтому и тень, которая во всём зависит от солнца, ведёт себя летом и зимой неодинаково. (22)Летом солнце поднимается на небе выше, чем зимой, поэтому и тень в летний полдень короче, чем в зимний. (23)В этом значимость граней посоха. (24)Каждая грань размечена для одного какого-нибудь времени года и не годится для другого.
(По М. Ильину)
Определите и запишите лексическое значение слова «мерить» («мерили») из предложения 7. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
5. Тип 5 № 857
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) двумястами рублями
2) красивое Сочи
3) прекраснейший вид
4) двое подруг
- Мне нравится (1)
Комментарии
Какие изменения ждать в
Какие изменения ждать в едином государственном экзамене по русскому языку в 2020 году?
По официальным источникам, никаких изменений в этом экзамене пока не планируется. Напомним, что в ЕГЭ 2019 было добавлено новое задание. Задание №21 ориентировано на проверку умения экзаменуемых выполнять пунктуационный анализ небольшого текста. Подробную информацию о нем вы можете найти здесь:https://izilearn.ru/index.php?r=egerus%2Fnew_task_...
Справочные материалы
Справочные материалы
Проблема влияния войны на человека.
Проблема влияния войны на человека.
Какое воздействие на человека оказывают ужасы войны? Какое влияние на человека оказывает увиденное на войне? Как изменяется человек, побывавший на войне?
Позиция
Война изменяет человека. Война калечит душу человека. Человек, побывавший на войне, никогда не будет прежним.
Григорий Бакланов. Рассказ «Нездешний»
Главный герой рассказа, журналист Павел, побывав в Чечне, возвращается домой (приезжает в отпуск). Увидев своими глазами, что такое война, герой чувствует себя дома чужим, нездешним. В разговоре с горничной он говорит о том, что человек, побывавший на войне, никогда не сможет её забыть. Война изуродовала, искалечила его душу. Отрывок из текста: «— Вообще-то ты права. Только что ты про эту войну знаешь? Если вам рассказать, что там на самом деле и как... — он потянулся закурить, пачка была пуста. — Когда-нибудь расскажу. — Ничего вы не знаете. Да и хотите ли знать? Он пришел туда человеком, а побыл, глянешь на него... Ладно!»
Справочные материалы
Справочные материалы
Проблема роли учителя
Позиция.
Роль учителя в воспитании человека огромна. Хороший педагог, добрый и человечный, обладающий высокими моральными качествами, сможет и в своих учениках воспитать тягу к прекрасному, любовь к книге, любознательность, доброту и человеколюбие.
Валентин Григорьевич Распутин. Рассказ «Уроки французского».
Учительница Лидия Михайловна не смогла отнестись равнодушно к судьбе своего ученика, героя рассказа. Она поняла, как тяжело приходится ребёнку, живущему вдали от матери. Поняла, что мальчик стал играть на деньги от отчаяния, от голода. Лидия Михайловна, узнав о тяжёлом положении своего ученика, постаралась помочь ему и сделала это очень деликатно. В конце рассказа герой делает вывод, что именно Лидия Михайловна научила его доброте и готовности бескорыстно помогать тому, кто в этом нуждается.
Справочные материалы
Справочные материалы
Проблема отношения к тем, кто отдавал нам свою любовь и заботу
Юрий Бондарев. Рассказ «Простите нас!»
Старая учительница хорошо помнит всех своих учеников, следит за их успехами, а вот они забыли о ней, не заходят в гости, не пишут письма. Только один Коля Сибирцев, тихий, робкий, ничем не примечательный парень, у которого неудачно сложилась жизнь, заходит к Марии Петровне. Герой рассказа понимает, как жестоки и равнодушны они были к своей учительнице, вложившей в них так много душевного тепла. Движимый чувством вины, он отправляет на адрес школы телеграмму «Простите нас». Отрывок из текста: «Они простились. Он быстро пошел по дорожке ночного сада. И не выдержал, оглянулся. Дверь передней была еще распахнута, и в темный парк падал желтый косяк света. Мария Петровна стояла на крыльце, и худенькая, неподвижная фигурка ее отчетливо чернела в проеме двери. Всю дорогу до Москвы Сафонов не мог успокоиться, переживал чувство жгучего, невыносимого стыда. Он думал о Витьке Снегиреве, о Шехтере, о Самойлове - о всех, с кем долгие годы учился когда-то, и хотелось ему достать их адреса, написать им гневные, уничтожающие письма. Но он не знал их адресов. Потом он хотел написать Марии Петровне длинное извинительное письмо, но с ужасом и отчаянием подумал, что не знает номера ее дома. На большой станции Сафонов, хмурый, взволнованный, вышел из вагона. Он зашел на почту и, поколебавшись, дал телеграмму на адрес школы, на имя Марии Петровны. В телеграмме этой было два слова: "Простите нас".
Справочные материалы
Справочные материалы
Проблема отношения к тем, кто отдавал нам свою любовь и заботу (по рассказу Юрия Казакова)
Юрий Казаков Рассказ «Тёплый хлеб».
Более пятнадцати лет Дуся не видела свою мать и даже на похороны её не поехала. Только спустя год после смерти матери Дуся едет в родную деревню. И здесь, на кладбище, её вдруг охватывает тоска по матери, и она горестно рыдает. А на следующий день Дуся снова спокойна и весела, уезжает уже как ни в чём не бывало.
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир».
В эпилоге романа мы видим, как трепетно относятся дети к своей постаревшей матери. Графиня Ростова живёт в доме своих детей, окружённая их заботой и вниманием. Как деликатно обращаются они с этой женщиной, отдавшей им в своё время столько заботы и тепла, как охраняют её покой, не произнося при ней ничего, что могло бы её расстроить! Роман Л.Н.Толстого является примером благодарности детей, примером того, что человек может щедро отблагодарить того, кто его любил и опекал.
Справочные материалы
Справочные материалы
Проблема роли книги в формировании человека
Позиция.
Роль книги в формировании человека переоценить невозможно. Только медленное, вдумчивое чтение поможет человеку развиться духовно, научит его мыслить самостоятельно.
Майк Гелприн. Рассказ «Свеча горела».
В рассказе «Свеча горела» описано далёкое будущее, в котором нет места книгам. Андрей Петрович, бывший преподаватель литературы, после долгого перерыва обретает ученика – Максима, мужчину около тридцати лет. Оба они, учитель и его ученик, приходят разными путями к одной мысли: литература «была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность». Без чтения книг дети растут бездуховными. Продолжение рассказа: Андрей Петрович начал учить Максима читать ( то есть понимать книги): «День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий». Потом выясняется, что Максим не человек, а домашний робот-гувернёр.: «Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения... По факту утилизирован.... Общественность обеспокоена проявлением... Выпускающая фирма готова понести... Специально созданный комитет постановил...». Учитель расстроен, думая, что все его усилия пропали даром, однако к нему приходят воспитанники Максима, мальчик и девочка, которые очень хотят читать хорошие, добрые, светлые книги. (такой финал рассказа показывает, что книги нельзя уничтожить, что тяга к духовному, «духовная жажда» никогда не иссякнут в человеке, как бы ни хотели их искоренить те, кто держит власть в своих руках).
Справочные материалы
Справочные материалы
Проблема роли книги в формировании человека (по книге А.Азимова)
Позиция.
Роль книги в формировании человека переоценить невозможно. Только медленное, вдумчивое чтение поможет человеку развиться духовно, научит его мыслить самостоятельно.
Айзек Азимов. Повесть «Профессия».
А.Азимов описывает далёкое будущее с совершенно другой системой образования. Читать и писать восьмилетних детей учат с помощью специальной машины и обучающих лент. Посредством таких образовательных лент дают и профессиональные знания тем, кому исполнилось 18 лет. Однако не все юноши и девушки обучаются подобным образом. Молодых людей, способных к творческому мышлению, учат по книгам, ведь только так можно развить умение мыслить самостоятельно и совершать научные открытия.
Справочные материалы
Справочные материалы
Проблема роли книги в формировании человека (по книге Рэя Брэдбери «451...
Позиция.
Книга оказывает огромное влияние на человека. Она развивает умение мыслить самостоятельно, учит быть независимым в суждениях.
Роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
В своём научно-фантастическом романе Рэй Брэдбери описывает человечество будущего, которое отказалось от книг. Люди будущего, не читающие книг, стали одинаковыми, похожими друг на друга как две капли воды. Не читая книг, а лишь развлекаясь, человек разучился видеть разные стороны одного вопроса, теперь он видит мир таким, каким ему его хотят показать. Одним словом, без книг человек перестал быть человеком, он ослеп, превратился в марионетку в руках правительства.
Справочные материалы
Справочные материалы
Проблема роли книги в формировании человека (из материалов И.А.Бродского)
Позиция.
Книга развивает в человеке самые лучшие качества: человеколюбие, доброту, честность, совестливость и пр. Человек, любящий книги, никогда не совершит преступление, никогда не будет служить злу.
Нобелевская лекция И.А.Бродского.
В своей нобелевской речи И.А.Бродский говорит о том огромном влиянии, которое литература оказывает на человека. Он говорит о том, что библиотека могла бы заменить государство, что у «властителя наших судеб» следовало бы спрашивать не о политических программах, а «о том, как он относится к Стендалю, Диккенсу, Достоевскому». И.А.Бродский полагает, что «для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего» (речь идёт о настоящем чтении). Подчёркивая важную роль литературы, И.А.Бродский утверждает, что «среди преступлений … наиболее тяжкими являются не цензурные ограничения и т. п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое - пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью: если же преступление это совершает нация, она платит за это своей историей».
Справочные материалы
Справочные материалы
Проблема засорения русского языка и изменений, происходящих в современном русском языке.
Позиция.
Современный русский язык перенасыщен иностранными словами. Они портят наш «великий, могучий, правдивый и свободный» русский язык.
Нора Галь. «Слово живое и мёртвое».
Нора Галь, известная переводчица и редактор, озабочена тем, что происходит с языком в наше время. Она относится к слову с большим трепетом и говорит: «…слово требует обращения осторожного. Слово может стать живой водой, но может и обернуться сухим палым листом, пустой гремучей жестянкой, а то и ужалить гадюкой. И слово может стать чудом». Она убеждает читателя в том, что нужно беречь наш чудесный язык. Нора Галь говорит в своей книге о канцелярите, приводит примеры из нашей речи и из текстов художественных произведений, показывает, как по-разному могут быть выражены мысли. Читая эту книгу, понимаешь, как неумело мы обращаемся с нашим выразительным языком.
М.Зощенко. Рассказ «Обезьяний язык».
Герой рассказа жалуется, что русский язык стал невероятно трудным, потому что в нём слишком много иностранных слов, значение которых он не понимает. Герой сидит на собрании и чувствует себя глупцом среди этих людей, участвующих в «умном и интеллигентном разговоре». Но когда читаешь этот юмористический рассказ М.Зощенко, то понимаешь, что глупыми как раз являются люди, пересыпающие свою речь иностранными словами, хотя в нашем замечательном языке вполне достаточно своих, выразительных и понятных.
А.Кнышев. Рассказ «В эфире ньюзости».
Автор рассказа высмеивает любовь к иностранным словам, которая уже переходит все границы разумного. Рассказ построен в виде речи, которую произносит диктор. Смысл его слов тонет в бесконечном потоке заимствований из английского языка. Автор доводит любовь к заимствованиям до абсурда, чтобы мы наконец поняли: наш язык настолько прекрасен, что нам нужно оберегать его, а не уродовать чужими словечками.
И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык».
В своём знаменитом стихотворении в прозе И.С.Тургенев говорит о том, что именно язык, «великий, могучий, правдивый и свободный», является доказательством величия русского народа. Именно язык становится, по мнению писателя, предметом гордости, ведь нельзя представить, чтобы великий язык «не был дан великому народу». Текст стихотворения: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Справочные материалы
Справочные материалы
Проблема воздействия музыки на человека
Позиция.
Музыка благотворно влияет на душу человека.
Поэма А.Т.Твардовского.
В поэме А.Т.Твардовского есть глава «Гармонь». В ней Василий Тёркин, увидев гармошку, просит разрешения сыграть на ней. Когда он начинает играть, происходит настоящее чудо: Как-то вдруг теплее стало На дороге фронтовой. Все, кто слышит музыку, собираются около гармониста, идут, «как на огонь», ведь эти звуки напоминают солдатам о мирной жизни, эти звуки смягчают их сердца, помогают хоть на мгновение забыть о войне.
Справочные материалы
Справочные материалы
Проблема роли музыки в военное время
Позиция.
Роль музыки на войне огромна. Она помогает солдату укрепить боевой дух, даёт силы, помогает отвлечься.
Поэма А.Т.Твардовского.
В поэме А.Т.Твардовского есть глава «Гармонь». В ней Василий Тёркин, увидев гармошку, просит разрешения сыграть на ней. Когда он начинает играть, происходит настоящее чудо: Как-то вдруг теплее стало На дороге фронтовой. Все, кто слышит музыку, собираются около гармониста, идут, «как на огонь», ведь эти звуки напоминают солдатам о мирной жизни, эти звуки смягчают их сердца, помогают хоть на мгновение забыть о войне.
Справочные материалы
Справочные материалы
Проблема взаимоотношений в семье.
Проблема взаимоотношений в семье.
На чём должны быть основаны отношения в семье? Проблема роли родителей в воспитании детей. Как надо воспитывать детей, чтобы они смогли стать самостоятельными людьми?
Позиция.
В основе семейных отношений должна быть любовь, желание понять близкого человека.
Роман Л.Н.Толстого»Война и мир».
В семье Ростовых главным в отношениях является любовь. Дети, выросшие в атмосфере любви, сами становятся любящими родителями. И Наташа, и Николай Ростовы смогли создать по-настоящему счастливые семьи. Они заботятся о своей состарившейся матушке, оберегают её покой
справочные материалы
справочные материалы
Роль родителей в воспитании детей.
Роль родителей в воспитании детей.
Как надо воспитывать детей, чтобы они смогли стать самостоятельными людьми?
Позиция.
Излишней заботой родители порой причиняют вред своему ребёнку. Не давая ему права выбора, пытаясь решить все проблемы ребёнка за него, папы и мамы, бабушки и дедушки не учат главному - самостоятельности.
Повесть А.Г.Алексина «Дневник жениха».
Героиня этой повести, тётя Зина, кажется заботливой бабушкой, опекающей своего любимого внучатого племянника (внука её младшей сестры). Митя растёт робким и нерешительным. Ни одного поступка без благословения тёти Зины он совершить не может. Читая это произведение, постепенно понимаешь, что родительская опека порой может обернуться большим злом. Ребёнок, в котором не воспитали самостоятельности, вряд ли сможет стать по-настоящему счастливым, ведь ни одного поступка он не сможет совершить сам, потому что ему никогда не позволяли быть свободным. Глубоко страдает Митя, главный герой этой повести, ведь своей нерешительностью он отталкивает девушку, которую любит. Получается, что тётя Зина, казавшаяся такой заботливой и любящей, на самом деле безнадёжно испортила юноше жизнь. Это понимает Митя в конце рассказа, произнося фразу: «Жертвовать - не значит порабощать».
справочные материалы
справочные материалы
Проблема самопожертвования. Что значит настоящее самопожертвование?
Позиция.
Порой самопожертвование является всего лишь попыткой сделать человека своим рабом. В таком случае в основе «самопожертвования» лежит эгоизм, а не любовь.
Повесть А.Г.Алексина «Дневник жениха» и рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».
Героиня этого рассказа, тётя Зина, приносит себя в жертву, отказывается от личного счастья, воспитывая сначала дочь своей младшей сестры, а потом и своего племянника Митю. Так выглядит ситуация на первый взгляд. Однако потом мы узнаём, что не было никакой необходимости заменять матерей, что фактически тётя Зина вопреки воле сестры и её дочери брала под свою опеку детей, убеждая, что на крайнем севере, куда уезжали женщины со своими новыми мужьями, детям будет плохо жить. Читая повесть А.Г.Алексина, мы понимаем, что тётя Зина «приносила себя в жертву» не из любви, не из подлинного желания помочь, а всего лишь из эгоизма, из страха оказаться одной. «Жертвенность» тёти Зины приносит Мите, её племяннику, много страданий, и в конце повести он делает очень важный вывод: «Жертвовать - не значит порабощать». Настоящим самопожертвованием является только такой поступок, который продиктован не эгоизмом и желанием выглядеть в чужих глазах героем, а подлинной любовью к людям. О таком самопожертвовании рассказал в своём рассказе «Старуха Изергиль» М.Горький. Данко, герой этого произведения, вырвал из своей груди сердце, чтобы осветить людям дорогу. Никакой награды Данко не требовал, потому что его поступок был продиктован горячей любовью к людям, великим желанием спасти их.
справочные материалы
справочные материалы
Проблема изменений, происходящих в обществе в связи с появлением массовой культуры.
Позиция.
Появление массовой культуры отрицательно сказалась на духовном развитии общества. Люди, привыкшие постоянно развлекаться, отвыкшие от напряжённой душевной работы, изменились, лишились индивидуальности. Общество, в котором процветает массовая культура, лишено духовности.
Роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Роман американского писателя оказался пророческим. В этой книге, изданной в 1953 году, мы узнаём современное общество. Люди будущего, описанные писателем-фантастом, разучились читать книги. Вместо чтения классических произведений они предпочитают их краткие пересказы, комиксы. Общение с живыми людьми заменили просмотры телевизионных сериалов. Телевизорные стены помогают человеку окончательно отгородиться от мира, погрузившись в мир иллюзорный. Ракушки-наушники со встроенным радиоприёмником мешают людям слушать друг друга. Жизнь общества, описанного Рэем Брэдбери, кажется благополучной. Однако человек, погружённый в бесконечные развлечения, не чувствует себя счастливым. Именно поэтому жена главного героя пытается покончить жизнь самоубийством. Санитары из неотложной помощи, приехавшие на вызов, рассказывают, что таких случаев бывает у них по девять-десять за ночь. Получается, что человечество, отказавшееся от духовной пищи, лишило себя чего-то важного, чего-то, что делало жизнь прекрасной.
справочные материалы
справочные материалы
Д.И.Фонвизин «Недоросль». Роль образования в жизни человека.
Проблема.
Какое значение имеет образование в жизни человека?
Авторская позиция.
Образованный человек может многого добиться в жизни и много сделать для других людей, для страны, а необразованный…
Примеры из произведения Д.И.Фонвизина «Недоросль»:
1 Примеры благородных образованных людей в пьесе ( Правдин, Стародум ).Чем важна для других деятельность Правдина? Чего добился Стародум?
2 Примеры необразованных людей ( Простаковы, их родители, Митрофан) . Доказательства их необразованности. Смогут ли они прожить без крепостных, добывая сами себе хлеб? Какое будущее ждет Митрофана?
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ ОГЭ!!!
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ ОГЭ!!!
ФИПИ ОГЭ - 2020: важные изменения, даты (расписание), обязательные предметы 9 класс, баллы (что пишет официальный сайт) - последние официальные новости сегодня
ФИПИ ОГЭ - 2020: важные изменения, даты (расписание), обязательные предметы 9 класс, баллы (что пишет официальный сайт) - последние официальные новости сегодня
Приказом Министерства Просвещения РФ и Рособрнадзора № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» регламентирован порядок проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) по основным образовательным программам основного общего образования и список предметов для сдачи ОГЭ в 2020 году. О важных изменениях в формате проведения ОГЭ - 2020 по информации ФИПИ и других федеральных органов управления образованием, читайте ниже.
ГИА в форме ОГЭ и (или) ГВЭ включает в себя четыре экзамена по следующим учебным предметам: экзамены по русскому языку и математике (далее - обязательные учебные предметы), а также экзамены по выбору обучающегося, экстерна (далее вместе - участники ГИА) по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Лицам, изучавшим родной язык и родную литературу при получении основного общего образования, предоставляется право при прохождении ГИА выбрать экзамен по родному языку и (или) родной литературе.
Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов ГИА по их желанию проводится только по обязательным учебным предметам (далее - участники ГИА, проходящие ГИА только по обязательным учебным предметам).
В 2020 году выпускные экзамены ждут большие изменения. Пока речь идет только об ОГЭ, который сдают выпускники 9-х классов. Дело в том, что ОГЭ - 2020 будут сдавать школьники, которые с первого класса обучались по новым Федеральным государственным стандартам, принятым в 2010 году. Это дети, которые учились совсем по другой программе, а значит, и экзамены у них должны быть другими, сообщает "Комсомольская Правда".
- В новых стандартах акцент сделан на системно-деятельностный подход, - говорит директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова. – Поэтому акцент в экзамене будет сделан не на знания, а на умения. То есть, надо не дать определение или назвать дату, а найти, систематизировать или применить информацию, аргументировать тезис. Проверяться будут не только знания по конкретному предмету, но и метапредметные навыки, которые нужны на всех предметах. Это смысловое чтение, коммуникационная грамотность, умение пользоваться справочной информацией и многое другое. Впрочем, задания старого типа тоже сохранятся, чтобы была преемственность между экзаменами, и чтобы результаты ОГЭ можно было сравнивать по годам.
Предметы ОГЭ-2020, при сдаче которых планируются наибольшие изменения в сравнении в 2019 годом.
История
На экзамене по истории в 9-ом классе будет проверяться период с древнейших времен по 1914 год. Дело в том, что по новым стандартам история изучается линейно (когда события 20 и 21 века изучаются в старших классах), а не концентрически (когда в старших классах повторяют весь курс истории в сжатом виде).
- В новом экзамене расширен спектр проверяемых навыков, - рассказывает Игорь Артасов, руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов по истории. – Например, раньше 9-классникам надо было выбрать из списка одну из возможных причин реформ. Сейчас мы просим дать краткое пояснение, почему именно это могло спровоцировать реформы.
Кроме того, в новом экзамене проверят, умеют ли 9-классники подбирать факты для аргументации, составлять последовательный текст из данных терминов, работать с картами и историческими источниками.
- Раньше в задании с картой надо было определить эпоху, к которой она относится, - говорит Игорь Артасов. – Сейчас надо соотнести карту с небольшим отрывком текста, понять, какие события на ней отображены. Были задания на атрибуцию исторического источника – понять, о каком времени этот текст, кто мог быть его автором. Сейчас нужно проанализировать его на наличие ошибок, и поработать с контекстной информацией. Кроме того, в экзамене появятся и вопросы по истории других стран.
Обществознание
В экзамене по обществознанию станет меньше заданий, где нужно просто дать определения или перечислить какие-то понятия. Станет больше комплексных творческих заданий, а также заданий на практику.
- Обществознание нужно детям, чтобы они могли нормально выполнять свои социальные роли, - говорит Татьяна Лискова, руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов по обществознанию. – Мы добавили задание на работу с фотографией, где детей просят порассуждать на тему заданного сюжета. Стала более творческой работа с диаграммами – теперь надо будет не просто написать, что прибавилось, что убавилось, но и попробовать проанализировать возможные причины, почему так происходит.
Станет гибкой и система оценивания. Поскольку ребят просят написать собственное мнение, эксперты будут допускать больше вариативности. То есть, точка зрения может быть любой, если она не противоречит науке.
Физика
В экзаменах по физике станет ещё больше таблиц, графиков и диаграмм – выпускники должны уметь работать с самыми разными способами визуализации данных. Кроме того, им нужно будет не только знать какие-то факты, но и понимать, какими методами они были получены.
- Мы как учили три закона Ньютона в школе, так и будем учить, - считает Марина Демидова, руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов по физике. - Но надо понимать, каким образом были получены эти знания, чтобы понимать их достоверность. А это развивает критическое мышление, которое сейчас очень важно. Поэтому в экзамене будет группа заданий, где детям надо будет спланировать и провести наблюдение и опыт, снять показатели с приборов и сделать правильные выводы.
Экзамен по физике, как и остальные, будет ориентирован на практику. Например, детям надо будет узнать какое-то повседневное явление по его научному описанию. Кроме того, они должны разбираться в основных физических принципах работы каких-то бытовых устройств – понимать, на чем основано действие микроволновки или энергосберегающей лампочки.
Биология
В экзамене для 9-классников по биологии впервые появятся задачки на экологию. Причем это будут комплексные задания со схемами, где ребёнку нужно смоделировать какую-то ситуацию, найти основные объекты и выделить связи между ними.
Кроме того, появится больше задач, связанных с бытовой жизнью человека – например, надо будет спланировать и оценить рацион, появятся задания о здоровье и правильном образе жизни.
- Между биологией как наукой и тем, что изучается в школе – пропасть, - считает Валерьян Рохлов, руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов по биологии. – Биология в школе очень описательная, там просто даются какие-то факты – словно ученые просто получили эти знания от Всевышнего и просто зафиксировали их. Поэтому мы делаем акцент на осмысленное понимание и делаем задания, в которых можно выстроить эксперимент и понять, какие цели ставил ученый и к каким выводам он может прийти.
Химия
Экзамен по химии тоже приблизится к практике и повседневной жизни. Школьникам не просто нужно будет рассказать о каких-то терминах или понятиях, но и показать разные варианты применения и трактовки.
- В рекламе зубных паст постоянно звучит, что фтор укрепляет эмаль, но в других контекстах он может быть разрушителем, - приводит пример Дмитрий Добротин, руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов по химии. – И дети должны понимать, почему так происходит. Это важно и для бытовой химической грамотности, чтобы дети понимали, как надо обращаться с теми или иными веществами.
Среди заданий будут и настоящие эксперименты. Например, выпускникам предложат определить, что за вещество находится в пробирке, и подобрать для этого нужные реактивы из предложенных.
География
В экзамене по географии сохранятся и задания старого типа – где самые длинные реки и самые высокие горы. Но появятся и новые, на повседневность. Например, надо будет поработать с сообщениями из СМИ, чтобы локализовать какое-то географическое явление в пространстве. Например, где же все-таки упал метеорит – в Челябинске или в Якутии?
- Задания в новом экзамене по географии будут связаны с погодными явлениями, изменением климата и окружающей среды, - рассказывает Вадим Барабанов, ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений. – Например, ученики получат текст и инфографику о ситуации с уровнем воды в Байкале. И им надо будет ответить на группу вопросов – почему так происходит, какие субъекты РФ это затронет, как можно выполнить постановление Правительства по поддержанию уровня воды в озере.
ИКТ и информатика
ОГЭ по информатике 9-классники станут сдавать на компьютерах. Детям предстоит продемонстрировать все те же важные в повседневной жизни навыки – умение найти информацию и подготовить презентацию по новой для себя теме.
Чтобы качественно и быстро подготовиться к ОГЭ, рекомендуется следовать простому алгоритму:
определить «слабые» темы с разделами, сделать на них «упор»
определить понятные и известные темы
изучить структуру ОГЭ, демоверсии, попробовать их решить
повторят понятные темы, и параллельно изучать непонятные
пробное решение демоверсий, советует портал pronedra.ru
Даты сдачи экзаменов ОГЭ-2020:
Для допуска к ОГЭ девятиклассникам в 2020 году придётся получить "зачёт" по итоговому собеседованию.
Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля. Пункт 16 порядка проведения ГИА-9.
Основной день проведения в 2020 году - 12 февраля
13 марта Итоговое собеседование по русскому языку – дополнительный срок
6 мая Итоговое собеседование по русскому языку – дополнительный срок
Досрочный период
22 апреля математика
24 апреля история, биология, физика, география, иностранные языки
26 апреля русский язык
29 апреля информатика и ИКТ, обществознание, химия, литература
Резерв
6 мая резерв: математика
7 мая резерв: история, биология, физика, география, иностранные языки
8 мая резерв: русский язык
13 мая резерв: информатика и ИКТ, обществознание, химия, литература
14 мая резерв: по всем учебным предметам
Основной период
24 мая иностранные языки
25 мая иностранные языки
28 мая русский язык
30 мая обществознание
4 июня обществознание, информатика и ИКТ, география, физика
6 июня математика
11 июня литература, физика, информатика и ИКТ, биология
14 июня история, химия, география
Резерв
25 июня Резерв: русский язык
26 июня Резерв: обществознание, физика, информатика и ИКТ, биология
27 июня Резерв: математика
28 июня Резерв: география, история, химия, литература
29 июня Резерв: иностранные языки
1 июля Резерв: по всем предметам
2 июня Резерв: по всем предметам
Дополнительный период (сентябрь)
3 сентября русский язык
6 сентября математика
9 сентября история, биология, физика, география
11 сентября обществознание, химия, информатика и ИКТ, литература
13 сентября иностранные языки
Резерв
16 сентября резерв: русский язык
17 сентября резерв: история, биология, физика, география
18 сентября резерв: математика
19 сентября резерв: обществознание, химия, информатика и ИКТ, литература
20 сентября резерв: иностранные языки
21 сентября резерв: по всем учебным предметам
Формат экзамена близок к ЕГЭ. Максимальные баллы по каждому из предметов (по состоянию на 2019 год)
Русский язык — 39 баллов.
Математика (20 по алгебре и 12 по геометрии) — 32 балла.
Физика — 40 баллов.
Химия (работа без реального эксперимента) — 34 балла
Химия (работа с реальным экспериментом) — 38 баллов.
Биология — 46 баллов.
География — 32 балла.
Обществознание — 39 баллов.
История — 44 балла.
Литература — 33 балла.
Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) — 22 балла.
Английский/немецкий/французский/испанский/китайский язык — 70 баллов.
ИТОГО, в 2020 году учащиеся всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения - Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО – должны заранее подготовиться к успешной сдаче ОГЭ -2020.
12 февраля 2020 г. всем
12 февраля 2020 г. всем девятиклассникам придётся пройти через волнительное испытание – Итоговое собеседование. Это устный экзамен по русскому языку, без успешной сдачи которого ученик не получит допуска к ОГЭ. Итоговое собеседование – нововведение, которое проводится по всей стране в обязательном порядке, при этом результат собеседования напрямую влияет на допуск к экзаменам.
Как успешно сдать Итоговое собеседование? В этой статье мы подробно ответим на этот вопрос. Чтобы информацию было легче воспринять, мы по возможности представили её в форме «вопрос-ответ». Перед разбором каждого задания по отдельности приведём несколько ответов на общие вопросы.
КОГДА Я ЖДУ СВОЕЙ ОЧЕРЕДИ, МОЖНО ЛИ ПОГОВОРИТЬ С ОДНОКЛАССНИКАМИ, КОТОРЫЕ УЖЕ СДАЛИ?
Нет. По регламенту ученики, ожидающие своей очереди, не должны пересекаться с теми, кто уже прошёл процедуру Итогового собеседования.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ?
Итоговое собеседование 2020 состоит из 4 частей:
1. Чтение (2 балла);
2. Пересказ (5 баллов);
3. Монолог (3 балла);
4. Диалог (2 балла).
Также оценивается наличие ошибок в речи: 4 балла за задания №1-2 и 4 балла за задания №3-4.
Всего 20 баллов.
КАКИЕ КРИТЕРИИ?
Краткая сводка по критериям приведена ниже:
СТАВИТСЯ ЛИ ОЦЕНКА ЗА ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ?
Оценка за собеседование не ставится. Есть два варианта – либо незачёт (0-9 баллов из 20), либо зачёт (10-20 баллов из 20). Не стоит из кожи вон лезть, чтобы набрать максимум. Главное – спокойно перейти порог в 10 баллов. Желательно с запасом в несколько баллов.
СТОИТ ЛИ БОЯТЬСЯ НЕЗАЧЁТА?
Не стоит. Если не получить зачёт с первой попытки, то будет ещё две попытки. Пересдачи назначены на 11 марта 2020 г. и 18 мая 2020 г.. Ничего страшного в пересдачах нет. Воспринимайте пересдачи не как пересдачи экзамена, а как дополнительные попытки сдать экзамен.
МОЖНО ЛИ ПЕРЕСДАТЬ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ, ЕСЛИ НЕ ЯВИТЬСЯ ПО НЕУВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ?
Нет. Пересдать можно либо в случае получения незачёта, либо в случае неявки по уважительной причине. Поэтому в любом случае (даже если на 100% уверены, что не сдадите) нужно попробовать сдать этот экзамен.
КОГДА БУДУТ РЕЗУЛЬТАТЫ?
В течение 5 календарных дней. Возможно, многие узнают результаты в день экзамена.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У МЕНЯ ДЕФЕКТ РЕЧИ?
Итоговое собеседование создано НЕ для того, чтобы «отсеять» тех, у кого дефект речи. Оно создано, чтобы развить навыки чтения, пересказа и спонтанной речи. Наличие дефектов речи не влияет на оценку ответа. К тому же учителя – понимающие люди, и будут относиться более лояльно к ученикам с дефектом речи, потому что таким ученикам сложнее выполнять задания Итогового собеседования.
Если дефекты речи абсолютно не позволяют выполнять задания, то должна быть рекомендация ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).
МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕФОРМАЛЬНУЮ ЛЕКСИКУ?
Нет, при использовании неформальной лексики («классно», «крутой», «фоткать» и т.п.) будут сниматься баллы.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОСЛЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВА Я СРАЗУ ЖЕ ПОНЯЛ(А), ЧТО НУЖНО БЫЛО ПРОИЗНЕСТИ СЛОВО ПО-ДРУГОМУ?
Тут же исправьте ошибку. В этом случае ошибка засчитана не будет.
ЗАДАНИЕ 1. ЧТЕНИЕ
Время на подготовку: 2 минуты
Время на выполнение: до 2 минут
Что самое важное: ТЕМП ЧТЕНИЯ и ИНТОНАЦИЯ.
КАКОГО РАЗМЕРА БУДЕТ ТЕКСТ?
В тексте будет 160-200 слов. Для сравнения: в демоварианте размер текста составляет 177 слов.
ЧТО ДЕЛАТЬ 2 МИНУТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ?
● Прочитать про себя текст (лучше дважды).
● Продумать, как правильно произнести даты, цифры, названия, фамилии, имена, отчества.
● Начать готовиться к пересказу, запоминая главные мысли.
МОЖНО ЛИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЧТЕНИЮ ВЫПИСЫВАТЬ СЛОВА В ПОЛЕ ДЛЯ ЗАМЕТОК?
Нет, поле для заметок выдаётся, когда ученик приступает к заданию №2.
МОЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ ПОМЕТКИ В ТЕКСТЕ?
Да, можно.
МОЖНО ЛИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЧИТАТЬ ТЕКСТ ВСЛУХ?
Да, можно.
НАСКОЛЬКО БЫСТРО ЧИТАТЬ ТЕКСТ?
Если Вы уложитесь в 2 минуты, то получите +1 балл за темп речи, поэтому не следует читать слова слишком медленно (по слогам). Также нежелательно читать текст очень быстро (многие ученики слишком торопятся). Не торопитесь!
КАК ДЕЛАТЬ МЕНЬШЕ ОШИБОК?
Во время чтения ведите пальцем по тексту. Этот приём многим помогает.
КАКУЮ ОШИБКУ БУДЕТ ОБИДНО ДОПУСТИТЬ?
Апробация показала, около 30% девятиклассников не умеют «считывать» знак ударения в словах. Постарайтесь не быть среди тех 30%, кто неправильно ставит ударение в слове, где уже указано, на какую букву падает ударение smile
ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В ЗАДАНИИ?
В ЛЮБОМ тексте будут встречаться цифры, и иногда их непросто произнести правильно. Самое сложное – это склонение числительных. Например, очень часто встречается ошибка, когда говорят «более пятиста (шестиста и т.д.)» вместо «более пятисот (шестисот и т.д.)».
Поэтому советуем изучить табличку:
Склонение числительных (таблица)
МОГУТ ЛИ ПОПАСТЬСЯ СЛОВА СО СЛОЖНЫМ УДАРЕНИЕМ?
Да, могут попасться, но могут и НЕ попасться. Советуем изучить ударения в сложных словах, ведь всё равно через 2 года при подготовке к ЕГЭ придётся учить ударения. Однако не стоит бросать ВСЕ силы на изучение ударений, тем более что разрешается допустить одну орфоэпическую ошибку (ошибку, связанную с ударениями).
Ударения
НУЖНО ЛИ РАСШИФРОВЫВАТЬ АББРЕВИАТУРЫ?
Нет. Если написано «СМИ», «МГУ» и т.п., то так и произносим без расшифровки. Если даны инициалы человека (А.С. Пушкин), то произносим фамилию без инициалов (Пушкин).
КАКАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ИНТОНАЦИЯ?
Интонация должна соответствовать пунктуационному оформлению текста (так звучит критерий). Поэтому следует обращать внимание на знаки препинания. Подробности мы привели в табличке:
Совет: не следует бросать все силы на правильную интонацию. Она оценивается всего 1 баллом. 1 балл дадут, даже если в единичных случаях интонация была неверной. 0 поставят лишь при условии, что текст в целом был прочитан монотонно. Следующие задания куда важнее, они принесут намного больше баллов.
ЗАДАНИЕ 2. ПЕРЕСКАЗ
Время на подготовку: 2 минуты
Время на выполнение: до 2 минут
Что самое важное: не упустить микротемы; не сделать фактических ошибок; включить цитату в пересказ.
КАКАЯ СТРУКТУРА У ТЕКСТА?
Большинство текстов имеют одну и ту же структуру. Во введении автор подводит читателя к основной части. В основной части раскрывается тема. В заключении автор делает вывод.
Именно от этой структуры следует отталкиваться при работе с текстом:
КАК СПРАВИТЬСЯ С ПЕРЕСКАЗОМ ТЕКСТА?
1. Читаем текст про себя, подчёркивая ключевые слова (главные мысли и идеи).
2. Определяем окончательно, какова главная мысль в каждом из абзацев.
3. Думаем, в какое место поставить цитату.
4. Пытаемся запомнить главные мысли.
5. По истечении времени не торопясь пересказываем, плавно переходя от одной мысли к другой.
НУЖНО ЛИ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ ПОДРОБНО?
Как думаете, за что дадут больше баллов – за 2 подробно пересказанных абзаца или за 4 кратко пересказанных абазаца?
Эксперты советуют пересказывать текст подробно, однако критерии не требуют подробного пересказа. Куда важнее запомнить все микротемы.
Вычлените из каждого абзаца по одной мысли (по 1-2 небольших предложения) и соедините мысли воедино. Если Вы будете пытаться запомнить текст подробно, то можете не успеть запомнить все микротемы.
КАК СЖИМАТЬ ТЕКСТ?
Для сжатия текста нужно время, которого у Вас практически не будет. Поэтому основная задача – это запомнить основные мысли, опорные слова. При желании можете ознакомиться с приёмами сжатия текста, которые пригодятся на изложении ОГЭ. Так Вы поймёте, какую информацию можно сразу отбросить.
СКОЛЬКО МИКРОТЕМ В ТЕКСТЕ?
Как правило, 1 абзац = 1 микротема. Будет полезно подсчитать количество абзацев и держать это число в уме при пересказе, чтобы не упустить микротемы. Для облегчения задачи можете загибать пальцы на каждой микротеме.
СНИЗЯТ ЛИ БАЛЛЫ, ЕСЛИ Я ПЕРЕПУТАЮ ПОРЯДОК МИКРОТЕМ?
Нет, не снизят. Главное – озвучить все микротемы. Поэтому если Вы по ходу пересказа вспомнили, что пропустили микротему, то добавьте её. За отсутствие микротемы балл снизят, за изменённый порядок микротем – не снизят.
МОЖНО ЛИ ЧТО-ТО ПОДЧЁРКИВАТЬ С ТЕКСТЕ?
Да, можно. Для успешного пересказа даже нужно. Обязательно подчёркивайте в тексте ключевые слова и старайтесь их запомнить. Ключевые слова облегчат пересказ.
СЛЕДУЕТ ЛИ В ПЕРЕСКАЗЕ ОЗВУЧИВАТЬ ТОЧНЫЕ ЦИФРЫ И НАЗВАНИЯ?
Не советуем. Если Вы ошибётесь в названии, в году, в каких-то цифрах, то будет засчитана фактическая ошибка. А это минус 1 балл. Поэтому озвучивайте цифры и названия, только если на 100% уверены, что они верны.
НУЖНО ЛИ УЧИТЬ ЦИТАТУ?
Нет, цитата будет у Вас перед глазами во время пересказа (как и поле для заметок).
В КАКОМ МЕСТЕ ПОСТАВИТЬ ЦИТАТУ?
Всё зависит от текста. В каком-то тексте уместно добавить цитату в начале (сначала вводное предложение, а потом цитата). В каком-то – в середине текста. Чаще всего (но не всегда) цитату лучше поставить ближе к концу текста.
КАК ВКЛЮЧИТЬ ЦИТАТУ В ТЕКСТ?
Чтобы цитата была логична, нужно слово-связка («недаром» / «неслучайно» / «не зря»). Советуем использовать прямое цитирование, потому что при косвенном можно ошибиться.
Пример:
«Кулибин – Архимед наших дней» (Г.Р. Державин)
ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ:
Недаром Державин утверждал: «Кулибин – Архимед наших дней».
КОСВЕННОЕ ЦИТИРОВАНИЕ:
Недаром Державин утверждал, что Кулибин – Архимед времени, в котором он жил.
(При косвенном цитировании нельзя сказать «наших дней», потому что Кулибин жил более 200 лет назад, а мы должны перевести цитату в косвенную речь. В этом можно запутаться).
ВЫВОД: ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ, А НЕ КОСВЕННОЕ!
КАК ЗАКОНЧИТЬ ПЕРЕСКАЗ?
Если последний абзац (вывод) начать с вводного словосочетания «таким образом», то текст с большинстве случаев (но не всегда) будет звучать цельно и логично.
ЗАДАНИЕ 3. МОНОЛОГ
Время на подготовку: 1 минута
Время на выполнение: до 3 минут
Что самое важное: составить рассказ минимум из 10 фраз в рамках выбранной темы.
ЧТО ВЫБРАТЬ – ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ?
НЕ ВЫБИРАЙТЕ РАССУЖДЕНИЕ!!! Это самый сложный тип монолога. Если в повествовании и описании у Вас есть на что опереться (цепочка событий в памяти или картинка на столе), то в рассуждении нужно думать на ходу. Одной минуты для составления полноценного рассуждения недостаточно!
Если в повествовании нужно рассказать о чём-то хорошо знакомом, то выбирайте повествование. Если чувствуете, что с повествованием будет сложно, то берите описание.
МОЖНО ЛИ ПОСМОТРЕТЬ НА ФОТО ПРИ ВЫБОРЕ ТЕМЫ МОНОЛОГА?
Да, можно.
МОЖНО ЛИ ПОМЕНЯТЬ ТЕМУ ПОСЛЕ ЕЁ ВЫБОРА?
Нет, выбрать тему можно только один раз.
ОПИСАНИЕ
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ?
Монолог должен состоять не просто из отдельных предложений. Нужно, чтобы эти предложения были связаны друг с другом, чтобы получился цельный рассказ.
ФОТОГРАФИЯ БУДЕТ ЦВЕТНОЙ ИЛИ ЧЁРНО-БЕЛОЙ?
Чёрно-белой.
ЕСТЬ ЛИ В ЗАДАНИИ ПОДСКАЗКИ?
Да, перед Вами будут лежать «подсказки» – пункты плана из карточки, в которых написано, о чём следует рассказать. Однако Вы не обязаны следовать этим пунктам.
ПЛОХО ЛИ, ЕСЛИ В МОЁМ ОТВЕТЕ БУДЕТ СЛИШКОМ МНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Лучше ответить много, чем мало. Если будет явный перебор предложений, то экзаменатор Вас остановит, сказав: «Достаточно». Однако в этом нет ничего плохого, за это баллы не снизят.
НУЖНО НАБРАТЬ 10 ФРАЗ. ЭТО 10 ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Нет, если предложение сложное, то каждая грамматическая основа – это отдельная фраза.
Пример: «Я мечтаю успешно сдать экзамены, но моя подготовка затягивается» – это 2 фразы.
КАК ОПИСЫВАТЬ ФОТОГРАФИЮ?
Обратите внимание на название темы. Именно от темы нужно отталкиваться и строить монолог.
Помочь в описании фото помогут следующие вопросы:
● Кто изображён на фотографии?
● Как он выглядит?
● Какое у него выражение лица?
● Где он находится?
● Когда было сделано фото?
● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок?
● Чем он занят?
● О чём он, возможно, думает?
● Какие чувства он, скорее всего, испытывает?
● Что больше всего привлекает в фотографии?
● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?
СЛОВА-СИНОНИМЫ:
● Фотография: снимок, кадр, изображение, фото, фотоснимок.
● Фотограф: автор фотографии, автор снимка.
● Внешний вид: облик, очертание, наружность.
● Сфотографировать: сделать снимок, снять, запечатлеть.
● Изобразить: показать, воспроизвести, представить, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.
● Увидеть: заметить, приметить, усмотреть, подметить, посмотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть.
КЛИШЕ:
● Предложенная для описания фотография интересна тем, что...
● При первом взгляде на фотографию…
● На фотографии мы видим…
● Фото несёт в себе определённое настроение:…
● Если внимательно посмотреть на изображение, то…
● Передать атмосферу события помогает…
● Автор снимка запечатлел…
● На фотографии изображён(-ы)…
● Слева (справа/вверху/внизу) виднеется…
● Завершая описание, хочется отметить…
● Своё описание хочется закончить (чем?)…
ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображён(а) … (поход / рыбалка / последний звонок и т.д.)
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами … (школьный двор / зал музея / комната и т.д.) (Если это улица или природа, то описать погоду и время дня).
5. Мне кажется, фотографию сделал …(учитель / родитель / друг ребят, которые изображены на фото).
6. На фотографии мы видим … (девочек / двух юношей / много выпускников)
7. Они … (описать внешний вид, одежду, чем заняты)
8. Их лица (его лицо, её лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
9. Я считаю, что снимок получился удачным и атмосферным.
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
КАК СОСТАВИТЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ?
Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы:
● Как событие планировалось?
● Как велась подготовка?
● Как событие начиналось?
● Когда произошло событие?
● Где произошло событие?
● Кто были участниками события?
● Чем завершилось событие?
● Каковы были эмоции у участников события (понравилось? хотели бы его повторить ещё раз?)?
● Почему именно это событие стало для Вас запоминающимся?
СЛОВА-СВЯЗКИ:
● Однажды…
● Сначала…
● Потом…
● Далее…
● Затем…
● После этого…
● В итоге…
ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССКАЗА
1. Я хочу рассказать об одном интересном событии – …
2. Туда я отправился вместе с (классом/семьёй/друзьями).
3. Наша (поездка/экскурсия) состоялась (указать примерную дату).
4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (читали об этом / изучали материалы / собирали вещи).
5. И вот наступил долгожданный день.
6. Во время (поездки/экскурсии/путешествия/мероприятия) мы побывали (в / на)…
7. Кроме того, мы увидели …
8. Самым интересным оказалось …, так как … (получили много впечатлений / получили полезный опыт)
9. Мне (понравилась эта / понравился этот / понравилось это) …, потому что … (мы хорошо провели время / мы узнали много нового)
10. Мне бы хотелось снова принять участие в подобном мероприятии.
РАССУЖДЕНИЕ
КАК СОСТАВИТЬ РАССУЖДЕНИЕ?
1. Сформулируйте тезис (мысль, которую вы будете доказывать).
2. Подберите доказательства (примеры, которыми подтверждается тезис).
3. Сделайте вывод.
Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы:
● В чём причина данного явления?
● Что из этого следует?
● К чему приводит данное явление?
● Что оно значит?
КАКОВА СТРУКТУРА РАССУЖДЕНИЯ?
Структура такая же, как и в сочинении ОГЭ:
тезис → доказательства → вывод
СЛОВА-СВЯЗКИ:
● Я думаю…
● Возможно…
● Вероятно…
● По-видимому…
● Таким образом…
ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССУЖДЕНИЯ
1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.
2. (Произнести заданную для монолога тему).
3. Попробую изложить свою точку зрения.
4. Итак, (прочитать первый предложенный вопрос).
5. Думаю, что ... (ответ на первый предложенный вопрос).
6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что...
7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что...
8. Кроме того, (изложить информацию из последнего вопроса).
9. (Ответ на последний вопрос)
10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.
ЗАДАНИЕ 4. ДИАЛОГ
Время на подготовку: 0 минут
Время на выполнение: до 3 минут
Что самое важное: давать ПОЛНЫЕ ответы (желательно от 2 предложений).
ПРИМЕРЫ ПЛОХИХ ОТВЕТОВ:
– Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?
– Облегчает.
– Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года?
– Думаю, нет, не хотел бы.
ПРИМЕРЫ ХОРОШИХ ОТВЕТОВ:
– Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?
– Я считаю, что Интернет скорее облегчает мою жизнь, чем усложняет. К примеру, Интернет очень помогает мне в учёбе. Если меня интересует какой-то вопрос, то ответ на него довольно легко и быстро можно найти в Интернете.
– Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года?
– Думаю, нет, постоянно жить в одном времени года я не хотел бы. Хоть мне и нравится больше всего лето, но если представить, что, например, 10 лет подряд будет только лето, то я буду очень скучать по остальным временам года, по снегу, по прохладе. Каждое время года по-своему интересно.
ИТОГ: Недостаточно ответить одной фразой. Желательно в ответ включить не менее двух предложений, аргументировав (пояснив) своё мнение.
КЛИШЕ:
● Я думаю, что…
● Я считаю, …
● Как мне кажется, …
● По-моему, …
● По-видимому, …
● Следовательно, …
● Итак, …
● Таким образом, …
Примеры ответов на вопросы в задании №4
ПЛОХО ЛИ, ЕСЛИ В МОЁМ ОТВЕТЕ БУДЕТ СЛИШКОМ МНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Лучше ответить много, чем мало. Если будет явный перебор предложений, то экзаменатор Вас остановит, сказав: «Достаточно». Однако в этом нет ничего плохого, за это баллы не снизят.