Проблемы качества образования в организациях системы среднего профессионального обучения

Медведева Светлана Владимировна

С.В. Медведева, преподаватель,

 высшая квалификационная категория,

 ГАПОУ СО «Режевской политехникум»,

г. Реж, Свердловская область

Проблемы качества образования в организациях системы среднего профессионального обучения

 

 Аннотация. Рассмотрено понятие «качество образования» в среднем профессиональном образовании. Показаны противоречия,  предъявляемые к специалистам среднего звена со стороны разных групп потребителей. Выделены основные проблемы качества образования, которые существуют в среднем профессиональном образовании.

Ключевые слова: качество образования, потребители услуг системы СПО, противоречия и проблемы качества образования в системе СПО.

Среднее профессиональное образование является промежуточным звеном между средним общим и высшим образованием. Среднее профессиональное образование (СПО) готовит специалистов рабочих профессий по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, а также специалистов по программам подготовки специалистов среднего звена. Поэтому оно развивается,  как звено в системе непрерывного образования и призвано удовлетворять потребности студентов и их родителей, общества в лице работодателей и государства, как заказчика образовательной услуги. Всех участников образовательного процесса СПО волнует вопрос качества образования, а проблема качества образования всегда является объектом исследования педагогической теории. Однако на современном этапе развития общества проблема качества образования  приобретает новое звучание. В современном профессиональном образовании качество образования рассматривается как важнейший фактор устойчивого развития страны, ее технологической, экономической, информационной и нравственной безопасности. Качество  профессионального образования  оценивается организациями потребителями выпускников системы среднего профессионального образования: предприятиями, на которых работают выпускники, вооруженными силами РФ, где они проходят срочную службу, обществом, в котором они живут.

       В педагогической науке встречаются  совершенно разные, и даже противоречивые подходы к определению понятия качество образования. Анализ литературы позволяет выделить четыре основные подхода к вопросу качества образования в отечественной педагогической теории и практике, каждая из которых отличается идеей соответствия: стандарту, применению, стоимости и  потребностям.

 Ученые и практики тему качества образования чаще всего рассматривают по отношению только к отдельному типу образования: школьное, профессиональное  или высшее образование, а не ко всей системе образования в целом. Одни авторы используют понятие качество школьного образования как совокупность свойств, которая обуславливает его способность удовлетворять социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств (В.П. Панасюк 2000,  с. 18). По мнению других авторов интерес представляет среднее образование, а решение вопроса о его качестве зависит от соотношения структуры содержания образования и цели всестороннего развития личности (B.C. Леднева 1989, с 4).

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» качество образования понимается как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность. Оценка качества – это систематическая проверка того, насколько объект способен выполнять установленные и предполагаемые требования. Данная формулировка соответствует современным требованиям, т.е. федеральным государственным образовательным стандартам, которые содержат требования к результатам освоения образовательной программы и являются критериями для оценки качества образования в образовательных организациях системы СПО.

Сегодня стандарты являются главным средством государственного регулирования качества образования. По требованиям, зафиксированным в стандарте, осуществляется контроль деятельности образовательной организации в виде лицензирования, аттестации и аккредитации. Эти требования являются критериями оценки деятельности образовательной организации. На их основе осуществляется сравнительный анализ образовательных программ и изучение опыта развития образования. Значительная роль стандарта и как основы государственного финансирования образования. Если в соответствии с требованиями стандарта образовательная организация системы СПО дает достаточное качество, то по результатам замеров этого качества можно дифференцировать выделение государственных средств на развитие образования.

В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.

Таким образом, качество образования можно рассматривать как понятие многогранное и многомерное. Оно включает совокупность существенных свойств образования, соответствующую современным требованиям педагогической науки и практики и способную удовлетворить образовательные потребности общества и работодателей,  студентов и их родителей,  государства как заказчика образовательной услуги.  Из всего вышесказанного следует, что наиболее полным и обобщенным являются следующие определения понятия «качество образования» для образовательных организаций системы СПО.  «Качество образования - социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие компетенции обучающейся молодежи». [ 1, с. 59  ]  Таким образов из данного понятия вытекает, что качество образования включает 3 блока: качество основных условий образовательного процесса, качество реализации образовательного процесса, качество результатов образовательного процесса.

Как показывает анализ определений, качество образования – это комплексный показатель  соотношения цели и результата обучения, который   обеспечивает степень удовлетворения ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг, определенного уровня знаний, умений, навыков, компетентностей и компетенций, умственного, физического и нравственного развития личности.

Анализ    научных    работ,    посвященных    проблеме    повышения качества образования в СПО, позволил выявить проблему, связанную с отсутствием четких норм, стандартизированных параметров и  рекомендаций для административно-управленческих работников учреждений среднего профессионального образования в области управления качеством  и недостаточной психолого-педагогической квалификацией административно-управленческого и  преподаватель­ского состава. Нерешенность этой проблемы приводит к сохранению традиционной ориентации учебно-воспитательного процесса на обеспечение знаний, умений и навыков в подготовке выпускников и ограни­чивает возможности преподавателя в выборе современных форм, методов, средств и технологий обучения. Таким образом, нерешенность названной проблемы не способствует реализации инновационных преобразований в организациях среднего профессионального образования.

Анализ психолого-педагогической и специальной литера­туры по проблеме качества образования, а также анализ требований, предъявляемых к специалистам среднего звена со стороны потребителей, позволил выявить следующие противоречия между:

  • необходимостью обеспечения гарантий качества среднего                          профес­сионального образования, что подтверждается требованиями профессиональных и международных (WS) стандартов;
  • требованиями всех групп потребителей к качеству подготовки специалистов и отсутствием механизмов их выявления и учета при проектировании  основных профессиональных образовательных программ;
  • недостаточной подготовкой руководителей и
    преподавателей в области качества образования;
  • необходимостью использования личностно-ориентированного и
    модульно-компетентностного подходов в процессе подготовки специалистов;
  • ориентацией существующей в учреждениях среднего профес­сионального образования практики, направленной на формирование и оценку «знаниевой» компоненты в подготовке выпускников;
  • необходимостью управления качеством образовательной деятельности
    и недостаточной проработкой этих вопросов в теории и практике среднего профессионального образования.

Образовательные организации, оценивают качество образования, как результат своей деятельности более конкретно,  и      определяют качество образования по отношению к результатам образовательного процесса (цифры, показатели государственного задания). По отношению к самому образовательному процессу (что и как можно изменить и скорректировать  в теоретическом и практическом обучении, прохождении учебной, производственной и преддипломной практик), а также по отношению к образовательному учреждению, осуществляющему образовательный процесс с соответствующими результатами в целом.

На сегодняшний день можно выделит три основные проблемы качества образования, которые существуют в среднем профессиональном образовании: методологическая, проблема оценки качества образования и проблема ресурсного обеспечения. [3, с. 127].

Методологическая проблема.  Она  касается  вопросов  содержания  и  сущности  основного  понятия  «качество  среднего  профессионального  образования» .  Необходима  разработка  методологического  инструментария  выявления,  изучения  и  учета  всех  возможных  потребителей  профессиональных  знаний.  Обобщенные  критерии  качества  подготовки  специалистов  среднего  звена  включают  следующие  группы:  удовлетворенность  работодателя  (производство);  выпускник  (личность);  социум  (общество)  высшей  школы  как  потребитель  выпускников  среднего профессионального образования (система  образования). 

Проблема оценки качества образования, так как отсутствуют четкие нормы, стандартизированные параметров и  рекомендации для административно-управленческих работников учреждений среднего профессионального образования в области управления качеством. Здесь  главным  является  оценочный  компонент,  ориентируемый  на  выявление  соответствия  между  целями  и  результатами  образовательного  процесса.  Это,  в  свою  очередь,  требует  разработки  объективного  многоуровневого  педагогического  инструментария,  позволяющего  осуществить  количественную  оценку  результатов  —  мониторинга  качества  подготовки  специалистов.  Целесообразно  усилить  диагностическую  подготовку  и  переподготовку  инженерно-педагогических  работников,  разрабатывать  и  накапливать  диагностические  методики  для  совершенствования  системы  управления  образованием. 

Проблема ресурсного  обеспечения  качества  подготовки  специалистов.  Для  того  чтобы  образовательное  учреждение  добивалось  стабильно  высокого  качества  подготовки  выпускников,  необходимо  обеспечить  кадровые,  методические,  информационные,  материально-технические,  нормативно-правовые  и  финансовые  составляющие  профессионального  обучения.

Список источников

  1. Голубева, А.И. Построение модели управления качеством образовательной деятельности в ссузе / А.И. Голубева, Е.Н. Перевощикова // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 2. - 0,37 п.л., авт. - 0,19 п.л. [Электронный ресурс]: библиотека диссертаций, режим доступа: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/upravlenie-k...(свободный доступ). – Дата доступа: 03.02.2018.
  2. Ибрагимов Г.И., Качество среднего профессионального образования в современных условиях [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Минск: Белорусская цифровая библиотека LIBRARY.BY, 06 ноября 2007.Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/shkola/readme.p... (свободный доступ). – Дата доступа: 03.02.2018.
  3. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии/Сб. ст. по материалам XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 12 (35). Часть II. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. 126 с.
  4. Трондина А. Х. Качество профессионального образования в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов СПО и рынка труда. Режим доступа https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik...(свободный доступ). – Дата доступа: 03.02.2018.