Мысли В.А. Сухомлинского о главной роли воспитания личности обучающегося

Бобрышева Наталья Ивановна

Невообразимо широк диапазон творческой мысли  В.А. Сухомлинского. Нет, по сути ни одной сферы педагогической деятельности, куда бы не проник его глубокий критический ум, обнаруживая и ликвидируя «белые пятна», заполняя теоретические пробелы смелыми конструктивными идеями, прокладывая тем самым надёжные и перспективные пути  школьной практике [см.:1,2,3].

Сегодня, когда идёт новое прочтение Сухомлинского, можно без тени сомнения утверждать, что он был в первых рядах тех деятелей науки и культуры, чья бескомпромиссная и страстная проповедь правды, гуманизма, свободы и защиты человеческого достоинства не позволила погаснуть светильнику милосердия и доброты, внутренне готовила приход нового педагогического мышления.

За свои неполные 52 года Сухомлинский написал более 50 книг, опубликовал сотни журналов и статей, около 1200 художественных миниатюр – рассказов и сказок для детей. Высокоинтеллектуальный дар соединился в нём с художественным талантом. Он, как Жан-Жак Руссо, Генрих Песталоцци, Дмитрий Ушинский, Януш Корчак и Антон Макаренко, писал высокохудожественным языком.

В педагогической работе не просто найти критерии оценки её результативности. И всё же главным критерием, пожалуй, является то, какие граждане выходят из стен школы, насколько прочно усвоены ими полученные  знания и в целом система приобщения к интеллектуальным богатствам, выработанным человечеством, как глубоко и основательно проникли они в естество понятий Гражданственность, Честь и Достоинство.

В центре воспитательной системы, созданной Василием Сухомлинским, находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями. Главная задача педагогического коллектива школы — создать благоприятные условия для формирования и развития Личности. Воспитание, по Сухомлинскому, — это постоянное духовное обогащение ребёнка. Его целью было  возвышение человека. «Каждый без исключения школьник, - подчёркивал педагог, -  должен быть не только учеником, готовящимся к будущей жизни, но и человеком, живущим богатой, полнокровной, духовно насыщенной жизнью уже сейчас, в школьные годы» [4]. Любое педагогическое, как и социальное явление,  любое педагогическое действие павлышский новатор оценивал с позиции пользы для ребёнка, для человека вообще. Сухомлинский исповедовал педагогику гуманизма и доброты. Он писал: «Мы вступаем в век Человека. Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека» [5; т.4,с.558]. И ещё одно важное замечание сегодняшним педагогам: «Поменьше трескучих фраз о любви к человеку вообще, побольше конкретных дел, сердечного участия в жизни, в творении радостей» [5; т.2,с.197]. В действительной любви к детям, постоянной заботе о них – источник и педагогического новаторства, и жизненного подвига В.А. Сухомлинского.

 Не власть и подчинение, а уважение и любовь должны быть в основе учебы. То есть суть не в том, чтобы ученик получил в школе определенный набор знаний, а в том, как эти знания в дальнейшем будут жить в нем. Но, «для того чтобы ученик хотел учиться, он должен уметь учиться», - справедливо утверждал Сухомлинский [6; кн. 1, с. 36].   Об этом он говорит во многих своих работах: «Сердце отдаю детям», «Проблема воспитания всесторонне развитой личности», «Разговор с молодым директором школы» и др.

      Основным смыслом образования становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был преподавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу - способствовать всеми возможными способами всестороннему развитию обучающегося. Поэтому требуется перемена отношений в системе "учитель-ученик", на установление связи и сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой изменение методов и приёмов преподавания. Процесс общего социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обуславливает единство реализации деятельностного и личностного подходов.

            Важным элементом в системе нравственного воспитания, разработанной Сухомлинским, представляется то, что можно обозначить как деятельностный подход. Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой идеей деятельности, как таковой, а со средством становления и развития, прежде всего, нравственности обучаемого. «Надо «открыть буквально перед каждым, даже самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своём «Я», черпать силы из человеческого достоинства, чувствовать себя не обделённым, а духовно богатым» [5; кн. 1, с. 79].То есть в процессе и результате использования форм, приёмов и методов образования рождается человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые удовлетворяют его стремление в саморазвитии, самореализации.   Поэтому целью данного подхода является личность, способная оценивать себя и свои возможности, выбирать способы своей активности, контролировать её ход и результат. Обучаемый для педагога - субъект учебно-познавательной, воспитательной работы - видится в качестве человека, который обладает целостностью, многообразием свойств, состояний, качеств, единство которых достигается в труде, общении, познании, самообразовании, совершенстве своего внутреннего мира.

           В разработанной Сухомлинским программе нравственного воспитания содержится перечень качеств, имеющих первостепенное значение для формирования облика «настоящего Человека». Самыми главными качествами, которыми должен обладать воспитанник, учитель считал способность делать добро, развитая совесть,  самодисциплина, нравственный долг: человека перед человеком, обществом, отечеством, отца и матери перед своими детьми и детей перед родителями, отдельной личности перед коллективом и перед высшими нравственными принципами. [5; т.4, с. 553]. В книге Василия Александровича «Как воспитать настоящего человека», состоящей из нескольких десятков поучений, подробно говорится о том, как воспитать в себе эти качества.

            Важным источником развития личности обучающегося является увлекательная перспектива, связанная с его будущим, которая зависит от усилий самого обучающегося, его работоспособности, постоянно и тонко стимулируемых учителями-воспитателями. В такие минуты ученик поднимается «на ступеньку не только в умственном, но и в моральном развитии»; он ощущает «себя мыслящим человеком» и начинает «смотреть на себя другими глазами» [5; т.1, с. 503].

            Личностный подход предполагает, что и педагоги и учащиеся относятся к каждому человеку, как к самостоятельной ценности, не как средство достижения своих целей. Преподаватель и обучаемый, в свою очередь, находятся в позиции равноправия и сотрудничества. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремление, формирует мотивы к саморазвитию, изучает его активность, создаёт условия для самодвижения. Сухомлинский считал, что учитель помогает ребёнку стать «сооткрывателем в стране знаний». Эволюция личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Поэтому здесь необходим индивидуально-творческий подход. Он предполагает мотивацию учебной и других видов деятельности, направленных к конечному результату, но так, чтобы обучаемые испытывали радость достижения собственных целей, сознание своего роста и развития.

Нравственное развитие ребёнка, считал Сухомлинский, должно представлять собой постоянный процесс, а моральные понятия обогащаться, углубляться, превращаясь постепенно в глубокие и сознательные убеждения, выполняющие функцию реальных регуляторов жизнедеятельности человека, его поведения. Нравственность, являясь «ядром» внутреннего мира человека, делает его неповторимой личностью.

            Сложность образовательного процесса, занимающего значительное место в судьбе обучаемых, не даёт ощутимого, зримого результата сразу после его завершения. Продуктом обучения и воспитания является всё последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия нельзя контролировать непосредственно. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берёт на себя ответственность за тех, кому он будет преподавать, вместе с тем, он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, своё право быть педагогом, учителем, воспитателем. В.М.Сухомлинский говорил, что нет работы более изнурительной для сердца, чем работа педагога.

            Для того, чтобы достойно осуществлять педагогическую деятельность, необходимо принятие ряда обязательств. Во-первых, объективная оценка и знание своих возможностей, сильных и слабых сторон. И это очевидно. Я.Корчак говорил: "Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобстве, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых, якобы, заботой о благе детей". Во-вторых, педагог должен обладать культурной, интеллектуальной деятельностью (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания),  культурой поведения, общения. Педагог- это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учитель. Ученики тянутся к людям широко и самостоятельно мыслящим, сильным духом. Педагогике хорошо известна воспитательная сила примера. Психологической основой этого действия является склонность молодёжи к подражанию. По образному выражению К.Д.Ушинского, пример - это "плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно". В-третьих, обязательными составляющими педагогики являются уважение, знание внутреннего мира, понимание своего обучаемого. Он должен быть понят педагогом и принят независимо от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения, даже социальное положение и внешние данные. Поэтому педагогу стоит чаще представлять себя ребёнком, учеником, чтобы понять, что интересует обучаемых, что радует, что утомляет, что обижает. И, наконец, последнее, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых и в то же время выступает в качестве партнёра и человека, облегчающего педагогическое общение. Сухомлинский В.А. замечал, что "важнейший источник воспитания чувств педагога - это многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ".

            Для решения всех педагогических задач есть два подхода. Один императивный, когда педагог сам решает задачу, заставляя своих воспитанников делать то, что необходимо для их будущего. Другой - гуманный, то есть такой, когда воспитатель стремится приобщить детей к решению проблем, когда он сотрудничает с ними, делает их своими помощниками в воспитании, обучает тому, что умеет сам. Поэтому он обязан развивать свои организаторские, коммуникативные способности. При этом необходимо заинтересовать обучаемого, завлечь его, пробудить интерес к предмету, учёбе в целом. «Для ребёнка, -писал Сухомлинский,- конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться - в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приёмами не заставишь ребёнка сидеть за книгой".

            Преподавателю необходимо совместно с детьми проживать и переживать всё, что происходит каждый день в учебном заведении. И помогают в этом именно игровые методы обучения, так как игра прививает интерес и готовность к учению, развивает познавательные способности. Тогда годы учёбы станут радостными, и ребята не оттолкнутся от педагога и будут жить с ним подобной жизнью. Если преподавателю удаётся совместить обучение с игрой, то это позволяет решить проблему"скучности". Ведь древние греки знали, что учиться надо играя. Не случайно, понятие "образование" на греческом языке созвучно понятию "игра".

            Таким образом, необходимо, чтобы профессиональные качества педагога соотносились со следующими постулатами - заповедями его психолого-педагогической деятельности, как уважение обучаемого. Вспомним золотое правило нравственности - относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Необходимо иметь терпимость к человеческим недостаткам и слабостям, тактичность. Немаловажен постоянный поиск возможности саморазвития и самосовершенствования педагога, ведь всем известно, что тот, кто не учится сам, не может развить вкус к учению у других. Эти постулаты есть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер, формирует характер. Педагог должен быть Личностью, это его профессиональная характеристика. Чудо из чудес - ребёнок, молодой человек. Творить его мир, наполнять этот мир красками природы, видеть в нём невидимое и быть уверенным в том, чего ещё нет в новом благодарном человеке - вот работа преподавателя, учителя. И это значит, что учитель есть первый ученик, сам находящийся в непрестанном учении, кропотливый, чуткий, постоянно занимающийся своим самообразованием.

           Сухомлинского отличали энциклопедическая образованность, широкая эрудиция. Он читал первоисточники на девяти языках народов мира, хорошо рисовал, играл на скрипке и сопилке, мог часами декламировать наизусть страницы русской поэзии и прозы, мастерил руками. Вечный ученик, он потому и стал Учителем с большой буквы.

            Важнейшим показателем успешности преподавателя является умение создать атмосферу доброжелательности на занятии, привить интерес к предмету, поощрять любые позитивные действия учащегося, терпеливо ожидать результатов деятельности, улыбчивость, чувство юмора.

           Практически все исследователи указывают на тот факт, что для достижения успеха на музыкальном поприще все успешные лидеры постоянно развивали в себе такие качества,  как стойкость в преодолении жизненных и творческих препятствий; способность быстро подниматься после неудач, стремление добиваться своей цели.

              М.Г.Коган, ярко проявивший себя в трёх видах музыкально-художественной деятельности: как пианист, педагог, методист - исследователь, выделяет три главных звена в цепи предпосылок успешности музыкальной деятельности: ясное видение цели, умение сосредоточить внимание на ней, страстная  и  настойчивая воля к её достижению. По его мнению, наличие этих предпосылок ещё не гарантирует приобретение мастерства, но «врата к этому мастерству открываются лишь тому, кто работает, соблюдая эти условия» [7, с. 114].  Автор утверждает, что эти же качества необходимы для достижения мастерства и, конечно же, лидирующего положения в любой области человеческой деятельности. В том числе и педагогической.

Учитывая специфику профессии учителя музыки,  нужно осознавать, что необходимо умение мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей.  В.А.Сухомлинский, считал, что  «держа в руках скрипку, человек не способен сделать плохое». В этой связи одну из важных задач он видел в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребёнку скрипку.

Не менее сложно научить ребенка или подростка справляться с проблемами, возникающими на пути его образования. Ведь музыканты – чуткие и нежные люди, часто из-за неудачи они могут опустить руки и разочароваться в собственном призвании. Если в целом говорить о творческих профессиях, то надо признать, что уровень субъективных факторов, личностного, индивидуального значительно выше в сравнении с иными профессиями. И в этом смысле обучение всегда сопряжено с определенными сложностями, тем более без встречного желания ученика, выраженного в стремлении к саморазвитию. И это стремление в ученике надо уметь воспитать.

                Надо учитывать и то, что «доминирующим мотивом учебной деятельности студента выступает внутренний, учебно-познавательный мотив, где важнейшим фактором мотивации учения является интерес и склонность студента к своей будущей профессиональной музыкально-педагогической и хормейстерской деятельности» [8, с. 126].

            Только если обучаемый поймёт, что он личность, он будет уважать себя, будет достаточно уверенный в своих силах человек. Станет открытым для непростого и рискованного процесса самораскрытия и саморазвития. Самое главное приобретение в период обучения - это чувство собственного достоинства, вера в то, что он знает, умеет и может. И достичь этого можно только добром, ибо только добро, порождает добро. Так завещал замечательный педагог, гуманист В.А.Сухомлинский.

            Достойно  носить звание педагога и родителя - это жить в согласии с древнекитайской мудростью: с рождения до трёх лет - ребёнок твой бог, с трёх до десяти - от твой раб, с десяти лет- ребёнок твой друг!

Литература

1.Борисовский А.М. В.А.Сухомлинский. М.: Просвещение,1985. 128 с.

2.Мухин М.И. Педагогическая система В.А.Сухомлинского: традиции и новаторство. Соликамск: Изд-во СГПИ, 1999. 3888 с.

3.Рындак В.Г. Учитель Сухомлинский. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008, 508 с.

4.Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А.Сухомлинского. М.: институт развития личности РАО, 1994. 184 с.

5. Сухомлинский В.А. Избранные произведения,: В 5 т. Киев: Радянська школа,1979- 1980.

6. Теория и практика воспитательных систем / Редкол.: Л.И.Новикова (отв. ред.): В 2 ч. М.:ИТП и МИО РАО, 1993.

7. Коган Г.М. У врат мастерства: психологические предпосылки успешности пианистической работы / Г.М.Коган. – М.: Советский композитор, 1961. – 116 с.

8. Становление и развитие личности и профессионализма студента в процессе музыкального образования: компетентностный подход: коллективная монография / Е.Н.Берёзкина [и др.]; науч. ред.: А.С. Петелин, Л.Г.Лобова. – Воронеж:  ВГПУ, 2014. – 388 с.