Проблемы текущей системы образования
Современная парадигма образования, основанная на подушном финансировании образовательных учреждений, имитации успешности текущей модели образования, нацеленной на формирование компетенций вместо старой советской модели, основанной на формирование знаний, умений и навыков, с моей точки зрения полностью провалилась. Доказательством этого факта является снижение качества российского образования по сравнению с советским, хотя формально современная доктрина декларирует повышение качества образования.
У этого несколько причин:
1) Подушное финансирование образовательных учреждений ставит жирный крест на качестве подготовки обучающихся. Деньги образовательным учреждениям дают за количество обучающихся, что на практике означает стремление образовательных учреждений любой ценой сохранить контингент, даже ценой не-отчисления студентов, которые откровенно забили на учёбу. Преподавателям приходится рисовать учащимся оценки (особенно тройки). Это сильно дестимулирует остальных и снижает общее стремление группы/класса к учёбе.
2) Сильная перегруженность преподавателей нагрузками, не связанными непосредственно с учащимися и учебным процессом, а нацеленная на имитацию доказательства успешной деятельности как своей, так и учреждения: бесконечные отчёты, мероприятия, погоня за грамотами, публикациями, категориями, рейтингами и прочей чепухой. Сложился парадокс – чем больше преподаватель занимается организационными проблемами вокруг своей деятельности, тем меньше он занимается непосредственно обучением и воспитанием учащихся.
3) Доктрина образования, нацеленная на формирование компетенций.
Советская модель образования была нацелена на формирование у учащихся знаний, умений и начальных навыков (ЗУНов), а компетенции человек приобретал сам в процессе последующей профессиональной деятельности и своего личного опыта. И эта модель признана самой эффективной в мире.
Современные ФГОСы 3-го поколения объявили главной целью образования формирование общих и профессиональных компетенций у учащихся. Это сильно усложнило учебный процесс, потому что, например, математик по нынешней модели должен извернуться и сформировать у учащихся компетенции, которые не являются предметом изучения математики. И так для каждой дисциплины.
Фельдшер, например, должен быть готов осуществлять диагностическую деятельность кучи разных заболеваний и ситуаций, а соответствующий профессиональный модуль является по сути справочником по диагностике разных заболеваний, который невозможно выучить. То же самое в области профилактической и лечебной деятельности. Короче говоря, в угоду формирования эфемерных компетенций они разбили заболевания на разные виды деятельности (диагностическую, лечебную, профилактическую и др.) и каждая преподаётся как отдельный профессиональный модуль.
Сравните это со старым подходом, когда студенты изучали каждое заболевание как целостное явление (причины возникновения, диагностику, лечение, профилактику и реабилитацию) – это целостная и стройная картина знаний, которая легко поддаётся усвоению и запоминанию. А компетенции, начальные навыки и опыт формировались на учебной и производственной практике, а в последствии в процессе профессиональной деятельности.
Знания и умения можно передать, получить, расширить, проконтролировать, а затем использовать в практической работе. Для каждого человека знания и умения, полученные в процессе обучения, превращаются в его личный капитал.
А что такое компетенция? Рассмотрим несколько определений, взятых из интернета.
Компетенция - область знаний, круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен.
Изначально у учащегося область знаний и круг вопросов, в которых он должен быть хорошо осведомлён, стремится к нулю. Это в процессе обучения он приобретает новые знания и расширяет круг вопросов, в которых он начинает постепенно разбираться. Образовательное учреждение с нуля формирует базу знаний и умений – основу для формирования будущих компетенций, но не сами компетенции.
Компетенция — совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно-продуктивной деятельности.
А это уже из области генетики. Данное определение вообще не гарантирует формирование каких-либо компетенций, если личность не обладает заданными базовыми качествами.
Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Из данного определения видно, что компетенция – это сущность, в основе которой лежат всё те же знания и умения. То есть, сначала надо иметь знания, умения и опыт, а потом на базе этого формируется компетенция.
Ставить целью образовательному учреждению сформировать компетенции у учащихся с нулевыми исходными знаниями, умениями и уж тем более отсутствием практического опыта у учащихся – это всё равно, что маленького ребёнка заставить водить автомобиль.
Есть и другие аспекты, которые делают формирование компетенций у учащихся недостижимой целью.
ФГОСы почему-то установили приоритет теоретических (лекционных) занятий, на которых преподаватель – это говорящая голова, а студенты – слушатели. Лекции являются пассивной формой обучения, на них формируются даже не знания, а представления или самые начальные знания, не говоря уже о компетенциях, которые на лекциях не формируются в принципе. Так, по информатике соотношение между теорией и практическими занятиями составляет 66,6% и 33,3%. Создатели ФГОСов, видимо, сочли, что информатику нужно изучать на доске.
Кроме того, образовательные программы колледжей перегружены откровенно ненужными дисциплинами. Например, медики все 4 года в большом объёме изучают иностранный язык, и в итоге его не знают. Кому нужна такая профанация? Или у них слишком много физкультуры, от которой студенты всеми правдами и неправдами пытаются откосить, доставая всякие справки и переходя в спец.группы по состоянию здоровья, для которых посещение физкультуры можно назвать весьма условным.
Таким образом, цель формирования компетенций является красивой идеей, но недостижимой, и потому бессмысленной.