Организационное и психолого-педагогическое обеспечение адаптации студентов к условиям обучения в колледже
Процесс поступления и обучения в колледж достаточно сложное и трудное событие для молодой личности. Необходимо умело и достойно его пройти, преодолев своеобразные психологические и педагогические трудности.
Сам термин адаптация, от латинского «adaptio» приспособляю, означает приспособление, привыкание к новым условиям. Зависит процесс адаптации как от индивидуальных свойств и черт личности, так и от помощи окружающих. Выделяют некоторые виды адаптации:
психологическая - настройка и приспособление психической деятельности (процессов, состояний, а при необходимости, и психических образований - навыков, качеств и др.) к активности в новых условиях. Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление ей») и ассимиляции (уподобление себе, преобразование среды).
Весь процесс адаптации протекает в три этапа:
- осознание и принятие статуса «студента»;
- углубление в процесс учебной деятельности;
- рост креативных способностей студента.
Каждый из этих этапов сопровождается рядом доминирующих проблем. Преодоление их сложный и длительный процесс. И именно поэтому молодой студент нуждается в поддержке и внимании окружающих - сверстников, родителей, сокурсников и конечно своих педагогов. Педагогический коллектив об успешности адаптационного периода может судить по ряду показателей:
А) объективных данных (степень утомлённости; участие в жизни коллектива; социально-психологическая позиция в учебной группе; соответствие личности требованиям к студенту);
Б) субъективных данных (оценка самочувствия, условий обучения, оценка отношений с однокурсниками, преподавателями, отношение к учёбе, будущей профессии, оценка перспектив).
На данный момент проведённые исследования и результаты диагностик позволяют сделать следующее заключение данной диагностики.
Среда воздействует на личность и группу, которые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность и группа активно воздействует на среду. Отсюда адаптация и одновременно адаптирующаяся активность личности или группы. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе социализации личности, становится основой её поведения и деятельности.
- социальная адаптация - вид взаимодействия личности и социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент - согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта;
- профессиональная адаптация - требующая познания теоретических основ выбранной профессии;
- бытовая адаптация - привыкание к новому режиму, повышению психологической и физической нагрузки, решение жилищных проблем, вопросов питания, досуга.
Основные проблемы:
- Проблема межличностных отношений, лидерства, обусловленные новым составом классного коллектива.
- Недостаточный уровень знаний, полученных в средней школе (приходиться много времени уделять повторению и закреплению программного материала).
- Несформированность образовательных потребностей (иждивенчество, неспособность увязывать развитие способностей с трудом, безответственность в учебной деятельности, склонность «выпрашивать» повышенные отметки).
- Низкая общая культура студентов, приоритет материальных ценностей.
- Завышенная самооценка студентов, неумение анализировать свои ошибки.
- Перенос акцентов в начале учебного года с учебной деятельности на межличностные отношения (обострённая борьба за лидерство, искажённые формы самоутверждения).
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
1. Разработка и апробация программы психолого-педагогической поддержки студентов РПТ.
Диагностическая работа по выявлению уровня подготовленности студентов за курс средней школы, уровня психического развития и межличностных отношения.
- Педагогический мониторинг (отношение к труду, к учёбе, отношение к родителям, сверстникам, ценностные ориентации и самооценка).
- Деятельность вне учебных занятий направленная на реализацию и обогащение личностного потенциала.
- Развитие системы индивидуальных консультаций.
- Обеспечение преемственности на учебных занятиях.
- Мне нравится (1)
Комментарии
Людмила Анатольевна! Огромное
Людмила Анатольевна! Огромное спасибо за ценный опыт и полезный материал!