Обеспечение качества профессионального образования студентов с учетом ФГОС СПО ноябрь 2018

Обеспечение качества профессионального образования студентов с учетом ФГОС СПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обеспечение качества профессионального образования студентов

с учетом требования ФГОС СПО

        В основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования образовательными учреждениями, заложен компетентностный подход. В новых социально-экономических условиях рынка актуализирован социальный заказ на подготовку высококвалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, владеющего профессиональными и общими компетенциями. Общие компетенции (ОК) – это совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Общая компетенция - это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции (ПК) – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности. Будущий специалист должен свободно владеть своей профессией и ориентироваться в смежных областях деятельности, стремиться к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности.

Система качества образования в учреждениях среднего профессионального образования является комплексом разработанных нормативно-методических документов, определяющих содержание, технологии, методы и средства работы всех должностных лиц, преподавателей и студентов по дальнейшему повышению качества образовательного процесса и профессиональной компетентности  выпускников техникума. Она позволяет разработать политику, цели гарантии качества, пути  достижения этих целей и  является основой постоянного улучшения всех процессов. Система  предназначена для практической реализации стратегии по улучшению качества образования и других видов деятельности с целью повышения удовлетворенности потребителей: студентов, их родителей, работодателей, государства и общества в целом.

  В свою очередь, гарантии качества в образовании рассматриваются как все виды деятельности по руководству и управлению техникумом применительно к качеству. При этом структурными составляющими понятия гарантия качества в образовании являются: планирование качества, управление качеством, обеспечение качества,  улучшение качества и оценка качества.

В обеспечении качества среднего профессионального образования можно выделить следующие аспекты:

  • первый – политика в области среднего профессионального образования, направленная на повышение его качества;
  • второй – установленные, принятые обществом и государством критерии, нормативы, стандарты качества образования;
  • третий – механизмы и инструменты управления и самоуправления среднего специального учебного заведения с позиций качества;
  • четвёртый – объективные условия, способствующие достижению качества образования: качественный уровень подготовки преподавателей и студентов, качество учебных программ, дидактических и методических материалов, уровень материально-технической базы, социально-бытовой и информационной структуры учебного заведения;
  • пятый – конкретные технологии организации учебного и воспитательного процессов, методы оценки качества обучения на различных этапах.

Следовательно, качество образования зависит от значительного количества взаимодействующих факторов и включает в себя множество компонентов, основным из них является адекватность результата образования существующим потребностям.

О качестве образования в техникуме можно судить и по тому, какие ответы можно получить на следующие вопросы: Кого учим? Чему учим? Кто учит? Как учим? Каковы ресурсы? Кто и как управляет техникумом? При этом очень важной составляющей высокого качества образования  является психологическая проблема: какова мотивация участников образовательного процесса: хотят ли учить по-новому педагоги  и хотят ли учиться студенты в новых условиях? Ответ на данный вопрос должен быть только один: для обеспечения высокого качества образования мотивация основных участников образовательного процесса - преподавателей и студентов должна быть положительной и общественно значимой.

В данный момент федеральные государственные стандарты (ФГОС) основаны на формировании содержания образования, исходя «от результата», а системным компонентом стандартов становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников (общие компетенции, профессиональные компетенции), иначе говоря, ФГОС предусматривают модульно-компетентностный подход в образовании. Такой подход позволяет повысить качество профессионального образования, максимально приблизив квалификацию выпускников системы профессионального образования к требованиям современного рынка труда.

Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности/профессии. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления. Сейчас  существует  спектр  проблем,  без  решения  которых  качественная  подготовка  специалистов  среднего  звена  не  представляется  возможной.

Первый  блок  проблем  —  методологический.  Он  касается  вопросов  содержания  и  сущности  основного  понятия  «качество  среднего  профессионального  образования».  Необходима  разработка  методологического  инструментария  выявления,  изучения  и  учета  всех  возможных  потребителей  профессиональных  знаний.  Обобщенные  критерии  качества  подготовки  специалистов  среднего  звена  включают  следующие  группы: 

  • удовлетворенность  работодателя  (производство); 
  • выпускник  (личность);  социум  (общество)  высшей  школы  как  потребитель  выпускников   (система  образования). 

Второй  блок  —  управление  качеством  подготовки  специалистов.  Здесь  главным  является  оценочный  компонент,  ориентируемый  на  выявление  соответствия  между  целями  и  результатами  образовательного  процесса.  Это,  в  свою  очередь,  требует  разработки  объективного  многоуровневого  педагогического  инструментария,  позволяющего  осуществить  количественную  оценку  результатов  —  мониторинга  качества  подготовки  специалистов.  Целесообразно  усилить  диагностическую  подготовку  и  переподготовку  инженерно-педагогических  работников,  разрабатывать  и  накапливать  диагностические  методики  для  совершенствования  системы  управления  образованием. 

Третий  блок  —  ресурсное  обеспечение  качества  подготовки  специалистов.  Для  того  чтобы  образовательное  учреждение  добивалось  стабильно  высокого  качества  подготовки  выпускников,  необходимо  обеспечить  выполнение  следующей  группы  основных  образовательных  действий:  сделать  руководство  мотивированным;  усовершенствовать  кадровые,  методические,  информационные,  материально-технические,  нормативно-правовые  и  финансовые  составляющие  профессионального  обучения.

Работодатели,  студенты,  государство,  несомненно,  заинтересованы  в  высоком  качестве  образования,  но  имеют  свои  конкретные  интересы,  поэтому  их  подходы  к  оценке  результатов  обучения  могут  различаться.  Выпускник  считает  образование  качественным,  если  оно  позволяет  ему  успешно  конкурировать  на  рынке  труда,  получить  работу  и  успешно  развивать  карьеру.  Работодателя  при  приеме  выпускников  на  работу  в  первую  очередь  интересует  их  профессиональная  компетентность,  способность  ориентироваться  в  производственной  обстановке,  решать  нестандартные  задачи,  принимать  самостоятельные  решения  в  пределах  своей  компетенции  и  отвечать  за  них,  работать  в  команде. 

В  настоящее  время  в  техникуме  расширяется  практика  участия  работодателей  в  управлении  образовательным  процессом  и  в  оценке  качества  образования.  Процедуру  оценки  результатов  обучения  мы  подразделяем  на  оценивание  потребителями  качества  образовательных  услуг  (внешние  оценивание)  и  внутренние  оценивание  качества  образования  в  техникуме.

Нормативным  документом,  регламентирующим  систему  оценки  качества  образования  в  техникуме,  является  комплексная  программа  управления  качеством  обучения,  которая  имеет  следующую  структуру: 

  • информационно-аналитическое  обоснование  программы, 
  • структура  управления  качеством  образования  в  техникуме, 
  • механизм  управления  качеством  образования,  технологическую  карту  мониторинга.

Для повышения  качества  образования  в  техникуме разработаны следующие этапы:

  • Первым  этапом  стало  проведение  мониторинга,  основные  функции  которого  заключаются  в  следующем:

1.  Работа  с  «внешней  средой»  техникума:

  • проведение  маркетинговых  исследований  с  целью  выявления  требований  к  предоставляемым  техникумом  образовательным  услугам  со  стороны  работодателей,  студентов  и  их  родителей;
  • участие  работодателей  в  реализации  образовательных  программ  как  на  стадии  разработки  учебных  планов,  так  и  в  процессе  формирования  предметных  компетенций  (чтение  лекций,  проведение  мастер-классов,  семинаров,  практик  и  др.); 
  • оценка  качества  содержания  и  внешняя  оценка  результатов  обучения;  участие  работодателей  в  качестве  экспертов  в  процедуре  государственной  аккредитации. 

С целью реализации подготовки кадров, имеющих хороший уровень фундаментального и специального образования, способных к освоению новых, перспективных процессов между техникумом и Эксплуатационным локомотивным депо ст. Рузаевка КБШ. ж.д. заключен договор на подготовку студентов специальностей  «Машинист локомотива» и «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» с целью:

- формирования устойчивых взаимосвязей с эксплуатационным локомотивном депо, что в дальнейшем приобретает характер партнерства;

- подготовки специалистов в соответствии с требованиями конкретного базового предприятия, с дальнейшей перспективой трудоустройства выпускника на этом предприятии;

- скорейшей адаптации студентов к условиям производства;

- совершенствования конкурентоспособности специалиста СПО, благодаря связи теоретического обучения с практическим.

Активная  работа  с  работодателями  позволила  адаптировать  учебные  программы  к  требованиям  железнодорожного транспорта,  разработать  дополнительные  профессиональные  программы.  Работодатели   активнее  участвуют  как  в  формировании  заказа  на  подготовку  нужного  им  профиля  и  квалификации,  так  и  в  оценке  подготовки  выпускников. 

2.  Обеспечение  качества  образовательного  процесса  (управление  качеством  обучения  студентов,  повышением  квалификации  педагогического  состава,  учебно-воспитательной  и  методической  работой  и  т.  д.).

По  данному  направлению  осуществляется  следующий  комплекс  мер:

  • формирование  системы  контроля  результатов  обучения  студентов;
  • разработка  системы,  направленная  на  формирование  познавательной  устойчивой  мотивации  студента  к  обучению.  Данный  аспект  тесно  связан  развитием  различных  форм  и  механизмов  учета  внеучебных  достижений  студентов.
  • Второй  этап  в  процессе  формирования  механизмов  оценки  качества  образования  —  это  расширение  общественного  участия  в  управлении  образованием.  На  официальном  сайте  техникума регулярно  размещается  информация  о  деятельности  техникума. 

Важным  фактором  успешного  развития  образовательного  учреждения  является  широкое  участие  работодателей,  общественных  организаций,  образовательного  сообщества,  населения  в  этих  процессах.  Одно  из  основных  условий  такого  участия  —  «прозрачность»,  полнота  и  доступность  информации  для  всех  социальных  партнеров  системы  образования.  Именно  поэтому  информация  о  состоянии  обучения,  результатах  и  качестве  предоставляемых  услуг  сегодня  представляется  основным  заказчикам  и  потребителям,  социальным  партнерам.

  • Третий  этап  —  это  улучшение  системы  внутреннего  контроля.  В  техникуме разработана,  документирована,  внедрена  и  поддерживается  в  рабочем  состоянии  система  менеджмента  качества. Модель  системы  качества  техникума основана  на  процессном  подходе  и  разработана  с  учетом  требований  «Типовой  модели  системы  качества  образовательного  учреждения».  В  течение  учебного  года  проводятся  процедуры  внутреннего  аудита,  которые  позволяют  своевременно  выявить  несоответствия  и  устранить  их.

Результативность  системы постоянно  улучшается  в  соответствии  с  принципами  менеджмента  качества,  установленными  в  ГОСТ  Р  ИСО  9001:2008: 

  • ориентация  на  потребителя  продукции, 
  • лидерство  руководителя, 
  • вовлечение  работников, 
  • процессный  подход  к  деятельности, 
  • системный  подход  к  менеджменту, 
  • постоянное  улучшение  результатов  деятельности, 
  • принятие  решений,  основанных  на  фактах, 
  • взаимовыгодные  отношения  с  поставщиками.

Для  этого  определены: 

1)  процессы,  необходимые  для  системы менеджмента качества  и  применяемые  в  техникуме; 

2)  последовательность  и  взаимодействие  этих  процессов; 

3)  показатели,  критерии  и  методы,  необходимые  для  обеспечения  результативности  процессов; 

4)  ресурсы  и  информация  для  осуществления  процессов.

 Осуществляется  мониторинг,  измерение  и  анализ  этих  процессов,  применяются  различные  меры,  необходимые  для  достижения  запланированных  результатов  и  постоянного  улучшения  этих  процессов. 

Таким образом, при внедрении ФГОС СПО наступило время реализации современной миссии отечественной системы образования с позиции «обеспечения всех образованием» на позицию «обеспечение всех КАЧЕСТВЕННЫМ образованием».