Духовно нравственное воспитание подрастающего поколения. Модель «Реализации краеведческого подхода во внеурочной деятельности» (в условиях работы Орловского СУВУ)

Сааякн Гор Гамлетович

Для формирования духовно-нравственных ценностей, для коррекции ценностных ориентация у подростков с девиантным поведением необходимо сформировать основу - культуру. Важным средством формирования культуры является краеведение. Наряду с обучающими и воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно полезного характера.

Сегодня именно благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения о значимости природы и хозяйства своего региона, понять, что краеведение – это история людей; корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников учреждений, формированию у них готовности жить и трудиться в родном селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени. Краеведческий подход в процессе обучения позволит воспитать и вырастить гражданина любящий свой край и свою родину.

Для систематизации и структурирования внеурочной деятельности при реализации краеведческого подхода, применяя проектную технология при участии к.п.н. доцент геграфического факультета ВГУ Русских Г.А, ст Воспитателя Орловского СУВУ Саакян Г.Г.разработан:   Модель «Реализации краеведческого подхода во внеурочной деятельности»

(в условиях работы Орловского СУВУ)

Модель включает пять направлений проектной деятельности: 1) информационно- поисковая, 2) учебно-исследовательская, 3) творческая, 4) игровая и 5) практика-ориентированная деятельности. Каждое направление имеет свои особенности. Предполагается, что в течении трех лет каждые воспитанник примет участие в каждом из проектов, следовательно, попробует себя в разных видах деятельности и определит личностный интерес к проектированию. Важно, что результаты проектной деятельности, и уровень достижения планируемых результатов оцениваются в процессе общественной экспертизы. Но, виды общественной экспертизы оригинальны, отличаются в каждом из направлений. Таким образом создается образовательная среда, в которой выстраиваются субъект субъектные отношения обучающих и обучающихся, т.е. и преподаватели и подростки учувствуют в совместной деятельности на основе партнерских отношений. Рассмотрим особенности формирования образовательной среды:   1) информационно-поисковая проект – защищается на общеучилищная конференция (например, проект «Вода –  основа жизни»; 2) Учебно-исследовательская проект   защищается на проблемном семинаре (например, проект «Труженики тыла в годы Отечественной Войны»); 3) творческий проект демонстрируется на общеучилищной выставке творческих работ (например, проект «Игра дело серьезное»);  4) Игровой проект – театрализация «Мастерская сказок», которая защищается в ходе общеучилищного фестиваля; 5) Практико- ориентированный проект, защищается на дне открытых дверей для родителей (например, проект «Зона семейного отдыха в парке победы»).

Не повторяются и награды для победителей: в первом случае – это поездка на областную конференцию «Природа и Общество» (ВятГУ); во втором – на областной конкурс имени Вернадского (библиотека имени  А. И. Герцена); в третьем случае – поездка в музей братьев Васнецовых (с. Рябово); в четвертом – поездка в ТЮЗ ( г. Киров); в пятом – встреча  представителями администрации г. Орлова, или членами общественной организации. Таким образом, у детей есть возможность расширить свой познавательный кругозор и сформировать значимые для себя – ценностные ориентиры.

Первый этап – запуск проекта. 1. Установочная конференция (распределение маршрутов). На этом этапе участники проектной деятельности определяют цель: разработать задания и определить маршруты 5 проектных групп; знакомятся с положением       экспедиции «Я - исследователь!»  и утверждают план разработки проектов.

Второй этап – выполнение проектов. На этом этапе участники проектной деятельности активно действуют в режиме туристко-краеведческой работы и подготавливают свои проекты к защите.

Третий этап – защита проектов. На этом этапе по каждому направлению деятельности проводятся общественная экспертиза с целью защиты проектов. Это: 1) общая училищная конференция; 2) обще училищный проблемный семинар; 3) обще училищная выставка; 4) обще училищный фестиваль; 5) общий училищный день открытых дверей для Родителей.

Четвертый этап – итоговое обще училищное мероприятия. На этом этапе проводятся фестиваль по результатам проектной деятельности. Это праздник звучат творческие отчеты, участники проектной деятельности получают подарки, участвуют в концертных номерах. (Прил. З).                                   

Мы считаем, что для мотивации и создания ситуации успеха в деятельности подростков необходимо принятие и участие не только в обще училищных мероприятиях с целью обобщения проектной деятельности и обмена опытом, но и в областных и всероссийских конкурсах.

Таких, как: 1. Региональный этапа VIII Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека»).

 2. Научно-практическая конференция «Природа и общество» проводимая на кафедре Географии и МОГ института Вят.ГУ.

3. Всероссийский конкурс социально – трудовых проектов для обучающихся ФГ СУВУ «Специальных учебно-воспитательных учреждение.»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Модель

«Реализации краеведческого подхода во внеурочной деятельности»

(в условиях работы Орловского СУВУ)

 

Проектная работа                                                                  Проектная работа       («Зона семейного отдыха»)                                             « Труженики тыла»  

(Проект "Мастерская Сказок")                                            

                                                                                                  (Иследовательская работа

"Основа Жизни")

 (Проект "Мир Вокруг Нас" )