Разработка педагогических механизмов развития профессионально важных качеств обучающихся в ГПОУ ТО «ДКП»
Разработка педагогических механизмов развития профессионально важных качеств обучающихся в ГПОУ ТО «ДКП»
Условием управления и развития математического и экономического мышления у студентов Донского политехнического колледжа выступает создание дидактического комплекса, включающего в себя блоки, отражающие теоретическую основу изучаемой дисциплины и профильно-ориентированные блоки заданий, т.е. вариативная часть. По ФГОС СПО в вариативную часть входят практико-ориентированные задания, несущие профессионально значимую информацию. В качестве основных способов составления математических профессионально ориентированных заданий экономической тематики возможно использование следующих: введение профессионально-значимой информации в сюжет исходного математического задания; насыщение математического содержания (тождества, отношения, уравнения, неравенства и т.д.) подходящим сюжетом, несущим профессионально-значимую информацию; замена сюжета исходного математического задания аналогичным сюжетом, содержащим профессионально-значимую информацию. Развитию профессионально-важных качеств и экономического мышления способствуют инновационные задачные методики и технологии, нацеленные на формирование и совершенствование специфических и логических приемов мыслительной деятельности, такие как: интеллект-карты, алгоритмы, схемы, тесты, проекты, творческие задания. Если интеллект-карты, алгоритмы и схемы стимулируют развитие логических мыслительных операций, то использование в проектах и творческих заданиях можно применять моделирование реальных экономических ситуаций, их формулировка и решение математическими методами и средствами, способствует развитию комплекса профессионально важных качеств личности будущего логиста. Использование указанных методов позволяет развить альтернативность, гибкость и системность мышления, познавательные способности, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве [25].
В процессе обучения студенты должны не только получить профессиональные знания, но развить профессиональное мировоззрение и общегражданские качества. В этом направлении развития будущего специалиста экономического профиля особую роль играют дисциплины социально-гуманитарного цикла. По мнению Э.Ф. Зеера, гуманитарные дисциплины недооцениваются при подготовке будущих логистов, в то время как они создают возможность для развития чувства долга, глубокой заинтересованности в профессиональных знаниях, в успешном разрешении познавательных и деловых проблем, способности ориентироваться в профессиональной ситуации и предвидеть перспективу своей деятельности [21].
Именно изучение социально-гуманитарного цикла дисциплин позволяет активно использовать деловые и ролевые игры, направленные на развитие коммуникативных способностей будущих логистов.
Не менее значима эффективная организация самостоятельной работы будущих логистов в плане формирования их профессионально важных качеств. Временные, организационные и дидактические возможности самостоятельной работы позволяют в полной мере обеспечить вариативность в образовании будущих логистов и учесть индивидуальные потребности обучающихся в плане формирования профессионально важных качеств будущего специалиста.
По нашему мнению, условия обучения в «Донском политехническом колледже» дают возможность более эффективно использовать самостоятельную работу, создав методическую систему ее сопровождения, использования дидактические единицы самостоятельной работы: кейс-стадии и игровое проектирование, реализуемые на четырех уровнях - исполнительском, управленческом и стратегическом (для определения которых, нами использовалась авторская система мониторинга динамики развития профессионально важных качеств будущих логистов). Система оценивания базировалась на времени выполнения задания, его оформлении и качественных параметрах (от 4 до 13 в зависимости от сложности задания); переход от уровня к уровню определялся критическими баллами, отражающими усвоение определенной дидактической единицы. При этом задача ставилась не довести всех обучающихся до высшего уровня, а обеспечить поэтапность и индивидуализацию образования в форме самостоятельной работы, предложить для каждого студента такую траекторию, двигаясь по которой он бы в полной мере развил объективно требуемые для его будущей профессиональной деятельности качества. Включение в самостоятельную работу методов, формирующих обобщенную дидактическую единицу кейс-стадии, способствует активизации образовательной среды, стимулирует развитие целеустемленности, настойчивости, учебной успешности и самостоятельности познавательной деятельности будущих логистов. Игровое проектирование позволяет реализовать элементы будущей профессиональной среды, технологии имитационного моделирования, что стимулирует рост профессиональной осознанности обучающихся.
Индивидуализация процесса сопровождения развития профессионально важных качеств будущих логистов в «Донском политехническом колледже» актуальна и важна, т.к. исследования показывают разнообразные сочетания сформированности компонентов профессиональной компетентности будущих логистов: высокий уровень теоретической составляющей и интеллектуальных способностей может сочетаться с низким уровнем коммуникативно-организаторских способностей.
Систематизируя и обобщая данные о профессионально важных качествах студентов, нельзя не упомянуть о том, что одним из важных для профессии логистов качеств выступает стрессоустойчивость. Наряду с мыслительными, она входит в комплекс ведущих профессионально важных качеств специалиста. Развитие стрессоустойчивости требует не только включения специальных тренинговых занятий в образовательный процесс СПО, но и оптимизации организации труда обучающихся.
Совершенствование образовательного процесса в контексте компетентностного подхода требует преобразования отношений преподавателя и обучающегося, использование в обучении активных методов, таких как: проблемные лекции (игровые и неигровые), проблемные семинары (они подразумевают анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, деловые игры, организационно-деятельностные игры), лабораторные занятия (включают решение производственных задач, учебные игры, производственные игры и тренинги) [45, с.15]. Широкое использование в образовательном процессе разноплановых игр и тренингов должно создать условия для развития рефлексивных способностей, обеспечить осознанность учебно-профессиональной деятельности и воспитание ответственного отношения к учебе и будущей профессиональной деятельности.
На необходимости и целесообразности использования деловых игр в образовании будущих логистов в «Донском политехническом колледже» остановимся подробнее.
По мнению Солопенко Е.В. метод деловых игр эффективен при обучении будущих логистов только при выполнении условий: систематичности и масштабности (применяются систематически в преподавании базовых ученых дисциплин), баланса теоретической и практической составляющих; самостоятельности и рефлексивности [45].
Таким образом, используя известные педагогике активные методы обучения, мы подготовили рекомендации по формированию профессионально важных качеств будущих логистов в «Донском политехническом колледже». Именно активные методы обучения предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Активное обучение рассматривается как переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении и необходимых качеств будущих логистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 29.12.2012. №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // [Электронный ресурс]: http / www.consultant.ru document / cons_docLAW149753.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте».
3. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. - М., 2014.
4. Алышев Н. В., Егоров А. С., Реброва Н. П. Развитие профессионально важных функций как одно из направлений совершенствования профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ. // Сборник научных трудов Л., 2016.-79 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2015.
6. Асеев В. Г. Соотношение значимого и незначимого в формировании личности // Психология личности и образ жизни. - М., 2014.
7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 2012.
8. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб.: Питер, 2015. - 192 с.
9. Безлепкин В.В., Власов В.В. Что определяет облик специалиста? // Вестник высшей школы. 2016. №2.
10.Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 2014.-209 с.
11.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М: Педагогика, 2014.-191 с.
12.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2013.
13.Булавенко О.А. Проектирование подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования: Монография. М.: НИИ школьных технологий, 2014. - 304 с.
14.Вербицкий А.А., Филипов А.В., Красовский Ю.Д. Содержание, формы и методы обучения в высшей и средней специальной школе. Психолого-педагогические вопросы проведения деловых игр. - М.: Знание, 2016.
15.Воронцова М.В. Роль элективных курсов в подготовке будущего педагога // Сб. Интегративная стратегия становления профессионала в условиях многоуровневого образования. Материалы научно-практической конференции. Том I. Котмал. 2014.- С. 345-348.
16.Выготский JI.C. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2015. 108с.
17.Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 415с.
18.Грушевский С.П. Формирование профессионально-значимых качеств личности студентов экономических направлений в процессе математической подготовки. // Теория и практика общественного развития. 2014. №3. С.157-162
19.Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М.: МГУ, 2015. - С. 296-301.
20.Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 2014. - С. 11 - 12.
21.Зеер Э.Ф. Совершенствование профессиональной подготовки студентов инженерно-педагогического вуза. Содержание и перспективы развития инженерно-педагогического образования. Свердловск: Свердловский инженерно-педагогический институт, 2016. 128с.
22.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 480 с.
мир�U!��DP�}орм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении и необходимых качеств будущих логистов.