Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: «Воспитание толерантности, искусство жить с непохожими людьми»

Губина Людмила Анатольевна

В наше сложное и трудное  время этой тематике уделяется большое внимание.  Тема  толерантности очень актуальна, т.к. воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышление, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. А поскольку студенты являются подростками, начинающими свой жизненный самостоятельный путь, педагогическому коллективу не безразлично, какими ЛЮДЬМИ они выйдут из стен техникума. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и обладающий чувством взаимоуважения, воспитания, терпением и терпимостью, доброжелательностью, сдержанностью, уступчивостью, коммуникабельностью, а этот набор качеств в общении с окружающими невозможен без  самоуважения, самовоспитания, чувства  собственного достоинства.

Цели:

  1. ввести, раскрыть, углубить и закрепить  понимание значения термина «толерантность»;
  2. развить способности адекватно и полно познавать себя, других людей;
  3. научиться  вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем, развивать навыки групповой работы;
  4. формировать у студентов толерантное мышление, уважение к своим правам и правам других людей.

В соответствии с вышеизложенной  целью классного часа были поставлены следующие задачи:

1.   дать студентам возможность оценить степень своей толерантности;

2.   развить внимание, память, творческое мышление обучающихся;

3. способствовать развитию уважительного отношения между студентами в группе, воспитание чувства коллективизма, сплоченности.

 

Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, позволяющие наиболее полно преподнести и раскрыть перед студентами подобранный материал, как беседа, наблюдение, рассмотрение жизненных ситуаций в виде дискуссии, тестирование на проявление толерантности (приложение).

Эпиграфом были взяты слова Б. Шоу, английского драматурга  ирландского происхождения:

Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди.

Далее следует информация о происхождении термина «толерантность».

На рубеже ХVIII- XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский.  Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связано понятие «толерантности».

Введя эту историческую справку, пришло время дать определение слову «толерантность» с обсуждением понятий, в него входящих.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантность – глобальная проблема, волнующая население всего Земного шара. В каждом языке есть определение термина «толерантность», только звучит оно по-разному.

Далее ведущий зачитывает определения толерантности, переведенные с различных языков, с последующим обсуждением:

- В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

- Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

- В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

- В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

- В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существование чего-либо или кого-либо).

Следующим этапом проведения беседы было обращение к русскому творчеству. Ведущим рассказывается сказка, краткое содержание которой, включает в себя выбор подруги  девушкой  по имени Любовь. Помогает ей в этом волшебник, который на рассвете приводит пятерых красавиц: Радость, Удачу, Красоту, Печаль, Доброту. Любовь делает свой выбор в пользу девушки, по имени Доброта.

Далее следует обсуждение сюжета сказки учащимися. Каждому предоставляется сделать свой выбор.

Сказка ложь, да в ней намек… Но ничто так не помогает в оценке действий и принятии решений как, к сожалению, жестокая реальность. И теперь обращаем внимание учащихся на  актуальный   рассказ, в котором говорится о ситуации, подстерегающей нас в обыденной жизни. Речь в нем идет о том, как, гуляя по городу, девушка и молодой человек увидели плохо одетого пожилого мужчину, со сломанной ногой. Девушка поспешила помочь пострадавшему, проявляя толерантное поведение, а ее юноша пытался всячески этому помешать; но она все же оказала помощь пожилому мужчине, не смотря на то, что ей даже пришлось расстаться со своим молодым человеком.

Студенты высказывают свое мнение, делясь аналогичными случаями из  жизненного опыта.

Ведущий обращает внимание на два пути  развития личности: толерантный (поведение девушки) и интолерантный (поведение юноши). Закрепляются в сознании учащихся эти понятия.

Затем ведущий плавно подводит  к мысли о том, какова атмосфера в их коллективе, по какому пути происходит развитие их отношений, каковыми личностными  качествами  пользуются ученики в урегулировании конфликтных ситуаций. Идет обсуждение; по его окончании ведущий представляет на суд участников еще один рассказ-притчу, в котором говорится о большой и дружной семье, в которой царили мир, лад, не было ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Владыка страны прибыл в село, где жила эта семья и попросил старца - главу семьи - написать, как можно добиться такой идиллии. Старец написал на листе бумаги всего три слова: любовь, прощение и терпение.

Участниками обсуждается вопрос о достаточности этих качеств, для согласия в семье, есть ли необходимость включения еще каких-либо понятий.

После этого ведущий обращает внимание  студентов, что группа – это тоже семья, только ученическая; что работа по формированию толерантности должна быть связана не только с обучением конкретных навыков толерантного поведения, но и с каждодневной работой над собой. Хочется пожелать, чтобы в Вашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ругани и ссор -  все  это возможно и  достижимо, если нормализовать психологический микроклимат группы.

 

            Приложения

Сюжет сказки

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему?

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)