Обеспечение качества профессионального образования студентов с учетом ФГОС СПО ноябрь 2018
Обеспечение качества профессионального образования студентов с учетом ФГОС СПО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обеспечение качества профессионального образования студентов
с учетом требования ФГОС СПО
В основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования образовательными учреждениями, заложен компетентностный подход. В новых социально-экономических условиях рынка актуализирован социальный заказ на подготовку высококвалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, владеющего профессиональными и общими компетенциями. Общие компетенции (ОК) – это совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Общая компетенция - это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции (ПК) – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности. Будущий специалист должен свободно владеть своей профессией и ориентироваться в смежных областях деятельности, стремиться к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности.
Система качества образования в учреждениях среднего профессионального образования является комплексом разработанных нормативно-методических документов, определяющих содержание, технологии, методы и средства работы всех должностных лиц, преподавателей и студентов по дальнейшему повышению качества образовательного процесса и профессиональной компетентности выпускников техникума. Она позволяет разработать политику, цели гарантии качества, пути достижения этих целей и является основой постоянного улучшения всех процессов. Система предназначена для практической реализации стратегии по улучшению качества образования и других видов деятельности с целью повышения удовлетворенности потребителей: студентов, их родителей, работодателей, государства и общества в целом.
В свою очередь, гарантии качества в образовании рассматриваются как все виды деятельности по руководству и управлению техникумом применительно к качеству. При этом структурными составляющими понятия гарантия качества в образовании являются: планирование качества, управление качеством, обеспечение качества, улучшение качества и оценка качества.
В обеспечении качества среднего профессионального образования можно выделить следующие аспекты:
- первый – политика в области среднего профессионального образования, направленная на повышение его качества;
- второй – установленные, принятые обществом и государством критерии, нормативы, стандарты качества образования;
- третий – механизмы и инструменты управления и самоуправления среднего специального учебного заведения с позиций качества;
- четвёртый – объективные условия, способствующие достижению качества образования: качественный уровень подготовки преподавателей и студентов, качество учебных программ, дидактических и методических материалов, уровень материально-технической базы, социально-бытовой и информационной структуры учебного заведения;
- пятый – конкретные технологии организации учебного и воспитательного процессов, методы оценки качества обучения на различных этапах.
Следовательно, качество образования зависит от значительного количества взаимодействующих факторов и включает в себя множество компонентов, основным из них является адекватность результата образования существующим потребностям.
О качестве образования в техникуме можно судить и по тому, какие ответы можно получить на следующие вопросы: Кого учим? Чему учим? Кто учит? Как учим? Каковы ресурсы? Кто и как управляет техникумом? При этом очень важной составляющей высокого качества образования является психологическая проблема: какова мотивация участников образовательного процесса: хотят ли учить по-новому педагоги и хотят ли учиться студенты в новых условиях? Ответ на данный вопрос должен быть только один: для обеспечения высокого качества образования мотивация основных участников образовательного процесса - преподавателей и студентов должна быть положительной и общественно значимой.
В данный момент федеральные государственные стандарты (ФГОС) основаны на формировании содержания образования, исходя «от результата», а системным компонентом стандартов становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников (общие компетенции, профессиональные компетенции), иначе говоря, ФГОС предусматривают модульно-компетентностный подход в образовании. Такой подход позволяет повысить качество профессионального образования, максимально приблизив квалификацию выпускников системы профессионального образования к требованиям современного рынка труда.
Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности/профессии. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления. Сейчас существует спектр проблем, без решения которых качественная подготовка специалистов среднего звена не представляется возможной.
Первый блок проблем — методологический. Он касается вопросов содержания и сущности основного понятия «качество среднего профессионального образования». Необходима разработка методологического инструментария выявления, изучения и учета всех возможных потребителей профессиональных знаний. Обобщенные критерии качества подготовки специалистов среднего звена включают следующие группы:
- удовлетворенность работодателя (производство);
- выпускник (личность); социум (общество) высшей школы как потребитель выпускников (система образования).
Второй блок — управление качеством подготовки специалистов. Здесь главным является оценочный компонент, ориентируемый на выявление соответствия между целями и результатами образовательного процесса. Это, в свою очередь, требует разработки объективного многоуровневого педагогического инструментария, позволяющего осуществить количественную оценку результатов — мониторинга качества подготовки специалистов. Целесообразно усилить диагностическую подготовку и переподготовку инженерно-педагогических работников, разрабатывать и накапливать диагностические методики для совершенствования системы управления образованием.
Третий блок — ресурсное обеспечение качества подготовки специалистов. Для того чтобы образовательное учреждение добивалось стабильно высокого качества подготовки выпускников, необходимо обеспечить выполнение следующей группы основных образовательных действий: сделать руководство мотивированным; усовершенствовать кадровые, методические, информационные, материально-технические, нормативно-правовые и финансовые составляющие профессионального обучения.
Работодатели, студенты, государство, несомненно, заинтересованы в высоком качестве образования, но имеют свои конкретные интересы, поэтому их подходы к оценке результатов обучения могут различаться. Выпускник считает образование качественным, если оно позволяет ему успешно конкурировать на рынке труда, получить работу и успешно развивать карьеру. Работодателя при приеме выпускников на работу в первую очередь интересует их профессиональная компетентность, способность ориентироваться в производственной обстановке, решать нестандартные задачи, принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции и отвечать за них, работать в команде.
В настоящее время в техникуме расширяется практика участия работодателей в управлении образовательным процессом и в оценке качества образования. Процедуру оценки результатов обучения мы подразделяем на оценивание потребителями качества образовательных услуг (внешние оценивание) и внутренние оценивание качества образования в техникуме.
Нормативным документом, регламентирующим систему оценки качества образования в техникуме, является комплексная программа управления качеством обучения, которая имеет следующую структуру:
- информационно-аналитическое обоснование программы,
- структура управления качеством образования в техникуме,
- механизм управления качеством образования, технологическую карту мониторинга.
Для повышения качества образования в техникуме разработаны следующие этапы:
- Первым этапом стало проведение мониторинга, основные функции которого заключаются в следующем:
1. Работа с «внешней средой» техникума:
- проведение маркетинговых исследований с целью выявления требований к предоставляемым техникумом образовательным услугам со стороны работодателей, студентов и их родителей;
- участие работодателей в реализации образовательных программ как на стадии разработки учебных планов, так и в процессе формирования предметных компетенций (чтение лекций, проведение мастер-классов, семинаров, практик и др.);
- оценка качества содержания и внешняя оценка результатов обучения; участие работодателей в качестве экспертов в процедуре государственной аккредитации.
С целью реализации подготовки кадров, имеющих хороший уровень фундаментального и специального образования, способных к освоению новых, перспективных процессов между техникумом и Эксплуатационным локомотивным депо ст. Рузаевка КБШ. ж.д. заключен договор на подготовку студентов специальностей «Машинист локомотива» и «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» с целью:
- формирования устойчивых взаимосвязей с эксплуатационным локомотивном депо, что в дальнейшем приобретает характер партнерства;
- подготовки специалистов в соответствии с требованиями конкретного базового предприятия, с дальнейшей перспективой трудоустройства выпускника на этом предприятии;
- скорейшей адаптации студентов к условиям производства;
- совершенствования конкурентоспособности специалиста СПО, благодаря связи теоретического обучения с практическим.
Активная работа с работодателями позволила адаптировать учебные программы к требованиям железнодорожного транспорта, разработать дополнительные профессиональные программы. Работодатели активнее участвуют как в формировании заказа на подготовку нужного им профиля и квалификации, так и в оценке подготовки выпускников.
2. Обеспечение качества образовательного процесса (управление качеством обучения студентов, повышением квалификации педагогического состава, учебно-воспитательной и методической работой и т. д.).
По данному направлению осуществляется следующий комплекс мер:
- формирование системы контроля результатов обучения студентов;
- разработка системы, направленная на формирование познавательной устойчивой мотивации студента к обучению. Данный аспект тесно связан развитием различных форм и механизмов учета внеучебных достижений студентов.
- Второй этап в процессе формирования механизмов оценки качества образования — это расширение общественного участия в управлении образованием. На официальном сайте техникума регулярно размещается информация о деятельности техникума.
Важным фактором успешного развития образовательного учреждения является широкое участие работодателей, общественных организаций, образовательного сообщества, населения в этих процессах. Одно из основных условий такого участия — «прозрачность», полнота и доступность информации для всех социальных партнеров системы образования. Именно поэтому информация о состоянии обучения, результатах и качестве предоставляемых услуг сегодня представляется основным заказчикам и потребителям, социальным партнерам.
- Третий этап — это улучшение системы внутреннего контроля. В техникуме разработана, документирована, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии система менеджмента качества. Модель системы качества техникума основана на процессном подходе и разработана с учетом требований «Типовой модели системы качества образовательного учреждения». В течение учебного года проводятся процедуры внутреннего аудита, которые позволяют своевременно выявить несоответствия и устранить их.
Результативность системы постоянно улучшается в соответствии с принципами менеджмента качества, установленными в ГОСТ Р ИСО 9001:2008:
- ориентация на потребителя продукции,
- лидерство руководителя,
- вовлечение работников,
- процессный подход к деятельности,
- системный подход к менеджменту,
- постоянное улучшение результатов деятельности,
- принятие решений, основанных на фактах,
- взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Для этого определены:
1) процессы, необходимые для системы менеджмента качества и применяемые в техникуме;
2) последовательность и взаимодействие этих процессов;
3) показатели, критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности процессов;
4) ресурсы и информация для осуществления процессов.
Осуществляется мониторинг, измерение и анализ этих процессов, применяются различные меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Таким образом, при внедрении ФГОС СПО наступило время реализации современной миссии отечественной системы образования с позиции «обеспечения всех образованием» на позицию «обеспечение всех КАЧЕСТВЕННЫМ образованием».