ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ СПО КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ
В работе рассмотрена проблема обеспечения качественным профильным образованием студентов учреждений СПО России. Схематически представлена система формирования профессионального мастерства студентов. Автором предложены и теоретически обоснованы к практическому внедрению мероприятия по усовершенствованию системы подготовки рабочих кадров и специалистов в рамках образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ СПО КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ | 42.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение современным качественным профессиональным образованием, соответствующим требованиям постоянно изменяющейся экономики, – достаточно затратный процесс, как в материальном, так и в интеллектуальном измерении. Недостаточно только обеспечить финансирование учреждений СПО для улучшения материально-технической базы. От разработки и внедрения новых методов обучения, соответствующих лучшим мировым стандартам, также не будет пользы, если не изменится менталитет и подходы к решению возникающих проблем.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. было разработано и утверждено распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р.[1]
Распоряжением утвержден комплекс мер, направленный на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы, а также целевые индикаторы и показатели его исполнения. В комплекс мер входит несколько стратегических направлений, среди которых, как считает автор данной работы, краеугольным является обеспечение соответствия квалификации выпускников учреждений СПО требованиям современной экономики.
Автор работы считает, что данная практика необъективна, поскольку существует вероятность упустить какую-либо кандидатуру в силу нераскрывшегося потенциала. Руководство учреждений среднего профессионального образования в данных вопросах попадает в трудную ситуацию еще и потому, что от компетенции каждого студента-выпускника сегодня зависит, захочет ли работодатель следующий раз обратиться за новыми работниками в данное учреждение СПО.
Процесс подготовки выпускников рабочих профессий, как основного обеспечивающего фактора для современной экономики, а следовательно, экономического роста России, подразумевает необходимость использования и адаптации зарубежного опыта. Предлагается адаптировать к внедрению во всех учреждениях СПО Российской Федерации «кружки контроля качества», которые появились в 1962 году в Японии с целью обеспечения возможности каждому члену предприятия проявить свои профессиональные способности в рамках необходимости решения одновременно двух задач:
1. Массовое обучение работников предприятия конкретным методам и приемам повышения качества продукции.
2. Использование творческих способностей людей для решения проблем производства[2].
В практике Японии обычно кружок контроля качества имеет план работы на год, а число разрабатываемых тем зависит от количества членов кружка и колеблется от 3 до 5. Перед каждым участником кружка ставится определенная задача, а затем контролируется ее поэтапное выполнение. Цели кружка контроля качества всегда очень конкретны: за данное время при помощи определенных методов обеспечить определенное повышение уровня качества.
Кружки контроля качества собираются обычно 1-2 раза в месяц, чаще всего после работы, во время обеда или в выходные дни. В некоторых компаниях собрания кружков являются добровольными; в ряде компаний они проводятся в рабочее время. Ни в один из кружков не входит инженер или менеджер, поэтому рабочие не испытывают при выступлениях стеснения из-за того, что не всегда выдвигаемые предложения оказываются технически грамотными. Высказаться имеют право все члены кружка; в столкновении мнений выясняются достоинства и недостатки вносимых предложений.
Кружки качества получили распространение более чем в 50 странах мира, но такого эффекта, какой получен от них в Японии, не дали; однако признано, что кружки качества дают пользу и их следует поддерживать. Системы формирования кружков качества, обучения методам контроля, рационализации - сходны в основном в Японии, США и Европе, но в других вопросах различие кружков качества опирается на национальные различия и традиции.
Донской политехнический колледж (г. Донской Тульской области), как и все из 4825 колледжей Российской Федерации, представлен большим количеством студий и секций по различным творческим направлениям. Однако автор работы считает, что данные студии (секции) не смогут развить профессиональное мастерство студентов. Требуется внедрить именно кружки профессионального мастерства, которые крайне необходимы для системы среднего профессионального образования. С первых дней формирования профессионала в стенах любой образовательной организации очень важно воспитать любовь к выбранной профессии (специальности). Творческий стимул универсален, ибо в любой области деятельности, в любой профессии можно постоянно открывать нечто новое. Профессиональное техническое творчество привлечет внимание обучающегося как к самому замыслу труда, так и к процессу его осуществления.
Понимая всю ответственность за предложенные мероприятия, предлагаем начать повсеместное внедрение кружков профессиональных качеств с Донского политехнического колледжа, поскольку в этом среднем профессиональном учреждении имеется вся необходимая материально-техническая база, высокопрофессиональный педагогический коллектив и мастера производственного обучения, автор разработки является студентом данного колледжа.
Методическая служба колледжа проводит мониторинг изменений в технике и технологиях для своевременного внедрения в образовательный процесс, используются разработки вопросов индивидуального подхода преподавателей к обучающимся, что особо важно для всестороннего развития личности. Это позволит на профессиональном уровне организовать первые в Российской Федерации кружки профессиональных качеств.
Техническое творчество в рамках кружков профессиональных качеств позволит не только отражать и воспроизводить существующую природную реальность, но и создавать новую техническую среду общества – своеобразную материальную среду жизнедеятельности людей. В процессе технического творчества будет происходить проверка полученных знаний, их подтверждение или опровержение, а также постановка новых технических проблем и сбор фактического материала как экспериментальная основа для новых разработок и достижений, а также определение индивидуальных профессиональных интересов студентов.
Проанализировав Федеральные государственные образовательные стандарты профессий и специальностей различных направлений подготовки, можно утверждать, что создание кружков профессиональных качеств не будет иметь препятствий со стороны Министерства образования Российской Федерации. Например, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте» подразумевает освоение студентом не только профессиональных, но и общих компетенций, которые необходимы для формирования востребованного специалиста для современного рынка труда.[3].
Для конкретизации предложений по внедрению кружков профессиональных качеств, к примеру, по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте», предлагаем следующее тематическое планирование (табл. 1).
Таблица 1
Примерный укрупненный план функционирования кружка профессиональных качеств
Проблемные вопросы | Решение | Форма реализации |
Моделирование логистических автомобильных маршрутов | Разработка пригородных, городских, междугородных автомобильных маршрутов | Моделирование с использованием информационно-компьютерной техники |
Оптимизация использования документооборота | Разработка собственных макетов технической документации, учета складского хозяйства и др. | Подготовка эссе, обсуждение |
Сегментирование отдельных проблем в кадровой политике на предприятиях автомобильного транспорта | Разработка организационных структур с учетом конкретного предприятия | Деловые игры, обсуждение с привлечением специалистов предприятий автомобильного транспорта |
В Донском политехническом колледже работа по приему членов в кружки профессиональных качеств должна начинаться во втором полугодии для того, чтобы первокурсники сразу начали понимать всю важность выбранной профессии (специальности). Первокурсники еще не успевают освоить азы выбранной профессии (специальности), а учить теорию без практики очень тяжело. Студентам хочется быть личностями, непохожими друг на друга, поэтому занятия в кружках профессиональных качеств сыграют определяющую роль в формировании компетентности будущего профессионала.
Для успешного внедрения кружков профессиональных качеств в практику работы Донского политехнического колледжа предлагаем систему обеспечивающих мероприятий, а именно:
1. Поддержку директора колледжа. Без внимания директора к кружкам профессиональных качеств невозможно их успешное функционирование, наступит спад активности, первоначальный энтузиазм затихнет.
2. Инженерное обеспечение: определение производственных условий, помощь в выборе тематики, обучение приемам работы, творческий поиск решений; активная работа «штабов кружков профессиональных качеств».
3. Систему сбора, рассмотрения и внедрения предложений кружков, контроль за этим процессом со стороны администрации.
4. Обязательное привлечение в работу кружков представителей социальных партнеров и работодателей, что позволит заранее формировать профессиональный интерес работодателей к конкретным обучающимся, а также скорректировать круг решаемых вопросов кружков.
5. Систему обмена полученными достижениями как внутри колледжа, так и в региональном, отраслевом и общероссийском масштабе.
Пятый пункт системы обеспечивающих мероприятий потребует, помимо формирования и внедрения кружков профессиональных качеств в каждом учреждении СПО по обучаемым профессиям и специальностям, создание единого всероссийского студенческого профессионального информационного портала. Острая необходимость в подобном портале возникнет потому, что различные образовательные профессиональные организации выкладывают информацию о проводимой работе со студентами только на свой официальный сайт, что исключает возможность общения студентов различных учреждений СПО, в рамках повышения профессионального мастерства. То есть предлагается по принципу существующих социальных сетей создать единую сеть для всех учреждений СПО России, благодаря которой члены будущего «Всероссийского профессионального студенческого общества» смогут расширить свои знания в их будущей профессии (специальности), а также получить возможность для обмена опытом и повышения их квалификации. Предлагаемые к внедрению в систему обучения учреждений СПО кружки профессиональных качеств позволят значительно усовершенствовать процесс формирования профессиональных качеств студентов.[4]
Автор обращает внимание на то, что в предлагаемом к осознанно отсутствует блок «Дипломирование», поскольку основой успеха в техническом творчестве является, прежде всего, профессиональная компетентность студентов, а процесс дипломирования лишь подводит итог под процессом обучения. В практике замечено, что и отстающие в учебе обучающиеся практически всегда достигают значительных успехов, и уже, как следствие занятий, улучшается их общая успеваемость.
Необходимость расширения уровня профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистовс помощью создания кружков профессиональных качеств также обусловлена рекомендациями Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, который 3 декабря 2015 года выступил с ежегодным посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. В послании был затронут целый ряд вопросов, в том числе и предстоящий мировой чемпионат по профессиональному мастерству «WorldSkills Competition» в Казани в 2019 году. «Мы должны сформировать целую систему национальных соревнований для рабочих кадров. Предлагаю назвать эту систему - «Молодые профессионалы». Очень важное направление»[5].
С 26 по 30 октября 2015 года в Тульской области проходил первый чемпионат по методике движения «WorldSkills Competition», в котором 73 участника из 27 профессиональных образовательных организаций боролись за звание лучших в своей компетенции, а также за право представлять Тульскую область на чемпионате Центрального федерального округа, который пройдет весной 2016 года. Победители определялись по следующим направлениям: строительство, промышленность, сфера услуг, обслуживание гражданского транспорта, химические технологии, дизайн, сельское хозяйство. Донской политехнический колледж представлен студентами-участниками соревнований, а по результатам конкурса студенты колледжа завоевали три призовых места в различных направлениях. Полученные достижения подтверждают право инициативы начинания внедрения «кружков профессиональных качеств» именно на базе Донского политехнического колледжа в тесном сотрудничестве со всеми учреждениями СПО Российской федерации и Министерством образования.
Библиографический список
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]/URL: http://Минобрнауки.рф (дата обращения 06.12.2015).
- Устав ГПОУ ТО «Донской политехнический колледж» [Электронный ресурс]/URL: http://politehdon.ru/ (дата обрашения 07.12.2015).
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Акад. народ. хозяйства при Правительстве РФ. – М.: Дело, 2007, 704 с.
- Драчева Е. Л., Юликов Л. И. Менеджмент: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2009, 288 с.
- Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении [Текст] / Е. И. Варченко // Молодой ученый. — 2013. — №3. — с. 471-474.
- Сахьянов Л.Н. Управление качеством образовательного процесса как педагогическая проблема // Вестник Томского государственного педагогического университета: - 2013. - № 1 (129). - с. 144-148.
[1]Министерство образования и науки России [Электронный ресурс] http:// минобрнауки.рф/проекты/комплекс-мер-совершенствования-спо
[2]Менеджмент. Электронный учебник. Японская модель управления //http://www.about-management.ru/t3r30part1.php
[3] Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N 376 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)» (Зарегистрирован в Минюсте России 29.05.2014 N 32499) [Электронный ресурс]//Консультант плюс.- URL: http://www konsultant.ru (дата обращения 07.12.2015).
[4] Источник: Разработано самостоятельно
[5] Послание Президента Федеральному Собранию РФ [Электронный ресурс]//Сайт Президента РФ.- URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173 (дата обращения 07.12.2015)