Самостоятельная работа как механизм активного поиска решений задач обучающимися и анализ с последующей корректировкой пробелов знаний и умений преподавателем
Каждый преподаватель в своей практической деятельности использует такой вид работы как самостоятельная работа обучающихся. Данный вид деятельности направлен на выполнение задания без непосредственного контакта с преподавателем и предусматривает, прежде всего, индивидуальную работу в соответствии с установкой и багажом знаний и умений, полученных на протяжении всего обучения.
Учебные материалы для самостоятельной работы методически организуются так, чтобы компенсировать отсутствие контакта с преподавателем и, следовательно, возложить на них функции управления работой обучающихся. Набор заданий должен обеспечивать возможность индивидуального выбора и определения объема материала, необходимого для достижения учебной цели.
К сожалению, самостоятельная работа в большинстве случаев сводится к оцениванию результата и не имеет логического анализа и коррекции пробелов обучающихся по данному предмету. Явные ошибки или не выполненные задания должны сигнализировать преподавателю о недостатках знаний и умений. А, следовательно, проведение индивидуальных разъяснений или даже объяснения пропущенного материала. Ведь в данном случае обучающийся не достиг учебной цели по причине невладения учебным инструментарием, полученным его одноклассниками ранее, и был уже оценен по данной теме. Следовательно, повторное оценивание пройденного ранее материала не логично и доводит до абсурда.
Приведем пример проведения самостоятельной работы на тему «Мировой океан», основанной на знаниях всех океанов планеты Земля, а так же умения работать с картами атласа. Одно из заданий самостоятельной (практической работы) - определение координат географических точек, которые являются самыми крайними точками океана. И если в начальном курсе географии по теме «Координаты» существует пробел, то, следовательно, данное задание будет не выполнено. Это и говорит о необходимости коррекционной работы по объяснению методики определения координат объекта. В данном случае, работа педагога сводится к механизму объяснения нахождения долготы и широты, так как подробное объяснение пропущенной темы не обязательно, судя по тому, что обучающийся, имея положительную оценку, перешел в следующий класс (т.е. овладел программой).
Таким образом, самостоятельная работа как вид деятельности дает возможность диагностировать проблемы обучающихся и вовремя их ликвидировать, что позволит повысить качество обучения и гарантировать отсутствие ошибок по данной теме в дальнейшем.
Практическая работа
«Географическое положение Мирового океана и его географические особенности»
Цель работы: на основании различных карт (тектонической геологической, физической, климатической и т.д)
- выявить значение географического положения, площади и других показателей Мирового океана на формирование его природы, разнообразие ПТК;
-установить прямую зависимость причинно-следственных связей в Мировом океане.
Задачи:
- систематизировать знания о Мировом океане;
- закрепить умения работы с картами, находить географические объекты;
- закрепить умение строить профили по данным;
- закрепить навыки характеристики географического положения, конфигурации Мирового океана и его влияние на природу материков;
- развить способности извлечения необходимой информации.
Задание.
По данным различных источников информации (литература, карты) составить схему, отражающую связь между особенностями расположения Мирового океана и его природой:
1. По отношению к экватору;
2. По отношению к окружающим материкам;
3. Построить физико-географический профиль дна Мирового океана по меридиану и по параллелям.
Пример
1. Положение по отношению к экватору.
Годовое распределение солнечной радиации.
Распределение температуры воздуха на уровне моря в январе и июле.
Распределение барических центров.
2. Таблица. Некоторые параметры океанов (по Ю.И. Истошину) составлена с перепутанными данными. Все данные вставить в ячейки, соответствующие названию океана.
Океан с морями | Площадь, тыс. м² | Доля от Мирового океана, % | Объем, тыс. км² | Глубина, м | Местоположение наибольшей глубины | |
средняя | максимальная | |||||
Тихий | 178784 76174
| 50 25 | 711699 17072
| 4028 | 11022 7729 | Марианский желоб Желоб Пуэрто-Рико |
Атлантический | 91655 14765
| 25 50 | 329707 282745
| 597
| 8742 11022 | Желоб Пуэрто-Рико Марианский желоб
|
Индийский | 76174 178784 | 21 4 | 282745 329707
| 3711
| 7729 8742 | Яванский желоб Котловина Нансена |
Северный Ледовитый | 14765 91655 | 4 21 | 17072 711699 | 1205
| 5527
| Котловина Нансена Яванский желоб |
Мировой | 361369 | 100 | 13412223 | 3794 | 11022 | Марианский желоб |
3. По физической карте Мирового океана и таблице общих сведений об океанах определить название и географическую долготу крайних западных и восточных океанических точек, его наибольшую протяженность с запада на восток в градусах и километрах по параллелям 0º (экватору), 20º, 40º, 60º северной и южной широт.
4. Выявить, в каких широтах имеются общие черты природы, в каких выделяются особенности, в зависимости от широты, сравнивая природу северного и южного полушарий.
5. Дать физико-географическую оценку влияния географического положения, размеров Мирового океана на его природу и природу отдельных районов материков.
Как влияет близость материков на физико-географическую природу океана? Дать свои предположения на основании анализа тематических карт.
Рекомендации
Задания данной практической работы, подобранные по теме «Мировой океан», имеют разный уровень сложность и могут быть использованы отдельно.
Как и любая самостоятельная (практическая, лабораторная) работа, представленная, может быть использована как индивидуально, так и в парах. Стоит отметить, что данный тип практической работы должен осуществляться обучающимися в паре с одинаковым уровнем знаний и умений. Это условие позволит активизировать деятельность обоих и даст более полную картину уровня их учебных действий. Но чаще всего в парах оказываются сильные учащиеся и не очень с целью, использования сильного как наставника. Но, к сожалению, оценка будет зависить от быстроты и качества, выполненного задания. Поэтому, в большинстве случает, работу выполняет сильный учащийся, а более слабый абстрагируется и не принимает даже пассивного участия в выполнении работы.
Таким образом, цель диагностировать и скорректировать учебные умения и навыки будет не достигнута. А в конечном результате качество обучения останется на прежнем уровне.
Для определения более полной картины знаний и умений обучающихся, при составлении работы можно использовать задания, которые связаны между собой и зависимы. Например, систематизировать данные в таблицу для дальнейшего их использования при решении следующей задачи. Но количество связей не должно превышать 3 заданий. Так как уже по двум выполненным (невыполненным) заданиям реально оценить качество пройденного материала.