"Воронежские реалии в контексте детской и (не) детской литературы"
Данная статья была представлена на Всероссийскую научную конференцию «”Воронежский текст” русской культуры: детская литература и (не)детское чтение», которая состоялась 22-23 марта 2019 года на филологическом факультете Воронежского государственного университета и напечатана в сб. научн. статей. «Воронежский текст» русской культуры: Детская литература и (не)детское чтение. Сб. научн. статей. – Воронеж: НАУКА‐ ЮНИПРЕСС, 2019 – 306 с. ISBN 978‐5‐4292‐0189‐4
Не секрет, что детская литература воронежских писателей почти отсутствует в «досуговом чтении» современных детей. Многочисленные исследования, опросы показывают, что сегодня в моде «ужастики», романы для девочек, нашумевшие разрекламированные книги сомнительного качества. В этой связи возрастает роль детской библиотеки, стремящейся пробудить в подрастающем поколении интерес к настоящей, высокой литературе, вернуть ее в «досуговое чтение» школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воронежские реалии в контексте детской и (не) детской литературы
Многие факты личной и творческой биографии Эдуарда Пашнева, Евгения Дубровина и Евгения Титаренко напрямую связаны с нашим городом и областью. И это не могло не отразиться в их творчестве. Их книги – это своеобразная экскурсия в прошлое Воронежа. Этим и дороги нам писатели, сохранившие до боли знакомые острова нашего детства и юности.
Воронеж занимает особое место в сердце и памяти Эдуарда Пашнева. Это – Родина. Здесь прожито полстолетия – с 1933 по 1983 год. Здесь состоялся Эдуард Иванович как творческий человек, прошёл «сквозь тернии к звёздам». Действие в каждой из повестей происходит на знакомых каждому коренному воронежцу улицах, переулках, городских скверах, садах, на песчаных берегах реки в районе Чернавского моста…
Его яркая книга о войне «Дневник человека с деревянной саблей» – пронизана детскими впечатлениями: писатель снова проходит в ней по путям войны и путям своей памяти.
Весьма говорящие названия отдельных главок: «Новобранец», «Бомбоубежище», «Осколок», «Смерть», «Машины и солдаты», «Хлебный магазин»…
Ужас ночных авиационных налётов на город. Перипетии эвакуации при полной неразберихе. Житьё на нарах в деревне. Возращение в зимний город по льду заминированной немцами реки. Повествование о том, как варили и пытались есть подбитых воробьёв. О том, как двенадцатилетние подростки пытались глушить рыбу противотанковой гранатой. Время диктовало своеобразные понятия и о счастье: «Шурка Мотин самый счастливый на нашей улице: у него есть осколок от зенитного снаряда». Любимое место детских игр – подбитый немецкий танк… Знаки времени естественны и трагичны. И с каждым годом их становится все больше, и никогда их не будет слишком много.
В коротком вступлении к «Дневнику…» мы читаем: «Немало написано книг о войне. И с каждым годом их становится все больше, и никогда их не будет слишком много.
Мы, мальчишки сорок первого – сорок пятого годов, видели войну иначе, чем взрослые, поэтому, я думаю, что наши воспоминания так же необходимы, как необходимы воспоминания генералов, адмиралов и маршалов» [2, с. 5].
Детский опыт постижения мира войной определяет для ребенка всю последующую жизнь, сформировав характер и личность Эдика – героя произведения. Маленькому герою автор доверяет самые сокровенные воспоминания: «Я начинаю свой дневник от имени семилетнего мальчишки, который вступил в войну не на танке, не на самолете, не на подводной лодке, а с крышкой от кастрюли и деревянной саблей. На голове у него была буденовка из газеты с нарисованной красной звездой [2, с. 5].
У нас в семье хранилась старая "будёновка". Я ей иногда играла. Внутри был деревянный "шишак", от которого шли складные металлические пластинки по всему периметру с шарнирами для складывания затыльника, была она из плотной ткани типа брезента. Судя по всему, она была приспособлена защищать голову от сабельного удара. Романтический образ буденовки появился только в 1950-х гг. Но в то лихое время, когда наш маленький герой встретил известие о начале войны, сабелька и буденовка стали для него символом русского богатырства, устоять против которого не смог ни один враг. Это было ее второе рождение. С того момента она изображалась на плакатах и открытках. Кстати, и по сей день буденовка для иностранцев остается одним из символом России.
В каждой части повести, а их три, угадываются реалии времени. В первой части «Мир» не только предвоенный Воронеж, но и известный авиационный налет на детский парк: «Самолет летел оттуда, где солнце…Вдруг из него посыпались черные точки» [2, с. 11]. Это было первое и страшное знакомство ребенка с войной.
Во второй части «Станция Тресвятская» мы узнаем о переломе в войне. «Никто не догадывался, что началось наступление. Мы все ждали этого дня, а когда он пришел, Никто его даже не заметил» [2, с. 37].
Картины пострадавшего от врага Воронежа детально описаны в третьей части «Электростанция»: разрушенные дома, Чернавский мост, сваленные в кучу останки врагов, искореженный немецкий танк, «а дома нашего не было». Самым ярким детским воспоминанием этих дней – почтовый ящик у дороги и номер дома на улице 20-летия Октября, восстановленный бабушкой Эдика. Улица 20-летия Октября проходит через Чижовку, крупный городской массив, расположенный в южной части города.
Жизнь в городе постепенно налаживалась. Мальчик подробно описывает все, через что пришлось пройти ему и его семье: голод («глава «Воробьи»), работу по расчистке улиц (глава «Вторая смена»), смерть подростков от боеприпасов.
В своей статье «Фантазия и мастерство» Олег Ласунский так оценил художественные достоинства прозы Эдуарда Пашнева: «С помощью специфической речевой стихии Э. Пашнев заставляет тексты пульсировать живительным током крови. Его проза всегда эмоциональна, изобразительна. Метафоры не надо разгадывать, как кроссворды. Язык чистый, не замутнённый, без лишних слов. Пашнев редко пользуется союзом «и», чаще ставит запятую – это придаёт фразе стремительность, жёсткость».
Повесть «Дневник человека с деревянной саблей», опубликованная в 1965 году, не потеряла своего художественного и воспитательного значения и до сих пор. Она вносит свой заметный вклад в формирование «воронежского текста».
Евгений Пантелеевич Дубровин родился 20 августа 1936 года в Таловском районе Воронежской области. Окончил Воронежский сельскохозяйственный институт и Литературный института им. Горького в Москве.
Первая значимая работа «Грибы на асфальте» была напечатана в журнале «Подъем».
С 1961 год по 1971 год Евгений Дубровин был редактором воронежской газеты «Молодой коммунар». Евгений Дубровин как писатель начинался в Воронеже, и поэтому «воронежские» реалии обильно присутствуют на страницах его произведений. И пусть город нигде не назван реально, но уже сами за себя говорят и названия улиц (ул. Степана Разина, Краснознаменная), и «Петровский скверик», и ресторан «Спартак» (напротив которого горбился памятник поэту). А пассажиры поезда, отъезжающего от железнодорожного вокзала, видят за окном вполне узнаваемую картину Воронежа конца 60 - начала 70-х годов.: «Поезд дернулся и пошел, набирая скорость, сначала в лабиринте составов, вагонов, платформ, тупиков с зелеными брустверами, потом замелькали домики пригородов, окруженные уже желтеющими садами, и вдруг вознеслось в небо и поплыло, поворачиваясь вслед за составом, гигантское обзорное колесо, похожее скорее на знамение свыше, чем на творение рук человеческих.
Вскоре город вместе с колесом, разрушенными церквями на холмах, тихой открытой речкой, над которой посреди луга нелепо выгнулся кошачьей спиной железнодорожный мост, семафорами, букашками- автобусами <….> шлейфом дыма, тянущимся от семи труб электростанции, похожий на крейсер «Аврора», растворился в дымке, и пошли леса, короткие платформы с названиями «Осиновка», «Земляничное»…
Старшее поколение воронежцев, прочтя эти строки, несомненно, вспомнит и колесо обозрения возле парка «Динамо», и реку Воронеж, еще не ставшую водохранилищем, и действительно напоминающий корабль ВОГРЭС и без труда догадается, что название «Осиновка» следует читать «Дубовка» [1, с. 221].
Наконец, всякий, кому памятен Воронеж тех лет, с легкостью представит себе маршрут главного героя «Грибов на асфальте», когда, одевшись и покинув городской пляж, он «побрел через мост в город», чтобы успеть на свидание с Тиной «у памятника поэту».
Порой доносят до нас дубровинские повести и названия, уже несколько подзабытые воронежцами – Щепной рынок, Глинозем…
За свою жизнь Дубровин создал около 20 книг. «В ожидании козы», «Билет на балкон», «Племянник гипнотизёра», «Одиссея Георгия Лукина», «Глупая сказка»…
В целом произведения Е.Дубровина настолько разные и по стилю, и по жанру, и по проблематике. Есть у него и сатирические произведения, допускающие известную деформацию действительности, и произведения, абсолютно достоверно воспроизводящие нашу повседневную жизнь с одновременным глубоким проникновением во внутренний мир героев. Его повести всегда занимательны и побуждают читателя над многим глубоко задуматься.
После окончания Литературного института им. Горького в Москве Евгений Титаренко по распределению в 1965 году приехал в Воронеж. Работал редактором художественной литературы в Центрально-Черноземном книжном издательстве. Первая опубликованная книга - приключенческая повесть для подростков «Открытия, войны, странствия адмирал - генералиссимуса и его начальника штаба на воде, на земле и под землей». Она сразу обратила внимание читателей и критиков на молодого автора. Другие его повести — «Четверо с базарной площади», «Минер», «Никодимово озеро», «На маленьком кусочке Вселенной» — издавались в Москве и Воронеже массовыми тиражами.
В 1983 году в Центрально-Черноземном книжном издательстве был переиздан сборник Евгения Титаренко «Четверо с базарной площади. Приключенческие повести». Две повести, вошедшие в книгу, рассказывают о нелегкой жизни подростков в период Великой Отечественной войны и в послевоенное время.
«Четверо с базарной площади. Приключенческие повести» написаны в жанре популярной в советское время «школьной повести». По многим признакам действие этого произведения разворачивается в послевоенном Воронеже, городе, через который, как известно, проходила линия фронта, что объясняет его почти стопроцентное разрушение. Но, несмотря на тяжелые условия жизни, четверо друзей воспринимают родной город как пространство, в котором им предстоит испытать приключения, достойные «Острова сокровищ» Стивенсона. Мальчишки живут, учатся, постигают жизнь в очень насыщенном культурном пространстве: «Бывший монастырь примыкал вплотную к городскому базару, так что в торговые дни, выходя за калитку, Генка сразу окунался в стоустую базарную толчею.
Этот бывший мужской монастырь называли чаще старой баней, так как единственное, похожее на крепость строение его, закончив в 1917 году свою религиозную карьеру, служило поочередно то казармой, то горкомхозом, одно время даже тюрьмой, а в годы войны – баней» [3, с. 145]. В послевоенной жесткой жизни маленькая ребячья стайка, возглавляемая Генкой, учится жить, существуя иногда на грани добра и зла, границы которых и взрослым-то не всегда удается четко обозначить.
Но человеческому взрослению ребят способствуют не только трагические события, участниками которых они вынужденно стали, но и сам «текст жизни».
Стилистически писатель задает определенную высоту повествованию, включая в него и лирическую струю, и добрый юмор, и сатирическое описание бюрократических издержек в жизни школы 1940-1950-х годов.
Е.Титаренко точно, как камертон, отмечает важное в жизни послевоенных воронежских мальчишек: «…в мужском монастыре был дом Генки и Сливы. А школа находилась в центре, на Садовой, и волею случая тоже располагалась в помещении бывшего монастыря, но – женского. Который был моложе мужского лет на сто – сто пятьдесят. Правда, от прошлого сохранилась лишь какая-то замысловатая надпись под крышей – все было давным-давно перестроено и переделано, так что классы получились просторными, а окна большими. Но факт есть факт, и старые безбожники, убежденные атеисты Генка и Слива вынуждены были жить в мужском монастыре, а учиться в женском: против этого ничего не скажешь».
В то время это разоренные, уже переставшие действовать мужской Алексеевский Акатов и Покровский девичий монастыри. Именно тут появились первые школа, типография и библиотека. В народе предместье Акатово прозвали Девичком – по имени девичьего Покровского монастыря.
«Зато соседство базара, и попросту толчка, толкучки, - самого оживленного места в городе, искупало в глазах ребят унизительное прошлое их жилища. Здесь в эти первые послевоенные годы кипела своя, особая, то жуткая, то залихватская – со смехом и слезами, с песнями и причитаниями – жизнь» [3, с. 145].
Видимо, речь идет о Щепном рынке. Сенная (позже Щепная) площадь располагалась к востоку от Соборной, там, где ныне стоят новые высотные корпуса НИИ связи, в квартале, ограниченном, помимо Плехановской, теперешними улицами Пушкинской, Средне - Московской, Ф. Энгельса. Ее тоже образовали в 1770-х годах. С конца XVIII – начала XIX века площадь именовали Сенной в связи с торговлей сеном. Однако в конце 30-х годов XIX века отвели другое место для новой Сенной площади – в районе нынешней Студенческой улицы. Городское самоуправление уже в 1870-х годах перевело на эту площадь торговлю разнообразными продуктами – овощами, фруктами, мясом, рыбой, птицей, и уже тогда площадь «сделалась местом большого стечения народа в базарные дни. И хотя продолжал действовать старый Щепной ряд, по сути дела, к концу XIX века топоним «Щепная площадь» уже воспринимался не как отражавший всю реальную многообразную торговлю, а как исторический, полюбившийся в народе.
Несмотря на прошедшее со дня публикации время, можно с уверенностью сказать, что повесть Е.М.Титаренко, выдержанная в подобном стиле, не устарела и до сих пор.
Академик Д.С. Лихачев как-то сказал: « Если человек не любит смотреть на старые фотографии родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, – значит, он равнодушен к своей стране». Мы чувствуем ответственность не только за настоящее и будущее, но и за прошлое земли, по которой мы ходим. Мы стараемся понять ту живую душу, что трепещет в прозе
Эдуарда Пашнева, Евгения Дубровина и Евгения Титаренко. Это наиболее талантливые и известные русские писатели ХХ века, чьё творчество в большой степени посвящено детско-юношеской тематике. Ох, как не хватает нашим сегодняшним детям таких писателей! В их произведениях вся наша послевоенная история в картинах быта и отношений между людьми разных поколений, между взрослыми и детьми, живые диалоги. Авторы чутко передает внутренний мир ребёнка и подростка, которые устанавливают контакты и с самими собой, и с внешним миром, и с миром взрослых людей. Мир взрослых и подростков в их книгах разнообразен, конкретен и активно действенный. Произведения без назиданий воспитывают уважительное отношение и к старшим, и к младшим.
Не секрет, что детская литература воронежских писателей почти отсутствует в «досуговом чтении» современных детей. Многочисленные исследования, опросы показывают, что сегодня в моде «ужастики», романы для девочек, нашумевшие разрекламированные книги сомнительного качества. В этой связи возрастает роль детской библиотеки, стремящейся пробудить в подрастающем поколении интерес к настоящей, высокой литературе, вернуть ее в «досуговое чтение» школьников.
Литература
- Гуреев В.Н. «Стихов не писал, но поэтом был» (Вспоминая писателя и журналиста Евгения Дубровина) / Подъём. – 2016. – № 8. – С. 218-222.
- Пашнев Э.И. Дневник человека с деревянной саблей / Э.И. Пашнев. – Воронеж, 1965.
- Титаренко Е. Четверо с базарной площади. Приключенческие повести / Е. Титаренко. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1983. – 318 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дорогие нам имена Многие факты личной и творческой биографии Эдуарда Пашнева, Евгения Дубровина и Евгения Титаренко напрямую связаны с нашим городом и областью. И это не могло не отразиться в их творчестве . Их книги – это своеобразная экскурсия в прошлое Воронежа. Этим и дороги нам писатели, сохранившие до боли знакомые острова нашего детства и юности.
Эдуард Пашнев В Воронеже Эдуард Пашнев прожил полстолетия – с 1933 по 1983 год. Здесь состоялся он как творческий человек. Действие в каждой из его повестей происходит на знакомых каждому коренному воронежцу улицах, переулках, городских скверах, садах, на песчаных берегах реки в районе Чернавского моста
«Дневник человека с деревянной саблей» Его яркая книга о войне «Дневник человека с деревянной саблей» – пронизана детскими впечатлениями: писатель снова проходит в ней по путям войны и путям своей памяти. « Немало написано книг о войне. И с каждым годом их становится все больше, и никогда их не будет слишком много».
Воронеж Пашнева В каждой части повести, а их три, угадываются реалии времени. В первой части «Мир» не только предвоенный Воронеж, но и известный авиационный налет на детский парк. Во второй части «Станция Тресвятская » мы узнаем о переломе в войне. Картины пострадавшего от врага Воронежа детально описаны в третьей части «Электростанция ».
Евгений Дубровин Он родился 20 августа 1936 года в Таловском районе Воронежской области. Окончил Воронежский сельскохозяйственный институт и Литературный института им. Горького в Москве. С 1961 год по 1971 год Евгений Дубровин был редактором воронежской газеты «Молодой коммунар». Евгений Дубровин как писатель начинался в Воронеже, и поэтому «воронежские» реалии обильно присутствуют на страницах его произведений.
«Грибы на асфальте» «Воронежские » реалии конца 60 - начала 70-х годов обильно присутствуют на страницах его произведения.
Рынки Воронежа Кинотеатр «Спартак» Петровский сквер Ул. Степана Разина
Евгений Титаренко Он приехал в Воронеж в 1965 году . Работал редактором художественной литературы в Центрально-Черноземном книжном издательстве.
Титаренко «Четверо с базарной площади. Приключенческие повести » Эта книга о нелегкой жизни подростков в период Великой Отечественной войны и в послевоенное время .
Щепной рынок Алексе́ево-Ака́тов монастырь Пушкинская
«Если человек не любит старые дома, старые улицы, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, – значит, он равнодушен к своей стране ». Дмитрий Лихачев
- Мне нравится (4)