Развитие педагогических основ в формировании компетентных логистов в ГПОУ ТО «ДПК»
Нами представлены рекомендации по реорганизации учебного процесса в «Донском политехническом колледже» с целью формирования профессионально важных качеств у будущих логистов. Профессионально важные качества формируются в ходе изучения дисциплин и профессиональных модулей с использованием активных и интерактивных методов обучения. Как пример рассмотрим организацию деловых экономических игры, в авторской концепции Г.К. Селевко т.е. игр, предназначенных для работы со всей присутствующей на занятии группой [35].
Цель дидактической экономической игры - это организации «мозговой атаки», проявление лидерских качеств и взаимопомощи при решении возникающих экономических деловых ситуаций. Последовательно решаемые задачи определяются в ходе изучения дисциплин общепрофессионального цикла («Экономика организации», «Менеджмент», «Маркетинг» и др.), постановки экономической проблемы, распределение экономических ролей, моделирование экономических ситуаций, составление и правильное оформление отчетности, анализа всей своей хозяйственной и экономической деятельности.
Преподавателям и студентам Донского политехнического колледжа рекомендуем развивать материально-техническое обеспечение для проведения деловых экономических игр аудиторного типа, это классная доска, игровые деньги, средства, определяющие качество и количество, анализ хозяйственной деятельности в виде отчета. В отчете указывается начальный и конечный капиталы, время кругооборота капитала, операции, затраты и полученная прибыль.
К разработке экономических деловых игр следует предъявлять требования:
‒ легкость изготовления необходимых материальных реквизитов;
‒ использование игровых денег и средств количества-качества в нескольких деловых играх;
‒ простота и доступность изложения условий игры.
Деловая игра представляет собой действие, направленное на отработку у обучающихся практических навыков, в соответствии с рассматриваемыми на проводимых занятиях основах и способах, экономической оценки инвестиций. Цель игры состоит в симуляции процесса составления и анализа экономической оценки, инвестиций в форме, например, инвестиционного проекта, а также в изучении взаимодействия участников инвестиционной деятельности на современном этапе развития российской экономики.
Основные положения деловой игры могут быть сформулированы с четырех позиций: Государство, Банк, Предприятие и Консалтинговая фирма.
Преподаватель осуществляет выработку правил и организацию процесса игры со стороны государства посредством соответствующих законов или положений.
Студенты соответствующим образом определяют структуру выбранной организации и последовательно представляют:
‒ логотип;
‒ характер деятельности;
‒ степень ответственности;
‒ последовательность работы.
По времени игра может занимать 2 учебных занятия в рамках 4 часов.
На первом занятии группам выдается вводное задание, которое предполагает формирование организационно-экономического подхода к проведению экономической оценки эффективности инвестиций. Задание дифференцированно по трем формам участия в игре: банк, предприятие, Автотранспортная фирма.
Предприятие получает задание на рассмотрение возможностей и способов повышения собственной экономической ценности вследствие размещения собственных временно свободных ресурсов или привлечения внешних источников финансирования. При этом оно должно адекватно определить круг специалистов вовлекаемых в проблему, охарактеризовать степень их взаимодействия и сформировать примерный инвестиционный проект предполагающий выявление направлений финансирования, источников финансирования и оценки экономической эффективности по простым методам.
Автотранспортная фирма рассматривает задание на формирование общей схемы взаимодействия собственных специалистов в процессе оказания консультационных услуг по экономической оценке инвестиций. Определяются параметры и степень сотрудничества с заказчиками, а также критерии оценки эффективности инвестиций.
Банк формирует и распределяет обязанности членов группы и определяет специфику собственного участия в проблеме финансирования. Выявляет средства для финансирования инвестиционных проектов и степень своего участия в проектах.
По итогам первого этапа три группы должны представить:
Предприятие: инвестиционный проект с простой оценкой эффективности инвестиций;
Автотранспортная фирма: методику оценки эффективности инвестиций ориентированную на динамические методы и формы возможного взаимодействия с заказчиками;
Банк: определиться со стоимостью инвестируемого капитала и сформировать методику оценки инвестиционного проекта учитывающую специфику его деятельности.
При этом Предприятие передает разработанный инвестиционный проект для рассмотрения консалтинговой фирме с целью выявления "узких мест" или других недостатков. Автотранспортная фирма анализирует реалистичность и достоверность проекта и определяет возможные альтернативные формы проведения инвестиционной деятельности. Ответственные лица предприятия и консалтинговой фирмы проводят переговоры с Банком по возможному взаимодействию в рамках финансирования инвестиционного проекта, и Банк берет проект для его экспертизы. мышление игра
На втором занятии участники определяются по результатам проведенного анализа с возможностью реализации инвестиционного проекта и выявляют оптимальные формы его осуществления. При этом каждая группа должна оценить собственный вклад в осуществление рассматриваемой операции в виде стоимости за оказанные услуги. На занятии подводится итог деловой игры, определяются положительные и отрицательные моменты в оценке инвестиций и в целом по работе коллектива. Выносится коллективная оценка работе каждой организации.
Порядок выполнения работы включает следующие этапы.
Для начала выполнения деловой игры всем участникам выдается исходная информация и требования обязательные для соблюдения. Преподаватели со стороны "Государства" периодически вводят новые переменные в игровой процесс с целью выявить способность групп своевременно и адекватно реагировать на меняющиеся условия инвестиционного развития экономики.
Предприятие получает соответствующие формы отчетности, позволяющие определится с движением денежных потоков, охарактеризовать финансово-экономическое состояние и выявить направления вложения инвестируемых средств.
Автотранспортная фирма выполняет функции: банк получает данные баланса позволяющие составить представление о состоянии его активов и пассивов и сделать вывод о сумме свободных денежных средств действительных для размещения, в инвестиционных проектах.
Интересным с методической точки зрения может быть метод кейсов, позволяющий формировать экономическое мышление и профессионально важные качества. Этот метод считается достаточно эффективным для обучения решению типичных проблем при изучении экономических дисциплин, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы, где предполагается вариативность правильных решений и требуется рассуждение. Результатом применения кейс-метода становятся не только знания, но и профессиональные навыки. Технология кейс-метода состоит в том, что разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни. В процессе решения кейса происходит осмысление профессиональных позиций и качеств, необходимых для ее успешного выполнения.
Применение кейс-методов преследует следующие основные цели:
‒ развитие навыков анализа и критического и экономического мышления;
‒ выявление связи теории и практики;
‒ представление примеров принимаемых управленческих решений;
‒ представление примеров последствий принимаемых решений;
‒ представление различных точек зрения;
‒ формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Наряду с достижением этих основных целей студенты:
‒ получают навыки устной коммуникации и аргументирования своей позиции;
‒ приходят к выводу, что в большинстве реальных ситуаций не бывает одного единственно верного решения и что желание прочитать еще одну книгу, изучить еще один метод и после этого решить все проблемы не более чем иллюзия;
‒ в ходе дискуссий вырабатывают уверенность в себе и в своих си, убежденность в том, что в реальной производственно-финансовой ситуации они смогут справиться с любой проблемой;
‒ формируют устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации, что является характерным для большинства практических ситуаций;
‒ формируют навыки рационального поведения при разрешении многопараметрических, комплексных проблем;
‒ знакомясь с описанием кейса в ходе анализа его информации, получают представление о том, какая исходная информация может им понадобиться при решении аналогичных практических задач.
Преподаватели экономических дисциплин Донского политехнического колледжа в практике преподавания используют кейс-метод, осуществляя последовательно этапы разработки кейса. "Определение места кейса в системе образовательных целей. Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса. Построение, или выбор модели ситуации. Создание описания. Сбор дополнительной информации. Подготовка окончательного текста. Презентация кейса, организация обсуждения" [47].
Можно порекомендовать и другим преподавателя использовать данную методику при организации учебных занятий. В педагогической литературе вариантов организации работы с кейсом очень много, это зависит от творческих возможностей самого преподавателя. Мы предлагаем максимально обобщенную модель занятия, по которой может быть организована работа студентов. Этапы организации занятия с использованием кейс-стадий включают:
1. Этап погружения в совместную деятельность. Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы: Текст кейса может быть роздан студентам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала кейса и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе кейса, и она соотносится с соответствующим разделом курса.
2. Этап организации совместной деятельности. Основная задача этого этапа - организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально. Студенты распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается "спикер", который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.
3. Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Основная задача этого этапа - проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия преподавателя могут быть следующими: Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения кейса и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.
Метод кейс-стадии имеет очень широкие образовательные возможности и формирует профессионально важные качества. Многообразие результатов, возможных при использовании метода можно разделить на две группы - учебные результаты - как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты - как результаты образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.
Таблица 1 - Образовательные цели
Учебные цели | Образовательные цели |
Освоение новой информации Освоение методов сбора данных Освоение методов анализа Умение работать с текстом Соотнесение теоретических и практических знаний | Создание авторского продукта Образование и достижение личных целей Повышение уровня профессиональной компетентности Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем |
Кейс может быть использован и для самостоятельного изучения темы. Это возможно при изучении компактного события, небольшой темы, научного открытия или экономического закона. Вопросы должны быть как по содержанию кейса, так и из текста учебного пособия. В данном варианте параграф учебника следует считать дополнительным материалом, наряду с иными источниками из книг или перечисленных преподавателем ресурсов Интернета.
Широкие возможности по формированию профессионально важных качеств будущих логистов у технологии проектного обучения. Важность проектного обучения, по мнению Е.С. Полат, [41] заключается в том, что данная технология развивает:
‒ исследовательские умения (умения анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдение практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять, обобщать, делать выводы);
‒ умения работать в команде (происходит осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности);
‒ коммуникативные умения (умение не только высказывать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую, в случае несогласия уметь конструктивно критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение, синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения).
Экономические проекты имеют ряд преимуществ, т.к. способствуют организации самостоятельной деятельности студентов по достижению определенного результата, поиску и анализу экономической информации. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развитию профессиональных компетенций, интеллектуальных и экономических способностей по решению какой-либо интересующей его проблемы. Суть проектного обучения состоит в том, что студенты в процессе работы над учебным проектом постигают реальные процессы, объекты, учатся достигать конкретного результата и создавать конечный продукт, рассчитывать его экономическую себестоимость и рентабельность. Проектное обучение предполагает прохождение студентов конкретных стадий и ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов и т.д.
Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт, может быть материальным или интеллектуальным от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем преподавателя. Кроме того, проектное обучение способствует формированию самостоятельному приобретению недостающих знаний из разных источников. Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Развитие профессионально важных качеств будущего логиста: брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; закреплять свой профессиональный выбор; развитие исследовательских умений.
В целом, организация проектной деятельности в Донском политехническом колледже будет способствовать подготовке конкурентоспособного специалиста. Проектная деятельность студентов является одним из методов исследовательского, развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 29.12.2012. №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // [Электронный ресурс]: http / www.consultant.ru document / cons_docLAW149753.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте».
3. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. - М., 2014.
4. Алышев Н. В., Егоров А. С., Реброва Н. П. Развитие профессионально важных функций как одно из направлений совершенствования профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ. // Сборник научных трудов Л., 2016.-79 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2015.
6. Асеев В. Г. Соотношение значимого и незначимого в формировании личности // Психология личности и образ жизни. - М., 2014.
7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 2012.
8. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб.: Питер, 2015. - 192 с.
9. Безлепкин В.В., Власов В.В. Что определяет облик специалиста? // Вестник высшей школы. 2016. №2.
10.Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 2014.-209 с.
11.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М: Педагогика, 2014.-191 с.
12.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2013.
13.Булавенко О.А. Проектирование подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования: Монография. М.: НИИ школьных технологий, 2014. - 304 с.
14.Вербицкий А.А., Филипов А.В., Красовский Ю.Д. Содержание, формы и методы обучения в высшей и средней специальной школе. Психолого-педагогические вопросы проведения деловых игр. - М.: Знание, 2016.
15.Воронцова М.В. Роль элективных курсов в подготовке будущего педагога // Сб. Интегративная стратегия становления профессионала в условиях многоуровневого образования. Материалы научно-практической конференции. Том I. Котмал. 2014.- С. 345-348.
16.Выготский JI.C. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2015. 108с.
17.Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 415с.
18.Грушевский С.П. Формирование профессионально-значимых качеств личности студентов экономических направлений в процессе математической подготовки. // Теория и практика общественного развития. 2014. №3. С.157-162
19.Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М.: МГУ, 2015. - С. 296-301.
20.Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 2014. - С. 11 - 12.
21.Зеер Э.Ф. Совершенствование профессиональной подготовки студентов инженерно-педагогического вуза. Содержание и перспективы развития инженерно-педагогического образования. Свердловск: Свердловский инженерно-педагогический институт, 2016. 128с.
22.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 480 с.
23.Каганов А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. Минск: Изд-во БГУ, 2013.
24.Кан-Калик В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе // Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. Грозный, 2014.
25.Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб пособие-для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 51с.
26.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов - на Дону: Феникс, 2014. 512с.
27.Коссов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие М.: "Академический Проект", 2015. - 240 с.
28.Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 2014. - 142с.
29.Курдюков Г.М. О формировании личностных качеств будущих специалистов. / Высшее образование в России, 2012. №2.- С. 103 105.
30.Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 2012.
31.Леонтьев А.И. Деятельность, сознание, личность. - М.: Смысл, 2013 - 352 е.
32.Лихачев Т.Е. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 2014.-528с.
33.Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 2013.- 640 с.
34.Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 2017. - С. 266 -269.
35.Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. / Под ред. Е.Э. Смирновой. Д.: Издательство Ленинградского университета, 2014.
36.Павлова A.M., Зеер Э.Ф. Проблема изучения профессионально-личностного потенциала: результаты поискового исследования // Образование и наука, 2012. №1. С. 103-115.
37.Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 2014. - 256с.
38.Платонова Т.А. Роль мотивации в познавательной активности // Активность личности в обучении: Сб. науч. тр. М.: НИИВШ, 2016.
39.Полат Е.С. Метод проектов. http: // distant.ioso.ru / project/meth%20project/metod%20pro. htm. 10. Дата обращения: 05.05.2015.
40.Практическая психология: Учебник /Под ред. М.К. Тутушкиной, 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во "Дидактика Плюс", 2014. - 336с.
41.Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. КМ. Гуревича, Е.М. Борисовой. 2-е изд., испр. М.: УРАО, 2014. - 304с.
42.Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. Издательство: Питер, 2013, 464 с.
43.Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 2015.- 640 с.
44.Солопенко Е.В. Метод деловых игр в подготовке специалистов экономического профиля: Дисс. канд. пед.наук. СПб, 2012 .
45.Фалькова И.Н. "Использование инноваций в преподавании экономических дисциплин" // Перспективы развития науки и образования: Международная заочная научно-практическая конференция. Часть 3. Москва, 2013.- С. 123.
46.Фитьмова А.А. Модель развития когнитивных профессионально важных качеств студентов экономических специальностей // Психология и педагогика: методика и проблемы, 2014. С.121-125.
47.Чернер С.Л. Опыт формирования деловых качеств личности // Педагогика. 2015. № 5. С.28 - 34.