Профессиональная направленность преподавания физики
ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»
Профессиональная направленность преподавания физики
Подготовила: преподаватель Ключникова Н.В.
Белгород, 2019
Профессиональная направленность преподавания физики Н.В.Ключникова
Успех преобразований в России во многом связан с построением общества, в котором подрастающее поколение будет разносторонне развито, профессионально подготовлено. Достижение этой цели невозможно без использования современных педагогических технологий, позволяющих делать процесс приобретения знаний интересным, показывающих важность всех отраслей науки в современном мире. Установление межпредметных связей можно рассматривать как одну из форм интеграции знаний, приводящую их в систему, позволяющую совершенствовать учебный процесс, поэтому межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в колледже.
Целью моей педагогической деятельности является формирование профессиональной компетентности студентов на уроках физики.
Под профессиональной компетентностью здесь понимается способность студентов применять полученные знания и умения на уроках физики в своей профессиональной области. Актуальность моего опыта следует из концепции модернизации российского образования, где ясно сказано, что целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Установление межпредметных связей в курсе физики повышает эффективность политехнической и практической направленности обучения. Например, при изучении газовых законов, учитывается, что учащиеся знают правила округления чисел, помнят действия со степенями, умеют строить графики. Эти знания и умения получены при прохождении курса математики. Вместе с тем некоторые знания о физических понятиях используются при изучении других предметов. Например, знания о магнитном поле Земли, плазме и ее свойствах учитываются в астрономии; знания о видах материи, законах ее движения, законах сохранения – в курсе обществознания и т.д.
Различают два типа связей между предметами: временную (хронологическую) и понятийную (идейную). Первая предполагает согласование во времени прохождения программы различных предметов, вторая - одинаковую трактовку научных понятий на основе общих методических положений.
Таким образом, преподавателю физики приходится иметь дело с тремя видами межпредметных связей:
а) предшествующие межпредметные связи - это связи, когда при изучении материала курса физики опираются на ранее полученные знания по другим предметам, например, на знания из курсов географии, математики, химии. Так при изучении основ молекулярно-кинетической теории я использую знания по математике: действия со степенями, правила построения графиков, повторяю определения прямо пропорциональной и обратно пропорциональной зависимости, свойства пропорций; по химии: определение молярной и молекулярной массы вещества, физический смысл постоянной Авогадро;
б) сопутствующие межпредметные связи - это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий одновременно изучается как в физике, так и по другим предметам, например, понятие о векторе даётся почти
одновременно в курсе математики и физики;
в) перспективные межпредметные связи используются, когда изучение материала по физике опережает его применение в других предметах, например, понятие о материи (поле) изучается на I курсе, а
учитывается при изучении спецпредметовнаII и III курсах. В этом случае приходится нацеливать студентов на глубокое усвоение рассматриваемого вопроса, знание которого пригодится в будущем при изучении других предметов. Межпредметные связи в курсе физики в большинстве случаев предшествующие. Разновидностью межпредметных связей как в СПО является профнаправленность предмета, когда знания, полученные на уроках физики, используются при изучении спецдисциплин, при проведении практических работ. И если я приведу весомые факты использования физических законов и явлений в профессиональной деятельности будущего специалиста, то получу самое главное – мотив обучения своему предмету. С этой точки зрения вижу необходимость своего опыта.
Ведущая педагогическая идея заключается не только в формировании знаний учащихся по физике с учетом их профессиональной направленности, но и развитие тех качеств личности, которые помогут молодому специалисту в его карьерном росте (устроиться на работу).
В основе моего опыта работы лежат идеи дифференцированного обучения и активного установления межпредметных связей. Для реализации своих целей я использую технологии проблемного, развивающего, личностно – ориентированного и индивидуально – рефлексивного обучения и воспитания.
Необходимым условием реализации межпредметных связей является работа с учебно – планирующей документацией, с перспективно –тематическим планом, сначала своим (начинать надо с себя), затем своих коллег, ведущих предметы профессионального цикла. Однако этого бывает недостаточно. Приходится брать учебные пособия по другим предметам и изучать их, чтобы установить общие понятия для двух предметов. Трактовка понятий, как правило, совпадает, не совпадают обозначения, единицы измерения. Обычно преподаватели договариваются между собой овыполнении единой системы требований в соответствии со стандартом образования РФ.
Реализовать хронологическую связь между предметами не всегда представляется возможным, например, тема « Основы молекулярно – кинетической теории » изучается в середине I курса, а тема « Приемы тепловой обработки при приготовлении пищи » МДК 03.01 « Технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции » гораздо позже на III курсе. Поэтому о видах посола и копчения мяса и других изделий я говорю сначала на уроке физики, создавая тем самым интерес к изучению обоих предметов. Результат работы по изучению межпредметных связей отражается в перспективно – тематическом плане.
Следующий вопрос, который задает себе любой преподаватель в своей деятельности «Как реализовать эти связи? Какие выбрать формы и методы для их осуществления?» Работа по поиску и внедрению активных методов обучения, способов реализации межпредметных связей привела к особой форме проведения уроков –интегрированным урокам. Между предметами естественно – математического и профессионально – технического циклов особенно эффективна интеграция на уровне синтеза, обеспечивающая значительное повышение мотивации к изучению первого цикла дисциплин. К этой мысли я пришелпрактическимпутем, более того, даже интеграция между двумя предметами отдельных тем естественно – математического цикла также обеспечивает значительную активизацию мыслительной деятельности ребят. За последние два года я провел три открытых урока: а) «Деформация, ее учет и использование» - для сварщиков; б) «Деформация, ее учет и использование» - для компьютерщиков;
в) «Законы постоянного тока» - для электриков.
Выпускной экзамен по физике подтвердил результат: знания ребят по темам, которые рассматривались на интегрированных уроках, оказались на 5-7% лучше знаний, полученных на уроках, проведенных по традиционной методике. Таким образом, я практическим путем пришел к определению интеграции естественно – математических и профессионально – технических дисциплин на уровне синтеза, что это есть целесообразный процесс проникновения различных структурных элементов естественно – научных знаний в содержание профессионально – технического образования.
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная и научно организованная взаимосвязь в преподавании общеобразовательных предметов и дисциплин профессионально – технического цикла способствует возрастанию интереса учащихся к предмету, развитию теоретических и профессиональных умений и навыков учащихся, активизации их мыслительной деятельности. Правильное и систематическое осуществление межпредметных связей – необходимое условие повышения качества подготовки молодых специалистов.